ЧОУ ДПО «Центр Знаний» КПК «Практический опыт реализации и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС»
Методы работы с детьми с ограниченными возможностями
-
Краткая аннотация: В статье идет речь об особенностях обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном классе, приводятся примеры из собственного педагогического опыта по использованию элементов педагогических технологий, методов и приёмов в работе с детьми с ОВЗ.
-
Содержание
-
Введение
-
2.2.Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
2.3.Особенности организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ
2.4. Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
2.5. Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности
2.6.Заключение
-
Список используемых источников и литературы
2.1 Введение
Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в переходе от признания приоритетности знаний, умений и навыков (ЗУН) к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих достижение планируемого результата.
На сегодняшний день в системе общего образования особой проблемой остаётся стойкая неуспеваемость некоторых учащихся, вследствие чего к окончанию школы проблематично достижение требуемых ФГОС НОО личностных, метапредметных и предметных результатов. В каждом классе обязательно есть от одного до нескольких учеников, которые плохо справляются с учебной программой. Как вовремя распознать такого ученика, узнать его специфические проблемы, а главное, как помочь ему их преодолеть?
2.2 Общая
характеристика
детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с
ограниченными возможностями - это дети,
имеющие различные отклонения психического или физического плана,
которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие
детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут
выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами",
"дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в
обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того
или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с
точки зрения общества, развития.
Потеря слуха
на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет
к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется
возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными
анализаторами.
Таким образом, детьми с ограниченными
возможностями здоровья можно считать детей с нарушением
психофизического развития, нуждающихся в специальном
(коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной
В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных
детей относятся:
-
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
-
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
-
Дети с нарушением речи (логопаты);
-
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
-
Дети с умственной отсталостью;
-
Дети с задержкой психического развития;
-
Дети с нарушением поведения и общения;
-
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка).
Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей...). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (в дальнейшем - ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека.
Очевидно, что слепота и глухота есть факторы биологические, а не социальные. “Но все дело в том, - писал Л.С. Выготский, - что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями”. Сложность структуры атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Так, повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота - вторичным дефектом. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения и воспитания при максимальном использовании сохранных анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности.
Интеллектуальная недостаточность, возникшая в
результате первичного дефекта - органического поражения коры
головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в
деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия
и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического
мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе
социокультурного развития ребенка. Третичные недостатки -
недосформированность психических свойств личности умственно
отсталого ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее,
недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенная или заниженная
самооценка, негативизм, невротическое поведение. Принципиальным
моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут
влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится
целенаправленная и систематизированная
коррекционно-реабилитационная работа.
Важной
закономерностью является соотношение первичного и вторичного
дефектов. В связи с этим Л.С. Выготский писал: “Чем дальше отстоит
симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и
лечебному воздействию. Получается на первый взгляд парадоксальное
положение: недоразвитие высших психологических функций и высших
характерологических образований, являющееся вторичным осложнением
при умственной отсталости и психопатии, на деле оказывается менее
устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем
недоразвитие низших, или элементарных процессов, непосредственно
обусловленное самим дефектом”. Согласно этому положению Л.С.
Выготского, чем дальше разведены между собой первичный дефект
биологического происхождения и вторичный симптом
(нарушение в развитии психических
процессов), тем более эффективна коррекция и
компенсация последнего с помощью психолого-педагогических и
социокультурных средств.
-
В процессе атипичного развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка, которые являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Например, у детей лишенных зрения, остро развивается чувство расстояния (шестое чувство), дистантное различение предметов при ходьбе, слуховая память, осязание и т.д. У глухих детей - мимическое жестовое общение.
Данная положительная оценка определенных проявлений своеобразного нетипичного развития - необходимое основание для разработки системы Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека; -
Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно - реабилитационной работы с ним.
Специального
обучения и воспитания с опорой на позитивные возможности детей.
Источником приспособления детей с ограниченными возможностями к
окружающей среде являются сохранные психофизические функции.
Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным
использованием функционального потенциала сохранных систем. Глухой
ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы. Для
слепого ведущими становятся слуховой анализатор, осязание,
обонятельная чувствительность. Учитывая конкретность мышления
умственно отсталых детей и относительно сохранные резервы
восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному
материалу, предметно-практической деятельности.
