Ашық сабақ, ҚМЖ, көрнекілік, презентация жариялап
2 млн. ₸ табыс табыңыз!
0 / 1
Материалға шағымдану
Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Шағым жылдам қаралу үшін барынша толық ақпарат жіберіңіз
Сіздің сұранысыңыз сәтті жіберілді!
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
1 бонус = 1 теңге
Бонусты сайттағы қызметтерге жұмсай аласыз. Мысалы келесі материалды жеңілдікпен алуға болады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Түсінікті
2024-2025 оқу жылына арналған
қысқа мерзімді сабақ жоспарларын
Жүктеп алғыңыз келеді ме?
Развитие личности в творческой жизнидеятельности
Материал туралы қысқаша түсінік
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – несомненно будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству. Эта задача наиболее успешно может быть решена в рамках предмета «Технология».
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады.
Толығырақ
25 Қараша 2021
250
0 рет жүктелген
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тема самообразования
Развитие личности
в творческой
жизнедеятельности
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и
свободно мыслящей – несомненно будет возрастать по мере совершенствования
социально-экономических и культурных условий жизни. Развивающемуся
обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые
люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в
ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к
сотрудничеству. Эта задача наиболее успешно может быть решена в рамках
предмета «Технология».
В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии я
столкнулась с проблемами:
• отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по
шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию,
самосовершенствованию);
• ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать
знания свойств текстильных волокон в своей жизни);
• испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать
на швейной машине с электрическим приводом).
Почему ребенок приходит в школу и уже через неделю он не хочет в нее
идти, ему не интересно? Как сохранить в ребенке его творческое начало, как
помочь ему стать творческой личностью, как помочь ему справляться со своими
проблемами? Работа над развитием творческих способностей личности –
актуальная проблема на сегодняшний момент.
Творчество как необходимый компонент развития личности
«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди,
которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не
потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают
нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в
тупик».
А.С. Макаренко
Цель:
Способствовать направлению
детей на творческий поиск новых методов и приемов активизации учебной
и внеучебной деятельности, стремление расширить кругозор, развитие
практических навыков.
Задачи:
Внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые
помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и
навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие
способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Для развития творческих способностей учащихся использую различные
методы учебного познания:
* Метод сравнения. Сравниваться могут любые объекты, понятия,
эпохи. При изучении истории костюма, стиля в одежде.
* Метод эвристических вопросов. Задаются 7 вопросов: Что? Кто?
Зачем? Где? Как? Чем? Когда? Ответы на эти вопросы и предполагают
рождение творческих работ.
* Метод образного видения. Результат работы выражается в словесной
или графической форме (эскиз проекта или его словесное описание).
* Метод придумывания. Это способ создания неизвестного ранее
продукта в результате творческих действий. Эскиз швейного изделия,
сервировка стола, оформление подарка. Эскиз – составная часть
любого творческого проекта.
* Метод вживания. Средства этого метода позволяют нам почувствовать
другую эпоху, представить себя в платье того времени, изучить
манеры поведения.
* Метод ученического планирования. Этот метод
предполагает
спланировать свою образовательную деятельность на выполнение
творческого проекта, на составление реферата по проекту.
* Метод самоорганизации обучения. Работа с первоисточниками,
технологическими картами, изготовление творческих проектов
(практическая работа).
* Метод взаимообучения. Учащиеся работают в парах, группах,
выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя
доступный им набор педагогических методов.
* Метод рецензии. Рецензия может быть на любой творческий проект
по каждому блоку программы. В кабинете есть архивный материал
творческих проектов, который при необходимости просматривается и
делается анализ выполненных проектов.
* Методы проектов. Метод проектов – это комплексный процесс,
формирующий у школьников общеучебные умения, основы
технологической грамотности, культуры труда и основанный на
овладении ими способами преобразования материалов, энергии,
информации, технологиями их обработки. Ведущее значение я придаю
методу проектов, который позволяет развивать и формировать
творческую личность.
