Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Разработка урока: О. Сулейменов «Одна война закончилась другой…»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
«М.О.Әуезов атындағы педагогикалық колледжі» КМҚК Шығыс Қазақстан облыстық білім басқармасы КГКП «Педагогический колледж имени М.О.Ауэзова» Управление образования Восточно-Казахстанской области |
Положение СМК-ПП-5.3-70-02 Ашық сабақты жоспарлау мен өзара сабаққа қатысуды жүргізу туралы Ереже/ Положение о планировании проведении открытых уроков и взаимопосещения |
Издание /басылым 1/2017 Стр/бет. 1 из 2 |
Открытый урок
Тема: О. Сулейменов «Одна война закончилась другой…»
Предмет: Русский язык и литература
Абдыкаримова С.К. Преподаватель ПМК русского языка и литературы |
Семей, 2021
«М.О.Әуезов атындағы педагогикалық колледжі» КМҚК Шығыс Қазақстан облыстық білім басқармасы КГКП «Педагогический колледж имени М.О.Ауэзова» Управление образования Восточно-Казахстанской области |
Положение СМК-ПП-5.3-70-02 Ашық сабақты жоспарлау мен өзара сабаққа қатысуды жүргізу туралы Ереже/ Положение о планировании проведении открытых уроков и взаимопосещения |
Издание /басылым 1/2017 Стр/бет. 0 из 2 |
Поурочный план педагога для организаций технического и профессионального, послесреднего образования
Раздел ХІ. Человек и история
Тема 3.3. О. Сулейменов «Одна война закончилась другой…»
(тема занятия)
Наименование модуля
/дисциплины: Русский
язык и литература.
Подготовила педагог: Абдыкаримова Салима
Кабыкеновна
Тип
занятия: практический
2. Цели, задачи:
С.11.1.3 определять основную мысль текста, выявляя авторскую позицию и выражая свое отношение;
Г. 11.2.3 соблюдать речевые нормы, избегая лексической недостаточности и избыточности, логических ошибок;
Ч. 11.3.5 анализировать содержание художественных произведений, сравнивая их с другими художественными произведениями , критически оценивая аргументы, содержащиеся в ней;
П. 11.4.6 соблюдать орфографические нормы (правописание частиц).
Большинство учащихся будут уметь: извлекать необходимую информацию из разных источников, критически оценивая аргументы, содержащиеся в ней; соблюдать орфографические нормы (правописание частиц).
Некоторые учащиеся смогут: составлять исторические тексты на основе полученной информации.
Языковая цель: могут строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи.
Ключевые слова и фразы: историческое событие, поэт, литературовед, общественно-политический деятель.
Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский.
2.1 Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:
1. Участвовать в диалоге, предоставляя обратную связь.
2. Извлекать необходимую информацию по предложенной теме из различных источников.
2.2 Результаты обучения:
1) Понимать содержание художественного произведения, его проблематику.
2.3 Критерии и дескрипторы:
1.Определять основную мысль текста, выявляя авторскую позицию и выражая свое отношение
2.Отвечает на тонкие и толстые вопросы;
3.Называет идею стихотворения;
4.Выявляют авторскую позицию;
5.Выражает свое отношение к прочитанному стихотворению.
3. Оснащение занятия
3.1 Учебники «Русский язык и литература» за 11 класс
3.2 Интерактивная доска, презентация
Методические приемы: лекция с элементами беседы, выразительное чтение, анализ стихотворения, постановка вопросов, комментарий учителя, диалог.
Применяемая технология: интерактивное обучение, таксономия Б.Блума.
Ссылки на урок: https://youtu.be/rFMrEcQlTPA, https://vk.com/video224362608_456239740
4. Ход занятия
Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня!
Тема 3.3 О. Сулейменов «Одна война закончилась другой…»
Эпиграф урока:
«Они защищали себя, они защищали Родину,
Они защищали нас, еще не родившихся...»
Стратегия «Узнай личность»
Он родился в 1936 году в Алматы.
- окончил геологический факультет КазГу им.С.М.Кирова.
- окончил Литературный институт им. М.Горького в 1961 году.
-поэт, ученый, тюрколог-славист, историк, лингвист.
