Материалдар / Разнообразие методов, используемых на уроках чтения.

Разнообразие методов, используемых на уроках чтения.

Материал туралы қысқаша түсінік
Методическкая помощь учителям коррекционных школ начальных классов
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
15 Маусым 2021
365
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Разнообразие методов, используемых

на уроках чтения.


Сознательность чтения достигается всей системой работы педагога - от вводного занятия по тексту до заключительного. Рассмотрим те методы и приемы, которые целесообразно применять в процессе разбора текста.

Осмысление произведения - сложный аналитико-синтетический процесс. Можно выделить несколько этапов этого процесса.

Первый этап-понимание предметной стороны читаемого произведения, осмысление фактического материала.

Второй этап- установление причинно-следственных отношений между персонажами или событиями, определение мотивов поведения литературных героев.

Третий этап- проникновение в идейный замысел произведения, обобщенная оценка прочитанного.

Все три этапа неразрывно связаны между собой и представляют единый аналитико-синтетический процесс.

Указанные выше трудности восприятия, испытываемые слабослышащими при первичном прочтении текста, требуют определенных методов работы.

Учитывая преобладание наглядно-образного мышления у слабослышащих учеников младших классов, на первом этапе работы с текстом целесообразно использовать приемы, помогающие школьникам представить ситуацию, меняющиеся картины, описания, поступки действующих лиц. К таким методам следует отнести драматизацию отдельных фраз и эпизодов, работу по конструктивной картине, детское иллюстрирование, составление картинного, а потом словесного плана, пересказ прочитанного, беседу воспроизводящего характера, выборочное чтение.

На втором этапе работы с тестом осуществляются задачи проникновения в смысловые взаимозависимости между отдельными объектами , персонажами, их поступками. Выполнение этих задач связано с уровнем развития мыслительной деятельности слабослышащих. Мыслительные операции синтеза, анализа, обобщения, абстракции у слабослышащих развиваются несколько замедленно и своеобразно.

На этом ведущем этапе работы с текстом рекомендуются беседы аналитического характера, выборочное чтение и выборочные пересказы, словесное рисование, сравнение описаний в одном и том же и разных рассказах, сопоставление литературных персонажей, нахождение общего и различного между ними , постановка проблемно-познавательных задач, требующих доказательности суждения.

Третий этап осмысления текста – обобщение прочитанного, формулирование темы и идеи произведения, выражение собственного отношения к литературным героям и всему произведению. Этот этап тоже труден для слабослышащих, которые еще плохо владеют словесным обобщением. Мыслительная активность учеников на последнем этапе во многом зависит от всей предыдущей работы, но одновременно предполагает усложнение умственной деятельности школьников, умение отвлечься от конкретного случая и сделать обобщение по всей проблеме. Учителю целесообразно использовать на этом этапе творческие задания: придумывание иного заглавия к рассказу, продолжение рассказа, высказывание собственного аргументированного суждения о персонажах и обо всем рассказе, постановка проблем морально-этического плана, сравнение прочитанного произведения с другими рассказами по той же тематике, сопоставление прочитанного с диафильмом или кинофильмом, с произведениями изобразительного искусства.

В процессе работы с текстом учитель должен выбрать те методы и приемы, которые соответствуют задачам урока и специфике самого художественного произведения.


Виды чтения.

На каждом уроке чтение обязательно и многократно, но в зависимости от цели урока применяется в разных видах и в разных сочетаниях.

Сплошное чтение всего текста, сплошное чтение по частям, чтение цепочкой по предложению, чтение отдельных трудных слов, чтение предложений к иллюстрациям книги, выборочное чтение, чтение по ролям и наизусть применяются в I-III классах, когда перед учителем стоит основная задача- выработать у слабослышащих детей навыки чтения.

Различные виды чтения сочетаются с беседой по содержанию, с драматизацией отдельных моментов, рассматриванием рисунков, но в центре внимания остается само чтение ( учителем или самостоятельное чтение учеником).

Для развития навыков правильного и беглого чтения можно предложить следующие упражнения:

звуковой анализ слов ( слухо-зрительно и на слух);

упражнения аналитико-синтетического характера для усвоения звуко-буквенного состава слова ( указание слов,работа с разрезной азбукой);

упражнения в чтении трудных для произношения слов до работы с текстом и в ходе чтения;

упражнения в тихом и громком чтении, чтении про себя;

чтение предложений с выделением логического ударения на разных словах;

чтение текста, нотированного учителем.

Первые два вида упражнений приемлемы для 1 класса, а все остальные используются и в последующие годы обучения.

Не забывая о технике чтения, больше внимания уделяется пониманию идейной направленности произведения, овладению выразительными средствами языка. Но и в этих классах по-прежнему чтение на уроке обязательно, хотя виды его несколько меняются. Чтение учителем и сплошное чтение всего текста учениками на уроках значительно сокращается, гораздо больше времени отводится самостоятельному чтению учащихся.