Результатом моей работы является:
* Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание
творить.
* Творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут
знаниями по другим
предметам, здесь они открываются с
положительной стороны.
* При систематическом использовании творческих методов обучения у
детей вырабатывается личностный подход к получению
индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою
собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.
* Открываются большие возможности для совместного творчества
учителя и ученика. При этом ведущим становится
понятие
сотрудничества, сотворчества, а дети становятся полноправными
участниками образовательного процесса.
* Особое место в моей деятельности занимает ковроткачество. Все, что
я знаю и умею, я стараюсь передать детям. Лучшие работы
кружковцев ежегодно отмечаются дипломами и грамотами за участие
в районной выставке технического творчества и декоративноприкладного искусства. Творческие проекты моих учениц на
районной научно-практической конференции «Старт в науку»
неоднократно занимали призовые места.
* К праздникам учащиеся с удовольствием изготавливают подарки
родным и близким людям. Это прихватки и салфетки в лоскутной
технике, изделия, связанные крючком, сплетённые из бисера; к пасхе
– это обязательно оплетённые бисером пасхальные яйца, вышитые
крестиком картины и картинки. Я сама владею многими видами
рукоделия и стараюсь научить детей всему тому, что умею делать
сама.
* Предмет «Технология» для большинства учащихся является любимым
предметом школьной программы. Приятно слышать от детей, когда
они приходят с каникул и говорят: « Как мы соскучились по вашим
урокам» или: «Продолжались бы эти уроки не 2, а 6 часов!».
В своей дальнейшей педагогической деятельности я буду продолжать работу
над развитием творческих способностей детей, искать новые пути и методы
работы.
Но прежде чем остановиться на том, как развивать творческие способности
учащихся, с чего начинать, необходимо знать начальный уровень детей. Поэтому
в 5-ом классе я обычно провожу диагностику, показывающую уровень развития
творческих способностей.
Критериями развития творческих способностей являются:
-оригинальность;
-гибкость мышления;
- беглость мышления;
- эмоциональность.
В результате диагностического эксперимента зачастую приходится делать
вывод:
* Оригинальность
создаваемых образов наблюдается у меньшей
половины класса (девочки). В большинстве же дети создают
однотипные образы, малооригинальные или неоригинальные.
* Гибкость мышления развита у учащихся ниже среднего, т. е.
большинство детей не способны к выделению существенных
признаков из множества случайных, не способны быстро
перестраиваться с одной идеи на другую, не могут комбинировать и
варьировать, предлагают лишь одно – два решения проблемы.
* В течение урока отмечается нестабильность интереса к процессу и
результату деятельности, т. е. происходит постоянный спад и рост
интереса.
* Дети, которые аккуратно и качественно выполняют задание, а также у
которых эмоциональный положительный настрой сохраняется на
протяжении всего урока, более расположены к творчеству.
Учитывая всё это, моя работа с детьми направлена на творческий поиск
новых методов и приемов активизации учебной и внеучебной деятельности,
стремление расширить кругозор, развитие практических навыков.
Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и
освоение не будет надёжным и процесс будет формальным, скучным, а
полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не
закрепленные повседневными целеустремленными упражнениями. Надо, чтобы
дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к
познанию. Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти
нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для
собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным,
радостным и основательным. Можно сказать, что самодеятельность школьников
– это единство обучения и творчества.
Познавательные процессы, позволяющие человеку решать еще не решенные
задачи, называется творческим мышлением. Главное для творческого мышления
– нешаблонность, умение охватить действительность во всех ее отношениях, а не
только в тех, которые закреплены в привычных понятиях и представлениях.
На своих уроках технологии я уделяю большое значение приобретению
знаний и умений. Проникновение детей в секреты рукоделия происходит во
время практикумов в учебной мастерской. Здесь они осваивают приемы
вышивания, шитья, вязания, ковроткачества и другие, помогающие достигать
прекрасных результатов.
Овладение
мастерством
художественной
обработки материалов предполагает освоение их декоративных возможностей,
развитие фантазии и творческих способностей, приобретение технических
знаний и умений. При этом у учащихся развивается особое чувство материала,
его декоративно – прикладных особенностей, которое является одним из
критериев развитого художественного вкуса и мастерства.
Творческое мышление должно учить человека смелости при выходе за
рамки привычных, освещенных здравым смыслом или авторитетами
представлений, взглядов, способов мышления. Оно должно учить человека
искать не веру, а доказательства, не подтверждение, а истину, не успокоение, а
беспокойства, не завершение, а начало пути. Короче творческое мышление
должно приучать человека не подгонять факты под готовое представление о них,
а проверять эти представления фактами, не придумывать искусственный мир
пригодный для понимания, а создавать понимания пригодное для объяснения
реального мира.
Существуют различные пути для развития творчества: это может быть
коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый
старается предложить свой вариант. С другой стороны это может быть серия
уроков: на первых уроках – это творчество учителя, т. е. я учу что и как делать по
принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но
с изменениями, учащиеся проявляют свою самодеятельность.
Путь развития творческих способностей я выбираю индивидуально для
каждого класса, здесь можно варьировать способами развития творческих
способностей, комбинировать их. На уроках создаю проблемные ситуации, в
которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой
ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.
Важным средством приобщения учащихся к творчеству, развитие их
способностей является приобщение их к свободной импровизации, умению
находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии. Чтобы мои уроки
были уроками творчества, на них я создаю определенные условия: атмосфера
раскованности, отсутствия боязни быть непонятым или осмеянным, никакая
идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.
С первых дней в классе стараюсь создать такую обстановку, в которой дети
могут научиться выражать свои мысли. Даю такие задания на уроке, при помощи
которых дети, играя в учителя и ученика, смогут научиться оценивать и
обосновывать свою оценку. Если ребенок чувствует дружескую обстановку со
стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на
совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более
творческими. Именно такие условия я стараюсь создавать на своих уроках.
Учащийся самым непосредственным образом включен в активный
познавательный процесс:
-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор
необходимой информации;
-планирует варианты решения проблемы;
-делает выводы;
-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание
и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к
творческой деятельности. Метод проектов рассматривается не как итоговая
самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести
навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих
индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими
словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.
На моих уроках учащиеся выполняют различные типы проектов, чаще всего
это практико-направленные и творческие проекты, реже – информационные и
ролевые.
Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников в процессе
проектирования, использую специальные упражнения, направленные на
выработку идей:
* прием “Банк идей”. Придумывая идеи, учащиеся свободно
самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой
или описанием идей.
* приём “Нелогичные связи”. Приём направлен на развитие
пространственного воображения, нетрадиционного мышления
учащихся, умение использовать природные формы для создания
промышленного изделия.
* приём “Источник вдохновения”. Учащимся предлагается в свободное
время использовать дополнительные источники информации по теме
проекта. Ребенок, зная об источниках информации, начинает активно
пользоваться ими, что стимулирует любознательность.
При изготовлении изделия некоторые технологические операции
выполняются при помощи специального приема “Звездочка”. Например, при
обработке кармана фартука ученица обрабатывает карман не своего изделия, а
карман изделия одноклассницы, что повышает степень ответственности и тем
самым повышает самоконтроль своей деятельности.
Для закрепления знаний, умений и навыков создаются мини-проекты.
(Кулинария – приготовление завтрака) С введением метода проектов у учащихся
появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать
проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях.
Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности.
Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и
навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучать технику
и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы.
Об использовании метода проектов на своих уроках делилась опытом на
районном семинаре руководителей общеобразовательных учреждений, на
заседании методического объединения учителей нашей школы.
Использование компьютера на уроке, во внеурочное время позволяет
сократить время на разработку эскиза, развивает художественный вкус,
формирует навыки компьютерной грамотности. Содержательные презентации
позволяют обеспечить наглядность при изучении нового материала.
