
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Развитие речи. Развитие выразительной устной речи (урок-тренинг «В поисках смысла»)
Аубакирова А.А.
Сартауская ОСШ
Бухар жырауский район
Карагандинская область
Развитие речи. Развитие выразительной устной речи (урок-тренинг «В поисках смысла»)
Урок развития речи в 10 классе. Русский язык
Цели урока: отработка понятий «тембр речи», «темп речи»; совершенствование умения варьировать тембр голоса в зависимости от речевой задачи; развитие ассоциативного, образного мышления.
Оборудование урока: учебные тексты, тексты стихотворений, памятка «Как подготовится к выразительному чтению текста».
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Содержание урока:
Слайд 2: Тема урока: «В поисках смысла», ниже – стихотворение:
В каждом параграфе,
В каждом рассказе,
В сказке и песне,
Даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.
(Б. Заходер)
Слайд 3: Дата, тема, эпиграф – последние строки стихотворения Б.Заходера (учащиеся записывают в тетради)
І. Организация учебного процесса:
-приветствие;
-дежурство.
ІІ. Актуализация знаний учащихся:
Беседа:
-
Что такое текст?
-
Какова структура текста?
-
Назовите средства связи предложений и абзацев в тексте.
-
Назовите виды речевой деятельности.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности:
Учитель: Прочитайте стихотворение, записанное на доске.
-
Как оно связано с темой урока?
-
Какие его строки вы предложили бы сделать эпиграфом к сегодняшнему занятию?
-
Что мы называем эпиграфом? (На доске запись: «Эпиграф (греч.- epigraphe – «надпись») – краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль».)
Слайд 2: Дата, тема, эпиграф – последние строки стихотворения Б.Заходера (учащиеся записывают в тетради)
-
Итак, цель нашего урока – научится искать смысл слова, фразы текста.
ІV. Работа над культурой и развитием речи учащихся:
-
Лекция учителя с элементами беседы об интонации, ее основных элементах
(Учащимся предлагается записывать в тетрадях план беседы.)
-
Поискам смысла устной речи помогает наблюдение над ее интонацией. Что же мы понимаем под интонацией
-
(Слайд 4: Интонация – (от лат. Intonare – «громко произносить») – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая средством выражения смысла, эмоциональной окраски фразы».)
Слайд 5: Основные элементы интонации:
-
Мелодика речи (повышение и понижение голоса).
-
Ритм речи (чередование ударных и безударных слогов, размеренность речи).
-
Тембр речи (звуковая окраска, придающая речи эмоциональный оттенок).
-
Интенсивность речи (сила или слабость звучания).
-
Логическое ударение (выделение голосом слова, несущего основную смысловую нагрузку).
Обьяснение: Основными элементами интонации являются:
Слайд 6: Мелодика речи (повышение и понижение голоса).
Сравните, например, мелодику повествовательного предложения (Мы поедем сегодня в театр.) и вопросительного (Мы поедем сегодня в театр?). Определите их различие.
Слайд 7: Ритм речи (чередование ударных и безударных слогов, размеренность речи).
-
Приведите примеры стихотворных размеров (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). (Выбрав одно из стихотворений, названных учащимися, учитель показывает значение ритма для понимания смысла, образного строя поэтического строя.)
Слайд 7: Тембр речи (звуковая окраска, придающая речи эмоциональный оттенок).
-
Определите различие в значении выражений: мрачный голос,веселый голос, грустный голос.
Темп речи (скорость речи).
-
Вспомните известные вам скороговорки, произнесите их, сравните темп произношения с обычной речью и замедленной речью при диктовке.
Слайд 8: Интенсивность речи (сила или слабость звучания).
-
Произнесите пословицу «Жить – Родине служить» так, как будто вы а) беседуете друг с другом в небольшой комнате; б) произносите эти слова со сцены театра и хотите быть услышанными всеми зрителями.
Слайд 9: Логическое ударение (выделение голосом слова, несущего основную смысловую нагрузку).
-
Прочитайте вопросительное предложение Мы поедем сегодня в театр? так, чтобы слушающий вас должен быть ответить на вопросы:
А) кто поедет сегодня в театр; б) как мы отправимся сегодня в театр; в) когда мы поедем в театр; г) куда мы сегодня поедем.
- Итак, какие важные интонационные признаки помогают нам точно передать смысл речи? (Учащиеся отвечают, используя записи в тетрадях.)
Слайд 10: 2. Работа со скороговорками
Цель - отработка понятий «тембр речи», «темп речи».
Учитель: Произнесите скороговорки в быстром темпе и с определенной эмоциональной окраской (заданного тембра).
-
Проворонила ворона вороненка ( а) пожалев вороненка; б) поругав ворону)
-
От топота копыт пыль по полю летит ( а) напугав, б) успокоив слушателей).
-
На дороге с утра тарахтят трактора ( а) поругав, б) похвалив кого-то).
-
Идут бобры в сыры боры.Бобры храбры, для бобрят добры (а) восхитившись бобрами;б) как бы расказывая сказку).
-
На дворе – трава, на траве – дрова. Не клади дрова посреди двора ( а) сомневаясь в услышанном; б) дразнясь).
-
Какой вывод позволяет нам сделать проведенная работа? ( Чтобы верно выразить свою мысль, надо иметь хорошее произношение, владеть дыханием, варьировать темп речи и тембр голоса.)
Слайд 11: 3. Выразительное чтение стихотворной строки с различной эмоциональной окраской
Цель работы – совершенствование умения варьировать тембр голоса в зависимости от речевой задачи.
-
Прочитайте пушкинскую строку «Мороз и солнце; день чудесный!» так, будто вы: 1) рисуете большую картину, заполняющую весь класс; 2) рисуете миниатюру; 3)создаете плакат; 4)боитесь, что вас перебьют; 5)диктуете текст; 6) плохо выучили текст;7)порицаете автора;8)хвалите автора.
(Класс «подыгрывает» участникам: изображает посещающих картинную галерею, записывающих под диктовку текст, подсказывающих забывчивому ученику.)
-
Кому из чтецов удалось наиболее точно передать эмоциональную окраску стороки? Какой вывод помогла вам сделать эта игра? (Чтобы передать нужную мысль, нужно хорошо знать читаемый, произносимый текст, а также уметь регулировать интенсивность речи, владеть тембром голоса.)
Слайд 12: 4. Работа над выразительным чтением знаков препинания
1) Работа над текстом стихотворения Б.Заходера «Где поставить запятую?»
На каждой парте – отпечатанный заранее текст стихотворения.
-
Прочитайте текст вслух. Объясните, почему возник комический эффект.
Где поставить запятую?
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик
чуть не слопал
Мышку
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно,
Да как крикнет,
Улетая:
-Вот что значит
Запятая!
Задание
-
Как устранить смысловые нелепицы? Прочитайте вслух измененный текст. В результате чего произошло переосмысление текста? Какой вывод о роли знаков препинания можно сделать?
2.Собери стихотворную строфу
- По смыслу и рифмам восстановите сторофы стихотворения. (На каждой парте – одна из разрезанных на строки одиннадцать строф стихотворения Д.Блынского «Пойдем в мой край...».)
- Прочитайте свой вариант, сравните его с авторским (учитель читает вслух стихотворение).
- Найдите основную мысль своей строфы. Какой образ создал в ней автор?
Ученики читают вслух найденную ими основную мысль каждой строфы.
Учитель. Определите основную мысль, объединяющую все строфы.
Слайд 13: 5.Игра «Буриме»
Цель игры – развитие ассоциативного, образного мышления, языковой догадки.
Учитель: Наполните смыслом строки стихотворения-загадки, дописав их по заданным рифмам; нарисуйте отгадку.
Предлагаемые рифмы |
Полный текст |
Носится, свищет, мечется, рыщет, пробежит- дрожит. пронесется- гнется |
Носится, Свищет, Мечется, Рыщет, Где пробежит – Листик дрожит. Где пронесется – Дерево гнется. (Ветер) |
-
Всегда ли открыт смысл текста? (Иногда смысл скрыт намеренно, например, в пословицах, поговорках, загадках, метафорах, и чтобы найти ее, приходится заставлять работать образное мышление, языковую интуицию.)
Слайд 14: Ознакомление с памяткой «Как подготовится к выразительному чтению текста» (рассмотрение памятки)
V. Рефлексия.Подведение итогов урока
Учитель: еще раз прочитайте тему сегодняшнего урока и эпиграф к нему. Что же помогает найти и передать смысл сказанного, прочитанного? (Владение интонацией – мелодикой речи, ее темпом, тембром, ритмом, а также логическим ударением; использование мимики, жестов для передачи эмоциональных оттенков звучащей речи; умение найти основную мысль.)
VІ. Домашнее задание. Инструктаж
Пользуясь памяткой, подготовить выразительное чтение отрывка из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы.