Например, в 4 классе изучается рассказ М. Пришвина. «Старый гриб». На изучение можно отвести три урока. Соответственно на 1-м уроке педагог выясняет, что поняли ученики при самостоятельном чтении рассказа дома или в интернате, чем им понравился рассказ. Затем вспоминаются летние походы и осенние походы за грибами, уточняется словарь для описания свих впечатлений и переживаний. Условно выделив в рассказе три части, проводится беседа с выборочным чтением по I части. На ее материале проводится словарно-стилистическая работа, затем следует чтение цепочкой II части рассказа и выяснение восприятия содержания в ходе беседы. По III части используется чтение эпизода на поляне, рассматривание иллюстрации и её описание.

На 2-м уроке вновь используется выборочное чтение, но уже по всему рассказу (выделяется несколько картин).

После словарно-стилистических упражнений проводится чтение по ролям. Завершается урок составлением плана и подготовкой к пересказу.

На 3-м уроке ученики пересказывают рассказ от 3-го лица, читают выразительно наиболее понравившиеся отрывки, в ответах выражают собственное к ним отношение. Прочитанное произведение сравнивается с тем, что наблюдали школьники сами, и с тем, о чем читали в других в других рассказах М. Пришвина о родной природе.

Для приучения слабослышащих к самостоятельному чтению с конца 4 класса вводится опережающее чтение некоторых рассказов. Ещё до работы над текстами в классе учащиеся знакомятся с их содержанием самостоятельно.

Самостоятельным чтением учащихся обязательно руководит учитель, используя следующие приемы: рекомендации, консультации, просмотр диафильма, или иллюстративного материала по изучаемой теме.

Выразительное чтение широко применимо в школе. Оно означает умение раскрыть особенности образов, картин, изображенных в тексте, умение показать отношение автора к событиям и поступкам героев, умение передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Передача собственного чувства, своего отношения к изображенному - основа выразительного чтения. Существуют и определённые правила выразительного чтения: соблюдение ритма чтения, выделение логического ударения и пауз, интонационная окрашенность. Все эти средства выразительности взаимосвязаны.

Программа предполагает, что уже в 1 классе слабослышащие тренируются изменять силу голоса в связи со словесным ударением. Во 2 классе дети учатся выражать голосом различную интонацию (повествовательную, восклицательную, вопросительную) и выделять логическое ударение. В 3 классе отрабатывается умение слабослышащих выдерживать паузы в соответствии со смысловой связью слов и умение голосом выделять наиболее важные в предложении слова. Начиная с 4 класса учитель работает над всеми средствами выразительности, но учащиеся приступают к выразительному чтению после подготовки их педагогом .Большую помощь ученикам в овладении навыками выразительного чтения оказывают музыкально-ритмические занятия и использование на них элементов фонетической ритмики.

Методика чтения определяет следующие приемы обучения выразительному чтению: чтение учителя как образец; упражнения в громком чтении; подготовительная работа к выразительному чтению (специальная обработка текста); коллективная декламация; индивидуальное чтение.

Выборочное чтение учит слабослышащих ориентироваться в тексте, выделять значимые части, отграничивать главное от второстепенного, подготавливает учащихся к осмыслению произведения, к доказательности своих суждений. Выборочное чтение используется после самостоятельного или коллективного чтения рассказа в классе и является переходным мостиком от восприятия сюжета к его осмыслению и анализу.

Драматизация



Драматизация как метод развития мыслительной активности применима в 1-4 классах, где слабослышащие еще плохо владеют словом, а мышление носит наглядно-образный характер.

В 1-2 классах драматизацию используют для уяснения содержания всего читаемого текста или для осмысления отдельных слов или фраз. Например, в 1классе при чтении рассказа « День ученика» предлагается показать действием, как мальчик делает зарядку, моет лицо, чистит зубы, обедает, играет, делает уроки. Перечисленные действия и составляют основу содержания, что помогает в его осмыслении.

Помимо отдельных слов и фраз, объясняются с помощью драматизации некоторые отрывки из рассказов.

В 5-6классах драматизация применяется редко, только для осмысления отдельных ситуации и словосочетании.

Как видим, драматизация чаще всего используется при чтении произведений морально-этической тематики. Прием инсценирования позволяет наглядно увидеть ситуацию, осмыслить ее, критически оценить поведение того или иного персонажа.

Драматизация может использоваться как основной метод работы с текстом после его чтения и как вспомогательное средство, применяющееся в сочетании с другими методическими приемами.



Демонстрация действия по конструктивной картине

или макету.