Использование компьютера в образовательном процессе, безусловно, важно, т.к.
позволяет учащимся решать и творческие задачи. Учащиеся выполняют защиту
творческих проектов с использованием компьютерных презентаций.
Мой педагогический принцип: «Если не творчески, то зачем?». Ученикам я
часто напоминаю мудрые слова М. Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и
тогда труд возвышается до творчества». Мы стремимся научить школьников
думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых
задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе,
на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.
В программе развития наша школа заявлена как социокультурный
комплекс «Экополис». Кружковая внеклассная работа является одним
из
направлений деятельности «Экополиса». Работа кружка «Мастерица» под моим
руководством позволила обучать учащихся образному языку декоративноприкладного искусства, развивать их творческие способности с помощью
различных видов женского рукоделия: ковроткачества, бисероплетения,
вышивки, изготовления мягкой игрушки. Девочки с большим удовольствием
занимаются в кружке, выполняя различные проекты.
Для подтверждения результатов работы над развитием творческих
способностей учащихся на уроках технологии я провела диагностический
эксперимент для учащихся 8 класса. Полученные результаты исследования
показывают, что уровень оригинальности и гибкости мышления учащихся 8
классов заметно выше, чем в 5 классе. Это свидетельствует о том, что занятия на
уроках технологии, выполнение проектов и заданий дает свои результаты в
развитии творческих способностей учащихся.
Я сформулировала для себя следующие правила работы над развитием
творческих способностей учащихся:
Служить примером для подражания. Творческие способности
развиваются не тогда, когда говорят детям о необходимости их развития, а тогда,
когда их развивают в процессе работы.
Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым
предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях,
принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению
любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект,
достойный сомнения.
Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате
боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо,
не создают что-то новое, свое. На уроках необходимо избегать критики, резких
высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у
маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а
подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже
поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий
потенциал.
Применять творческие задания.
Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы
учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку
усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность
применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагать ребятам
решение творческих заданий, которые содержат следующие формулировки:
- представьте, что…;
- изобретите…;
- предложите гипотезу…; - придумайте…
Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать
проблему.
Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая
учащимся задания, необходимо объяснять, что от них ожидают не только
демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут
поощряться.
Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой
личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не
сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение,
добиваясь признания.
Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников
незамысловатую идею: у творчества нет конца.
Развитие личности
в творческой
жизнедеятельности
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и
свободно мыслящей – несомненно будет возрастать по мере совершенствования
социально-экономических и культурных условий жизни. Развивающемуся
обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые
люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в
ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к
сотрудничеству. Эта задача наиболее успешно может быть решена в рамках
предмета «Технология».
В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии я
столкнулась с проблемами:
• отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по
шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию,
самосовершенствованию);
• ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать
знания свойств текстильных волокон в своей жизни);
• испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать
на швейной машине с электрическим приводом).
Почему ребенок приходит в школу и уже через неделю он не хочет в нее
идти, ему не интересно? Как сохранить в ребенке его творческое начало, как
помочь ему стать творческой личностью, как помочь ему справляться со своими
проблемами? Работа над развитием творческих способностей личности –
актуальная проблема на сегодняшний момент.
Творчество как необходимый компонент развития личности
«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди,
которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не
потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают
нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в
тупик».
А.С. Макаренко
Цель:
Способствовать направлению
детей на творческий поиск новых методов и приемов активизации учебной
и внеучебной деятельности, стремление расширить кругозор, развитие
практических навыков.
Задачи:
Внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые
помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и
навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие
способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Для развития творческих способностей учащихся использую различные
методы учебного познания:
* Метод сравнения. Сравниваться могут любые объекты, понятия,
эпохи. При изучении истории костюма, стиля в одежде.
* Метод эвристических вопросов. Задаются 7 вопросов: Что? Кто?
Зачем? Где? Как? Чем? Когда? Ответы на эти вопросы и предполагают
рождение творческих работ.