Таким образом, на развитие
ребенка с ограниченными возможностями будут влиять четыре
фактора.
-
Вид (тип) нарушения.
-
Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.
2.3.Особенности организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ
Необходимо ли обучение для больных детей и — в особенности — детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения? Казалось бы, вряд ли уместна такая постановка вопроса.
Действительно, не вызывает возражений утверждение о необходимости учиться всем детям школьного возраста (и детям с хроническими заболеваниями, в частности). Вопрос стоит в другой плоскости — как это сделать оптимальным образом для каждого ребенка?
Серьезную проблему для больных детей и детей-инвалидов представляет профессионализация после окончания школы. В связи с имеющимися хроническими заболеваниями и инвалидностью выпускники таких школ не всегда могут получить высшее или среднее специальное образование, трудоустроиться и в целом определиться с выбором профессии, поскольку сталкиваются с целым рядом ограничений.
Цель: помочь каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Оказать информационную и психологическую помощь детям-инвалидам и членам семей детей-инвалидов
Задачи:
-
Определить положительные возрастные потребности и интересы ребенка
-
Обеспечить эмоциональную насыщенность общей деятельности, организовать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников.
-
Создать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
-
Утвердить радостный, мажорный стиль жизни детской личности
-
Учитывать положительное воздействие общественного мнения
-
Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания
Структура:
1. Диагностика личностного потенциала
1.1Составляется характеристика учащегося:
а) отношение к занятиям (желание учиться, отношение к успехам, стремление выполнять все требования и рекомендации педагога, сознание значимости дополнительного образования)
б) уровень сформированности навыков познавательной деятельности воспитанника (умение планировать работу, умение выделять главное в работе, умение осуществлять самоконтроль, уровень настойчивости)
в) ведущие интересы и склонности
г) культурный кругозор (начитанность)
д) общественная и трудовая активность (инициативность, отношение к труду, добросовестность, заинтересованность в делах семьи)
е)состояние здоровья, отношение к здоровому образу жизни
ж) нравственная воспитанность (сформированность товарищества, гуманизма, сознательной дисциплины, степень развитости чувства долга, честность, порядочность)
з) рекомендации ученику по дальнейшей работе над своим характером.
1.2.Проведение диагностики учащегося путем анкетирования, тестирования.
1.3 Проведение психологических тестов
2. Отслеживание результатов деятельности
1 этап – диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
2 этап – коррекционно-развивающий
Его цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка. На основе диагностических данных педагогом и ребенком определяются цели собственного развития на предстоящий период времени и план их реализации.
Основные направления:
Развитие эстетической культуры
Цель: формировать свою среду, свои действия по эстетическим критериям восприятия прекрасного
Интеллектуальное развитие
Цель: формировать целостность научной картины мира
Саморазвитие
Цель: формировать самосознание, становление активной позиции
Развитие патриотизма и гражданственности
Цель: формировать воспитание любви к школе, родному городу, краю
Развитие нравственности
Цель: формировать гуманистические отношения к окружающему миру
Развитие творчества
Цель: развивать творческие способности
Здоровьесберегающее развитие
Цель: формировать стремление к здоровому образу жизни
Методы и приемы по основным направлениям:
-
индивидуальные развивающие занятия,
-
психологические тренинги,
-
беседы,
-
тестирование,
-
анкетирование,
-
диагностирование
-
консультации
-
поручения
-
просмотры фильмов
-
изучение литературы
-
участие в проектной деятельности
-
посещение семьи
(учитывая ограниченные возможности ребенка, данные методы могут реализоваться дистанционно с помощью:
Ожидаемые результаты:
1. Расширение кругозора воспитанника
2. Возможность начать осуществление профессиональной деятельности еще до окончания школы, освоить первичные навыки, необходимые для профессий, требующих владения информационными технологиями
3. Сказать самому себе «Я- как все»
4. Уметь делать полезное не только для себя, но и уметь произвести хорошее впечатление на окружающих
5. Научить любить жизнь, научить преодолевать трудности и уметь протянуть руку помощи.
2.4 Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
В целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом используются следующие методические приемы:
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Работа на компьютерном тренажере.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование системы оценок достижений учащихся.
Не менее важная задача, стоящая перед нашими педагогами - это выявление одаренных детей среди детей с ОВЗ. Психолого-педагогическая поддержка детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации и высокий уровень обучаемости, осуществляется педагогами школы и сотрудниками службы сопровождения. На этапе диагностической работы определяется группа сопровождения. При входной диагностике (при поступлении в школу, в первый год обучения) для каждого ученика разрабатывается индивидуальная программа сопровождения. Совместная работа педагогов и сотрудников психологической службы предполагает постоянное взаимодействие по вопросам развития ребенка, имеющего повышенный уровень развития основных психических процессов
Организация процесса познания – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями школ, где обучаются дети с ограниченными физическими возможностями. Познавательная деятельность – это средство достижения главной цели – самоопределения детей–инвалидов в нашем обществе и их социальная адаптация
-
Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности
Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели. Успешное обучение без мотивации невозможно. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности - оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося
Роль
компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей
обучающегося может сыграть высокая позитивная мотивация, однако
этот принцип не работает в обратном направлении – никакие
способности ученика не могут заменить отсутствие учебного мотива
или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в
учебе.
Существует ряд форм и методов, применение которых способствует
повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую
очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое
зависит от мастерства учителя, его умения организовать учебный
процесс, его творческого поиска. Порою в результате творческого
поиска рождаются интересные нестандартные формы обучения, что
позволяет повысить интерес к предмету или вернуть уже
утраченный.
Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет не в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков:
-
урок-практикум,
-
урок-путешествие,
-
урок-экскурсия,
-
урок-ролевая игра,
-
урок-игра,
-
урок-аукцион,
-
урок-сказка,
-
интегрированный урок.
Урок–исследование.Такая форма проведения урока относится к
проблемному методу обучения, являющимся мощнейшим способом
повышения интереса к изучаемому предмету. В начале
урока–исследования перед учащимися ставится проблема или тема
урока, сформулированная в виде вопроса, и в течение урока учащиеся
должны найти решение проблемы или ответ на вопрос. Учащиеся на
уроке проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают
предположения, формулируют выводы и т.п. На таких уроках дети
заинтересованы конечным результатом. Уроки–исследования хорошо
вписываются, например, в тематику уроков биологии в 6 классе, где
можно за объект исследования брать свойства воздуха, воды, почвы,
т.к. при ознакомлении со свойствами предполагается проведение
опытов, наблюдение за объектами и формулирование выводов. Также
исследование может быть проведено на уроках биологии и в других
классах. Например:
- в 7 классе исследование можно провести по темам «Условия,
необходимые для прорастания семян», «Листопад и его значение»,
- в 8 классе – «Внешнее строение и образ жизни насекомых»,
«Комнатная муха»,
- в 9 классе – «Состав крови», «Газообмен в легких и тканях» и
т.п.
Тематика уроков СБО представляет довольно большой спектр выбора тем
для уроков–исследований.
Урок–практикум. Эти уроки способствуют пробуждению потребности в познании того, что изучается на данный момент по предмету. Особое место на этом уроке занимают практические и лабораторные работы, так как именно они позволяют подвести учащихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания. И на основе данных, полученных во время практической работы, учащиеся сами делают выводы на уровне теоретических обобщений. Такие уроки проводятся по биологии и СБО в 5-9 классах.
Урок–путешествие. Уроки такой формы полностью работают на повышение мотивации ребенка к учебно-познавательной деятельности, так как предусматривают преодоление ряда этапов заданий на протяжении всего путешествия, тем самым заинтересовывая ученика, заманивая его в путь-дорогу по стране знаний. А путешествовать можно повсюду - это зависит лишь от фантазии педагога. Это может путешествие капельки крови по сосудам в организме человека, путешествие по морям и рекам с целью изучения морских и речных рыб, путешествие в царство бактерий с целью изучения их разнообразия и размножения, путешествие капельки воды по кругу с целью изучения круговорота воды в природе и т.д.
