Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков учащихся в условиях инклюзивного образования.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ТЕМА: Развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков учащихся в условиях инклюзивного образования.
Автор : педагог-психолог Абдрасулова Л.Г.
КГУ «Комплекс Жангизтобинская средняя школа –детский сад»
Жарминский район области Абай
В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Восемь принципов инклюзивного образования:
-
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
-
Каждый человек способен чувствовать и думать.
-
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
-
Все люди нуждаются друг в друге.
-
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
-
Все люди нуждаются в поддержке и в дружбе ровесников.
-
Для всех обучающихся достижения прогресса скорее всего может быть в том, что они могут делать, чем в том что они не могут.
-
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзия -это не только подготовка ребенка к жизни в социуме, но и подготовка социума. Некая взаимная адаптация.
С чего начать инклюзию ребенка, который лезет под стол? Обычный класс, обычная школа создает условия для этих детей. Одной из эффективных стратегий создания инклюзивной среды является использование совместного обучения. Такой подход побуждает учащихся работать вместе для достижения общей цели, способствуя развитию навыков сотрудничества и общения. Это также позволяет учащимся учиться друг у друга и развивать сочувствие и понимание по отношению к различным точкам зрения.
Вовлекая детей с ООП в межличностные взаимодействия в качестве активных участников, можно создать оптимальные условия для их личностного развития, а также дать детям возможность стать функциональными членами общества. Процесс самоутверждения, предполагающий получение определенного положения внутри группы, является значимым механизмом удовлетворения этих потребностей.
Однако дети с ограниченными возможностями могут иметь ограниченный доступ к информации из внешнего мира, что может повлиять на их коммуникативные навыки, адаптацию и социальную практику. Это может привести к отклонениям в их поведении и характере. Реакция окружающих на ребенка будет зависеть от их поведения, которое может усиливать или трансформировать их психологические характеристики. Школьники с ООП могут сталкиваться с трудностями в межличностном взаимодействии, такими как завышенная или заниженная самооценка, неспособность к общению, тревожность, эгоцентризм, боязнь критики. Их переживания в этот период могут формировать их поведение и эмоциональное состояние, что может сказаться на их успеваемости в учебной деятельности. В это же время начинается формирование нравственно-психологических качеств, так как они накапливают практический опыт взаимодействия с окружающими в своей группе сверстников .
Дети с ООП сталкиваются с трудностями в развитии своей эмоциональной сферы, в том числе эмоционального интеллекта, из-за изолированности и отсутствия опыта активного эмоционального взаимодействия и мониторинга эмоций.
В закрытой среде у них ограниченный эмоциональный опыт из-за того, что их семьи стараются защитить их и контролировать свои эмоции. Напротив, в инклюзивной среде учащиеся имеют возможность наблюдать и испытывать различные эмоции и поведенческие стратегии. Кроме того, инклюзивная среда позволяет использовать индивидуальные маршруты обучения, предотвращающие эмоциональную перегрузку и агрессивное поведение. Активное общение также имеет решающее значение для развития эмоционального интеллекта, а инклюзивная среда помогает преодолеть ограничения в общении.
Основная часть
Эмоциональный интеллект также считается важным для развития коммуникативных навыков, поскольку он включает в себя распознавание и понимание эмоций других людей и управление своими собственными эмоциями. Поскольку образование является основной деятельностью на этом этапе, важно включить эти навыки в образовательную деятельность. Поэтому необходима эффективная образовательная модель для развития коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта, что приведет к продуктивному развитию личности ребенка и его социализации.
Когда учащиеся чувствуют себя включенными и ценными, они с большей вероятностью будут чувствовать себя в безопасности и уверенно выражать себя. Это может привести к улучшению коммуникативных навыков, поскольку учащиеся могут лучше формулировать свои мысли и чувства. Кроме того, инклюзивная среда способствует формированию и развитию сочувствия и понимания, которые являются ключевыми компонентами эмоционального интеллекта. Когда учащиеся знакомятся с различными точками зрения и опытом, они развивают большую способность к эмпатии и лучше понимают и регулируют свои собственные эмоции.
