Материалдар / Развитие критического мышления младших школьников

Развитие критического мышления младших школьников

Материал туралы қысқаша түсінік
Стратегии и приемы критического мышления
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
12 Ақпан 2021
370
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Акишева Г.Ш.

Северо-Казахстанская область

Айыртауский район

КГУ «Кирилловская средняя школа»

Учитель начальных классов

Критическое мышление- основной навык личности ХХІ века

«Критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата»

Д. Халперн

В быстроменяющемся мире, формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, является одной из самых важных задач. [1]. Особая роль здесь отводится качественному образованию. Современному обществу нужны люди думающие, мыслящие критически. Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. В Государственном общеобязательном стандарте общего среднего образования отмечено, что целью общего среднего образования является создание образовательного пространства, благоприятного для обеспечения академической подготовки обучающихся к продолжению образования в вузе и профессионального самоопределения на основе развития навыков широкого спектра: функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление. [2].

Целью государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы, является «повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, развитие человеческого капитала путём обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики». Я считаю, что в начальной школе должно быть достаточно времени для того, чтобы у учащихся действительно происходило развитие мышления и становились «память мыслящей, а восприятие думающим». [3]

Поэтому основными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям. Вот почему изучение проблемы: «Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста»- стала моей методической темой, которая находится в тесном единении с образовательной проблемой школы: «Использование и развитие образовательных технологий в формировании ключевых компетенций современного школьника»

Часто, в процессе работы, я вижу, как мои маленькие ученики делают различные открытия, умозаключения. Задумалась о том. что же такое мышление? Как же мыслят ученики. Изучив множество литературы по теме, пришла к выводу, что научное обоснование понятия «мышление» тесно связано с практикой его применения. Мышление - высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира. Мышление человека видит связи между объектами, замечает их основные свойства, и в итоге у личности появляется свое, особенное, уникальное представление об объективной реальности.

Как же происходит процесс мышления и отчего, и почему человек вообще мыслит? Какова его цель? Видимо, основная цель человеческого мышления – приобрести знания об окружающем мире, получить их. Потому поток мышления у человека не прерывается никогда, даже у тех людей, о которых говорят: «Он вообще головой не думает!» Человек все время усваивает знания, сталкивается с новыми понятиями, делает выводы, меняет свои суждения и представления о чем-то. Меняются краски картины мира, меняются ее штрихи – человек рисует сам свою картину мышления, свое красочное «полотно мира».

Виды мышления делятся на:

А) Наглядно-действенное мышление, с помощью которого человек познает материальный мир, изучает предметы. Его еще можно назвать «мышлением действия».


Б) Конкретно-предметное мышление.


В) Наглядно-образное мышление. Хорошо развито у творческих личностей, людей художественных профессий.


Г) Абстрактно-логическое мышление. Этот тип мышления обычно хорошо развит у мужчин – более, чем у женщин. Также он хорошо развит у людей, чьи профессии связаны с математикой, техникой, информационными технологиями.

Часто говорят о критическом мышлении человека. Под этим понимают способность человека воспринимать информацию и подвергать ее анализу, «пропускать через фильтры» собственного представления, но «не застревать» в нем. Критическое мышление, в отличии от некритического, предполагает способность менять свои суждения, представления и выводы в зависимости от новой полученной информации.

При критическом мышлении человек способен поставить под сомнение «самого себя», то есть свои предыдущие убеждения и мнения, принять точку зрения другого, проанализировать и ее также. Цель его – прийти к обоснованному мнению, вынести верное, обоснованное суждение. Оно дает личности возможность развития, поиска самой себя. Поэтому в современном обществе принято считать, что человек, мыслящий критически, стоит на более высоком уровне развития по критерию мышления, чем тот, кто обладает мышлением некритическим.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы на уроках, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Я остановлюсь на тех приёмах, которые часто использую на своих уроках.

Приём «Верные – неверные утверждения»

Постановка проблемы:

- Разберите предложения по членам предложения и сравните их.

В садах поспевают яблоки.

В садах поспевают яблоки, груши и сливы.

- Что интересного заметили? ( Три подлежащих)

- Яблоки, груши и сливы - однородные члены предложения

- Сегодня на уроке мы узнаем, какие члены предложения называются однородными. Выскажите свои предположения о том, какие из утверждений являются верными.

1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

2. Однородные члены предложения отвечают на вопросы кто? что?

3. Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову.

4. Однородные члены предложения относятся к главным членам предложения.

5. Однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения.

6. Однородными могут быть главные члены предложения.

