4. Рассказывание истории
(беседа). Подарок учителя.
Как
Павлика по телевизору показали
Вы
когда-нибудь замечали, как по-разному играют во дворе дети? На
первый взгляд, вроде бы все чем-то заняты и все что-то делают, но,
если присмотреться повнимательнее, то вы увидите очень важное.
Одни что-то строят, придумывают, делают, соревнуются между собой,
кто лучший. А другие дети ничем умным и толковым не хотят
заниматься, не нравится им все то, где надо потрудиться. Такие
подолгу от нечего делать слоняются по двору и находят для себя
глупые и легкие занятия. То камень в забор швырнут, то поломают
или оторвут что-нибудь, то палкой помашут, то ногой по какой-нибудь
железке начнут стучать. Вот точно таким же был и
Павлик.
Выходя во
двор, он долго высматривал и придумывал, чем бы ему заняться, но
почти все занятия и игры ему не нравились. Скучно ему было строить
и что-нибудь делать. Проще было ломать, кидать, разбивать, а то и
вовсе сидеть на скамейке, ногами махать, да ботинком землю
ковырять. Самого главного Павлик не понимал, что от праздности и
ничегонеделания всегда человек глупеет и еще больше скучать
начинает.
Однажды
Паша был занят своим любимым делом – смотрел в окно. Он мог так
целыми часами рассматривать из окна проезжающие машины и прохожих,
идущих по улице. И тут он услышал, как его старшая сестра его
позвала из соседней комнаты:
– Иди
скорей сюда, тебя здесь по телевизору
показывают.
– Как это
показывают? – удивился Павлик и пулей влетел в комнату, где сестра
смотрела телевизор.
По
телевизору показывали передачу про
обезьян.
– А где же
я? – спросил он сестру.
– Садись,
садись, сейчас тебя опять могут показать, надо подождать. Ты еще в
своей кепке красной и майке зеленой был, в которой ты летом по
двору бегал, помнишь?
– Помню.
– Ну, тогда
смотри внимательно и не пропусти себя, – сказала сестра, – а я пока
пойду поем.
Павлик
стал внимательно смотреть телевизор, чтобы заметить, когда его
самого начнут показывать. Обезьяны шумели, с криками размахивали
палками, стучали ими по деревьям и занимались всякой ерундой.
Потом они стали ковыряться пальцами в земле, чем-то швырять друг в
друга, а под конец даже подрались между собой. И вдруг женский
голос в телевизоре сказал:
– Обезьяны
отличаются от человека тем, что не могут и не хотят работать и
заниматься чем-нибудь полезным, они всегда лишь глупо
развлекаются.
Потом
голос женщины замолчал, а на экране появился какой-то бородатый
дядька в очках с микрофоном в руках и
заговорил:
– Уважаемые
телезрители, обратите внимание еще раз на эту ученую обезьяну. Она
может одевать штаны, есть ложкой еду и даже чистить зубы после
еды.
И тут
показали обезьяну в красной кепке и зеленой майке. Она сама
одевала на себя штаны, ложкой брала из тарелки еду и зубной
щеткой могла чистить зубы.
– К
сожалению, – сказал бородатый дядька, – мы ее никак не можем
научить заниматься чем-нибудь полезным и делать какую-нибудь
работу. Она лишь все разбрасывает, наводит беспорядок. А любимое
ее занятие – с утра и до вечера подолгу разглядывать из своей
клетки посетителей зоопарка. Некоторые ученые, – продолжал дядька,
– считают, что обезьяны не стали людьми только из-за того, что
любили праздность, боялись работы и не хотели трудиться, поэтому,
они своим умом так сильно отстали от
человека.
Эта
передача про обезьян Павлику очень сильно запомнилась. Теперь
каждый раз, когда ему ничем не хочется заниматься, а хочется
придумать глупое развлечение, он почему-то сразу вспоминает ту
обезьяну в красной кепке и зеленой майке и страшные слова
бородатого дядьки: "Не стали людьми, потому что любили
праздность".
Беседа.
[?] – Почему обезьяны не стали людьми? (Любили
праздность и ничегонеделание).
– Чем
Павлик был похож на обезьян? (Не любил трудиться и смотрел на
прохожих).
– Все ли
детские занятия и игры бывают глупыми и
бесполезными?
– Какие вам
больше нравятся игры: те, в которых не надо ничего делать, или те,
в которых нужно поработать, построить,
придумать?
-Чему
учит этот рассказ?
--Сделаем вывод: что же такое труд?
Стратегия
«Ассоциация»
1.Труд-
это деятельность человека, направленная на создание с
помощью орудий труда материальных и духовных
ценностей.
2.Труд-работа, занятие.
3.Труд-усилие для достижения
чего-либо.
4.Труд- результат деятельности.
- А
результаты труда? Можно ли их увидеть,
ощутить?
Разминка
-Я буду
называть вам профессии, а вы - результат труда этих
профессий:
Строитель, шахтёр, композитор, художник,
кондитер, писатель, учитель, врач.
-Легко ли
было называть результат труда?
(Как видите, результат труда многих
специальностей не сразу и не очень заметен, но без них нам пришлось
бы плохо)
|