Инклюзивная образовательная среда оказывает существенное влияние на развитие коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта школьников. Поощряя разнообразие, участие, оказывая поддержку, отмечая различия и создавая безопасную и гостеприимную среду, школы помогают учащимся развить навыки, необходимые им для достижения успеха как в учебе, так и в обществе.
По наблюдению и результатам исследовании у большинства детей наблюдаются некоторые признаки развития эмоционального интеллекта, такие как восприятие и определение эмоций, фасилитация мышления, понимание эмоций на низком уровне, а управление эмоциями на среднем уровне. Однако есть еще много проблем, которые нужно решить, такие как опознание и обозначение переживаемых эмоций, управление эмоциональным состоянием, способность вызывать у себя эмоциональные переживания, идентификация эмоций других людей и создание удовлетворяющих межличностных отношений. Также стоит отметить, что дети часто сталкиваются с конфликтами, их интересы пересекаются, но они не всегда умеют решать эти конфликты правильно. Развитый уровень эмоционального интеллекта предполагает умение находить компромиссы и устраивающее обе стороны решение.
Для повышения эмоционального интеллекта ребенка рекомендуется осуществлять деятельность в различных аспектах его образовательной среды, включая как учебную, так и внеучебную среду. Внеклассная деятельность может принимать форму практических занятий, позволяющих детям испытать и научиться регулировать свои эмоции и взаимодействовать с другими людьми в различных эмоциональных состояниях и ситуациях. Эффективные коммуникативные навыки являются неотъемлемой частью развития эмоционального интеллекта, и учителя играют важную роль в создании положительного психологического климата в детском коллективе и содействуют разрешению конфликтов и пониманию лежащих в их основе эмоциональных переживаний. Поэтому крайне важно способствовать развитию эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков в тандеме в различных сферах жизни ребенка.
Для развития коммуникативных навыков рекомендуется использовать групповые занятия, такие как дискуссии, игры и деликатное обучение. Обсуждения позволяют людям понять точку зрения своего партнера по общению, а игры предоставляют возможности для активного обучения. Тренировка чувствительности помогает людям понять, как они воспринимаются другими, и свое собственное восприятие себя через эмоциональные переживания.
Для активизации эмоциональных переживаний школьниковв школе проводятся занятия по программме: «Я и мои эмоции» Программа направлена на улучшение эмоционального интеллекта, распознавание и выражение эмоций, понимание чужого опыта и развитие методов контроля и релаксации. Все занятия имеют единую структуру, определяемую возрастными и психофизиологическими особенностями школьников, и состоят из трех частей: введения, основной деятельности и заключения.
Вступление задает тон занятию и устанавливает эмоциональные связи посредством ритуального приветствия. Основная деятельность направлена на улучшение эмоциональных, личных и когнитивных аспектов ребенка с помощью зарисовок, упражнений и игр .
Проявление эмпатии наблюдается при коммуникации среди учащихся во время уроков и перемен. Системно работает арт- студия, где учащиеся занимаються творчество в смешанных группах из разных классов. Они обучаются распознаванию эмоций на изображениях лиц или смайликах, отражающих весь спектр эмоций от счастья и спокойствия до грусти и гнева. Понимание языка эмоции очень важно для ребенка. Язык, на котором говорят люди, тесно связан с тем, кем они являются или кем они стремятся быть. Язык может стать большим препятствием, когда детям необходимо свободно выражать свои эмоции. Необходимо научить ребенка простым и понятным терминам, которыми он сможет описывать свое эмоциональное состояние.