VII. Оценивание.
Тема урока: Доброе слово. Нераспространенные и распространенные предложения
Цели урока:
-
знать в чем отличие между нераспространенными и распространенными предложениями;
-
уметь различать нераспространенные и распространенные предложения; употреблять вежливые формы обращения, приветствия, благодарности, извинения и т.д.;
-
воспитывать умение быть культурным, вежливым, благодарным; развивать речевой этикет;
-
повторить структуру простоого предложенияс второстепенными членами (т.е. самое важное на уроке – уяснить, какую роль играют в жизни человека добрые слова и в чем их цель).
Оборудование урока:
Содержание урока:
І. Организация учебного процесса:
-приветствие;
-дежурство.
ІІ. Актуализация знаний учащихся:
-
Проверка дом. задания;
-
Словарная работа: обращаемся к таблице «Правописание приставок пре- и при-»
-
Превознести (очень вознести);
-
Пригнать (приближение);
-
Преградить (перегородить);
-
Приглушить (неполное действие);
-
Пресмешной (очень смешной)
-
Прибить (присоединение);
-
Пришкольный (близость).
ІІІ. Работа с новыми словами: запись на доску, в словари; перевод слов на каз. яз.; значение, употребление.
ІҮ. Проверка домашнего задания
Чтение текста «Как будили солнышко».(читают по очереди)
Вопросы: Все ли понятныслова? Что непонятного? Какая это сказка?
Литературная или народная? Докажите свое мнение.
Ү. Анализ сказки:
Запись предложений на доску:
Закричали гуси.
Замычали коровы.
Закудахтали куры.
-
Давайте разберем по членам предложения.
Объяснение: по данному примеру введение понятия «нераспространенное предложение»
-
Почему мы называем эти предложения нераспространенными?
-
Д
авайте, ребята, распространим эти предложения.
Закричали важные гуси. Это распространенные предложения
Громко замычали коровы.
Закудахтали в курятнике куры.
Объяснение: по данному примеру введение понятия «распространенные предложения»
-
Как вы думаете зачем нужны второстепенные члены предложения?
-
Скажите, ребята, была бы интересная наша речь, если бы мы в своей речи употребляли только нераспространенные предложения?
-
А почему?
ҮІ. Чтение текста:
Текст «Доброе слово» :
А) первичное чтение ( читаю я);
Б) словарная работа;
В) вторичное чтение с переводом на каз. яз.;
С) ответить на вопросы по содержанию текста.
ҮІІ. Работа с текстом:
1. Докажите, что это текст.
(Это текст.Есть группа предложений.Единство темы – доброе слово.Тема – это то, о чем говорится в тексте.Присутствует основная мысль: надо чаще употреблять в нашей речи добрые слова, так как они приносят людям радость, спокойствие, мир.Употребляя добрые слова, люди становятся добрее, красивее и т.д.)
-
Определите стиль и тип речи. (книжный, художественный; рассуждение)
-
Докажите, что это рассуждение.Зачитаем отрывок.
-
Мы видим, какую огромную роль играют добрые слова. Найдем их в тесте. Как по- другому можно назвать эти слова?
ҮІІІ. Сценка из жизни школьников: на плакате
-
Эй, вы!
-
Че, трещите?
-
Где наши?
-
Че, языки проглотили?
-
Ребята, давайте поможем нашему герою исправить положение.
- Привет, девчонки! (Привет – это разговорное или книжное слово?)
- Извините, что перебиваю вас.
- Скажите, пожалуйста, где наши ребята?
- Спасибо большое.
- Пока (До свидания).
Какие слова нам помогли исправить положение? (вежливые)
Давайте прочтем их хором. (на отдельном плакате написаны слова)
А теперь переведем их на казахский язык.
ІХ. Грамматический разбор:
Сделать синтаксический разбор предложения, расставить недостающие знаки препинания, составить схему предложения.
Употребление в речи добрых слов приносит людям радость, доброту, счастье и мир.
Х. Графический диктант:
Слова здравствуйте, добрый (день, утро,вечер), привет выступают как самостоятельные члены предложения, обычно после них ставится восклицательный знак. Вежливые слова в предложении не являются членами предложения. Наличие слов вежливости не делают предложения распространенными.
Запишите предложения, правильно расставьте знаки препинания при вежливых словах и обозначьте их графически.
Здравствуйте, мои родные!
Ребята, пожалуйста, закрывайте дверь!
Извините, кто последний?
ХІ. Подведение итогов.Рефлексия.
Так, зачем нам нужно употреблять в речи добрые и вежливые слова?
Домашнее задание.

