|
«М.О.Әуезов атындағы
педагогикалық колледжі» КМҚК
Шығыс Қазақстан облыстық білім
басқармасы
КГКП «Педагогический колледж
имени М.О.Ауэзова»
Управление образования
Восточно-Казахстанской области
|
Положение
СМК-ПП-5.3-70-02
Ашық сабақты жоспарлау мен
өзара сабаққа қатысуды жүргізу туралы
Ереже/
Положение о
планировании проведении открытых уроков и
взаимопосещения
|
Издание /басылым
1/2017
Стр/бет.
1 из 2
|
Открытый
урок
Тема: О. Сулейменов «Одна война закончилась
другой…»
Предмет: Русский язык и
литература
Абдыкаримова
С.К.
Преподаватель ПМК русского
языка и литературы
|
Семей,
2021
|
«М.О.Әуезов атындағы
педагогикалық колледжі» КМҚК
Шығыс Қазақстан облыстық білім
басқармасы
КГКП «Педагогический колледж
имени М.О.Ауэзова»
Управление образования
Восточно-Казахстанской области
|
Положение
СМК-ПП-5.3-70-02
Ашық сабақты жоспарлау мен
өзара сабаққа қатысуды жүргізу туралы
Ереже/
Положение о
планировании проведении открытых уроков и
взаимопосещения
|
Издание /басылым
1/2017
Стр/бет.
0 из 2
|
Поурочный план педагога для организаций
технического и профессионального, послесреднего
образования
Раздел ХІ. Человек и
история
Тема 3.3. О. Сулейменов «Одна война закончилась
другой…»
(тема
занятия)
Наименование модуля
/дисциплины: Русский
язык и литература.
Подготовила педагог: Абдыкаримова Салима
Кабыкеновна
Тип
занятия: практический
2. Цели,
задачи:
С.11.1.3 определять основную мысль текста,
выявляя авторскую позицию и выражая свое
отношение;
Г. 11.2.3 соблюдать речевые нормы, избегая
лексической недостаточности и избыточности, логических
ошибок;
Ч. 11.3.5 анализировать содержание художественных
произведений, сравнивая их с другими художественными произведениями
, критически оценивая аргументы, содержащиеся в
ней;
П. 11.4.6 соблюдать орфографические нормы
(правописание частиц).
Большинство учащихся будут уметь: извлекать
необходимую информацию из разных источников, критически оценивая
аргументы, содержащиеся в ней; соблюдать орфографические нормы
(правописание частиц).
Некоторые учащиеся смогут: составлять
исторические тексты на основе полученной
информации.
Языковая цель: могут строить речь логично
и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной
речи.
Ключевые слова и фразы: историческое
событие, поэт, литературовед, общественно-политический
деятель.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
русский.
2.1
Перечень
профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе
учебного занятия:
1. Участвовать в
диалоге, предоставляя обратную
связь.
2. Извлекать
необходимую информацию по предложенной теме из различных
источников.
2.2
Результаты
обучения:
1) Понимать
содержание художественного произведения, его
проблематику.
2.3
Критерии и
дескрипторы:
1.Определять основную мысль
текста, выявляя авторскую позицию и выражая свое
отношение
2.Отвечает на тонкие и
толстые вопросы;
3.Называет идею
стихотворения;
4.Выявляют авторскую
позицию;
5.Выражает свое отношение к
прочитанному стихотворению.
3.
Оснащение занятия
3.1
Учебники «Русский язык
и литература» за 11 класс
3.2
Интерактивная доска, презентация
Методические
приемы: лекция с элементами
беседы, выразительное чтение, анализ стихотворения, постановка
вопросов, комментарий учителя, диалог.
Применяемая технология:
интерактивное обучение, таксономия
Б.Блума.
Ссылки на урок: https://youtu.be/rFMrEcQlTPA,
https://vk.com/video224362608_456239740
4. Ход
занятия
Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам
учебного дня!
Тема 3.3
О. Сулейменов «Одна война закончилась другой…»
Эпиграф урока:
«Они защищали себя, они защищали
Родину,
Они защищали нас, еще не
родившихся...»
Стратегия «Узнай
личность»
Он родился в 1936 году в
Алматы.
- окончил геологический факультет КазГу
им.С.М.Кирова.
- окончил Литературный институт им. М.Горького в
1961 году.
-поэт, ученый, тюрколог-славист, историк,
лингвист.
