Материалдар / РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Материал туралы қысқаша түсінік
Опыт работы учителя по развитию коммуникативных умений и навыков через критическое мышление на уроках русского языка и литературы в 7 классе с казахским языком обучения.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
30 Қаңтар 2023
285
1 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся через критическое мышление


Оразалина Фарида Тураровна

КГУ «Гимназия им. С.Сейфуллина» г. Сатпаев


Общительность, умение контактировать с окружающими людьми, т. е. коммуникативные умения и навыки — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

В современных школах мало внимания уделяется умению высказывать и отстаивать свою точку зрению; последовательно действовать в публичной обстановке; умению излагать приобретенные знания (ответ на уроке, участие в школьных мероприятиях, в последующем - выступление на конференциях).

Гимназия, где я работаю учителем русского языка и литературы в течение 25 лет, по многим показателям имеет хорошие результаты, но также имеет проблемы, одна из которых – это проблема недостаточного владения учащихся устной речью. Чтобы обозначить эту проблему, я проанализировала материалы совещаний и внутришкольного контроля, откуда выяснила, что такой вопрос несколько раз рассматривался на совещаниях при директоре, где учителям давались соответствующие рекомендации. Были попытки решения этой проблемы, но из-за отсутствия действенных и системных преобразований не было результатов. Как языковед, я очень заинтересовалась этой темой, потому что хочу научить каждого ребенка хорошо говорить: свободно высказывать свое мнение, выступать перед аудиторией, правильно интонировать выступление, а также научить правильно, выразительно, уместно, логично строить свою речь. Поэтому с прошлого года стала работать по теме «Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся через критическое мышление».

Первоначальное исследование показало, что учителя сосредоточивают внимание больше на письменных, чем на устных заданиях и способах оценки. Также чаще используют закрытые вопросы, предлагающие конкретный ответ, приветствуют краткие ответы, поощряя обмен информацией вместо суждений и решений учебной проблемы. Посещенные уроки показали, что много вопросов задают именно учителя и практически сами на них отвечают, в то время как вопросы по новой, а значит непонятной теме должны задавать ученики. Вопросы учителя не демонстрируют систематической работы над качеством ответов для выстраивания расширенных цепочек рассуждений и исследований ученика.

Перед тем, как приступить к внедрению преобразований, я решила вооружиться теоретическими знаниями. Еще раз уточнила понятие об общеучебных умениях и навыках. В педагогической науке выделяют три вида общеучебных умений и навыков: интеллектуальные, организационные и коммуникативные. Общеучебные умения и навыки (ОУН) называются общеучебными потому, что они являются универсальными для многих предметов способами получения знаний, а предметные знания, умения и навыки (ЗУН) относятся только к отдельным предметам[1]. Большинство учителей традиционно уделяют пристальное внимание предметным ЗУНам, потому что о качестве работы учителя судят по итоговым оценкам учащихся, где проверяются предметные ЗУНы. На уроках формирование ОУН ведется стихийно, нет специально разработанных программ и специальных упражнений.

Также познакомилась с проблемой развития коммуникативных умений учащихся в современной школе[2]. Эта работа помогла мне составить таблицу о методах и формах работы для развития коммуникативных умений и навыков по своему предмету (таблица дана ниже).


Методы и формы работы для развития коммуникативных умений и навыков на уроках русского языка и литературы


В урочной деятельности

Во внеурочной деятельности

Методы, ориентированные на устную коммуникацию

1.Все виды пересказа, применяя стратегии критического мышления (джигсоу, инсерт, мозаика).

2. Ролевые и деловые игры.

3. Все виды диалога и беседы.

4. Доклады и сообщения.

5.Презентация исследовательских проектов.

6.Дискуссия, диспут, круглый стол.

  1. Презентация исследовательских проектов.

  2. Выступление в качестве ведущего в школьных мероприятиях.

  3. Коммуникативные игры между классами.

  4. Выступления на конференциях, конкурсах.

  5. Подготовка устного журнала для школьного телевидения

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию

1.Сочинения и изложения.

2.Эссе.

3. Сообщения.

4. Тезисы.

5. Конспект.

6.Аннотация.

7.Рецензия.

  1. Участие в конкурсах сочинений.

  2. Подготовка статей и заметок в СМИ.

  3. Телекоммуникационные сообщения, тексты.


В этой таблице я указала методы, ориентированные на устную и письменную коммуникации, она послужит учителям-языковедам в построении урока, где будут отрабатываться коммуникативные универсальные умения и навыки.

Как можно стимулировать развитие речи, коммуникативных умений и навыков? Для этого выбрала стратегии критического мышления, использование которых позволит учителю сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания, также, как полагает конструктивисткая теория обучения, поможет организовать «развитие мышления учащихся в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми или со знаниями, полученными в классе из разных источников»[3].

