0 / 1
Барлық 400 000 материалдарды тегін жүктеу үшін
Ұнаған тарифті таңдаңыз
Айлық
Жылдық
1 - күндік
Танысу 690 ₸ / 1 күнге
Таңдау
UstazTilegi AI - ЖИ арқылы тегін ҚМЖ, БЖБ, ТЖБ, тест, презентация, авторлық бағдарлама т.б. 10 материал жасау
Материалдар бөлімі - Барлық 400 000 материалдарды тегін 30 материал жүктеу
Аттестация ПББ тестеріне доступ аласыз шексіз
Жеке ҚМЖ бөлімінде - дайын ҚМЖ-ларды, презентацияларды жүктеу5 файлды тегін жүктеу
Олимпиада, турнир, байқауларға 50% жеңілдік
1 - айлық
Стандарт
2990 ₸ / айына
UstazTilegi AI - ЖИ арқылы тегін ҚМЖ, БЖБ, ТЖБ, тест, презентация, авторлық бағдарлама т.б. жасау 30 материал жасау
Материалдар бөлімі - Барлық 400 000 материалдарды тегін 900 материал жүктеу
Аттестация ПББ тестеріне доступ аласыз шексіз
Жеке ҚМЖ бөлімінде - дайын ҚМЖ-ларды, презентацияларды жүктеу 150 файлды тегін жүктеу
Жинақталған ҚМЖ бөлімінде 10 файлды тегін жүктеу
Олимпиада, турнир, байқауларға 50% жеңілдік
Іс-шаралар (мини-курстар, семинарлар, конференциялар) тегін қатысу
1 - айлық
Шебер 7990 ₸ / айына
Таңдау
UstazTilegi AI - ЖИ арқылы тегін ҚМЖ, БЖБ, ТЖБ, тест, презентация, авторлық бағдарлама т.б. жасау 150 материал жасау
Материалдар бөлімі - Барлық 400 000 материалдарды тегін 900 материал жүктеу
Аттестация ПББ тестеріне доступ аласыз шексіз
Жеке ҚМЖ бөлімінде - дайын ҚМЖ-ларды, презентацияларды жүктеу 300 файлды тегін жүктеу
Жинақталған ҚМЖ бөлімінде 50 файлды тегін жүктеу
Олимпиада, турнир, байқауларға 50% жеңілдік
Іс-шаралар (мини-курстар, семинарлар, конференциялар) тегін қатысу
Назар аударыңыз!
Сіз барлық мүмкіндікті қолдандыңыз.
Қалған материалдарды ертең жүктей аласыз.
Ок
Материалдың қысқаша нұсқасы
Развитие критического мышления учащихся на уроках физики
Педагог: Гановичева М.А.
Воспитание социально и профессионально активной личности требует от педагогов
современной школы применения новых методов, приемов и форм работы. Ставится задача
не научить человека на всю жизнь, а научить его учиться всю жизнь. Решению этой задачи
может успешно способствовать применение такой новой современной технологии, как
технология развития критического мышления.
Специалисты по психологии и смежным наукам дают следующие характеристики
понятия критическое мышление.
Слово «критический» предполагает оценочный компонент. Оценка может и должна быть
конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим
критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько
правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной
задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного
процесса — хода рассуждений, которые привели к выводам, или тех факторов, которые мы
учли при принятии решения.
Критическое мышление не означает негативность суждений и критику, а подразумевает
рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы вынести обоснованные суждения и
принять правильные решения. «Критическое» в этом контексте означает «аналитическое».
Это способность анализировать информацию с позиций логики и личностнопсихологического подхода, применять полученные результаты, как в стандартных, так и в
нестандартных ситуациях.
Критическое мышление — это способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать
разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Думать критически ЭТО –
Проявлять любознательность;
Использовать исследовательские методы;
Ставить перед собой вопросы;
Вскрывать причины и последствия фактов;
Осуществлять планомерный поиск ответов;
Сомнение в общепринятых истинах;
Выработка точки зрения и способность отстаивать её логическими доводами;
Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления
и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения,
опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять
планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):
Во-первых – это мышление самостоятельное;
Во-вторых – это мышление обобщенное;
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
В четвёртых – это мышление аргументированное;
1
В пятых – это мышление социальное.
Приемы:
Корзина идей - это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной
стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет
выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока.
В «Корзину» идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие
отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или
мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано все, что ученики
знают об изучаемой теме.
Ученик активно участвует в ответах, что он уже знает о данной тематике. Это
заставляет учащегося анализировать собственные знания и начинать думать о теме, которую
они скоро начнут разбирать во всех подробностях. Происходит самостоятельная
актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности.
Прием “Пометки на полях” (Инсерт). Этот прием является средством, позволяющим
ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост.
Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения
ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста.
Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Таблицы ЗХУ
Заполняя таблицу ученик определяет уровень собственных знаний, к которым могут быть
добавлены новые. При этом знание становится прочным, если оно приобретается в контексте
того, что человек уже знает и понимает. Ученики могут самостоятельно определелить
направления в изучении темы, те ее аспекты, которые хотелось бы обсудить и осмыслить.
Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те
вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые
ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы - это
проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Проблемные вопросы помогают в активизация обучаемого. Учение – активная, а не
пассивная деятельность. Для того, чтобы обучаемые сознательно, основательно и критически
подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в
процессе учения. На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл:
“Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно?”, и как следствие решает проблемы.
Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых
этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные – неверные
утверждения»поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению
материала.
Структурная схема, Опорный конспект.
Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать.
Учащиеся отслеживают собственное понимание, они соотносят новую информацию со
своими устоявшимися представлениями, они сознательно увязывают новое с уже известным:
они строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того чтобы создать новое
понимание.
Постер
Именно во время такой работы обучаемый должен быть самостоятельным и сформировать
собственное мнение, обсуждать и делать обдуманный выбор между различными мнениями.
2
В совместной работе у учеников возникает общее мнение, они учатся ценить чужую точку
зрения, закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на
стадии учащиеся делают новые знания своими. Ученики лучше всего помнят то, что они
поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание
носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с
использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или
иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера
позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик
записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные
стороны, соединяя это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и
далее.
Обучаемый вступает в контакт с новой информацией, во время которого преподаватели
оказывают наименьшее влияние на обучаемого. В первую очередь учащиеся должны
выразить новые идеи и информацию собственными словами. Происходит осмысление всей
информации, полученной самостоятельно, необходимо обобщить изучаемый материал;
самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Синквейн
В процессе написания происходит живой обмен идеями между учащимися, что дает им
возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными
представлениями. Тогда они могут строить собственные представления с их учетом.
6 шляп мышления
Прием позволяет направить мышление учеников в определенное русло; сталкивает
различные суждения. Создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных
решений; даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы. Подготавливает
новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Метод «шести шляп» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для
проведения занятий по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно
большой темы и т.д.).
1.
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.
Только факты. Можно цитировать, чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как
цитату.
2.
Желтая шляпа – позитивное мышление. Необходимо выделить в
рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать их, почему они
являются позитивными.
3.
Черная шляпа – противоречивое мышление. Необходимо определить, что было
трудно, неясно, проблематично, негативно, и объяснить почему так произошло. Необходимо
не только выделить противоречия, но и проанализировать их причину.
4.
Красная шляпа – эмоциональная шляпа. Необходимо связать изменения
эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления.
5.
Зеленая шляпа – творческое мышление. Задайтесь вопросом «Что можно было
бы сделать иначе, почему и как именно?»,
6.
Синяя шляпа – философская, обобщающая шляпа. Группа старается обобщить
высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти параллели.
Учащиеся анализируют предложенный текст, обсуждают его в группах, вырабатывают
аргументы в защиту избранной позиции.