- автор поэтических сборников «Аргамаки»,
«Солнечные ночи», «Доброе время восхода», «Год обезьяны»,
книг-иследовании «Аз и Я», «Язык письма», «Пересекающиеся
параллели».
- лидер международного антиядерного движения
«Невада-Семей».
Прием: Мозговой
штурм:
1) Когда началась великая Отечественная
война?
2) Когда закончилась война?
3) Какую годовщину мы отмечаем в этом
году?
4) Каких героев - казахстанцев вы
знаете?
Стратегия:
«Найдите
соответствия»
Угрюмый -түнерген, қабағы
ашылмайтын
Полустанок - шағын теміржол
бекеті
Зной - аптап ыстық
Бесхлебье –жұт,аштық
Остовы - танк қаңқалары
Ворье –ұры-қары
Порыжелых –сарғайып кеткен
Бешмет – сырылып тігілген
|
1.Люди, совершающие кражи, занимающиеся
воровством, воры
2.Твердый каркас здания, часть несущих
конструкций
3.Небольшая железнодорожная
станция
4.Суровый, неприветливый,
мрачный
5.Неурожайность
6.Сильный жар от раскаленного солнцем
воздуха
7.Стеганный полукафтан
8.Рыжевато-бурый, порыжевший,
выцветший
|
«Понимание»
Как отмечал Олжас Сулейменов в своем интервью в
газете «Панорама»(2001,16.11):
Воины-казахстанцы сражались на всех фронтах -от
Баренцева до Черного моря. Бои под Москвой, Сталинград,
Курско-Орловская дуга, штурм Берлина,-вот далеко не первый перечень
самых тяжких кровопролитных сражений, в которых участвовали
воины-казахи. Две трети из них не вернулись на Родину. Они
похоронены в братских могилах, далеко за пределами степей
Казахстане, а до Великой Отечественной войны была «война с
народом», организованная И. Сталиным.
«На Казахстан ни одна немецкая бомба не упала,
а мы потеряли столько же, сколько англичане и американцы, вместе
взятые. Благодаря полководческому гению вождя, уничтожившему перед
войной весь генеральский и офицерский корпус Красной Армии. Боялся
военного переворота. Национальные части в 36-м году были
расформированы. Казахский кавалерийский полк,где служил мой отец,
потерял всех сержантов и офицеров не на войне. В конце 36-го, кого
посадили, кого расстреляли. Так готовили тридцать седьмой в
республиках...Сталин уничтожал всех, кто мог угрожать его
самовластию»...
Таковы жизненные основы стихотворения
О.Сулейменова «Одна война окончилась другой». Оно имеет
автобиографический характер. Детство будущего поэта, как и детство
многих его сверстников,было «опалено» войной. Ему было всего пять
лет, когда началась Великая Отечественная война.
«Применение»
прежде чем перейти к новой теме, выполните предтекстовое задание на
соответствие незнакомых слов с произношениями
Лексическая
работа:
Угрюмый -түнерген, қабағы
ашылмайтын
Полустанок - шағын теміржол
бекеті
Зной - аптап
ыстық
Бесхлебье
–жұт,аштық
Остовы - танк
қаңқалары
Ворье
–ұры-қары
Порыжелых –сарғайып
кеткен
Моросящие
–сіркіреген
Глазел-таңдана
қарады
Бешмет – сырылып тігілген
сырт киім
Вонзил –
қадады
Выразительное чтение стихотворения
преподавателем.
…Одна война закончилась другой.
Мой дядя, брат отца, ушёл на фронт.
Ушёл он добровольно? Я не помню.
Но помню — от бессоницы ушёл,
От белых окон
и ночных испугов,
От резких тормозов на повороте.
Он шёл с мешком вдоль пыльного арыка,
А я бежал, цеплялся и просил
Взять в плен фашиста,
Если он не сдастся, —
Ударить шашкой,
Или так на штык,
Или ногой в живот —
Пусть будет больно,
Порезать руки,
Чтобы кровь хлестала...
Он сбоку поглядел в мои глаза,
Дед хмуро кашлял и плевал под ноги...
Всё реже в домик приходили письма,
Потом пришло одно.
В нём говорилось:
Мой дядя пал хорошей смертью храбрых.
А я не понял,
И был счастлив я,
Увидев слово храбрый.
Дед не плакал.
