Акишева
Г.Ш.
Северо-Казахстанская
область
Айыртауский район
КГУ «Кирилловская средняя
школа»
Учитель начальных
классов
Критическое мышление- основной навык
личности ХХІ
века
«Критическое мышление - это использование
когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность
получения желаемого конечного
результата»
Д.
Халперн
В
быстроменяющемся мире, формирование в общеобразовательных школах
интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина
Республики Казахстан, является одной из самых важных
задач. [1]. Особая роль здесь отводится качественному
образованию. Современному обществу нужны люди думающие, мыслящие
критически. Критическое мышление – ведущее современное
педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и
обучения в Казахстане. В Государственном общеобязательном стандарте общего
среднего образования отмечено, что
целью общего среднего образования является
создание образовательного пространства, благоприятного для
обеспечения академической подготовки обучающихся к продолжению
образования в вузе и профессионального самоопределения на основе
развития навыков широкого спектра: функциональное и творческое
применение знаний, критическое
мышление. [2].
Целью государственной программы развития
образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025
годы, является «повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и
науки,
развитие человеческого капитала путём обеспечения доступности
качественного образования для устойчивого роста
экономики». Я
считаю, что в начальной школе должно быть достаточно времени для
того, чтобы у учащихся действительно происходило развитие мышления и
становились «память мыслящей, а восприятие думающим».
[3]
Поэтому основными направлениями работы по повышению
качества образования являются обеспечение равного доступа всех
участников образовательного процесса к лучшим образовательным
ресурсам и технологиям. Вот почему изучение
проблемы: «Развитие критического мышления у детей
младшего школьного возраста»-
стала моей методической темой, которая находится
в тесном единении с образовательной проблемой
школы: «Использование и развитие образовательных
технологий в формировании ключевых компетенций современного
школьника»
Часто, в процессе работы, я вижу, как мои
маленькие ученики делают различные открытия, умозаключения.
Задумалась о том. что же такое мышление? Как же мыслят ученики.
Изучив множество литературы по теме, пришла к
выводу, что научное обоснование понятия «мышление»
тесно связано с практикой его применения. Мышление - высший этап
обработки информации человеком, процесс установления связей между
объектами или явлениями окружающего мира. Мышление человека видит
связи между объектами, замечает их основные свойства, и в итоге у
личности появляется свое, особенное, уникальное представление об
объективной реальности.
Как
же происходит процесс мышления и
отчего,
и
почему человек вообще мыслит? Какова его цель?
Видимо, основная цель человеческого мышления –
приобрести знания об окружающем мире, получить их. Потому поток
мышления у человека не прерывается никогда, даже у тех людей, о
которых говорят: «Он вообще головой не думает!» Человек все время
усваивает знания, сталкивается с новыми понятиями, делает выводы,
меняет свои суждения и представления о чем-то. Меняются краски
картины мира, меняются ее штрихи – человек рисует сам свою картину
мышления, свое красочное «полотно
мира».
Виды мышления делятся
на:
А)
Наглядно-действенное мышление, с помощью которого человек познает
материальный мир, изучает предметы. Его еще можно назвать
«мышлением действия».
Б)
Конкретно-предметное мышление.
В)
Наглядно-образное мышление. Хорошо развито у творческих личностей,
людей художественных профессий.
Г)
Абстрактно-логическое мышление. Этот тип мышления обычно хорошо
развит у мужчин – более, чем у женщин. Также он хорошо развит у
людей, чьи профессии связаны с математикой, техникой,
информационными технологиями.
Часто говорят о критическом мышлении человека.
Под этим понимают способность человека воспринимать
информацию и подвергать ее анализу, «пропускать через фильтры»
собственного представления, но «не застревать» в нем. Критическое
мышление, в отличии от некритического, предполагает способность
менять свои суждения, представления и выводы в зависимости от новой
полученной информации.
При
критическом мышлении человек способен поставить под сомнение
«самого себя», то есть свои предыдущие убеждения и мнения, принять
точку зрения другого, проанализировать и ее также. Цель его –
прийти к обоснованному мнению, вынести верное, обоснованное
суждение. Оно дает личности возможность развития, поиска самой
себя. Поэтому в современном обществе принято считать, что
человек, мыслящий критически, стоит на более высоком уровне
развития по критерию мышления, чем тот, кто обладает мышлением
некритическим.
Работая с детьми младшего школьного возраста,
я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы на уроках,
которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и
позволили бы мыслить более продуктивно.
Я остановлюсь на тех приёмах,
которые часто использую на своих
уроках.
Приём «Верные – неверные
утверждения»
Постановка проблемы:
- Разберите предложения по членам предложения и
сравните их.
В садах поспевают
яблоки.
В садах поспевают яблоки, груши и
сливы.
- Что интересного заметили? ( Три
подлежащих)
- Яблоки, груши и сливы -
однородные члены предложения
- Сегодня на уроке мы узнаем, какие члены
предложения называются однородными. Выскажите свои предположения о
том, какие из утверждений являются верными.
1. Однородные члены предложения отвечают на
один и тот же вопрос.
2. Однородные члены предложения отвечают на
вопросы кто? что?
3. Однородные члены предложения относятся к
одному и тому же слову.
4. Однородные члены предложения относятся к
главным членам предложения.
5. Однородными могут быть главные и
второстепенные члены предложения.
6. Однородными могут быть главные члены
предложения.
На стадии рефлексии я
вновь возвращаюсь к утверждениям, и тогда
обучающиеся уже точно, в соответствии с правилом, выбирают «верные
утверждения»
Приём «Учебный мозговой
штурм»
Даны слова:
цирк синицы акация
циркуль скворцы секция
цифра птенцы станция
Постановка
проблемы:
-Произнесите слова вслух и скажите, какой звук мы
слышим после звука [ц]? ([ы])
-Какими буквами он обозначен? (И,
Ы)
-Как вы думаете в каких случаях
после Ц мы
пишем И, а
в каких Ы?