* Метод образного видения. Результат работы выражается в словесной
или графической форме (эскиз проекта или его словесное описание).
* Метод придумывания. Это способ создания неизвестного ранее
продукта в результате творческих действий. Эскиз швейного изделия,
сервировка стола, оформление подарка. Эскиз – составная часть
любого творческого проекта.
* Метод вживания. Средства этого метода позволяют нам почувствовать
другую эпоху, представить себя в платье того времени, изучить
манеры поведения.
* Метод ученического планирования. Этот метод
предполагает
спланировать свою образовательную деятельность на выполнение
творческого проекта, на составление реферата по проекту.
* Метод самоорганизации обучения. Работа с первоисточниками,
технологическими картами, изготовление творческих проектов
(практическая работа).
* Метод взаимообучения. Учащиеся работают в парах, группах,
выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя
доступный им набор педагогических методов.
* Метод рецензии. Рецензия может быть на любой творческий проект
по каждому блоку программы. В кабинете есть архивный материал
творческих проектов, который при необходимости просматривается и
делается анализ выполненных проектов.
* Методы проектов. Метод проектов – это комплексный процесс,
формирующий у школьников общеучебные умения, основы
технологической грамотности, культуры труда и основанный на
овладении ими способами преобразования материалов, энергии,
информации, технологиями их обработки. Ведущее значение я придаю
методу проектов, который позволяет развивать и формировать
творческую личность.
Результатом моей работы является:
* Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание
творить.
* Творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут
знаниями по другим
предметам, здесь они открываются с
положительной стороны.
* При систематическом использовании творческих методов обучения у
детей вырабатывается личностный подход к получению
индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою
собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.
* Открываются большие возможности для совместного творчества
учителя и ученика. При этом ведущим становится
понятие
сотрудничества, сотворчества, а дети становятся полноправными
участниками образовательного процесса.
* Особое место в моей деятельности занимает ковроткачество. Все, что
я знаю и умею, я стараюсь передать детям. Лучшие работы
кружковцев ежегодно отмечаются дипломами и грамотами за участие
в районной выставке технического творчества и декоративноприкладного искусства. Творческие проекты моих учениц на
районной научно-практической конференции «Старт в науку»
неоднократно занимали призовые места.
* К праздникам учащиеся с удовольствием изготавливают подарки
родным и близким людям. Это прихватки и салфетки в лоскутной
технике, изделия, связанные крючком, сплетённые из бисера; к пасхе
– это обязательно оплетённые бисером пасхальные яйца, вышитые
крестиком картины и картинки. Я сама владею многими видами
рукоделия и стараюсь научить детей всему тому, что умею делать
сама.
* Предмет «Технология» для большинства учащихся является любимым
предметом школьной программы. Приятно слышать от детей, когда
они приходят с каникул и говорят: « Как мы соскучились по вашим
урокам» или: «Продолжались бы эти уроки не 2, а 6 часов!».
В своей дальнейшей педагогической деятельности я буду продолжать работу
над развитием творческих способностей детей, искать новые пути и методы
работы.
Но прежде чем остановиться на том, как развивать творческие способности
учащихся, с чего начинать, необходимо знать начальный уровень детей. Поэтому
в 5-ом классе я обычно провожу диагностику, показывающую уровень развития
творческих способностей.
Критериями развития творческих способностей являются:
-оригинальность;
-гибкость мышления;
- беглость мышления;
- эмоциональность.
В результате диагностического эксперимента зачастую приходится делать
вывод:
* Оригинальность
создаваемых образов наблюдается у меньшей
половины класса (девочки). В большинстве же дети создают
однотипные образы, малооригинальные или неоригинальные.
* Гибкость мышления развита у учащихся ниже среднего, т. е.
большинство детей не способны к выделению существенных
признаков из множества случайных, не способны быстро
перестраиваться с одной идеи на другую, не могут комбинировать и
варьировать, предлагают лишь одно – два решения проблемы.
