Материалдар / РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ВОЗМОЖНОСТИ УРОКА

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ВОЗМОЖНОСТИ УРОКА

Материал туралы қысқаша түсінік
В современном мире, насыщенном информацией, умение эффективно работать с текстом становится ключевым навыком для успешной адаптации и самореализации. Развитие читательской грамотности – это не просто обучение умению читать, это формирование способности понимать, анализировать, оценивать и использовать информацию, представленную в различных формах. Как учитель русского языка и литературы, я вижу в уроке огромный потенциал для развития этой важнейшей компетенции.
Материал тегін
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

Арипова Роза Ибетулаевна

учитель русского языка и литературы

Средняя школа имени Валерия Чкалова


РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ВОЗМОЖНОСТИ УРОКА

В современном мире, насыщенном информацией, умение эффективно работать с текстом становится ключевым навыком для успешной адаптации и самореализации. Развитие читательской грамотности – это не просто обучение умению читать, это формирование способности понимать, анализировать, оценивать и использовать информацию, представленную в различных формах. Как учитель русского языка и литературы, я вижу в уроке огромный потенциал для развития этой важнейшей компетенции.

Что такое читательская грамотность?

Читательская грамотность определяется как способность человека понимать и использовать письменные тексты, извлекать из них информацию, делать выводы, оценивать содержание и использовать полученные знания для достижения своих целей, развития своего потенциала и участия в жизни общества. Она включает в себя:

  • Извлечение информации: поиск и извлечение явной и скрытой информации из текста.

  • Интерпретация: понимание смысла текста, определение его темы, основной идеи, целей автора.

  • Оценка: анализ содержания текста, оценка его достоверности, соответствия фактам, а также личного отношения к прочитанному.

  • Использование информации: применение полученных знаний для решения задач, формулирования выводов, выражения собственной точки зрения.



Возможности урока русского языка и литературы:

Урок русского языка и литературы – это идеальное пространство для развития читательской грамотности. Именно здесь мы работаем с текстом, учимся его понимать, анализировать и интерпретировать. Вот несколько конкретных примеров, как можно эффективно развивать читательскую грамотность на уроках:

  1. Работа с различными видами текстов:

    • Художественные тексты: классическая и современная литература, рассказы, повести, романы. Анализ образов, сюжета, композиции, языка произведения развивает навыки интерпретации, оценки и критического мышления.

    • Публицистические тексты: статьи, эссе, интервью. Работа с публицистикой учит анализировать аргументацию, выявлять авторскую позицию, оценивать достоверность информации.

    • Научно-популярные тексты: статьи, отрывки из книг. Знакомство с научным стилем, умение выделять главное, делать выводы развивает навыки извлечения и использования информации.

    • Информационные тексты: инструкции, правила, объявления. Работа с такими текстами формирует навыки поиска информации, понимания структуры текста, применения полученных знаний на практике.


  1. Приемы работы с текстом:

    • Вопросы к тексту: использование вопросов разного уровня сложности (от простых вопросов на понимание до вопросов, требующих анализа и оценки) для активизации мыслительной деятельности учащихся.

    • Составление плана текста: учит структурировать информацию, выделять главное, понимать логику изложения.

    • Выделение ключевых слов и фраз: помогает сосредоточиться на важных моментах, понять основную идею текста.

    • Создание кластеров и ментальных карт: визуализация информации, установление связей между понятиями, развитие ассоциативного мышления.

    • Дискуссии и дебаты: обсуждение прочитанного, обмен мнениями, аргументация своей точки зрения развивают навыки критического мышления и коммуникации.

    • Написание сочинений и эссе: самостоятельное изложение мыслей, формулирование выводов, аргументация своей позиции развивают навыки письменной речи и анализа.

    • Проектная деятельность: создание презентаций, подготовка докладов, анализ литературных произведений с использованием различных источников информации формирует навыки поиска, обработки и представления информации.



Примеры практических приемов, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы для развития читательской грамотности:

  1. Извлечение информации:

Прием: "Поиск ключевых слов и фраз"

Описание: Ученики читают отрывок текста и выделяют ключевые слова и фразы, которые, по их мнению, являются наиболее важными для понимания основного содержания.

Пример: После прочтения отрывка из рассказа Чехова "Толстый и тонкий", попросите учеников выделить слова и фразы, которые характеризуют отношение героев друг к другу и к своему социальному положению.

Цель: Развитие навыка быстрого поиска важной информации, умения выделять главное.


Прием: "Вопросы по тексту (уровни Bloom)"

Описание: Используются вопросы разного уровня сложности, охватывающие все уровни таксономии Блума (от простого воспроизведения информации до оценки и создания).