Понаблюдав за словами, обучающиеся формулируют
свои предположения.
Приём «Корзина
идей»
Учитель:
- Что вы уже знаете о частях
речи?
Ответы, собранные в корзину:
Части речи – это слова.
К частям речи мы относим имена существительные,
имена прилагательные, глаголы, предлоги,
местоимения.
Признаки частей речи.
Отличия одной части речи от
другой.
Приём «Синквейн»
Синквейны являются быстрым и мощным
инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения
понятий,
и информации.
Задания могут быть различными: составить
синквейн, определить тему синквейна ( слова в первой строке),
составить рассказ по готовому синквейну, найти
ошибку.
Из представленных синквейнов мне видно, кому
данная тема понятна, а кому нет.
Приемы критического мышления, которые я
использую на своих уроках:
-
«Обучение сообща»
(работа в группе над общим заданием) формирует у
моих детей навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи. Считаю,
что совместная работа – ключ к успеху коллектива.
-
«Высказывания».
Данный прием позволяет моим учащимся
самостоятельно определить знания по данной теме, учит анализировать
собственный уровень усвоения материала.
-
«Инсерт» на
стадии «осмысления». При работе с текстом в данном приёме использую
два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт». Данный
прием развивает у учащихся умение аналитически мыслить и выделять
ключевые моменты в тексте.
-
«Таблица «толстых» и «тонких»
вопросов». В
левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы,
требующие более сложного, развернутого ответа. Данный прием
способствует формированию умения составлять вопросы и формулировать
понятия.
-
«Шесть шляп».
Класс разбивается на шесть групп, каждая получает
шляпу определённого цвета. Работа с использованием этого приема
развивает дивергентное мышление. Позволяет посмотреть на проблему с
разных точек зрения.
-
«Корзина идей».
Это прием организации индивидуальной и групповой
работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить
все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока и
выбрать отправную точку.
-
На стадии «Рефлексия» использую
прием «Рефлексивный
журнал». Учащиеся записывают, что они усвоили и не поняли
по теме урока. Это помогает мне выявить пробелы в знаниях детей и
эффективно составить план следующего урока.
Таким образом,
с помощью приемов критического мышления я учу детей умению мыслить
направленно, креативно, самостоятельно оценивать и формулировать
собственные выводы. Такое мышление отталкивается от соблюдения
строгих стандартов, но именно оно и позволяют решать задачи в
современном мире.
Я считаю, именно, благодаря способности
человека мыслить, решаются трудные задачи, делаются открытия,
появляются изобретения. Но, можно ли научиться мыслить более
эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать.
Развивать мышление – значит развивать умение
думать.
Чтобы помочь младшим школьникам критически
мыслить, следует применять, на каждом уроке, приёмы развития
критического мышления. Их на сегодняшний день - огромное
количество. Хочется выделить лишь некоторые - наиболее значимые
аспекты. В процессе развития критического мышления у
учащихся формируются универсальные учебные действия, а именно:
умение работать в группе, умение графически оформлять текстовой
материал, умение перерабатывать имеющуюся информацию по степени
новизны и значимости, умение обобщать полученные знания. Кроме
того, создаются условия для вариативности и дифференциации
обучения, происходит формирование мыслительных навыков учащихся –
навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Развитие критического мышления представляет собой совокупность
разнообразных методик и приёмов, направленных на то, чтобы сначала
заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую,
творческую активность, затем создать ему условия для осмысления
материала и далее помочь ему обобщить приобретенные знания.
Развивая способность к критическому мышлению, систематически,
добиваюсь улучшения мыслительной деятельности своих учеников. А
ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность,
выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез,
обобщение.
Результативность моей деятельности по развитию
критического мышления у детей проявилась в том, что многие учащиеся
в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности,
научились критически относиться к своим действиям и оценивать
поступки людей,
и свои собственные. Дети активно принимают
участие в конкурсах, олимпиадах и викторинах, пишут стихи,
рассказы, сказки. Применение приемов
технологии «Развития критического мышления» позволило
повысить интерес учащихся к урокам русского языка, повысить уровень
речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал,
устанавливать причинно – следственные связи. Промежуточный контроль
показал возрастание качества успеваемости учащихся, а так же
формирование навыка самостоятельности, творческой
активности.
Бывает, мы не знаем как прийти к намеченной цели.
Или, наоборот, не видя назначения, теряемся в мире возможностей.
Умение мыслить грамотно и эффективно нельзя считать панацеей от
жизненных трудностей, но существенно облегчить процесс решения
задач оно способно [3].
Таким образом,
изучив и сравнив государственный
образовательный стандарт и технологию развития критического
мышления, я сделала вывод, что именно эта
технология позволяет реализовать основные концепции нового
стандарта и получить его желаемый конечный результат.
Ведь переход
к критическому уровню мышления в том или ином сообществе — необходимая
предпосылка для начала цивилизационного развития данного
сообщества.
Литература:
1.Калжанова Г. М. Модернизация системы
образования в Казахстане, 2016. — С. 52-55.
2. Государственный общеобязательный стандарт общего
среднего образования РК .
3. Государственная Программа развития образования и
науки Республики Казахстан на 2020-2025 г.
Раздел 1.Паспорт
Программы
4. Е. Брагина «О пользе критического мышления. Не
бояться думать».
5.Д.Халпер «Психология критического мышления»,
2000.
Калжанова Г. М. Модернизация системы образования
в Казахстане, 2016. — С. 52-55.
6. Т.В Коба «Критическое мышление как ресурс
обновления содержания начального образования»