Данный метод близок к драматизации, так как помогает школьникам представить описанную в рассказе ситуацию и последовать за всеми действиями персонажей. Он активно используется в 1-2 классах, но иногда применяется и

в 4-6 классах. Конструктивная картина дает возможность наглядно восстановить сюжетную линию рассказа и путем передвижения фигурок по полотну воссоздать последовательно все поступки персонажей. Действуя самостоятельно, слабослышащие должны передвинуть фигурки и поставить их в то положение, о котором говориться в тексте. Работа с конструктивной картиной тем и хороша, что она направлена на выработку умения анализировать текст, на развитие воссоздающего воображения школьников и формирование их самостоятельности.

Например, по сказке Л.Толстого «Белка и волк» ( 2класс) рисуется картина леса и фигурки белки и волка. Слабослышащие по картине последовательно воспроизводят действия персонажей пересказывая текст: «Белка прыгала по деревьям и упала на волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

« Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я отпущу тебя, но скажи, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно» Белка попросила отпустить её. С дерева она сказала: « Тебе скучно, потому что ты зол. А белки веселы оттого, что добры».

Конструктивная картина применима к работе с такими рассказами, где нет больших описаний, но значительное место отводится действиям персонажа.

Основное методическое требование к использованию конструктивной картины – самостоятельность действий учащихся с фигурками по картине, озвучивание каждого движения.

При нарушении последовательности действия или затруднении в словесном оформлении ученика поправляют и дополняют. Роль сурдопедагога заключается в организации работы класса.

Данный методический прием можно рекомендовать не только для проверки усвоения содержания читаемого текста, но и в дальнейшем при его пересказе.



Детское иллюстрирование.

Детское иллюстрирование позволяет наглядно представить отдельные объекты или части читаемого рассказа. Детское иллюстрирование или рисование широко применимо в 1-4 классах. В зависимости от поставленной цели можно выделить несколько разновидностей иллюстрирования.

  1. Изображение отдельных предметов и действий для проверки отдельных слов. Например, к рассказу В.Бианки «Заяц на дереве» (2 класс) предлагается отразить в рисунке, как вода затопила островок.

Данный вид детского иллюстрирования не является самостоятельным методическим приемом. Чаше всего он используется в процессе уяснения содержания текста, в ходе словарной работы на уроке.

  1. Рисунки к отдельным фразам, понимание которых слабослышащими затруднено,- другая разновидность детской иллюстрации. Затруднение в понимании текстов чаще всего встречается при чтении лирических стихотворений, в которых из-за образных выражений школьники не представляют конкретной, реальной картины.

Для проверки понимания ученикам предлагается сделать рисунок, отражающий содержание этих строк. Задание требует не только знания конкретных слов, но и представления воображаемой картины, воссозданной с помощью сравнения.

  1. Зарисовка ситуаций, картин, описанных в рассказе писателем, является третьем видом детского иллюстрирования. Она направлена на осмысление сюжета произведения и помогает выработать умение анализировать текст, выбирать наиболее важное и существенное. В конечном итоге данный вид иллюстрирования учит школьников составлению плана.

Сначала учащимся предлагается нарисовать самое главное или самое интересное. Такое задание возможно к рассказам И.Соколова-Микитова, К. Паустовского в 3-4 классах. В них описываются картины природы, поведение животных поступки людей. Последовательность выполняемых рисунков поможет определить части текста.

Затем слабослышащим детям помогают разделить текст на части и к каждой из них предлагают нарисовать рисунок.

Опора на собственную иллюстрацию вносит в пересказ элемент творчества. Слабослышащие перестают быть прикованными к тексту, появляется несколько вариантов высказываний.



Словесное рисование


Словесное рисование обеспечивает развитие воображения слабослышащих и помогает проверить степень осмысления читаемого текста. Для выполнения задания педагог по словесному рисованию ученики должны мысленно представить ту или иную ситуацию, осмыслить её и помощью слова воссоздать в своем описании.

Разновидностью словесного рисования является зарисовка картины по описанию природы.

Зарисовка описания несколько сложнее перечисленных ранее видов словесного рисования, так как для его выполнения требуется осмысление образных выражений, умение увидеть за ними реальный образ действительности, умение синтезировать перечисленные признаки в едином описании пейзажа.

Наиболее сложным видом является словесное описание портрета. В текстах, которые читают слабослышащие в 1-3 классах, отсутствует, как правило, авторское описание внешности героя. Имеются лишь некоторые черты портрета: человек высокого роста или худощавый, лет четырнадцати и т.п. Но и в младших классах можно предложить ученикам представить того или иного персонажа, обрисовать устно его портрет.

Сравнение портретных зарисовок помогает раскрыть становление характера, понять идейный замысел писателя.



Беседа

Беседа - один из методов на уроке чтения. Беседы помогают выяснить степень усвоения читаемого материала, осмысление причинно-следственных зависимостей и характеров персонажей. С помощью беседы слабослышащие учатся анализировать факты, отбирать материал, группировать его вокруг определенной темы.

