Презентация –
8
мин.
|
Учитель организует
речевую разминку.
ОБВАЛ
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил,
И Терека могущий вал
Остановил.
Вдруг, истощась и присмирев,
О Терек, ты прервал свой рев;
Но задних волн упорный гнев
Прошиб снега...
Ты затопил, освирепев,
Свои брега.
(На интерактивной доске проецируются вопросы и
задания к тексту)
- Прочитайте стихотворение, попытайтесь передать авторский
восторг перед природной
стихией.
- Какие чувства вызывает у автора стихия? (Восхищение)
Организует деятельность учеников по определению
отправной точки по теме:
1.Обратите внимание: в тексте
выделены несколько слов, прочитайте, найдите данные слова в
толковом словаре, что вам стало известно об этих
словах?
2.-
Назовите тему сегодняшнего урока.
-
Деепричастие.
- Откуда вам известен этот термин?
- Когда мы изучали причастие, вы говорили, что надо
причастия толичать от деепричастий.
- Поставьте
перед собой цели.
|
ИР. Смотрят видеоролик «Обвал», Меруерт читает
стихотворение наизусть.
Ведут поисковую словарную
работу , чтобы определить тему урока и для постановки целей. В
толковом словаре ищут выделенные слова из текста и
анализируют.
|
Сигнал рукой
|
Видеоролик «Обвал», А.С.Пушкин 1 мин. 34 сек., рабочие
тетради, листы с текстом стиха, толковые
словари.
|
Основная
часть–
17 мин.
|
Организует работу с
теоретическим материалом, знакомство с новой
темой:
Сравните
свои выводы со сведениями, которые вы получили:
- все ли
признаки деепричастия вы
назвали?
- есть ли
новая для вас информация?
Организует выполнение заданий:
Задание 1: из предложенных
слов выберите деепричастия, обоснуйте свой
выбор (украшая,
краса, раскрашенный, морозно, замораживая, разморозив,
подморозить). По каким признакам вы находили
деепричастия?
- Назовите
суффиксы, с помощью которых
образуются деепричастия?
Задание
2: Выборочный диктант.
Распределите деепричастия по
столбикам – в первый столбик запишите деепричастия несовершенного
вида, во второй – совершенного;
Листая, пролистав, утверждая,
утвердив, вспоминая, вспомнивши, протирая,
протеревши.
Задание
3.
Сгруппируйте причастия и
деепричастия; укажите время и залог причастий, выделите суффикс;
укажите вид деепричастий, укажите
суффикс:
Исполняемый, хранимый,
написавши, сберёгши, пишущий, однимающийся, открытый, молча,
улыбаясь.
Закрепление
материала:
-
О чем говорили на
уроке?
-
Это...
-
Обозначает...
-
Образуется...
-
Суффиксы, образующие
деепричастия несовершенного
вида...
-
Суффиксы, образующие
деепричастия совершенного
вида...
|
ИР.Работают с учебником,
изучают теоретический материал новой темы
(INSERT):
( «!»-знаю, «?»- не знаю,
V-вызвала интерес)- задание на развитие
критического мышления.
«!»-знаю
|
«?»-
не знал(-а)
|
V-хочу
узнать
|
ПР. Обсуждают ключевые
вопросы новой темы (Думай – В парах –
Делись):
Что такое деепричастие?
Что обозначает, на какие вопросы отвечают, как
образуются?
Задание для І группы – составление
диалога;
Задание для ІІ группы – объясняет новый
материал;
Задание для ІІІ группы – в диаграмме Венна
сравнивает деепричастие с
причастием;
Задание для ІҮ группы: деепричастия в
стихотворении «Обвал».
Выполняют задания: из данных слов выбирают только
деепричастия и записывают в
тетрадях.
Отвечают на вопросы
учителя.
Записывают, распределяя деепричастия в два
столбика:
несовершенного
совершенного
листая, утверждая, пролистав,
утвердив,
вспоминая, протирая
вспомнивши,
протеревши
(деепричастия несовершённого вида обозначают
незаконченное добавочное действие, совершённого -
законченное).
Исполняемый
–стардательное причастие
настоящего времени суф-ем; хранимый
- стардательное причастие
настоящего времени суф-им,
невозвр., пишущий
- действительное причастие
настоящего времени суф-ущ,
невозвр., поднимающийся
- действительное причастие
настоящего времени суф-ющ,
возвр.,
открытый стардательное причастие
прошедшего времени суф-т,
невовр.;
Написавши
– деепричастие
совер.вида, невовзр., суф - вши, сберёгши
- деепричастие
совер.вида, невовзр., суф - ши, молча
- деепричастие
несовер.вида, невовзр., суф – а , улыбаясь
- деепричастие
несовер.вида, вовзр., суф - я.
|
Большой
палец
Устное
комментирование
2 звезды и
пожелание
Большой
палец
Сигнал
рукой
|
Листы с теоретическим
материалом, А3, маркеры, рабочие тетради,
ручки.
рабочие тетради,
ручки.
|