3
Использование критического мышления на уроках физики позволяет формировать:
- развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению
научного опыта предшествующих поколений;
- личность готовую к сознательному выбору дальнейшей профессии;
- личность умеющую адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий;
- личность способную прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее
оценивать;
- личность, сохраняющую интерес к миру природы и готовую к получению нового знания.
Важно отметить, что стратегия и приемы критического мышления предлагают эффективный
способ интеграции знаний и методов различных предметных областей.
Критическое мышление не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени
обучения. Повышается успеваемость, уровень усвоения и качество знаний, а самое главное повышается мотивация школьников к учению. На мой взгляд, это важная проблема
современного образования, которая с успехом может быть разрешена.
4
Педагог: Гановичева М.А.
Воспитание социально и профессионально активной личности требует от педагогов
современной школы применения новых методов, приемов и форм работы. Ставится задача
не научить человека на всю жизнь, а научить его учиться всю жизнь. Решению этой задачи
может успешно способствовать применение такой новой современной технологии, как
технология развития критического мышления.
Специалисты по психологии и смежным наукам дают следующие характеристики
понятия критическое мышление.
Слово «критический» предполагает оценочный компонент. Оценка может и должна быть
конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим
критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько
правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной
задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного
процесса — хода рассуждений, которые привели к выводам, или тех факторов, которые мы
учли при принятии решения.
Критическое мышление не означает негативность суждений и критику, а подразумевает
рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы вынести обоснованные суждения и
принять правильные решения. «Критическое» в этом контексте означает «аналитическое».
Это способность анализировать информацию с позиций логики и личностнопсихологического подхода, применять полученные результаты, как в стандартных, так и в
нестандартных ситуациях.
Критическое мышление — это способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать
разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Думать критически ЭТО –
Проявлять любознательность;
Использовать исследовательские методы;
Ставить перед собой вопросы;
Вскрывать причины и последствия фактов;
Осуществлять планомерный поиск ответов;
Сомнение в общепринятых истинах;
Выработка точки зрения и способность отстаивать её логическими доводами;
Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления
и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения,
опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять
планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):
Во-первых – это мышление самостоятельное;
Во-вторых – это мышление обобщенное;
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
В четвёртых – это мышление аргументированное;
1
В пятых – это мышление социальное.
Приемы:
Корзина идей - это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной
стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет
выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока.
В «Корзину» идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие
отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или
мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано все, что ученики
знают об изучаемой теме.
Ученик активно участвует в ответах, что он уже знает о данной тематике. Это
заставляет учащегося анализировать собственные знания и начинать думать о теме, которую
они скоро начнут разбирать во всех подробностях. Происходит самостоятельная
актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности.
Прием “Пометки на полях” (Инсерт). Этот прием является средством, позволяющим
ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост.
Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения
ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста.
Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Таблицы ЗХУ
Заполняя таблицу ученик определяет уровень собственных знаний, к которым могут быть
добавлены новые. При этом знание становится прочным, если оно приобретается в контексте
того, что человек уже знает и понимает. Ученики могут самостоятельно определелить
направления в изучении темы, те ее аспекты, которые хотелось бы обсудить и осмыслить.
Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те
вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые
ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы - это
проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Проблемные вопросы помогают в активизация обучаемого. Учение – активная, а не
пассивная деятельность. Для того, чтобы обучаемые сознательно, основательно и критически
подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в
процессе учения. На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл:
“Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно?”, и как следствие решает проблемы.
Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых
этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные – неверные
утверждения»поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению
материала.
Структурная схема, Опорный конспект.
Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать.
Учащиеся отслеживают собственное понимание, они соотносят новую информацию со
своими устоявшимися представлениями, они сознательно увязывают новое с уже известным:
они строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того чтобы создать новое
понимание.
Постер
Именно во время такой работы обучаемый должен быть самостоятельным и сформировать
собственное мнение, обсуждать и делать обдуманный выбор между различными мнениями.