    • Пример:

      1. Уровень 1 (Знание): "Кто является главным героем рассказа?" (воспроизведение)

      2. Уровень 2 (Понимание): "Почему герой поступил именно так?" (понимание)

      3. Уровень 3 (Применение): "Представьте, что вы оказались в подобной ситуации. Как бы вы поступили?" (применение)

      4. Уровень 4 (Анализ): "Какие приемы использует автор, чтобы показать разницу между героями?" (анализ)

      5. Уровень 5 (Синтез): "Напишите альтернативную концовку рассказа, изменив характер одного из героев." (синтез)

      6. Уровень 6 (Оценка): "Согласны ли вы с позицией автора? Обоснуйте свою точку зрения." (оценка)

    • Цель: Развитие навыков понимания текста на разных уровнях, умения извлекать информацию, делать выводы, анализировать.



  1. Интерпретация:

Прием: "Составление плана текста"

Описание: Ученики читают текст и составляют его план (простой, сложный, тезисный).

Пример: После прочтения стихотворения Пушкина "Я помню чудное мгновенье...", ученики составляют тезисный план, отражающий развитие чувств лирического героя.

Цель: Развитие навыка структурирования информации, понимания логики развития мысли автора, выделения главного.


Прием: "Определение темы и идеи текста"

Описание: Ученики должны сформулировать тему и основную идею текста (художественного или публицистического).

Пример: После прочтения статьи о проблемах экологии попросите учеников сформулировать тему и основную идею статьи.

Цель: Развитие навыка понимания смысла текста, определения авторской позиции, умения делать обобщения.


Прием: "Анализ образов и характеров" (для художественных текстов)

Описание: Ученики анализируют образы героев, их характеры, мотивы поступков, взаимоотношения.

Пример: Анализ образа Печорина в романе Лермонтова "Герой нашего времени": как автор раскрывает характер героя, какие приемы использует?

Цель: Развитие навыка интерпретации текста, понимания замысла автора, умения видеть взаимосвязи между элементами текста.



  1. Оценка:

Прием: "Дискуссия/Дебаты"

Описание: Обсуждение прочитанного текста, выражение своей точки зрения, аргументация, умение слушать и слышать других.

Пример: Обсуждение проблемы нравственного выбора на примере рассказа Чехова "Ионыч". Ученики должны высказать свою позицию, аргументировать ее, привести примеры из текста.

Цель: Развитие навыков критического мышления, умения аргументировать свою точку зрения, уважения к чужому мнению.


Прием: "Сопоставление текстов"

Описание: Сравнение двух или более текстов (например, двух стихотворений на одну тему, статьи и отрывка из художественного произведения).

Пример: Сравнение стихотворений Есенина и Маяковского о любви: в чем сходство и различие в изображении чувств?

Цель: Развитие навыков анализа, сравнения, сопоставления, умения выявлять особенности стиля авторов.


Прием: "Рецензия"

Описание: Написание краткого отзыва о прочитанном тексте, с выражением личного отношения и обоснованием оценки.

Пример: Написание рецензии на новый фильм по мотивам классического произведения.

Цель: Развитие навыков оценки, аргументации, выражения личного мнения.



  1. Использование информации:

Прием: "Проектная деятельность"

Описание: Создание презентаций, докладов, стенгазет, посвященных изучаемому материалу.

Пример: Создание презентации о творчестве А.С. Пушкина, включающей биографию, анализ произведений, иллюстрации, цитаты.

Цель: Развитие навыков поиска, обработки и представления информации, умения работать с разными источниками, применять полученные знания на практике.


Прием: "Написание сочинений и эссе"

Описание: Самостоятельное изложение мыслей по заданной теме, формулирование выводов, аргументация своей позиции.

Пример: Написание сочинения на тему "Что значит быть героем в наше время?"

Цель: Развитие навыков письменной речи, умения формулировать мысли, аргументировать свою точку зрения, применять полученные знания.


Прием: "Применение информации в реальной жизни"

Описание: Обсуждение того, как знания, полученные из текста, можно применить в повседневной жизни.

Пример: После изучения правил дорожного движения попросить учеников обсудить, как они будут применять эти правила на практике, чтобы обеспечить свою безопасность.

Цель: Развитие навыков применения полученных

  1. Использование современных технологий:

    • Онлайн-ресурсы: использование электронных библиотек, образовательных платформ, онлайн-словарей и энциклопедий расширяет возможности работы с информацией.

    • Интерактивные задания: создание и использование интерактивных заданий, направленных на развитие читательской грамотности, делает процесс обучения более интересным и эффективным.

    • Работа с мультимедийными материалами: просмотр видеофрагментов, прослушивание аудиозаписей, использование интерактивных карт и схем расширяет возможности восприятия и понимания информации.



Заключение

Развитие читательской грамотности – это непрерывный процесс, требующий систематической работы и творческого подхода. Урок русского языка и литературы предоставляет уникальные возможности для формирования у обучающихся навыков работы с текстом, развития критического мышления и способности к самообразованию. Используя разнообразные приемы и современные технологии, учитель может сделать процесс обучения увлекательным и эффективным, заложив прочный фундамент для успешной жизни в современном информационном обществе.

Использованная литература:

  1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  2. Примерные программы по русскому языку и литературе (в соответствии с ГОСО).

  3. Современные методики преподавания русского языка и литературы (учебники, методические пособия, статьи).

  4. Материалы международных исследований PISA, PIRLS, TIMSS (оценка читательской грамотности).



Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі