Развитие коммуникативных
умений и навыков учащихся через критическое
мышление
Оразалина Фарида
Тураровна
КГУ «Гимназия им.
С.Сейфуллина» г. Сатпаев
Общительность, умение
контактировать с окружающими людьми, т. е. коммуникативные умения и
навыки — необходимая составляющая самореализации человека, его
успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви
к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное
условие нормального развития ребенка, а также одна из основных
задач подготовки его к дальнейшей жизни.
В современных школах мало
внимания уделяется умению высказывать и отстаивать свою точку
зрению; последовательно действовать в публичной обстановке; умению
излагать приобретенные знания (ответ на уроке, участие в школьных
мероприятиях, в последующем - выступление на
конференциях).
Гимназия, где я работаю учителем
русского языка и литературы в течение 25 лет,
по многим показателям имеет хорошие
результаты, но
также имеет
проблемы, одна из которых – это проблема недостаточного
владения учащихся
устной речью. Чтобы обозначить эту
проблему,
я проанализировала материалы совещаний и
внутришкольного контроля, откуда выяснила, что такой вопрос
несколько раз рассматривался
на совещаниях при директоре, где
учителям
давались соответствующие рекомендации. Были
попытки решения
этой проблемы, но из-за отсутствия действенных и
системных преобразований не было результатов. Как языковед, я очень
заинтересовалась этой темой, потому что хочу научить каждого
ребенка хорошо говорить: свободно высказывать свое мнение,
выступать перед аудиторией, правильно интонировать
выступление, а
также научить правильно, выразительно, уместно, логично строить
свою речь. Поэтому с прошлого года стала работать по
теме «Развитие
коммуникативных умений и навыков учащихся через критическое
мышление».
Первоначальное исследование
показало, что учителя сосредоточивают внимание больше на
письменных, чем на устных заданиях и способах оценки. Также чаще
используют закрытые вопросы, предлагающие конкретный ответ,
приветствуют краткие ответы, поощряя обмен информацией вместо
суждений и решений учебной проблемы. Посещенные уроки показали, что
много вопросов задают именно учителя и практически сами на них
отвечают, в то время как вопросы по новой, а значит непонятной теме
должны задавать ученики. Вопросы учителя не демонстрируют
систематической работы над качеством ответов для выстраивания
расширенных цепочек рассуждений и исследований
ученика.
Перед тем, как приступить к
внедрению преобразований, я решила вооружиться теоретическими
знаниями. Еще раз уточнила понятие об общеучебных умениях и
навыках. В педагогической науке выделяют три вида общеучебных
умений и навыков: интеллектуальные, организационные и
коммуникативные. Общеучебные умения и навыки (ОУН) называются
общеучебными потому, что они являются универсальными для многих
предметов способами получения знаний, а предметные знания, умения и
навыки (ЗУН) относятся только к отдельным предметам[1]. Большинство
учителей традиционно уделяют пристальное внимание предметным ЗУНам,
потому что о качестве работы учителя судят по итоговым оценкам
учащихся, где проверяются предметные ЗУНы. На уроках формирование
ОУН ведется стихийно, нет специально разработанных программ и
специальных упражнений.
Также познакомилась с
проблемой развития коммуникативных умений учащихся в современной
школе[2]. Эта работа помогла мне составить таблицу о методах и
формах работы для развития коммуникативных умений и навыков по
своему предмету (таблица дана ниже).
Методы и формы работы для
развития коммуникативных умений и навыков на уроках русского языка
и литературы
|
В урочной
деятельности
|
Во внеурочной
деятельности
|
Методы, ориентированные на
устную коммуникацию
|
1.Все виды
пересказа, применяя стратегии критического мышления (джигсоу,
инсерт, мозаика).
2. Ролевые и деловые
игры.
3. Все виды диалога
и беседы.
4. Доклады и
сообщения.
5.Презентация
исследовательских проектов.
6.Дискуссия, диспут, круглый
стол.
|
-
Презентация
исследовательских проектов.
-
Выступление в
качестве ведущего в школьных
мероприятиях.
-
Коммуникативные игры
между классами.
-
Выступления на
конференциях, конкурсах.
-
Подготовка устного журнала для
школьного телевидения
|
Методы, ориентированные на
письменную коммуникацию
|
1.Сочинения и
изложения.
2.Эссе.
3.
Сообщения.
4.
Тезисы.
5.
Конспект.
6.Аннотация.
7.Рецензия.
|
-
Участие в конкурсах
сочинений.
-
Подготовка статей и
заметок в СМИ.
-
Телекоммуникационные
сообщения, тексты.
|
В этой таблице я указала
методы, ориентированные на устную и письменную коммуникации, она
послужит учителям-языковедам в построении урока, где будут
отрабатываться коммуникативные универсальные умения и
навыки.
Как можно стимулировать
развитие речи, коммуникативных умений и навыков? Для этого выбрала
стратегии критического мышления, использование которых позволит
учителю сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане
содержания, также, как полагает конструктивисткая теория обучения,
поможет организовать «развитие мышления учащихся в условиях
взаимодействия имеющихся знаний с новыми или со знаниями,
полученными в классе из разных
источников»[3].