2
В совместной работе у учеников возникает общее мнение, они учатся ценить чужую точку
зрения, закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на
стадии учащиеся делают новые знания своими. Ученики лучше всего помнят то, что они
поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание
носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с
использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или
иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера
позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик
записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные
стороны, соединяя это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и
далее.
Обучаемый вступает в контакт с новой информацией, во время которого преподаватели
оказывают наименьшее влияние на обучаемого. В первую очередь учащиеся должны
выразить новые идеи и информацию собственными словами. Происходит осмысление всей
информации, полученной самостоятельно, необходимо обобщить изучаемый материал;
самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Синквейн
В процессе написания происходит живой обмен идеями между учащимися, что дает им
возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными
представлениями. Тогда они могут строить собственные представления с их учетом.
6 шляп мышления
Прием позволяет направить мышление учеников в определенное русло; сталкивает
различные суждения. Создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных
решений; даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы. Подготавливает
новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Метод «шести шляп» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для
проведения занятий по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно
большой темы и т.д.).
1.
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.
Только факты. Можно цитировать, чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как
цитату.
2.
Желтая шляпа – позитивное мышление. Необходимо выделить в
рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать их, почему они
являются позитивными.
3.
Черная шляпа – противоречивое мышление. Необходимо определить, что было
трудно, неясно, проблематично, негативно, и объяснить почему так произошло. Необходимо
не только выделить противоречия, но и проанализировать их причину.
4.
Красная шляпа – эмоциональная шляпа. Необходимо связать изменения
эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления.
5.
Зеленая шляпа – творческое мышление. Задайтесь вопросом «Что можно было
бы сделать иначе, почему и как именно?»,
6.
Синяя шляпа – философская, обобщающая шляпа. Группа старается обобщить
высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти параллели.
Учащиеся анализируют предложенный текст, обсуждают его в группах, вырабатывают
аргументы в защиту избранной позиции.
3
Использование критического мышления на уроках физики позволяет формировать:
- развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению
научного опыта предшествующих поколений;
- личность готовую к сознательному выбору дальнейшей профессии;
- личность умеющую адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий;
- личность способную прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее
оценивать;
- личность, сохраняющую интерес к миру природы и готовую к получению нового знания.
Важно отметить, что стратегия и приемы критического мышления предлагают эффективный
способ интеграции знаний и методов различных предметных областей.
Критическое мышление не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени
обучения. Повышается успеваемость, уровень усвоения и качество знаний, а самое главное повышается мотивация школьников к учению. На мой взгляд, это важная проблема
современного образования, которая с успехом может быть разрешена.
4
ЖИ арқылы жасау
ЖИ арқылы жасау
Бөлісу
1 - айлық
Материал тарифі-96% жеңілдік
00
05
00
ҚМЖ
Ашық сабақ
Тәрбие сағаты
Презентация
БЖБ, ТЖБ тесттер
Көрнекіліктер
Балабақшаға арнарлған құжаттар
Мақала, Эссе
Дидактикалық ойындар
және тағы басқа 400 000 материал
Барлық 400 000 материалдарды шексіз
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
1 990 ₸ 49 000₸
1 айға қосылу
Материалға шағымдану
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Жариялаған:
Гановичева Мария АнатольевнаШағым жылдам қаралу үшін барынша толық ақпарат жіберіңіз
Развитие критического мышления учащихся на уроках физики
Тақырып бойынша 11 материал табылды
Развитие критического мышления учащихся на уроках физики
Материал туралы қысқаша түсінік
Важно отметить, что стратегия и приемы критического мышления предлагают эффективный способ интеграции знаний и методов различных предметных областей.
Критическое мышление не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени обучения. Повышается успеваемость, уровень усвоения и качество знаний, а самое главное - повышается мотивация школьников к учению.
Материалдың қысқаша нұсқасы
Развитие критического мышления учащихся на уроках физики
Педагог: Гановичева М.А.
Воспитание социально и профессионально активной личности требует от педагогов
современной школы применения новых методов, приемов и форм работы. Ставится задача
не научить человека на всю жизнь, а научить его учиться всю жизнь. Решению этой задачи
может успешно способствовать применение такой новой современной технологии, как
технология развития критического мышления.
Специалисты по психологии и смежным наукам дают следующие характеристики
понятия критическое мышление.
Слово «критический» предполагает оценочный компонент. Оценка может и должна быть
конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим
критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько
правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной
задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного
процесса — хода рассуждений, которые привели к выводам, или тех факторов, которые мы
учли при принятии решения.
Критическое мышление не означает негативность суждений и критику, а подразумевает
рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы вынести обоснованные суждения и
принять правильные решения. «Критическое» в этом контексте означает «аналитическое».
Это способность анализировать информацию с позиций логики и личностнопсихологического подхода, применять полученные результаты, как в стандартных, так и в
нестандартных ситуациях.
Критическое мышление — это способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать
разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Думать критически ЭТО –
Проявлять любознательность;
Использовать исследовательские методы;
Ставить перед собой вопросы;
Вскрывать причины и последствия фактов;
Осуществлять планомерный поиск ответов;
Сомнение в общепринятых истинах;
Выработка точки зрения и способность отстаивать её логическими доводами;
Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления
и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения,
опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять
планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):
Во-первых – это мышление самостоятельное;
Во-вторых – это мышление обобщенное;
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
В четвёртых – это мышление аргументированное;
1
В пятых – это мышление социальное.
Приемы:
Корзина идей - это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной
стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет
выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока.
В «Корзину» идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие
отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или
мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано все, что ученики
знают об изучаемой теме.
Ученик активно участвует в ответах, что он уже знает о данной тематике. Это
заставляет учащегося анализировать собственные знания и начинать думать о теме, которую
они скоро начнут разбирать во всех подробностях. Происходит самостоятельная
актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности.
Прием “Пометки на полях” (Инсерт). Этот прием является средством, позволяющим
ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост.
Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения
ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста.
Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Таблицы ЗХУ
Заполняя таблицу ученик определяет уровень собственных знаний, к которым могут быть
добавлены новые. При этом знание становится прочным, если оно приобретается в контексте
того, что человек уже знает и понимает. Ученики могут самостоятельно определелить
направления в изучении темы, те ее аспекты, которые хотелось бы обсудить и осмыслить.
Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те
вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые
ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы - это
проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Проблемные вопросы помогают в активизация обучаемого. Учение – активная, а не
пассивная деятельность. Для того, чтобы обучаемые сознательно, основательно и критически
подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в
процессе учения. На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл:
“Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно?”, и как следствие решает проблемы.
Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых
этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные – неверные
утверждения»поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению
материала.
Структурная схема, Опорный конспект.
Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать.
Учащиеся отслеживают собственное понимание, они соотносят новую информацию со
своими устоявшимися представлениями, они сознательно увязывают новое с уже известным:
они строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того чтобы создать новое
понимание.
Постер
Именно во время такой работы обучаемый должен быть самостоятельным и сформировать
собственное мнение, обсуждать и делать обдуманный выбор между различными мнениями.
2
В совместной работе у учеников возникает общее мнение, они учатся ценить чужую точку
зрения, закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на
стадии учащиеся делают новые знания своими. Ученики лучше всего помнят то, что они
поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание
носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с
использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или
иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера
позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик
записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные
стороны, соединяя это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и
далее.
Обучаемый вступает в контакт с новой информацией, во время которого преподаватели
оказывают наименьшее влияние на обучаемого. В первую очередь учащиеся должны
выразить новые идеи и информацию собственными словами. Происходит осмысление всей
информации, полученной самостоятельно, необходимо обобщить изучаемый материал;
самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Синквейн
В процессе написания происходит живой обмен идеями между учащимися, что дает им
возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными
представлениями. Тогда они могут строить собственные представления с их учетом.