Урок–экскурсия. Экскурсии могут быть реальными, когда есть возможность посетить объект, и виртуальными, когда нет такой возможности. Ребятам это очень интересно, особенно если тема касается их личного опыта, где они могут как-либо себя проявить.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
работа с детьми с ограниченными возможностями в развитии
работа с детьми с ограниченными возможностями в развитии
ЧОУ ДПО «Центр Знаний» КПК «Практический опыт реализации и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС»
Методы работы с детьми с ограниченными возможностями
-
Краткая аннотация: В статье идет речь об особенностях обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном классе, приводятся примеры из собственного педагогического опыта по использованию элементов педагогических технологий, методов и приёмов в работе с детьми с ОВЗ.
-
Содержание
-
Введение
-
2.2.Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
2.3.Особенности организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ
2.4. Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
2.5. Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности
2.6.Заключение
-
Список используемых источников и литературы
2.1 Введение
Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в переходе от признания приоритетности знаний, умений и навыков (ЗУН) к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих достижение планируемого результата.
На сегодняшний день в системе общего образования особой проблемой остаётся стойкая неуспеваемость некоторых учащихся, вследствие чего к окончанию школы проблематично достижение требуемых ФГОС НОО личностных, метапредметных и предметных результатов. В каждом классе обязательно есть от одного до нескольких учеников, которые плохо справляются с учебной программой. Как вовремя распознать такого ученика, узнать его специфические проблемы, а главное, как помочь ему их преодолеть?
2.2 Общая
характеристика
детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с
ограниченными возможностями - это дети,
имеющие различные отклонения психического или физического плана,
которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие
детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут
выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами",
"дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в
обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того
или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с
точки зрения общества, развития.
Потеря слуха
на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет
к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется
возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными
анализаторами.
Таким образом, детьми с ограниченными
возможностями здоровья можно считать детей с нарушением
психофизического развития, нуждающихся в специальном
(коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной
В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных
детей относятся:
-
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
-
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
-
Дети с нарушением речи (логопаты);
-
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
-
Дети с умственной отсталостью;
-
Дети с задержкой психического развития;
-
Дети с нарушением поведения и общения;
-
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка).
Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей...). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (в дальнейшем - ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека.
Очевидно, что слепота и глухота есть факторы биологические, а не социальные. “Но все дело в том, - писал Л.С. Выготский, - что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями”. Сложность структуры атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Так, повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота - вторичным дефектом. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения и воспитания при максимальном использовании сохранных анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности.
Интеллектуальная недостаточность, возникшая в
результате первичного дефекта - органического поражения коры
головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в
деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия
и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического
мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе
социокультурного развития ребенка. Третичные недостатки -
недосформированность психических свойств личности умственно
отсталого ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее,
недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенная или заниженная
самооценка, негативизм, невротическое поведение. Принципиальным
моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут
влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится
целенаправленная и систематизированная
коррекционно-реабилитационная работа.
Важной
закономерностью является соотношение первичного и вторичного
дефектов. В связи с этим Л.С. Выготский писал: “Чем дальше отстоит
симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и
лечебному воздействию. Получается на первый взгляд парадоксальное
положение: недоразвитие высших психологических функций и высших
характерологических образований, являющееся вторичным осложнением
при умственной отсталости и психопатии, на деле оказывается менее
устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем
недоразвитие низших, или элементарных процессов, непосредственно
обусловленное самим дефектом”. Согласно этому положению Л.С.
Выготского, чем дальше разведены между собой первичный дефект
биологического происхождения и вторичный симптом
(нарушение в развитии психических
процессов), тем более эффективна коррекция и
компенсация последнего с помощью психолого-педагогических и
социокультурных средств.
-
В процессе атипичного развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка, которые являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Например, у детей лишенных зрения, остро развивается чувство расстояния (шестое чувство), дистантное различение предметов при ходьбе, слуховая память, осязание и т.д. У глухих детей - мимическое жестовое общение.
Данная положительная оценка определенных проявлений своеобразного нетипичного развития - необходимое основание для разработки системы Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека; -
Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно - реабилитационной работы с ним.
Специального
обучения и воспитания с опорой на позитивные возможности детей.
Источником приспособления детей с ограниченными возможностями к
окружающей среде являются сохранные психофизические функции.
Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным
использованием функционального потенциала сохранных систем. Глухой
ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы. Для
слепого ведущими становятся слуховой анализатор, осязание,
обонятельная чувствительность. Учитывая конкретность мышления
умственно отсталых детей и относительно сохранные резервы
восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному
материалу, предметно-практической деятельности.