- автор поэтических сборников «Аргамаки», «Солнечные ночи», «Доброе время восхода», «Год обезьяны», книг-иследовании «Аз и Я», «Язык письма», «Пересекающиеся параллели».
- лидер международного антиядерного движения «Невада-Семей».
Прием: Мозговой штурм:
1) Когда началась великая Отечественная война?
2) Когда закончилась война?
3) Какую годовщину мы отмечаем в этом году?
4) Каких героев - казахстанцев вы знаете?
Стратегия: «Найдите соответствия»
Угрюмый -түнерген, қабағы ашылмайтын Полустанок - шағын теміржол бекеті Зной - аптап ыстық Бесхлебье –жұт,аштық Остовы - танк қаңқалары Ворье –ұры-қары Порыжелых –сарғайып кеткен Бешмет – сырылып тігілген |
1.Люди, совершающие кражи, занимающиеся воровством, воры 2.Твердый каркас здания, часть несущих конструкций 3.Небольшая железнодорожная станция 4.Суровый, неприветливый, мрачный 5.Неурожайность 6.Сильный жар от раскаленного солнцем воздуха 7.Стеганный полукафтан 8.Рыжевато-бурый, порыжевший, выцветший |
«Понимание»
Как отмечал Олжас Сулейменов в своем интервью в газете «Панорама»(2001,16.11):
Воины-казахстанцы сражались на всех фронтах -от Баренцева до Черного моря. Бои под Москвой, Сталинград, Курско-Орловская дуга, штурм Берлина,-вот далеко не первый перечень самых тяжких кровопролитных сражений, в которых участвовали воины-казахи. Две трети из них не вернулись на Родину. Они похоронены в братских могилах, далеко за пределами степей Казахстане, а до Великой Отечественной войны была «война с народом», организованная И. Сталиным.
«На Казахстан ни одна немецкая бомба не упала, а мы потеряли столько же, сколько англичане и американцы, вместе взятые. Благодаря полководческому гению вождя, уничтожившему перед войной весь генеральский и офицерский корпус Красной Армии. Боялся военного переворота. Национальные части в 36-м году были расформированы. Казахский кавалерийский полк,где служил мой отец, потерял всех сержантов и офицеров не на войне. В конце 36-го, кого посадили, кого расстреляли. Так готовили тридцать седьмой в республиках...Сталин уничтожал всех, кто мог угрожать его самовластию»...
Таковы жизненные основы стихотворения О.Сулейменова «Одна война окончилась другой». Оно имеет автобиографический характер. Детство будущего поэта, как и детство многих его сверстников,было «опалено» войной. Ему было всего пять лет, когда началась Великая Отечественная война.
«Применение»
прежде чем перейти к новой теме, выполните предтекстовое задание на
соответствие незнакомых слов с произношениями
Лексическая работа:
Угрюмый -түнерген, қабағы ашылмайтын
Полустанок - шағын теміржол бекеті
Зной - аптап ыстық
Бесхлебье –жұт,аштық
Остовы - танк қаңқалары
Ворье –ұры-қары
Порыжелых –сарғайып кеткен
Моросящие –сіркіреген
Глазел-таңдана қарады
Бешмет – сырылып тігілген сырт киім
Вонзил – қадады
Выразительное чтение стихотворения преподавателем.
…Одна война закончилась другой.
Мой дядя, брат отца, ушёл на фронт.
Ушёл он добровольно? Я не помню.
Но помню — от бессоницы ушёл,
От белых окон
и ночных испугов,
От резких тормозов на повороте.
Он шёл с мешком вдоль пыльного арыка,
А я бежал, цеплялся и просил
Взять в плен фашиста,
Если он не сдастся, —
Ударить шашкой,
Или так на штык,
Или ногой в живот —
Пусть будет больно,
Порезать руки,
Чтобы кровь хлестала...
Он сбоку поглядел в мои глаза,
Дед хмуро кашлял и плевал под ноги...
Всё реже в домик приходили письма,
Потом пришло одно.
В нём говорилось:
Мой дядя пал хорошей смертью храбрых.
А я не понял,
И был счастлив я,
Увидев слово храбрый.
Дед не плакал.
Решил старик, застенчивый, угрюмый,
Проехать полстраны с голодным внуком,
Чтоб разыскать
Могилу сына.
