Толегенева Райхан
Баймухамбетовна
«Орта мектеп-
гимназиясы»КММ
Орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Педагог-
зерттеуші
Алматы облысы, Қонаев қаласы
Статья на тему «Развитие функциональной
грамотности на уроках русского языка и
литературы»
Функциональная грамотность является важным
компонентом образовательного процесса, направленным на развитие у
школьников способности эффективно использовать знания и умения в
разных жизненных ситуациях. В контексте казахской школы, где
русский язык изучается как второй язык, задача развития
функциональной грамотности приобретает особое значение.
Функциональная грамотность в широком смысле — это способность
человека использовать свои знания, умения и навыки для решения
практических задач в повседневной жизни. Это включает в себя
способность эффективно работать с текстами, понимать информацию,
анализировать и интерпретировать её, а также передавать собственные
мысли и идеи с использованием различных форм общения. В рамках
русской литературы и языка функциональная грамотность также
охватывает навыки, связанные с пониманием прочитанного, грамотным
письмом, устной речью, а также критическим осмыслением литературных
произведений и текстов. Важным элементом является также умение
связать полученные знания с жизненным опытом, использовать их в
конкретных жизненных ситуациях.
В казахских школах обучение русскому языку
и литературе осуществляется с учётом особенностей билингвального
образования. Школьники, как правило, начинают изучать русский язык
в младших классах, и к 7 классу они уже имеют определённый уровень
знаний, который необходимо развивать и углублять. Однако, несмотря
на это, часто существует проблема недостаточного уровня
функциональной грамотности, что связано с особенностями перевода
понятий и недостаточным практическим использованием языка в
повседневной жизни. Для успешного развития функциональной
грамотности важно использовать подходы, которые учитывают двуязычие
и культурные особенности учащихся. Это включает в себя работу с
текстами, которые отражают как русскую, так и казахскую культуру, а
также использование методов, способствующих углублению
межкультурной коммуникации. На уроках можно применять различные
методы и подходы развития функциональной грамотности.
Одним из главных методов развития функциональной грамотности
является работа с текстами разных жанров и типов: научными,
публицистическими, художественными, инструкциями и т. д. Важно,
чтобы учащиеся не только воспринимали текст, но и учились
анализировать его содержание, выделять ключевые идеи и делать
выводы. В 7 классе можно использовать произведения русских
писателей, а также адаптированные тексты для школьников, которые
помогут им развить навыки извлечения информации, её интерпретации и
применения. Важно развивать навыков письменной и устной речи
учащихся , так как функциональная грамотность тесно связана с
умением выразить свои мысли. Это можно развивать через практику
сочинений, пересказов, обсуждений прочитанных произведений. Важно
развивать у учеников умение логично излагать свои мысли,
формулировать аргументы и строить связные высказывания. Важно
также, чтобы учащиеся могли применять язык в разных ситуациях
общения, что требует развития коммуникативных навыков на русском
языке в рамках школьной жизни, а также в контексте межкультурного
общения.
Современные методы обучения, такие как игровые технологии, работа в
группах, дебаты, ролевые игры, позволяют учащимся не только
закрепить теоретические знания, но и применить их на практике.
Например, можно организовать обсуждение литературных произведений,
поставив задачу ученикам аргументировать свою точку зрения или
предложить альтернативные трактовки событий в произведении.
Важным элементом развития функциональной грамотности является
использование информационных технологий. Например, создание
мультимедийных проектов по литературным произведениям, работа с
электронными ресурсами, поиск информации в Интернете помогает
развивать у учеников умение работать с различными источниками
информации, а также развивать критическое мышление. В казахской
школе важно интегрировать материалы, которые позволяют учащимся
сравнивать и сопоставлять культурные и языковые особенности.
Например, можно проводить параллели между произведениями казахской
и русской литературы, обсуждать схожести и различия в их жанровых
особенностях, тематике, героях. Это способствует расширению
кругозора учащихся и углублению их функциональной грамотности.
Школьникам можно предложить примерные следующие задания, такие как
прочитать отрывок из произведения (например, произведение А. С.
Пушкина) и ответить на вопросы, связанные с тем, как автор
описывает героев, какие моральные уроки можно извлечь из
произведения или написать сочинение на тему: «Какие качества
человека мне ближе всего?» или «Мои мысли о важности дружбы в
жизни». Важно, чтобы ученики могли грамотно выстраивать
аргументацию, приводить примеры и использовать различные средства
выразительности.
В
заключение, можно сказать ,что развитие функциональной грамотности
по русскому языку и литературе казахской школы требует комплексного
подхода, который сочетает в себе работу с текстами, развитие
навыков общения и критического мышления. Важно, чтобы учебный
процесс был ориентирован на практическое применение знаний, что
позволит учащимся не только улучшить знания языка и литературы, но
и развить навыки, которые пригодятся им в реальной
жизни.