Решил старик, застенчивый, угрюмый,
Проехать полстраны с голодным внуком,
Чтоб разыскать
Могилу сына.
Дед не разрешал
Сынам своим лежать в чужой земле.
Я помню — полустанок, зной, бесхлебье,
Солдаты в пролетающих вагонах,
Разбитая земля, остовы танков,
Голодное ворьё пустых вокзалов,
Сожжённые деревни и коровы,
Разбухшие от порыжелых трав.
Я помню — реки, реки, реки,
Дожди, то моросящие, то ливни,
Стволы осин, дубов заплесневелых
И глина, глина, глина по колено.
Нам показали дядину могилу,
Она была за маленькой деревней,
Едва просохшей после серых ливней.
Над мелкой речкой — глиняный бугор.
Дед помолился, пожевал насвая,
А я глазел на глиняную землю,
Она была, земля, почти такою,
Как наша,
Только мокрой. Я запомнил.
Вокруг стояли жители деревни,
Одна из них казалась мне красивой,
С худыми, но румяными щеками.
И злая как соседка. Я запомнил.
Мой дед не обращал на них вниманья,
Он снял бешмет и, обойдя могилу,
Вонзил лопату в глиняный бугор.
И женщины вдруг обступили деда,
Та, что была с румяными щеками,
Сказала. Я запомнил.
— Разве можно...
Здесь восемнадцать человек лежат.
Мой дед уже чуть понимал по-русски,
Он осторожно вытащил лопату,
Рукой погладил рану в чёрной глине
И вытер руку о сухой сапог.
Мы просидели день у тихой речки.
До темноты следили ребятишки.
Дед, плача, пел арабскую молитву,
А я гонял травинкой муравьёв.
Стратегия:
Тонкие и толстые вопросы
Тонкие
вопросы
|
Толстые
вопросы
|
1.От чьего имени ведется рассказ в
стихотворении?
2.Сколько героев в
стихотворении?
3.Кто «ушел на
фронт»?
«Ушел ли он
добровольно?»
4.С каким наказом мальчик провожал дядю
на фронт?
5.Какое письмо пришло однажды с фронта?
Что в нем говорилось?
6.Какие картины
войны предстали перед ними в
дороге?
7.Где находилась могила воинов? Что
больше всего запомнилось мальчику? Какой была земля на
могиле?
|
Какие чувства испытывал дед, провожая сына на
фронт?
Почему мальчик был
«счастлив»?
Как встретил это известие
дед?
С какой целью старик «проехал
полстраны» с внуком?
Почему дед не стал копать могилу
сына?
|
Найдите тропы в тексте.
Заполните таблицу примерами из
стихотворения
МЕТАФОРА
|
Сравнение
|
Олицетворение
|
Эпитеты
|
Повторы
|
(Оксюморон – хорошей
смертью. Сравнение –
злая, как соседка. Эпитеты – дубов
заплесневелых, серых ливней, моросящие дожди, пустые вокзалы ,
застенчивый, угрюмый старик, разбитая
земля. Повторы - я
помню, я запомнил).
Дескрипторы:
1. Участвует в диалоге.
2. Обменивается мнением, отвечает на поставленные
вопросы
Составьте план текста и перескажите сюжет
стихотворения по плану.
Примерный план:
1) Дядя ушёл на
фронт.
2) Однажды пришло
письмо.
3) Решение деда.
4) Картины войны в
дороге.
5) Дядина могила. Слова
женщины.
6) Дед не стал копать
могилу.
Какова тема стихотворения?
(тема
войны).
Какова идея
стихотворения? (Идея: чтобы больше никогда не повторились эти
войны, у всех детей было счастливое детство, только благодаря
сплочённости и единству народов мы победили врага, братство
народов.)
Творческое задание для
группы.
Рефлексия:
Приём «Рефлексивный
экран» - каждый оценивает свой вклад в
достижение поставленных в начале урока целей, свою
активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнала…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научилась…
Я смогу…
Я попробую…
Домашнее
задание
Создайте устное высказывание (информационная речь
или речь-убеждение), выбрав одну из тем.
1. «Почему мы должны помнить?»
2. «Говорю о войне, хоть и знаю о ней
понаслышке…»
3. «Ощущать себя наследником прошлого значит
осознать свою ответственность перед будущим» (Д.
Лихачев)
4. «Великая Отечественная война в моей
семье».