Дед не разрешал
Сынам своим лежать в чужой земле.
Я помню — полустанок, зной, бесхлебье,
Солдаты в пролетающих вагонах,
Разбитая земля, остовы танков,
Голодное ворьё пустых вокзалов,
Сожжённые деревни и коровы,
Разбухшие от порыжелых трав.
Я помню — реки, реки, реки,
Дожди, то моросящие, то ливни,
Стволы осин, дубов заплесневелых
И глина, глина, глина по колено.
Нам показали дядину могилу,
Она была за маленькой деревней,
Едва просохшей после серых ливней.
Над мелкой речкой — глиняный бугор.
Дед помолился, пожевал насвая,
А я глазел на глиняную землю,
Она была, земля, почти такою,
Как наша,
Только мокрой. Я запомнил.
Вокруг стояли жители деревни,
Одна из них казалась мне красивой,
С худыми, но румяными щеками.
И злая как соседка. Я запомнил.
Мой дед не обращал на них вниманья,
Он снял бешмет и, обойдя могилу,
Вонзил лопату в глиняный бугор.
И женщины вдруг обступили деда,
Та, что была с румяными щеками,
Сказала. Я запомнил.
— Разве можно...
Здесь восемнадцать человек лежат.
Мой дед уже чуть понимал по-русски,
Он осторожно вытащил лопату,
Рукой погладил рану в чёрной глине
И вытер руку о сухой сапог.
Мы просидели день у тихой речки.
До темноты следили ребятишки.
Дед, плача, пел арабскую молитву,
А я гонял травинкой муравьёв.
Стратегия: Тонкие и толстые вопросы
Тонкие вопросы |
Толстые вопросы |
1.От чьего имени ведется рассказ в стихотворении? 2.Сколько героев в стихотворении? 3.Кто «ушел на фронт»? «Ушел ли он добровольно?» 4.С каким наказом мальчик провожал дядю на фронт? 5.Какое письмо пришло однажды с фронта? Что в нем говорилось? 6.Какие картины войны предстали перед ними в дороге? 7.Где находилась могила воинов? Что больше всего запомнилось мальчику? Какой была земля на могиле? |
Какие чувства испытывал дед, провожая сына на фронт? Почему мальчик был «счастлив»? Как встретил это известие дед? С какой целью старик «проехал полстраны» с внуком? Почему дед не стал копать могилу сына? |
Найдите тропы в тексте. Заполните таблицу примерами из стихотворения
МЕТАФОРА |
Сравнение |
Олицетворение |
Эпитеты |
Повторы |
(Оксюморон – хорошей смертью. Сравнение – злая, как соседка. Эпитеты – дубов заплесневелых, серых ливней, моросящие дожди, пустые вокзалы , застенчивый, угрюмый старик, разбитая земля. Повторы - я помню, я запомнил).
Дескрипторы:
1. Участвует в диалоге.
2. Обменивается мнением, отвечает на поставленные вопросы
Составьте план текста и перескажите сюжет стихотворения по плану.
Примерный план:
1) Дядя ушёл на фронт.
2) Однажды пришло письмо.
3) Решение деда.
4) Картины войны в дороге.
5) Дядина могила. Слова женщины.
6) Дед не стал копать могилу.
Какова тема стихотворения? (тема войны).
Какова идея стихотворения? (Идея: чтобы больше никогда не повторились эти войны, у всех детей было счастливое детство, только благодаря сплочённости и единству народов мы победили врага, братство народов.)
Творческое задание для группы.
-
Если б ты был режиссером, то какой фильм снял бы на основе этого произведения?
-
по какому жанру?
-
по какому сценарию?
-
как бы ты показал финал?
Рефлексия:
Приём «Рефлексивный
экран» - каждый оценивает свой вклад в
достижение поставленных в начале урока целей, свою
активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнала…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научилась…
Я смогу…
Я попробую…
Домашнее задание
Создайте устное высказывание (информационная речь или речь-убеждение), выбрав одну из тем.
1. «Почему мы должны помнить?»
2. «Говорю о войне, хоть и знаю о ней понаслышке…»
3. «Ощущать себя наследником прошлого значит осознать свою ответственность перед будущим» (Д. Лихачев)
4. «Великая Отечественная война в моей семье».