Использование критического
мышления открывает большие возможности для развития речи учащихся:
подбирая тексты для анализа, учу детей излагать свои мысли, также
задавать вопросы и правильно и полно отвечать на них. Учу устно
демонстрировать свои знания с помощью таких стратегий,
как "мозговой штурм" (создание банка идей, анализ
идей, обработка результатов), «свободные мысли» (учащиеся
пишут все, что знают по этой теме), «толстые и тонкие вопросы»
(вопросы, которые
требуют знания фактического материала и ориентированы на работу
памяти, и вопросы, требующие оценки,
осмысления, анализа и синтеза информации) и
и.т.д.
Развитию
учебно-коммуникативных действий учащихся также способствует
использование на уроках заданий и вопросов по таксономии Блума. Для
этого учитель раздает вопросы, а учащиеся должны разложить их по
порядку, после – сами составляют свои вопросы. Например, при
изучении темы «Причастие» были использованы следующие вопросы и
задания (вопросы и задания расположены по мере усложнения). 1.
Причастие – это...; 2. В предложениях найдите причастия; 3.
Образуйте от глаголов причастия и составьте с ними предложения;
4.Сравните слова "пожелтевшие" и "желтые", "зеленеющий" и
"зеленый". Чем отличаются эти слова?
5.Составьте синквейн на тему
«Причастие». 6.Подберите как можно больше определений к слову
"снег", распределяя их в группы: причастия и прилагательные.
(Пример ответа: белеющий и чистый, сверкающий и свежий, липнущий и
липкий и т.д.) [4]. Составление таких иерархических вопросов и
ответы на них помогает обучающимся научиться мыслить, а также
развивать речь, так как мышление и речь
взаимосвязаны.
Одним из преимуществ обучения
по критическому мышлению является организация работы учащихся в
группах. В процессе межличностной коммуникации развиваются речевые
умения и навыки учащихся. Активные формы обучения помогут учащимся
казахских классов обучиться русской речи. Если коллективные учебные
занятия организованы правильно, то у учащихся начинают
формироваться следующие навыки психологического и социального
плана:
-
слушать друг друга, не
перебивая без особой надобности;
-
слышать друг друга, т. е.
понимать услышанное;
-
считаться с мнением партнёра,
уважать его мнение;
-
отстаивать свою точку
зрения.
В процессе взаимодействия
ученик раскрывается, что позволяет увидеть его личностные качества,
как они развиваются, изменяются и
формируются.
Для вовлечения учителей
гимназии в данную работу были проведены коучинги на темы:
««Критическое мышление», «Как развить коммуникативные умения и
навыки учащихся?», «Методы и формы работы для развития
коммуникативных умений и навыков учашихся». Результаты
анкетирования учителей, проведенного после коучингов, говорят, что
большая часть (58%) учителей заинтересовались
проблемой развития коммуникативных умений и навыков через
критическое мышление, некоторые (16%) изучают теоретический
материал и (33%) записались на курсы критического мышления.
Учителя, используя стратегии критического мышления, применяя
активные формы работы, стали совершенствовать собственную практику
и достигли хороших результатов.
Отслеживание сформированности
базовых коммуникативных умений и навыков у учащихся проводилось
через исходную и итоговую диагностику коммуникативных умений и
навыков учащихся на основе методики по определению уровня
сформированности ОУН М.Ступницкой [1]. В исследовании участвовало
49 учащихся из двух 7 классов. Учителя русского языка, истории,
географии, биологии, физики, заполнив таблицу, оценили уровень
сформированности коммуникативных умений и навыков у каждого
ученика. После ответов учителей выводился общий итог по отдельному
ученику.
Результаты диагностики
показали:
- сравнив данные
первоначальной и итоговой диагностики уровня сформированности
учебно-коммуникативных умений и навыков, мы увидели, что у слабой
группы повысились уровни коммуникативных умений и навыков, было
30,6% стало 22,4%, так как 8% (4 ученика) перешли в среднюю группу.
Эти учащиеся научились излагать собственные мысли, отвечать на
вопросы, обращенные к нему, хотя испытывают некоторые трудности,
связанные с волнением или ограниченным словарным запасом, иногда
испытывают затруднения при ответах на уроках, особенно перед
доской.
- со средней группы в сильную
группу перешли 8% (4 ученика) учащихся, они стали ясно и четко
излагать свои мысли, корректно и правильно отвечать на поставленные
вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать
оппоненту, преодолели свои страхи выступления у доски. (Динамику
уровня сформированности учебно-коммуникативных умений и навыков
учащихся можно увидеть ниже в диаграмме).

Анализ проведенной работы по
развитию коммуникативных умений и навыков позволяет нам сделать
вывод:
1. Число учащихся со средним и
высоким уровнями коммуникативных умений и навыков
возросло.
2. Организация уроков по новым
подходам способствовала улучшению у учащихся осознанного отношения
к обучению.
3. Учителя заинтересовались
новыми преобразованиями в школе.
Литература:
-
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600712
-
http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-3297
-
Руководство для учителя, I
уровень, с.107
-
http://collegy.ucoz.ru/load/12-1-0-4941.