Класс: 7
Дата:
Учительпо информатике: Умуржанов
С.М.
Тема: Программирование линейных
алгоритмов
Цели: 1. Познакомить с основными операторами
линейных программ в Abc Паскале; учить составлять программы, используя
операторы ввода, вывода и
присваивания.
2. Формировать навыки операционного и
логического мышления, навыки общения с
компьютером.
3. Воспитывать творческие и исследовательские
качества учащихся, интерес к
программированию.
Тип
урока: комбинированный
Методы и
приемы: объяснительно – иллюстративный,
репродуктивный, проблемный метод, практическая работа, метод
упражнений, анализ, синтез, обобщение.
Программно – дидактическое
обеспечение: ПК, программы Microsoft
PowerPoint, Abc Pascal, мультимедиапроектор, презентация
«Программирование линейных алгоритмов», карточки с индивидуальными
заданиями.
План
урока: I. Организация начала
урока.
II. Актуализация
знаний.
III. Постановка целей и
задач.
IV. Изучение нового
материала.
V. Закрепление изученного на
уроке.
VI. Информация о домашнем
задании.
VII. Подведение итогов
урока.
Ход урока:
I. Организация начала
урока.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к
уроку.
I I. Актуализация
знаний.
-
Что такое алгоритм? ( Конечный набор точных и понятных предписаний,
позволяющих механически решать конкретную задачу из определенного
класса однотипных задач.)
-
Назовите базовые структуры алгоритмов? (Следование (линейный),
ветвление, повторение (цикл).)
- В
какой форме записываются алгоритмы? (Словесная, графическая,
программная.)
-
Составьте алгоритм нахождения суммы чисел А и
В.
Словесная форма:
1.
Задать два числа А и В
2.
Найти сумму этих чисел S=А+В
Графическая форма:
Как запишется алгоритм на языке
программирования Turbo Pascal?
III. Постановка целей и
задач.
-
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами присваивания,
ввода и вывода, начнем составлять программы, используя эти
операторы.
IV. Изучение нового
материала.
ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя
операторы:
-
присваивания,
-
ввода,
-
вывода.
-
Оператор присваивания
Типы переменной А и значение переменной В должны
соответствовать друг другу. Например: x, y:
integer; y:=2x+4;
-
Какие из следующих последовательностей символов
являются операторами присваивания?
А)
X:=Y;
Б)
MIN=K+1;
В)
Rrr=125+1*A;
Г) Str:=‘120*Y’; (а,
г)
-
Пусть значения
переменных X и Y равны, соответственно, 3 и 2,
какие значения будут иметь эти переменные после выполнения
операторов присваивания?
А) X:=X+2*Y; Y:=Y/2;
(X=7, Y=1)
Б) X:=1; X:=X+Y;
(X=3, Y=2)
В) X:=Y; Y:=X;
(X=2, Y=2)
-
ОПЕРАТОР ВВОДА
Оператор ввода значений с клавиатуры имеет
вид:
ReadLn(A1,A2,…,An); - где A1,A2,…,An
– имена переменных.
При
выполнении этого оператора компилятор приостанавливает свою работу,
программист должен набрать значения переменных в списке ввода.
Каждое вводимое значение получают последовательно переменные А1,
А2, …, Аn.
Readln;
- переход на новую строку при вводе данных. Такой
оператор применяется, когда исполнение программы желательно
задержать до нажатия клавиши Enter.
-
ОПРЕАТОР ВЫВОДА
WRITE(B1,B2,…,Bn); где B1,B2,…,Bn
– выражения типов: Integer, Char, Real,
String, Boolean.
Значения
типа Integer – выводятся в обычной форме в виде целого
числа. Значения типа Real – в простейшем случае выводятся в форме с
порядком, при этом мантисса содержит 7
цифр.
Пример 1. WRITE(123.456); на экране –
1.234560Е02
WRITE(-0.000123); на экране –
-1.230000Е-04
Для
удобства восприятия вывода существует возможность задания
маски:WRITE(A:N:M);
N – выражение, обозначающее общее число
позиций, отводимых под
значение А
M – выражение, обозначающее число позиций,
отводимых под дробную часть.
Пример 2.
WRITE(123.456:10:4);
WRITE(123.456:6:2);
Значения
типа Char и String выводятся в виде одного или
последовательности символов. Значения
типа Boolean выводятся в
виде True или False.
WRITELN(B1,B2,…,Bn);
- отличается от первого тем, что после вывода
последнего значения курсор переводится в начало следующей строки
экрана.
WRITELN;
Переводит курсор на следующую
строку.
V. Закрепление изученного на
уроке.
-
Сейчас мы с вами попробуем написать первую программу. (Учащиеся
набирают программу в среду Турбо Паскаль.)
Пример 3.
Вывести на экран фразу – «Моя первая
программа».
Имя
этой программы primer3. Заметим, что в имени программы не
должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять
только из латинских букв, цифр и некоторых символов, не допускается
использование точки и запятой.
Решение:
Program primer3;
(Описательной части нет, а сразу идет раздел
операторов, начинающийся со служебного
слова Begin)
Begin
writeln(‘Моя первая
программа’); (оператор вводит
текст)
readln; (задерживает исполнение программы до нажатия
клавиши Enter)
end. (конец программы)
Пример 4. Написать программу нахождения суммы
чисел А и В, вводимых с клавиатуры.
-
Вспомним этапы решения задач на компьютере. Для начала определим,
что нам известно? (Известны два числа А и
В.)
-
Какая математическая модель подойдет для решения этой задачи?
(S=A+B)
- Запишем алгоритм графическим
способом.
-
Теперь, когда алгоритм записан, можно составить программу. Для
этого вспомним структуру программы в
Паскале.
Program primer4; { Заголовок программы
}
Var A,B,S: Integer; {Раздел описания
переменных }
Begin { Раздел
операторов}
Writeln(‘Введите значения чисел А, В’); {оператор
вывода}
Read(A,B); {оператор ввода значений переменных с
клавиатуры}
S:=A+B; {оператор
присваивания}
Writeln(‘S=‘, S); {оператор вывода
значения}
Readln; {оператор ждет нажатия клавиши
ввода}
End. {конец программы}
Учащиеся вводят программу в компьютер. Для тех,
кто быстро справился с заданием, раздаются карточки с
индивидуальными заданиями.
VI. Информация о домашнем
задании.
Написать программу вычисления площади
равнобедренной трапеции. Значения основания и боковой стороны
вводятся с клавиатуры.
VII. Подведение итогов
урока.
-
Какие операторы включают линейные программы? (Операторы
присваивания, ввода, вывода.)
-
Назовите операторы ввода? (readln)
-
Назовите операторы вывода?
(Write, writeln)
-
Чем отличается оператор Write от оператора Writeln?
(Оператор Writeln переводит курсор на новую
строку.)
Оценивание работы класса и отдельных учащихся на
уроке.