Толегенева Райхан Баймухамбетовна
«Орта мектеп- гимназиясы»КММ
Орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Педагог- зерттеуші
Алматы облысы, Қонаев қаласы
Статья на тему «Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»
Функциональная грамотность является важным компонентом образовательного процесса, направленным на развитие у школьников способности эффективно использовать знания и умения в разных жизненных ситуациях. В контексте казахской школы, где русский язык изучается как второй язык, задача развития функциональной грамотности приобретает особое значение. Функциональная грамотность в широком смысле — это способность человека использовать свои знания, умения и навыки для решения практических задач в повседневной жизни. Это включает в себя способность эффективно работать с текстами, понимать информацию, анализировать и интерпретировать её, а также передавать собственные мысли и идеи с использованием различных форм общения. В рамках русской литературы и языка функциональная грамотность также охватывает навыки, связанные с пониманием прочитанного, грамотным письмом, устной речью, а также критическим осмыслением литературных произведений и текстов. Важным элементом является также умение связать полученные знания с жизненным опытом, использовать их в конкретных жизненных ситуациях.
В казахских школах обучение русскому языку
и литературе осуществляется с учётом особенностей билингвального
образования. Школьники, как правило, начинают изучать русский язык
в младших классах, и к 7 классу они уже имеют определённый уровень
знаний, который необходимо развивать и углублять. Однако, несмотря
на это, часто существует проблема недостаточного уровня
функциональной грамотности, что связано с особенностями перевода
понятий и недостаточным практическим использованием языка в
повседневной жизни. Для успешного развития функциональной
грамотности важно использовать подходы, которые учитывают двуязычие
и культурные особенности учащихся. Это включает в себя работу с
текстами, которые отражают как русскую, так и казахскую культуру, а
также использование методов, способствующих углублению
межкультурной коммуникации. На уроках можно применять различные
методы и подходы развития функциональной грамотности.
Одним из главных методов развития функциональной грамотности
является работа с текстами разных жанров и типов: научными,
публицистическими, художественными, инструкциями и т. д. Важно,
чтобы учащиеся не только воспринимали текст, но и учились
анализировать его содержание, выделять ключевые идеи и делать
выводы. В 7 классе можно использовать произведения русских
писателей, а также адаптированные тексты для школьников, которые
помогут им развить навыки извлечения информации, её интерпретации и
применения. Важно развивать навыков письменной и устной речи
учащихся , так как функциональная грамотность тесно связана с
умением выразить свои мысли. Это можно развивать через практику
сочинений, пересказов, обсуждений прочитанных произведений. Важно
развивать у учеников умение логично излагать свои мысли,
формулировать аргументы и строить связные высказывания. Важно
также, чтобы учащиеся могли применять язык в разных ситуациях
общения, что требует развития коммуникативных навыков на русском
языке в рамках школьной жизни, а также в контексте межкультурного
общения.
Современные методы обучения, такие как игровые технологии, работа в
группах, дебаты, ролевые игры, позволяют учащимся не только
закрепить теоретические знания, но и применить их на практике.
Например, можно организовать обсуждение литературных произведений,
поставив задачу ученикам аргументировать свою точку зрения или
предложить альтернативные трактовки событий в произведении.
Важным элементом развития функциональной грамотности является
использование информационных технологий. Например, создание
мультимедийных проектов по литературным произведениям, работа с
электронными ресурсами, поиск информации в Интернете помогает
развивать у учеников умение работать с различными источниками
информации, а также развивать критическое мышление. В казахской
школе важно интегрировать материалы, которые позволяют учащимся
сравнивать и сопоставлять культурные и языковые особенности.
Например, можно проводить параллели между произведениями казахской
и русской литературы, обсуждать схожести и различия в их жанровых
особенностях, тематике, героях. Это способствует расширению
кругозора учащихся и углублению их функциональной грамотности.
Школьникам можно предложить примерные следующие задания, такие как
прочитать отрывок из произведения (например, произведение А. С.
Пушкина) и ответить на вопросы, связанные с тем, как автор
описывает героев, какие моральные уроки можно извлечь из
произведения или написать сочинение на тему: «Какие качества
человека мне ближе всего?» или «Мои мысли о важности дружбы в
жизни». Важно, чтобы ученики могли грамотно выстраивать
аргументацию, приводить примеры и использовать различные средства
выразительности.