Таким образом, на развитие
ребенка с ограниченными возможностями будут влиять четыре
фактора.
-
Вид (тип) нарушения.
-
Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.
2.3.Особенности организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ
Необходимо ли обучение для больных детей и — в особенности — детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения? Казалось бы, вряд ли уместна такая постановка вопроса.
Действительно, не вызывает возражений утверждение о необходимости учиться всем детям школьного возраста (и детям с хроническими заболеваниями, в частности). Вопрос стоит в другой плоскости — как это сделать оптимальным образом для каждого ребенка?
Серьезную проблему для больных детей и детей-инвалидов представляет профессионализация после окончания школы. В связи с имеющимися хроническими заболеваниями и инвалидностью выпускники таких школ не всегда могут получить высшее или среднее специальное образование, трудоустроиться и в целом определиться с выбором профессии, поскольку сталкиваются с целым рядом ограничений.
Цель: помочь каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Оказать информационную и психологическую помощь детям-инвалидам и членам семей детей-инвалидов
Задачи:
-
Определить положительные возрастные потребности и интересы ребенка
-
Обеспечить эмоциональную насыщенность общей деятельности, организовать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников.
-
Создать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
-
Утвердить радостный, мажорный стиль жизни детской личности
-
Учитывать положительное воздействие общественного мнения
-
Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания
Структура:
1. Диагностика личностного потенциала
1.1Составляется характеристика учащегося:
а) отношение к занятиям (желание учиться, отношение к успехам, стремление выполнять все требования и рекомендации педагога, сознание значимости дополнительного образования)
б) уровень сформированности навыков познавательной деятельности воспитанника (умение планировать работу, умение выделять главное в работе, умение осуществлять самоконтроль, уровень настойчивости)
в) ведущие интересы и склонности
г) культурный кругозор (начитанность)
д) общественная и трудовая активность (инициативность, отношение к труду, добросовестность, заинтересованность в делах семьи)
е)состояние здоровья, отношение к здоровому образу жизни
ж) нравственная воспитанность (сформированность товарищества, гуманизма, сознательной дисциплины, степень развитости чувства долга, честность, порядочность)
з) рекомендации ученику по дальнейшей работе над своим характером.
1.2.Проведение диагностики учащегося путем анкетирования, тестирования.
1.3 Проведение психологических тестов
2. Отслеживание результатов деятельности
1 этап – диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
2 этап – коррекционно-развивающий
Его цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка. На основе диагностических данных педагогом и ребенком определяются цели собственного развития на предстоящий период времени и план их реализации.
Основные направления:
Развитие эстетической культуры
Цель: формировать свою среду, свои действия по эстетическим критериям восприятия прекрасного
Интеллектуальное развитие
Цель: формировать целостность научной картины мира
Саморазвитие
Цель: формировать самосознание, становление активной позиции
Развитие патриотизма и гражданственности
Цель: формировать воспитание любви к школе, родному городу, краю
Развитие нравственности
Цель: формировать гуманистические отношения к окружающему миру
Развитие творчества
Цель: развивать творческие способности
Здоровьесберегающее развитие
Цель: формировать стремление к здоровому образу жизни
Методы и приемы по основным направлениям:
-
индивидуальные развивающие занятия,
-
психологические тренинги,
-
беседы,
-
тестирование,
-
анкетирование,
-
диагностирование
-
консультации
-
поручения
-
просмотры фильмов
-
изучение литературы
-
участие в проектной деятельности
-
посещение семьи
(учитывая ограниченные возможности ребенка, данные методы могут реализоваться дистанционно с помощью:
Ожидаемые результаты:
1. Расширение кругозора воспитанника
2. Возможность начать осуществление профессиональной деятельности еще до окончания школы, освоить первичные навыки, необходимые для профессий, требующих владения информационными технологиями
3. Сказать самому себе «Я- как все»
4. Уметь делать полезное не только для себя, но и уметь произвести хорошее впечатление на окружающих
5. Научить любить жизнь, научить преодолевать трудности и уметь протянуть руку помощи.
2.4 Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
В целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом используются следующие методические приемы:
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Работа на компьютерном тренажере.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование системы оценок достижений учащихся.
Не менее важная задача, стоящая перед нашими педагогами - это выявление одаренных детей среди детей с ОВЗ. Психолого-педагогическая поддержка детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации и высокий уровень обучаемости, осуществляется педагогами школы и сотрудниками службы сопровождения. На этапе диагностической работы определяется группа сопровождения. При входной диагностике (при поступлении в школу, в первый год обучения) для каждого ученика разрабатывается индивидуальная программа сопровождения. Совместная работа педагогов и сотрудников психологической службы предполагает постоянное взаимодействие по вопросам развития ребенка, имеющего повышенный уровень развития основных психических процессов
Организация процесса познания – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями школ, где обучаются дети с ограниченными физическими возможностями. Познавательная деятельность – это средство достижения главной цели – самоопределения детей–инвалидов в нашем обществе и их социальная адаптация
-
Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности
Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели. Успешное обучение без мотивации невозможно. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности - оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося
Роль
компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей
обучающегося может сыграть высокая позитивная мотивация, однако
этот принцип не работает в обратном направлении – никакие
способности ученика не могут заменить отсутствие учебного мотива
или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в
учебе.
Существует ряд форм и методов, применение которых способствует
повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую
очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое
зависит от мастерства учителя, его умения организовать учебный
процесс, его творческого поиска. Порою в результате творческого
поиска рождаются интересные нестандартные формы обучения, что
позволяет повысить интерес к предмету или вернуть уже
утраченный.
Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет не в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков:
-
урок-практикум,
-
урок-путешествие,
-
урок-экскурсия,
-
урок-ролевая игра,
-
урок-игра,
-
урок-аукцион,
-
урок-сказка,
-
интегрированный урок.
Урок–исследование.Такая форма проведения урока относится к
проблемному методу обучения, являющимся мощнейшим способом
повышения интереса к изучаемому предмету. В начале
урока–исследования перед учащимися ставится проблема или тема
урока, сформулированная в виде вопроса, и в течение урока учащиеся
должны найти решение проблемы или ответ на вопрос. Учащиеся на
уроке проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают
предположения, формулируют выводы и т.п. На таких уроках дети
заинтересованы конечным результатом. Уроки–исследования хорошо
вписываются, например, в тематику уроков биологии в 6 классе, где
можно за объект исследования брать свойства воздуха, воды, почвы,
т.к. при ознакомлении со свойствами предполагается проведение
опытов, наблюдение за объектами и формулирование выводов. Также
исследование может быть проведено на уроках биологии и в других
классах. Например:
- в 7 классе исследование можно провести по темам «Условия,
необходимые для прорастания семян», «Листопад и его значение»,
- в 8 классе – «Внешнее строение и образ жизни насекомых»,
«Комнатная муха»,
- в 9 классе – «Состав крови», «Газообмен в легких и тканях» и
т.п.
Тематика уроков СБО представляет довольно большой спектр выбора тем
для уроков–исследований.
Урок–практикум. Эти уроки способствуют пробуждению потребности в познании того, что изучается на данный момент по предмету. Особое место на этом уроке занимают практические и лабораторные работы, так как именно они позволяют подвести учащихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания. И на основе данных, полученных во время практической работы, учащиеся сами делают выводы на уровне теоретических обобщений. Такие уроки проводятся по биологии и СБО в 5-9 классах.
Урок–путешествие. Уроки такой формы полностью работают на повышение мотивации ребенка к учебно-познавательной деятельности, так как предусматривают преодоление ряда этапов заданий на протяжении всего путешествия, тем самым заинтересовывая ученика, заманивая его в путь-дорогу по стране знаний. А путешествовать можно повсюду - это зависит лишь от фантазии педагога. Это может путешествие капельки крови по сосудам в организме человека, путешествие по морям и рекам с целью изучения морских и речных рыб, путешествие в царство бактерий с целью изучения их разнообразия и размножения, путешествие капельки воды по кругу с целью изучения круговорота воды в природе и т.д.
Урок–экскурсия. Экскурсии могут быть реальными, когда есть возможность посетить объект, и виртуальными, когда нет такой возможности. Ребятам это очень интересно, особенно если тема касается их личного опыта, где они могут как-либо себя проявить.
шағым қалдыра аласыз