На стадии рефлексии я вновь возвращаюсь к утверждениям, и тогда обучающиеся уже точно, в соответствии с правилом, выбирают «верные утверждения»

Приём «Учебный мозговой штурм»

Даны слова:

цирк синицы акация

циркуль скворцы секция

цифра птенцы станция

Постановка проблемы:

-Произнесите слова вслух и скажите, какой звук мы слышим после звука [ц]? ([ы])

-Какими буквами он обозначен? (И, Ы)

-Как вы думаете в каких случаях после Ц мы пишем И, а в каких Ы?

Понаблюдав за словами, обучающиеся формулируют свои предположения.

Приём «Корзина идей»

Учитель:

- Что вы уже знаете о частях речи?

Ответы, собранные в корзину:

Части речи – это слова.

К частям речи мы относим имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.

Признаки частей речи.

Отличия одной части речи от другой.

Приём «Синквейн»

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий, и информации.

Задания могут быть различными: составить синквейн, определить тему синквейна ( слова в первой строке), составить рассказ по готовому синквейну, найти ошибку.

Из представленных синквейнов мне видно, кому данная тема понятна, а кому нет.

Приемы критического мышления, которые я использую на своих уроках:

  1. «Обучение сообща» (работа в группе над общим заданием) формирует у моих детей навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи. Считаю, что совместная работа – ключ к успеху коллектива.

  2. «Высказывания». Данный прием позволяет моим учащимся самостоятельно определить знания по данной теме, учит анализировать собственный уровень усвоения материала.

  3. «Инсерт» на стадии «осмысления». При работе с текстом в данном приёме использую два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт». Данный прием развивает у учащихся умение аналитически мыслить и выделять ключевые моменты в тексте.

  4. «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа. Данный прием способствует формированию умения составлять вопросы и формулировать понятия.


  1. «Шесть шляп». Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета. Работа с использованием этого приема развивает дивергентное мышление. Позволяет посмотреть на проблему с разных точек зрения.


  1. «Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока и выбрать отправную точку.

  2. На стадии «Рефлексия» использую прием «Рефлексивный журнал». Учащиеся записывают, что они усвоили и не поняли по теме урока. Это помогает мне выявить пробелы в знаниях детей и эффективно составить план следующего урока.


Таким образом, с помощью приемов критического мышления я учу детей умению мыслить направленно, креативно, самостоятельно оценивать и формулировать собственные выводы. Такое мышление отталкивается от соблюдения строгих стандартов, но именно оно и позволяют решать задачи в современном мире.

Я считаю, именно, благодаря способности человека мыслить, решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но, можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Чтобы помочь младшим школьникам критически мыслить, следует применять, на каждом уроке,   приёмы развития критического мышления. Их на сегодняшний день - огромное количество. Хочется выделить лишь некоторые - наиболее значимые аспекты. В процессе развития критического мышления у учащихся формируются универсальные учебные действия, а именно: умение работать в группе, умение графически оформлять текстовой материал, умение перерабатывать имеющуюся информацию по степени новизны и значимости, умение обобщать полученные знания. Кроме того, создаются условия для вариативности и дифференциации обучения, происходит формирование мыслительных навыков учащихся – навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Развитие критического мышления представляет собой совокупность разнообразных методик и приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, затем создать ему условия для осмысления материала и далее помочь ему обобщить приобретенные знания. Развивая способность к критическому мышлению, систематически, добиваюсь улучшения мыслительной деятельности своих учеников. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение.

Результативность моей деятельности по развитию критического мышления у детей проявилась в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей, и свои собственные. Дети активно принимают участие в конкурсах, олимпиадах и викторинах, пишут стихи, рассказы, сказки. Применение приемов технологии «Развития критического мышления» позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка, повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи. Промежуточный контроль показал возрастание качества успеваемости учащихся, а так же формирование навыка самостоятельности, творческой активности.

Бывает, мы не знаем как прийти к намеченной цели. Или, наоборот, не видя назначения, теряемся в мире возможностей. Умение мыслить грамотно и эффективно нельзя считать панацеей от жизненных трудностей, но существенно облегчить процесс решения задач оно способно [3].

Таким образом, изучив и сравнив государственный образовательный стандарт и технологию развития критического мышления, я сделала вывод, что именно эта технология позволяет реализовать основные концепции нового стандарта и получить его желаемый конечный результат. Ведь переход к критическому уровню мышления в том или ином сообществе — необходимая предпосылка для начала цивилизационного развития данного сообщества.



Литература:

1.Калжанова Г. М. Модернизация системы образования в Казахстане, 2016. — С. 52-55.

2. Государственный общеобязательный стандарт общего среднего образования РК .

3. Государственная Программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 г. Раздел 1.Паспорт Программы

4. Е. Брагина «О пользе критического мышления. Не бояться думать».

5.Д.Халпер «Психология критического мышления», 2000.
Калжанова Г. М. Модернизация системы образования в Казахстане, 2016. — С. 52-55.

6. Т.В Коба «Критическое мышление как ресурс обновления содержания начального образования»





Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