Использование критического мышления открывает большие возможности для развития речи учащихся: подбирая тексты для анализа, учу детей излагать свои мысли, также задавать вопросы и правильно и полно отвечать на них. Учу устно демонстрировать свои знания с помощью таких стратегий, как "мозговой штурм" (создание банка идей, анализ идей, обработка результатов), «свободные мысли» (учащиеся пишут все, что знают по этой теме), «толстые и тонкие вопросы» (вопросы, которые требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти, и вопросы, требующие оценки, осмысления, анализа и синтеза информации) и и.т.д.

Развитию учебно-коммуникативных действий учащихся также способствует использование на уроках заданий и вопросов по таксономии Блума. Для этого учитель раздает вопросы, а учащиеся должны разложить их по порядку, после – сами составляют свои вопросы. Например, при изучении темы «Причастие» были использованы следующие вопросы и задания (вопросы и задания расположены по мере усложнения). 1. Причастие – это...; 2. В предложениях найдите причастия; 3. Образуйте от глаголов причастия и составьте с ними предложения; 4.Сравните слова "пожелтевшие" и "желтые", "зеленеющий" и "зеленый". Чем отличаются эти слова? 5.Составьте синквейн на тему «Причастие». 6.Подберите как можно больше определений к слову "снег", распределяя их в группы: причастия и прилагательные. (Пример ответа: белеющий и чистый, сверкающий и свежий, липнущий и липкий и т.д.) [4]. Составление таких иерархических вопросов и ответы на них помогает обучающимся научиться мыслить, а также развивать речь, так как мышление и речь взаимосвязаны.

Одним из преимуществ обучения по критическому мышлению является организация работы учащихся в группах. В процессе межличностной коммуникации развиваются речевые умения и навыки учащихся. Активные формы обучения помогут учащимся казахских классов обучиться русской речи. Если коллективные учебные занятия организованы правильно, то у учащихся начинают формироваться следующие навыки психологического и социального плана:

        • слушать друг друга, не перебивая без особой надобности;

        • слышать друг друга, т. е. понимать услышанное;

        • считаться с мнением партнёра, уважать его мнение;

        • отстаивать свою точку зрения.

В процессе взаимодействия ученик раскрывается, что позволяет увидеть его личностные качества, как они развиваются, изменяются и формируются.

Для вовлечения учителей гимназии в данную работу были проведены коучинги на темы: ««Критическое мышление», «Как развить коммуникативные умения и навыки учащихся?», «Методы и формы работы для развития коммуникативных умений и навыков учашихся». Результаты анкетирования учителей, проведенного после коучингов, говорят, что большая часть (58%) учителей заинтересовались проблемой развития коммуникативных умений и навыков через критическое мышление, некоторые (16%) изучают теоретический материал и (33%) записались на курсы критического мышления. Учителя, используя стратегии критического мышления, применяя активные формы работы, стали совершенствовать собственную практику и достигли хороших результатов.

Отслеживание сформированности базовых коммуникативных умений и навыков у учащихся проводилось через исходную и итоговую диагностику коммуникативных умений и навыков учащихся на основе методики по определению уровня сформированности ОУН М.Ступницкой [1]. В исследовании участвовало 49 учащихся из двух 7 классов. Учителя русского языка, истории, географии, биологии, физики, заполнив таблицу, оценили уровень сформированности коммуникативных умений и навыков у каждого ученика. После ответов учителей выводился общий итог по отдельному ученику.

Результаты диагностики показали:

- сравнив данные первоначальной и итоговой диагностики уровня сформированности учебно-коммуникативных умений и навыков, мы увидели, что у слабой группы повысились уровни коммуникативных умений и навыков, было 30,6% стало 22,4%, так как 8% (4 ученика) перешли в среднюю группу. Эти учащиеся научились излагать собственные мысли, отвечать на вопросы, обращенные к нему, хотя испытывают некоторые трудности, связанные с волнением или ограниченным словарным запасом, иногда испытывают затруднения при ответах на уроках, особенно перед доской.

- со средней группы в сильную группу перешли 8% (4 ученика) учащихся, они стали ясно и четко излагать свои мысли, корректно и правильно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту, преодолели свои страхи выступления у доски. (Динамику уровня сформированности учебно-коммуникативных умений и навыков учащихся можно увидеть ниже в диаграмме).

Анализ проведенной работы по развитию коммуникативных умений и навыков позволяет нам сделать вывод:

1. Число учащихся со средним и высоким уровнями коммуникативных умений и навыков возросло.

2. Организация уроков по новым подходам способствовала улучшению у учащихся осознанного отношения к обучению.

3. Учителя заинтересовались новыми преобразованиями в школе.


Литература:

  1. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600712

  2. http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-3297

  3. Руководство для учителя, I уровень, с.107

  4. http://collegy.ucoz.ru/load/12-1-0-4941.



2


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!