Материалдар / Развитие речи. Развитие выразительной устной речи (урок-тренинг «В поисках смысла»)
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Развитие речи. Развитие выразительной устной речи (урок-тренинг «В поисках смысла»)

Материал туралы қысқаша түсінік
санат үшін
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
15 Маусым 2018
392
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Аубакирова А.А.

Сартауская ОСШ

Бухар жырауский район

Карагандинская область

Развитие речи. Развитие выразительной устной речи (урок-тренинг «В поисках смысла»)

Урок развития речи в 10 классе. Русский язык

Цели урока: отработка понятий «тембр речи», «темп речи»; совершенствование умения варьировать тембр голоса в зависимости от речевой задачи; развитие ассоциативного, образного мышления.

Оборудование урока: учебные тексты, тексты стихотворений, памятка «Как подготовится к выразительному чтению текста».

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Содержание урока:

Слайд 2: Тема урока: «В поисках смысла», ниже – стихотворение:

В каждом параграфе,

В каждом рассказе,

В сказке и песне,

Даже во фразе –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Откроется самая главная мысль.

(Б. Заходер)

Слайд 3: Дата, тема, эпиграф – последние строки стихотворения Б.Заходера (учащиеся записывают в тетради)

І. Организация учебного процесса:

-приветствие;

-дежурство.

ІІ. Актуализация знаний учащихся:

Беседа:

  • Что такое текст?

  • Какова структура текста?

  • Назовите средства связи предложений и абзацев в тексте.

  • Назовите виды речевой деятельности.



ІІІ. Мотивация учебной деятельности:

Учитель: Прочитайте стихотворение, записанное на доске.

  • Как оно связано с темой урока?

  • Какие его строки вы предложили бы сделать эпиграфом к сегодняшнему занятию?

  • Что мы называем эпиграфом? (На доске запись: «Эпиграф (греч.- epigraphe – «надпись») – краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль».)

Слайд 2: Дата, тема, эпиграф – последние строки стихотворения Б.Заходера (учащиеся записывают в тетради)

  • Итак, цель нашего урока – научится искать смысл слова, фразы текста.

ІV. Работа над культурой и развитием речи учащихся:

  • Лекция учителя с элементами беседы об интонации, ее основных элементах

(Учащимся предлагается записывать в тетрадях план беседы.)

  • Поискам смысла устной речи помогает наблюдение над ее интонацией. Что же мы понимаем под интонацией

  • (Слайд 4: Интонация – (от лат. Intonare – «громко произносить») – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая средством выражения смысла, эмоциональной окраски фразы».)

Слайд 5: Основные элементы интонации:

  1. Мелодика речи (повышение и понижение голоса).

  2. Ритм речи (чередование ударных и безударных слогов, размеренность речи).

  3. Тембр речи (звуковая окраска, придающая речи эмоциональный оттенок).

  4. Интенсивность речи (сила или слабость звучания).

  5. Логическое ударение (выделение голосом слова, несущего основную смысловую нагрузку).

Обьяснение: Основными элементами интонации являются:

Слайд 6: Мелодика речи (повышение и понижение голоса).

Сравните, например, мелодику повествовательного предложения (Мы поедем сегодня в театр.) и вопросительного (Мы поедем сегодня в театр?). Определите их различие.

Слайд 7: Ритм речи (чередование ударных и безударных слогов, размеренность речи).

  • Приведите примеры стихотворных размеров (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). (Выбрав одно из стихотворений, названных учащимися, учитель показывает значение ритма для понимания смысла, образного строя поэтического строя.)

Слайд 7: Тембр речи (звуковая окраска, придающая речи эмоциональный оттенок).

  • Определите различие в значении выражений: мрачный голос,веселый голос, грустный голос.

Темп речи (скорость речи).

  • Вспомните известные вам скороговорки, произнесите их, сравните темп произношения с обычной речью и замедленной речью при диктовке.

Слайд 8: Интенсивность речи (сила или слабость звучания).

  • Произнесите пословицу «Жить – Родине служить» так, как будто вы а) беседуете друг с другом в небольшой комнате; б) произносите эти слова со сцены театра и хотите быть услышанными всеми зрителями.

Слайд 9: Логическое ударение (выделение голосом слова, несущего основную смысловую нагрузку).

  • Прочитайте вопросительное предложение Мы поедем сегодня в театр? так, чтобы слушающий вас должен быть ответить на вопросы:

А) кто поедет сегодня в театр; б) как мы отправимся сегодня в театр; в) когда мы поедем в театр; г) куда мы сегодня поедем.