6 шляп мышления
Прием позволяет направить мышление учеников в определенное русло; сталкивает
различные суждения. Создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных
решений; даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы. Подготавливает
новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Метод «шести шляп» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для
проведения занятий по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно
большой темы и т.д.).
1.
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.
Только факты. Можно цитировать, чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как
цитату.
2.
Желтая шляпа – позитивное мышление. Необходимо выделить в
рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать их, почему они
являются позитивными.
3.
Черная шляпа – противоречивое мышление. Необходимо определить, что было
трудно, неясно, проблематично, негативно, и объяснить почему так произошло. Необходимо
не только выделить противоречия, но и проанализировать их причину.
4.
Красная шляпа – эмоциональная шляпа. Необходимо связать изменения
эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления.
5.
Зеленая шляпа – творческое мышление. Задайтесь вопросом «Что можно было
бы сделать иначе, почему и как именно?»,
6.
Синяя шляпа – философская, обобщающая шляпа. Группа старается обобщить
высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти параллели.
Учащиеся анализируют предложенный текст, обсуждают его в группах, вырабатывают
аргументы в защиту избранной позиции.
3
Использование критического мышления на уроках физики позволяет формировать:
- развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению
научного опыта предшествующих поколений;
- личность готовую к сознательному выбору дальнейшей профессии;
- личность умеющую адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий;
- личность способную прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее
оценивать;
- личность, сохраняющую интерес к миру природы и готовую к получению нового знания.
Важно отметить, что стратегия и приемы критического мышления предлагают эффективный
способ интеграции знаний и методов различных предметных областей.
Критическое мышление не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени
обучения. Повышается успеваемость, уровень усвоения и качество знаний, а самое главное повышается мотивация школьников к учению. На мой взгляд, это важная проблема
современного образования, которая с успехом может быть разрешена.
4
Педагог: Гановичева М.А.
Воспитание социально и профессионально активной личности требует от педагогов
современной школы применения новых методов, приемов и форм работы. Ставится задача
не научить человека на всю жизнь, а научить его учиться всю жизнь. Решению этой задачи
может успешно способствовать применение такой новой современной технологии, как
технология развития критического мышления.
Специалисты по психологии и смежным наукам дают следующие характеристики
понятия критическое мышление.
Слово «критический» предполагает оценочный компонент. Оценка может и должна быть
конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим
критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько
правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной
задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного
процесса — хода рассуждений, которые привели к выводам, или тех факторов, которые мы
учли при принятии решения.
Критическое мышление не означает негативность суждений и критику, а подразумевает
рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы вынести обоснованные суждения и
принять правильные решения. «Критическое» в этом контексте означает «аналитическое».
Это способность анализировать информацию с позиций логики и личностнопсихологического подхода, применять полученные результаты, как в стандартных, так и в
нестандартных ситуациях.
Критическое мышление — это способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать
разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Думать критически ЭТО –
Проявлять любознательность;
Использовать исследовательские методы;
Ставить перед собой вопросы;
Вскрывать причины и последствия фактов;
Осуществлять планомерный поиск ответов;
Сомнение в общепринятых истинах;
Выработка точки зрения и способность отстаивать её логическими доводами;
Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления
и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения,
опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять
планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):
Во-первых – это мышление самостоятельное;
Во-вторых – это мышление обобщенное;
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
В четвёртых – это мышление аргументированное;
1
В пятых – это мышление социальное.
Приемы:
Корзина идей - это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной
стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет
выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока.
В «Корзину» идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие
отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или
мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано все, что ученики
знают об изучаемой теме.
Ученик активно участвует в ответах, что он уже знает о данной тематике. Это
заставляет учащегося анализировать собственные знания и начинать думать о теме, которую
они скоро начнут разбирать во всех подробностях. Происходит самостоятельная
актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности.
Прием “Пометки на полях” (Инсерт). Этот прием является средством, позволяющим
ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост.
Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения
ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста.
Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Таблицы ЗХУ
Заполняя таблицу ученик определяет уровень собственных знаний, к которым могут быть
добавлены новые. При этом знание становится прочным, если оно приобретается в контексте
того, что человек уже знает и понимает. Ученики могут самостоятельно определелить
направления в изучении темы, те ее аспекты, которые хотелось бы обсудить и осмыслить.
Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те
вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые
ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы - это
проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Проблемные вопросы помогают в активизация обучаемого. Учение – активная, а не
пассивная деятельность. Для того, чтобы обучаемые сознательно, основательно и критически
подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в
процессе учения. На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл:
“Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно?”, и как следствие решает проблемы.
Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых
этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные – неверные
утверждения»поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению
материала.
Структурная схема, Опорный конспект.
Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать.
Учащиеся отслеживают собственное понимание, они соотносят новую информацию со
своими устоявшимися представлениями, они сознательно увязывают новое с уже известным:
они строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того чтобы создать новое
понимание.
Постер
Именно во время такой работы обучаемый должен быть самостоятельным и сформировать
собственное мнение, обсуждать и делать обдуманный выбор между различными мнениями.
2
В совместной работе у учеников возникает общее мнение, они учатся ценить чужую точку
зрения, закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на
стадии учащиеся делают новые знания своими. Ученики лучше всего помнят то, что они
поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание
носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с
использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или
иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера
позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик
записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные
стороны, соединяя это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и
далее.
Обучаемый вступает в контакт с новой информацией, во время которого преподаватели
оказывают наименьшее влияние на обучаемого. В первую очередь учащиеся должны
выразить новые идеи и информацию собственными словами. Происходит осмысление всей
информации, полученной самостоятельно, необходимо обобщить изучаемый материал;
самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Синквейн
В процессе написания происходит живой обмен идеями между учащимися, что дает им
возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными
представлениями. Тогда они могут строить собственные представления с их учетом.
6 шляп мышления
Прием позволяет направить мышление учеников в определенное русло; сталкивает
различные суждения. Создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных
решений; даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы. Подготавливает
новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Метод «шести шляп» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для
проведения занятий по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно
большой темы и т.д.).
1.
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.
Только факты. Можно цитировать, чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как
цитату.
2.
Желтая шляпа – позитивное мышление. Необходимо выделить в
рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать их, почему они
являются позитивными.
3.
Черная шляпа – противоречивое мышление. Необходимо определить, что было
трудно, неясно, проблематично, негативно, и объяснить почему так произошло. Необходимо
не только выделить противоречия, но и проанализировать их причину.
4.
Красная шляпа – эмоциональная шляпа. Необходимо связать изменения
эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления.
5.
Зеленая шляпа – творческое мышление. Задайтесь вопросом «Что можно было
бы сделать иначе, почему и как именно?»,
6.
Синяя шляпа – философская, обобщающая шляпа. Группа старается обобщить
высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти параллели.
Учащиеся анализируют предложенный текст, обсуждают его в группах, вырабатывают
аргументы в защиту избранной позиции.
3
Использование критического мышления на уроках физики позволяет формировать:
- развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению
научного опыта предшествующих поколений;
- личность готовую к сознательному выбору дальнейшей профессии;
- личность умеющую адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий;
- личность способную прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее
оценивать;
- личность, сохраняющую интерес к миру природы и готовую к получению нового знания.
Важно отметить, что стратегия и приемы критического мышления предлагают эффективный
способ интеграции знаний и методов различных предметных областей.
Критическое мышление не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени
обучения. Повышается успеваемость, уровень усвоения и качество знаний, а самое главное повышается мотивация школьников к учению. На мой взгляд, это важная проблема
современного образования, которая с успехом может быть разрешена.
4
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
pdf
04.01.2024
336
ЖИ арқылы жасау
Жариялаған:
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
шағым қалдыра аласыз













