Материалдар / "Развитие речи детей с нарушением слуха"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

"Развитие речи детей с нарушением слуха"

Материал туралы қысқаша түсінік
педагогтарға
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
15 Маусым 2018
422
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Речь – одно из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь должны сопровождать все виды деятельности детей с нарушением слуха речи.

Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи: она состоит из вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не сможет стать средством общения. Дети с н6арушением слуха овладевают разговорной речью под руководством воспитателя, задача которого развивать словарь, формировать навыки речевого общения (умение слушать, отвечать, спрашивать, умение связно рассказать о проделанной работе).

Программа обучения разговорной речи предусматривает следующие задачи:

  1. понимать обращения, выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение;

  2. обращаться к товарищу (взрослому) по заданию воспитателя, а также по собственному побуждению;

  3. отвечать на вопросы и задавать их;

  4. сообщать о выполненной работе и той работе, которую предстоит сделать;

  5. участвовать в диалоге.

Для закрепления и активизации речевого материала используются следующие приемы:

  1. использование естественно возникшей ситуации в различных видах деятельности;

  2. преднамеренное создание ситуаций, вызывающих потребность в общении;

  3. проведение дидактических игр.

Задачи формирования умений в области разговорной речи очень широки и разнообразны. Они включают не только языковые задачи (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность), а также ряд навыков поведения.

Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством выполнения этих задач является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Формирование разговорной речи проводится также на специальных занятиях, организуемых во внеклассное время. В младших классах речевая активность и умение разговаривать воспитываются, в основном, в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей. Обговаривается любое действие, выполняемое ребенком. Важно с самого начала расположить к себе ребенка, создать атмосферу для разговора. В распоряжении воспитателя должны быть предметы, которые заинтересуют ребенка, вызовут желание отвечать. Воспитатель должен подготовить наиболее близкие и доступные темы разговоров.

Для разговора с детьми необходимо использовать любые ситуации, режимные моменты, прием пищи. Во время еды воспитатель обращается с вопросами к детям: вкусно ли, что они любят, не остыло ли, также в разговоре закрепляются названия блюд. Воспитатель приучает детей к негромкому, сдержанному разговору, одновременно воспитывая правила поведения во время еды: «Нельзя разговаривать с пищей во рту». Хочется отметить воспитателя 1 «в» класса Семенову И.В. С первых дней пребывания детей в школе она приучает их составлять высказывания, побуждает детей к диалогической речи, учит делать выводы. Дети уже не только отвечают на вопросы, но способны сами задать вопрос воспитателю. Разговор в течение года усложнился: от отрывочных высказываний дети перешли к более развернутым, последовательным. Они могут вполне логично объяснить, чем им нравится, или не нравится данное блюдо.

Для формирования навыков разговорной речи необходимо использовать прием словесных поручений, которые усложняются в зависимости от возраста, словарного запаса, психологических особенностей ребенка.

Речевую активность не нужно понимать как беспрерывную речь вслух. Во время занятия ребенок должен активно воспринимать речь других детей, воспитателя, понимать ее. Воспитателю необходимо обеспечить условия как можно большему числу детей для активизации разговорной речи.

В качестве примера хочется привести работу, проводимую во время занятий воспитателями Истоминой Л.И. (класс глухих) и Ихсановой М.К. (класс детей с нарушением речи). Данные воспитатели используют на своих занятиях ряд методических правил, обеспечивающих максимальную активность детей: разумное применение наглядности, разнообразие видов деятельности, игровые приемы, индивидуальный подход, систематическая работа над словарем. Воспитателя вовлекают в диалог всю группу, поочередно задавая вопросы детям с разным уровнем речи, привлекая самих детей к контролю за речью отвечающих: «Правильно он сказал? Он все сказал?» и т.д. Для повышения активности детей применяются так называемые оценочные вопросы (Тебе нравится?), а также творческие задания (решение кроссвордов, викторины), обращение к личному опыту детей, различные организационные формы

Развитию связной устной речи способствуют занятия по внеклассному чтению, которые делятся на два направления: 1) помощь детям в осознании читаемого; 2)учет прочитанных книг и заключительная работа после чтения. Для активизации устной речи воспитатель должен использовать следующие приемы: а) рассматривание иллюстраций, рисунков; б) краткий пересказ и составления плана; в) ответы на вопросы по содержанию; г) использование речевого треугольника. Методически правильно выдержаны занятия по внеклассному чтению воспитателей Наукеновой Е.В.(8 «а» класс) и Никитиной Н.Г.(4 «в» класс). На своих занятиях они используют разнообразные формы работы: различного вида игровые задания, выступления детей, драматизации произведений, дети ведут индивидуальные читательские дневники, в которых отражают свое понимание прочитанного, т.е. записывают название произведения, автора, выводы по прочитанному. Работа по организации внеклассного чтения ведется совместно с библиотекарем школы Косымовой М.К., которая организовывает тематические книжные выставки, как в помещении библиотеки, так и в классе, проводит занятия, посвященные творчеству классиков литературы, ведет запись детей в библиотеку.

Разумно организованная среда является непременным условием воспитания речевого поведения, восприятия ребенком речевых действий. Большое значение для развития и формирования разговорной речи имеет коллективная деятельность, участие детей в праздниках, совместные встречи детей с нарушением слуха и слышащих сверстников. Все эти методы ведут к усвоению разговорной речи, накоплению речевого материала.

Важно при организации речевого общения придерживаться следующих методических условий:

  1. Создание полноценной речевой среды за счет постоянного, мотивированного общения воспитателя с детьми, независимо от возможностей восприятия и уровня речевого развития.

  2. Создание воспитателем всех языковых норм: орфоэпических, грамматических, стилистических.

  3. Включение детей в разнообразную практическую деятельность.

  4. Развитие форм общения, основными условиями для развития которых являются: доступное для ребенка содержание конкретной ситуации, эмоциональный контакт, действия с реальными предметами.

  5. Поддержка любых речевых реакций и действий ребенка, как бы далеки они не были от речевого образца взрослого.

  6. Побуждение детей к активному применению речи на всех уровнях ее становления и в разных формах.

Важнейшей предпосылкой для развития разговорной речи является правильная организация обстановки, в которой у детей появилось бы желание говорить, вступать в речевое общение.









Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!