- Итак, какие важные интонационные признаки помогают нам точно передать смысл речи? (Учащиеся отвечают, используя записи в тетрадях.)

Слайд 10: 2. Работа со скороговорками

Цель - отработка понятий «тембр речи», «темп речи».

Учитель: Произнесите скороговорки в быстром темпе и с определенной эмоциональной окраской (заданного тембра).

  • Проворонила ворона вороненка ( а) пожалев вороненка; б) поругав ворону)

  • От топота копыт пыль по полю летит ( а) напугав, б) успокоив слушателей).

  • На дороге с утра тарахтят трактора ( а) поругав, б) похвалив кого-то).

  • Идут бобры в сыры боры.Бобры храбры, для бобрят добры (а) восхитившись бобрами;б) как бы расказывая сказку).

  • На дворе – трава, на траве – дрова. Не клади дрова посреди двора ( а) сомневаясь в услышанном; б) дразнясь).

  • Какой вывод позволяет нам сделать проведенная работа? ( Чтобы верно выразить свою мысль, надо иметь хорошее произношение, владеть дыханием, варьировать темп речи и тембр голоса.)

Слайд 11: 3. Выразительное чтение стихотворной строки с различной эмоциональной окраской

Цель работы – совершенствование умения варьировать тембр голоса в зависимости от речевой задачи.

  • Прочитайте пушкинскую строку «Мороз и солнце; день чудесный!» так, будто вы: 1) рисуете большую картину, заполняющую весь класс; 2) рисуете миниатюру; 3)создаете плакат; 4)боитесь, что вас перебьют; 5)диктуете текст; 6) плохо выучили текст;7)порицаете автора;8)хвалите автора.

(Класс «подыгрывает» участникам: изображает посещающих картинную галерею, записывающих под диктовку текст, подсказывающих забывчивому ученику.)

  • Кому из чтецов удалось наиболее точно передать эмоциональную окраску стороки? Какой вывод помогла вам сделать эта игра? (Чтобы передать нужную мысль, нужно хорошо знать читаемый, произносимый текст, а также уметь регулировать интенсивность речи, владеть тембром голоса.)

Слайд 12: 4. Работа над выразительным чтением знаков препинания

1) Работа над текстом стихотворения Б.Заходера «Где поставить запятую?»

На каждой парте – отпечатанный заранее текст стихотворения.

  • Прочитайте текст вслух. Объясните, почему возник комический эффект.

Где поставить запятую?

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Песик

Из ружья стреляет,

Мальчик

чуть не слопал

Мышку

Кот в очках

Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно,

Да как крикнет,

Улетая:

-Вот что значит

Запятая!

Задание

  • Как устранить смысловые нелепицы? Прочитайте вслух измененный текст. В результате чего произошло переосмысление текста? Какой вывод о роли знаков препинания можно сделать?

2.Собери стихотворную строфу

- По смыслу и рифмам восстановите сторофы стихотворения. (На каждой парте – одна из разрезанных на строки одиннадцать строф стихотворения Д.Блынского «Пойдем в мой край...».)

- Прочитайте свой вариант, сравните его с авторским (учитель читает вслух стихотворение).

- Найдите основную мысль своей строфы. Какой образ создал в ней автор?

Ученики читают вслух найденную ими основную мысль каждой строфы.

Учитель. Определите основную мысль, объединяющую все строфы.

Слайд 13: 5.Игра «Буриме»

Цель игры – развитие ассоциативного, образного мышления, языковой догадки.

Учитель: Наполните смыслом строки стихотворения-загадки, дописав их по заданным рифмам; нарисуйте отгадку.

Предлагаемые рифмы

Полный текст

Носится,

свищет,

мечется,

рыщет,

пробежит-

дрожит.

пронесется-

гнется


Носится,

Свищет,

Мечется,

Рыщет,

Где пробежит –

Листик дрожит.

Где пронесется –

Дерево гнется.

(Ветер)



  • Всегда ли открыт смысл текста? (Иногда смысл скрыт намеренно, например, в пословицах, поговорках, загадках, метафорах, и чтобы найти ее, приходится заставлять работать образное мышление, языковую интуицию.)