Беседа- это метод, который предполагает активность учителя и учащихся. Педагог продумывает вопросы по тексту, по их последовательности и словесному оформлению. Кроме этого, учитель следит за ответами школьников, исправляет их, дополняет, вовлекает в работу весь класс, обобщает сказанное учениками. Деятельность учеников в беседе не менее разнообразна: они должны отыскать в тексте нужный отрывок, выбрать из него данные и, систематизировав их, сформулировать ответ на поставленный вопрос. Кроме этого, учащиеся следят за ответами своих товарищей, дополняют их, исправляют, высказывают свое отношение и критические замечания, задают вопросы. Именно эти виды деятельности школьников в беседе позволяют включить в нее весь коллектив класса.


Работа над планом рассказа

Работа над планом предусматривает формирование определенных умений школьников: определение последовательности изложения, умение делить текст на логические связанные части, умение выразить главную мысль каждой части в заголовке.

Методика предлагает целый ряд упражнений, способствующих формированию навыков составления плана к рассказу: придумывание заголовок к каждой части рассказа, деление читаемого текста на части с помощью картинок или с помощью заголовок, предложенных учителем, расположение картинок в нужной последовательности, самостоятельное деление текста на части.

Овладение такими навыками осуществляется на всем протяжении начального курса чтения.

Работа над планом рассказа возможна после усвоения содержания читаемого текста, когда содержание воспринято в целом. Составление плана текста может быть самостоятельным видом занятий, используемым для проверки понимания прочитанного, но может быть подготовительным этапом для пересказа прочитанного. В обоих случаях составление плана рассказа развивает мыслительную активность учащихся, повышает сознательность чтения и обогащает словарь ученика.


Пересказ

Пересказ чрезвычайно важен на уроках чтения в школе слабослышащих. Значимость пересказа обусловлена недостаточным речевым развитием учащихся, их неумением выражать свои мысли в связной развернутой словесной форме.

Наблюдения и анализ устных высказываний слабослышащих школьников на уроке чтения позволяют выделить некоторые особенности детских пересказов.

Самым характерным является тяготение к дословному воспроизведению текста, пропуск частей, значимость и роль которых осознается недостаточно. Часто выпадают не второстепенные и малозначимые эпизоды, а то,что недостаточно осмыслено.

Обучение пересказу осуществляется по этапам: по макету или конструктивной картине; по серии картин или иллюстраций; по опорным словам; по плану.

В школьной практике применимы такие виды пересказа, как подробный, краткий и творческий.

Подробный пересказ позволяет воспроизвести весь рассказ. Основой такого пересказа является осмысление прочитанного, а не запоминание текста, как думают учащиеся.

Краткий пересказ труден для слабослышащих, так как требует большой аналитико-синтетической деятельности: отбора существенных факторов, замены прямой речи косвенной, переработки диалога. Программой предусматривается работа над кратким пересказом начиная с5 класса.

Выборочный пересказ используется в 4-6 классах и применяется при чтении текста большого объема, где несколько «картин» или эпизодов имеют самостоятельное значение. Тогда учитель выбирает из них более значимые.

Творческие пересказы – эти пересказы с изменением лица повествующего, изменением времени действия и плана описания.


Завершая рассмотрение методов, применяемых на уроках чтения, хотим обратить внимание учителей на сочетание различных методов на уроке. В соответствии с принятой классификацией методов по характеру познавательной деятельности учащихся, все методы, применяемые при изучении художественных произведений на уроках чтения, можно подразделить на репродуктивные, эвристические (частично- поисковые) и творческие.

К репродуктивным методам относятся: сплошное чтение, чтение «по цепочке», беседы по содержанию прочитанного, рассматривание иллюстративного материала, подробный пересказ, рассказ педагога, просмотр фильма или диафильма.

К эвристическим методам относятся: выборочное чтение, аналитические, сравнительные и обобщающие беседы, выборочные, краткие, творческие пересказы, составление планов, проведение лексико-стилистических упражнений, составление рассказов по теме, о персонаже, детское иллюстрирование, работа по книжной иллюстрации, работы по макету, конструктивной картинке, аппликации, рассказов и иллюстраций.

К творческим методам относятся: продолжение рассказа, домысливание судьбы персонажа, придумывание нового названия к тексту, работа с загадками, пословицами, творческие работы по придумыванию сказки, загадки, составление рецензии на прочитанный рассказ или просмотренный фильм.

Помимо этих методов, необходимо выделить метод творческого чтения, предполагающий развитие творческого воображения, творческих способностей учащихся. К нему можно отнести выразительное чтение, чтение по ролям, инсценирование, словесное рисование, художественное рассказывание.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