* В течение урока отмечается нестабильность интереса к процессу и
результату деятельности, т. е. происходит постоянный спад и рост
интереса.
* Дети, которые аккуратно и качественно выполняют задание, а также у
которых эмоциональный положительный настрой сохраняется на
протяжении всего урока, более расположены к творчеству.
Учитывая всё это, моя работа с детьми направлена на творческий поиск
новых методов и приемов активизации учебной и внеучебной деятельности,
стремление расширить кругозор, развитие практических навыков.
Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и
освоение не будет надёжным и процесс будет формальным, скучным, а
полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не
закрепленные повседневными целеустремленными упражнениями. Надо, чтобы
дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к
познанию. Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти
нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для
собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным,
радостным и основательным. Можно сказать, что самодеятельность школьников
– это единство обучения и творчества.
Познавательные процессы, позволяющие человеку решать еще не решенные
задачи, называется творческим мышлением. Главное для творческого мышления
– нешаблонность, умение охватить действительность во всех ее отношениях, а не
только в тех, которые закреплены в привычных понятиях и представлениях.
На своих уроках технологии я уделяю большое значение приобретению
знаний и умений. Проникновение детей в секреты рукоделия происходит во
время практикумов в учебной мастерской. Здесь они осваивают приемы
вышивания, шитья, вязания, ковроткачества и другие, помогающие достигать
прекрасных результатов.
Овладение
мастерством
художественной
обработки материалов предполагает освоение их декоративных возможностей,
развитие фантазии и творческих способностей, приобретение технических
знаний и умений. При этом у учащихся развивается особое чувство материала,
его декоративно – прикладных особенностей, которое является одним из
критериев развитого художественного вкуса и мастерства.
Творческое мышление должно учить человека смелости при выходе за
рамки привычных, освещенных здравым смыслом или авторитетами
представлений, взглядов, способов мышления. Оно должно учить человека
искать не веру, а доказательства, не подтверждение, а истину, не успокоение, а
беспокойства, не завершение, а начало пути. Короче творческое мышление
должно приучать человека не подгонять факты под готовое представление о них,
а проверять эти представления фактами, не придумывать искусственный мир
пригодный для понимания, а создавать понимания пригодное для объяснения
реального мира.
Существуют различные пути для развития творчества: это может быть
коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый
старается предложить свой вариант. С другой стороны это может быть серия
уроков: на первых уроках – это творчество учителя, т. е. я учу что и как делать по
принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но
с изменениями, учащиеся проявляют свою самодеятельность.
Путь развития творческих способностей я выбираю индивидуально для
каждого класса, здесь можно варьировать способами развития творческих
способностей, комбинировать их. На уроках создаю проблемные ситуации, в
которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой
ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.
Важным средством приобщения учащихся к творчеству, развитие их
способностей является приобщение их к свободной импровизации, умению
находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии. Чтобы мои уроки
были уроками творчества, на них я создаю определенные условия: атмосфера
раскованности, отсутствия боязни быть непонятым или осмеянным, никакая
идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.
С первых дней в классе стараюсь создать такую обстановку, в которой дети
могут научиться выражать свои мысли. Даю такие задания на уроке, при помощи
которых дети, играя в учителя и ученика, смогут научиться оценивать и
обосновывать свою оценку. Если ребенок чувствует дружескую обстановку со
стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на
совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более
творческими. Именно такие условия я стараюсь создавать на своих уроках.
Учащийся самым непосредственным образом включен в активный
познавательный процесс:
-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор
необходимой информации;
-планирует варианты решения проблемы;
-делает выводы;
-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание
и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к
творческой деятельности. Метод проектов рассматривается не как итоговая
самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести
навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих
индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими
словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.
На моих уроках учащиеся выполняют различные типы проектов, чаще всего
это практико-направленные и творческие проекты, реже – информационные и
ролевые.
Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников в процессе
проектирования, использую специальные упражнения, направленные на
выработку идей:
* прием “Банк идей”. Придумывая идеи, учащиеся свободно
самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой
или описанием идей.