В заключение, можно сказать ,что развитие функциональной грамотности по русскому языку и литературе казахской школы требует комплексного подхода, который сочетает в себе работу с текстами, развитие навыков общения и критического мышления. Важно, чтобы учебный процесс был ориентирован на практическое применение знаний, что позволит учащимся не только улучшить знания языка и литературы, но и развить навыки, которые пригодятся им в реальной жизни.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
«Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы» статья
«Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы» статья
Толегенева Райхан Баймухамбетовна
«Орта мектеп- гимназиясы»КММ
Орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Педагог- зерттеуші
Алматы облысы, Қонаев қаласы
Статья на тему «Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»
Функциональная грамотность является важным компонентом образовательного процесса, направленным на развитие у школьников способности эффективно использовать знания и умения в разных жизненных ситуациях. В контексте казахской школы, где русский язык изучается как второй язык, задача развития функциональной грамотности приобретает особое значение. Функциональная грамотность в широком смысле — это способность человека использовать свои знания, умения и навыки для решения практических задач в повседневной жизни. Это включает в себя способность эффективно работать с текстами, понимать информацию, анализировать и интерпретировать её, а также передавать собственные мысли и идеи с использованием различных форм общения. В рамках русской литературы и языка функциональная грамотность также охватывает навыки, связанные с пониманием прочитанного, грамотным письмом, устной речью, а также критическим осмыслением литературных произведений и текстов. Важным элементом является также умение связать полученные знания с жизненным опытом, использовать их в конкретных жизненных ситуациях.
В казахских школах обучение русскому языку
и литературе осуществляется с учётом особенностей билингвального
образования. Школьники, как правило, начинают изучать русский язык
в младших классах, и к 7 классу они уже имеют определённый уровень
знаний, который необходимо развивать и углублять. Однако, несмотря
на это, часто существует проблема недостаточного уровня
функциональной грамотности, что связано с особенностями перевода
понятий и недостаточным практическим использованием языка в
повседневной жизни. Для успешного развития функциональной
грамотности важно использовать подходы, которые учитывают двуязычие
и культурные особенности учащихся. Это включает в себя работу с
текстами, которые отражают как русскую, так и казахскую культуру, а
также использование методов, способствующих углублению
межкультурной коммуникации. На уроках можно применять различные
методы и подходы развития функциональной грамотности.
Одним из главных методов развития функциональной грамотности
является работа с текстами разных жанров и типов: научными,
публицистическими, художественными, инструкциями и т. д. Важно,
чтобы учащиеся не только воспринимали текст, но и учились
анализировать его содержание, выделять ключевые идеи и делать
выводы. В 7 классе можно использовать произведения русских
писателей, а также адаптированные тексты для школьников, которые
помогут им развить навыки извлечения информации, её интерпретации и
применения. Важно развивать навыков письменной и устной речи
учащихся , так как функциональная грамотность тесно связана с
умением выразить свои мысли. Это можно развивать через практику
сочинений, пересказов, обсуждений прочитанных произведений. Важно
развивать у учеников умение логично излагать свои мысли,
формулировать аргументы и строить связные высказывания. Важно
также, чтобы учащиеся могли применять язык в разных ситуациях
общения, что требует развития коммуникативных навыков на русском
языке в рамках школьной жизни, а также в контексте межкультурного
общения.
Современные методы обучения, такие как игровые технологии, работа в
группах, дебаты, ролевые игры, позволяют учащимся не только
закрепить теоретические знания, но и применить их на практике.
Например, можно организовать обсуждение литературных произведений,
поставив задачу ученикам аргументировать свою точку зрения или
предложить альтернативные трактовки событий в произведении.
Важным элементом развития функциональной грамотности является
использование информационных технологий. Например, создание
мультимедийных проектов по литературным произведениям, работа с
электронными ресурсами, поиск информации в Интернете помогает
развивать у учеников умение работать с различными источниками
информации, а также развивать критическое мышление. В казахской
школе важно интегрировать материалы, которые позволяют учащимся
сравнивать и сопоставлять культурные и языковые особенности.
Например, можно проводить параллели между произведениями казахской
и русской литературы, обсуждать схожести и различия в их жанровых
особенностях, тематике, героях. Это способствует расширению
кругозора учащихся и углублению их функциональной грамотности.
Школьникам можно предложить примерные следующие задания, такие как
прочитать отрывок из произведения (например, произведение А. С.
Пушкина) и ответить на вопросы, связанные с тем, как автор
описывает героев, какие моральные уроки можно извлечь из
произведения или написать сочинение на тему: «Какие качества
человека мне ближе всего?» или «Мои мысли о важности дружбы в
жизни». Важно, чтобы ученики могли грамотно выстраивать
аргументацию, приводить примеры и использовать различные средства
выразительности.
В заключение, можно сказать ,что развитие функциональной грамотности по русскому языку и литературе казахской школы требует комплексного подхода, который сочетает в себе работу с текстами, развитие навыков общения и критического мышления. Важно, чтобы учебный процесс был ориентирован на практическое применение знаний, что позволит учащимся не только улучшить знания языка и литературы, но и развить навыки, которые пригодятся им в реальной жизни.
шағым қалдыра аласыз