Обращение к творчеству в рамках инклюзивного образования и способу духовно-интеллектуального возрождения человека неслучайно. Дело в том, что «любой продукт человеческого творчества своего рода «послание»; он по-своему «говорит», вопрошает и отвечает, несет в себе «весть», которую нужно уметь «услышать» и которая, соприкасаясь с другим текстом, вновь и вновь актуализируется в целостной жизни культуры» . Как нам кажется, именно творчество как продуктивная деятельность представляет ту человеческую силу, благодаря которой он постоянно саморазвивается, самосовершенствуется и растет.
Более того, творчество связано напрямую с искусством, в том числе «искусством быть».
Творческие техники, внедряемые в учебный процесс инклюзивного образования, помогают преодолеть трудности в общении , позволяют быстро усвоить учебный материал, сопровождаются различного рода переживаниями, идет работа над пониманием эмоции своих и других людей. . Как заметил Джанни Родари, «если мы хотим научить думать, то прежде должны научить придумывать».
При включении арт-технологий в обучение достигается значительный педагогический эффект:
- развитие творческих задатков у детей;
- расширение и углубление познавательной активности;
- повышение собственной самооценки, возрастание самосознания;
- развитие эмоционально-нравственных качеств;
- проявление способности выражать эмоции;
- снятие напряжения, релаксация.
Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними. Трудности, которые испытывают эти дети к моменту поступления в школу, связаны, прежде всего, с недостаточным развитием эмоционально - волевой сферы. При выполнении учебных заданий у детей наблюдается быстрая утомляемость и интеллектуальная пассивность. Они не приучены к систематической мыслительной деятельности, поэтому крайне поверхностно усваивают учебный материал. В то же время они очень активны в игровой деятельности, которая в какой-то мере компенсирует их неудачи в учебе.Поэтому на занятия учителя используют различные элементы игровых технологии, которые помогают развивать в группе навыки коммуникации.
В нашей школе учителя заметили, что школьники, которые обучаются с детьми с ООП, отличаются нестандартным мышлением, когда решают задачи или участвуют в олимпиадах. Почему это происходит: они видят, что педагоги объясняют особенным и здоровым детям одни и те же темы по-разному, то есть используют разные подходы. Это
и формирует у ребят понимание, что задачи можно решать разными способами. Второй момент: здоровые школьники при обучении с детьми с ООП имели хорошо развитый эмоциональный интеллект. Они умели проявлять заботу, когда человек в этом нуждался.
Заключение
Эффективное образование предполагает культуру общения, при которой учащиеся учатся, взаимодействуя друг с другом и со своим учителем. Важно научить учеников выражать себя и уважительно общаться с другими. Создание сплоченной команды, основанной на доверии, уважении и понимании, необходимо для создания позитивной учебной среды. Хорошие коммуникативные навыки важны не только для образования, но и для социального взаимодействия, поскольку они предполагают выполнение различных социальных ролей, таких как лидер, исполнитель и исследователь.
Развитие коммуникативных навыков у школьников имеет важное значение для их образования и общего личностного роста. Развитие таких способностей влияет на их социализацию и развитие характера. Чтобы способствовать приобретению коммуникативных навыков во время групповой работы, важно установить правила совместной работы, учитывать межличностные отношения и способствовать сотрудничеству. Групповая работа является эффективным методом развития коммуникативных навыков. Можно сделать вывод, что развитие коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта имеет решающее значение в школьном возрасте. Это связано с различными факторами, такими как повышенная социальная активность ребенка и потребность в активном взаимодействии. На этом этапе необходимо развивать коммуникативные навыки, конструктивное разрешение конфликтов и способность взаимодействовать с другими людьми.
Завершая рассуждения о развитии эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков в инклюзивной среде, хочется ещё раз подчеркнуть мысль о том, что мы все должны ясно понимать, что положительный результат в развитии ребенка имеет общение.
Общение- это главное условие становления личности. Контактируя со сверстниками, друзьями, учителями, ребенок строит себя как личность, поддерживает и развивает свой внутренний мир и учится делиться им с другими.