* приём “Нелогичные связи”. Приём направлен на развитие
пространственного воображения, нетрадиционного мышления
учащихся, умение использовать природные формы для создания
промышленного изделия.
* приём “Источник вдохновения”. Учащимся предлагается в свободное
время использовать дополнительные источники информации по теме
проекта. Ребенок, зная об источниках информации, начинает активно
пользоваться ими, что стимулирует любознательность.
При изготовлении изделия некоторые технологические операции
выполняются при помощи специального приема “Звездочка”. Например, при
обработке кармана фартука ученица обрабатывает карман не своего изделия, а
карман изделия одноклассницы, что повышает степень ответственности и тем
самым повышает самоконтроль своей деятельности.
Для закрепления знаний, умений и навыков создаются мини-проекты.
(Кулинария – приготовление завтрака) С введением метода проектов у учащихся
появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать
проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях.
Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности.
Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и
навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучать технику
и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы.
Об использовании метода проектов на своих уроках делилась опытом на
районном семинаре руководителей общеобразовательных учреждений, на
заседании методического объединения учителей нашей школы.
Использование компьютера на уроке, во внеурочное время позволяет
сократить время на разработку эскиза, развивает художественный вкус,
формирует навыки компьютерной грамотности. Содержательные презентации
позволяют обеспечить наглядность при изучении нового материала.
Использование компьютера в образовательном процессе, безусловно, важно, т.к.
позволяет учащимся решать и творческие задачи. Учащиеся выполняют защиту
творческих проектов с использованием компьютерных презентаций.
Мой педагогический принцип: «Если не творчески, то зачем?». Ученикам я
часто напоминаю мудрые слова М. Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и
тогда труд возвышается до творчества». Мы стремимся научить школьников
думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых
задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе,
на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.
В программе развития наша школа заявлена как социокультурный
комплекс «Экополис». Кружковая внеклассная работа является одним
из
направлений деятельности «Экополиса». Работа кружка «Мастерица» под моим
руководством позволила обучать учащихся образному языку декоративноприкладного искусства, развивать их творческие способности с помощью
различных видов женского рукоделия: ковроткачества, бисероплетения,
вышивки, изготовления мягкой игрушки. Девочки с большим удовольствием
занимаются в кружке, выполняя различные проекты.
Для подтверждения результатов работы над развитием творческих
способностей учащихся на уроках технологии я провела диагностический
эксперимент для учащихся 8 класса. Полученные результаты исследования
показывают, что уровень оригинальности и гибкости мышления учащихся 8
классов заметно выше, чем в 5 классе. Это свидетельствует о том, что занятия на
уроках технологии, выполнение проектов и заданий дает свои результаты в
развитии творческих способностей учащихся.
Я сформулировала для себя следующие правила работы над развитием
творческих способностей учащихся:
Служить примером для подражания. Творческие способности
развиваются не тогда, когда говорят детям о необходимости их развития, а тогда,
когда их развивают в процессе работы.
Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым
предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях,
принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению
любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект,
достойный сомнения.
Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате
боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо,
не создают что-то новое, свое. На уроках необходимо избегать критики, резких
высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у
маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а
подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже
поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий
потенциал.
Применять творческие задания.
Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы
учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку
усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность
применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагать ребятам
решение творческих заданий, которые содержат следующие формулировки:
- представьте, что…;
- изобретите…;
- предложите гипотезу…; - придумайте…
Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать
проблему.
Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая
учащимся задания, необходимо объяснять, что от них ожидают не только
демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут
поощряться.
Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой
личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не
сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение,
добиваясь признания.
Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников
незамысловатую идею: у творчества нет конца.
Материал ұнаса әріптестеріңізбен бөлісіңіз
Ашық сабақ, ҚМЖ, көрнекілік, презентация
жариялап табыс табыңыз!
Материалдарыңызды сатып, ақша табыңыз.
(kaspi Gold, Halyk bank)