Работа с
одаренными детьми
Работа с
одарёнными детьми сегодня – это забота о развитии науки, культуры и
социальной жизни нашего образования.
Одарённые
дети - это звёздочки на школьном небосклоне. Они имеют ряд
особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто
задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей
памятью.
Определив
таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать всё
возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом
деле является интерес учащихся к предмету.
Поэтому
можно говорить о том, что первые шаги к высокомотивированному
ученику, к отысканию искры, которая горит в нём, начинается на
уроке. Первоначальная задача учителя состоит в том, чтобы
своевременно выявить одарённость, вызвать и увидеть в ребёнке
желание творить, искать, трудиться над непознанным для него
явлением. Для этого надо научиться работать нестандартно,
заниматься разработкой авторских программ, уроков, находить
индивидуальный подход к способностям каждого
ученика.
Каждый
одарённый ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода, и
для работы с одарёнными детьми нужны особые методы и подходы.
Сегодня учителю предоставлена полная свобода педагогического
творчества, позволяющая принимать самые необычные и эффективные
педагогические решения.
Важно
направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма
знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность
мыслить самостоятельно на основе полученного материала.
Главное в
системе работы с одарёнными детьми – личностное развитие ученика и
его самореализация. Способности могут только усиливаться,
наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые
условия. Считаю, что при данной работе необходимо исходить из
выстраивания индивидуальной работы с каждым одарённым учащимся в
отдельности. Организация дифференцированной работы с учащимися
непосредственно на уроке – это путь, который, в конечном
счете, приведёт как учителя, так и ученика к
успеху.
Педагогическое сопровождение одарённых учащихся
начинается на уроке. Методы и формы работы с одарёнными учащимися
должны сочетаться с методами и формами со всеми учащимися в классе
и в то же время отличаться определённым своеобразием. Развитие
исследовательских умений и творческой активности проходит в форме
реферативной работы, лингвистической задачи и творческого зачёта.
Для развития интеллектуальных способностей учащихся использую
тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы»
во всех вариантах и т.п.
Опыт
показывает, что общие для всего класса задания не могут быть
доступны в одинаковой мере для всех учащихся. Необходимо так
строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие
требования к более подготовленным ученикам, обеспечивал их
максимальное интеллектуальное развитие и в то же время создавал
условия для успешного овладения и развития менее подготовленных
учащихся.
Таким
образом, вовлечение учащихся как одарённых, так и детей со средними
способностями в активную познавательную деятельность – основная
задача учителя русского языка. На мой взгляд, ценность такого
подхода заключается не только в выявлении личностей, мыслящих не
шаблонно, но и в создании комфортного общения, ситуации
сотрудничества для всех учащихся в образовательном
пространстве.
На уроках
русского языка и литературы учителю приходится решать одновременно
несколько глобальных задач. В их круг, наряду с формированием
навыков грамотного письма, входит и ознакомление учащихся с
историей родного языка, и развитие языкового чутья, и обучение азам
лингвистики и т.д. Не секрет, что в условиях школы именно на
учителей русского языка и литературы падает ответственность за
лингвистическую компетенцию учащихся.
Использую
самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие
результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы:
лингвистические сказки, уроки - КВН, уроки-путешествия, экскурсии,
диспуты, конференции и т.д.
Составление схем-конспектов, опорных таблиц,
алгоритмов, их составление вовлекает ученика в активную
деятельность, выводы рождаются на глазах учеников, а это дает более
стойкий результат по освоению темы.
Эффективен в обучении одарённых детей метод
проектов. Что даёт этот метод?
1. Личностно-ориентированное
образование.
2. Формирование активной, самостоятельной,
инициативной позиции учащихся в учении.
3. Развитие исследовательских,
рефлексивных, самооценочных навыков и
умений.
4. Формирование компетенций, т.е.
применение в практической деятельности знаний и
умений.
5. Развитие познавательного интереса
учащихся.
Внеурочная
и внеклассная работа по русскому языку и литературе является
логическим продолжением систематической познавательной деятельности
учащихся на уроке. В школе систематически проводятся предметные
Недели. В этот период на каждом учебном предмете проводятся
экскурсии, занимательные мероприятия, нетрадиционные уроки по
истории родного края.
Рассмотренные выше методы и приёмы обучения
нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку
познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и
способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий
для развития одаренной личности.
Каждый
человек индивидуален, каждый ученик – раскрытая книга с
ненаписанными страницами, и напишется на них то, что предложит
жизнь! Задача педагога: увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что
сокрыто за ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми
высказываниями, то, что заложила в него природа, великое,
неповторимое, его, личное!