Слайд 14: Ознакомление с памяткой «Как подготовится к выразительному чтению текста» (рассмотрение памятки)

V. Рефлексия.Подведение итогов урока

Учитель: еще раз прочитайте тему сегодняшнего урока и эпиграф к нему. Что же помогает найти и передать смысл сказанного, прочитанного? (Владение интонацией – мелодикой речи, ее темпом, тембром, ритмом, а также логическим ударением; использование мимики, жестов для передачи эмоциональных оттенков звучащей речи; умение найти основную мысль.)

VІ. Домашнее задание. Инструктаж

Пользуясь памяткой, подготовить выразительное чтение отрывка из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы.

VII. Оценивание.















Тема урока: Доброе слово. Нераспространенные и распространенные предложения

Цели урока:

  • знать в чем отличие между нераспространенными и распространенными предложениями;

  • уметь различать нераспространенные и распространенные предложения; употреблять вежливые формы обращения, приветствия, благодарности, извинения и т.д.;

  • воспитывать умение быть культурным, вежливым, благодарным; развивать речевой этикет;

  • повторить структуру простоого предложенияс второстепенными членами (т.е. самое важное на уроке – уяснить, какую роль играют в жизни человека добрые слова и в чем их цель).

Оборудование урока:



Содержание урока:

І. Организация учебного процесса:

-приветствие;

-дежурство.

ІІ. Актуализация знаний учащихся:

  1. Проверка дом. задания;

  2. Словарная работа: обращаемся к таблице «Правописание приставок пре- и при-»

  • Превознести (очень вознести);

  • Пригнать (приближение);

  • Преградить (перегородить);

  • Приглушить (неполное действие);

  • Пресмешной (очень смешной)

  • Прибить (присоединение);

  • Пришкольный (близость).

ІІІ. Работа с новыми словами: запись на доску, в словари; перевод слов на каз. яз.; значение, употребление.

ІҮ. Проверка домашнего задания

Чтение текста «Как будили солнышко».(читают по очереди)

Вопросы: Все ли понятныслова? Что непонятного? Какая это сказка?

Литературная или народная? Докажите свое мнение.

Ү. Анализ сказки:

Запись предложений на доску:

Закричали гуси.

Замычали коровы.

Закудахтали куры.

  • Давайте разберем по членам предложения.

Объяснение: по данному примеру введение понятия «нераспространенное предложение»

  • Почему мы называем эти предложения нераспространенными?

  • ДDrawObject1 авайте, ребята, распространим эти предложения.

Закричали важные гуси. Это распространенные предложения

Громко замычали коровы.

Закудахтали в курятнике куры.

Объяснение: по данному примеру введение понятия «распространенные предложения»

  • Как вы думаете зачем нужны второстепенные члены предложения?

  • Скажите, ребята, была бы интересная наша речь, если бы мы в своей речи употребляли только нераспространенные предложения?

  • А почему?

ҮІ. Чтение текста:

Текст «Доброе слово» :

А) первичное чтение ( читаю я);

Б) словарная работа;

В) вторичное чтение с переводом на каз. яз.;

С) ответить на вопросы по содержанию текста.

ҮІІ. Работа с текстом:

1. Докажите, что это текст.

(Это текст.Есть группа предложений.Единство темы – доброе слово.Тема – это то, о чем говорится в тексте.Присутствует основная мысль: надо чаще употреблять в нашей речи добрые слова, так как они приносят людям радость, спокойствие, мир.Употребляя добрые слова, люди становятся добрее, красивее и т.д.)

  1. Определите стиль и тип речи. (книжный, художественный; рассуждение)

  2. Докажите, что это рассуждение.Зачитаем отрывок.

  3. Мы видим, какую огромную роль играют добрые слова. Найдем их в тесте. Как по- другому можно назвать эти слова?

ҮІІІ. Сценка из жизни школьников: на плакате

  • Эй, вы!

  • Че, трещите?

  • Где наши?

  • Че, языки проглотили?



  • Ребята, давайте поможем нашему герою исправить положение.

- Привет, девчонки! (Привет – это разговорное или книжное слово?)

- Извините, что перебиваю вас.

- Скажите, пожалуйста, где наши ребята?

- Спасибо большое.

- Пока (До свидания).



Какие слова нам помогли исправить положение? (вежливые)

Давайте прочтем их хором. (на отдельном плакате написаны слова)

А теперь переведем их на казахский язык.

ІХ. Грамматический разбор:

Сделать синтаксический разбор предложения, расставить недостающие знаки препинания, составить схему предложения.

Употребление в речи добрых слов приносит людям радость, доброту, счастье и мир.

Х. Графический диктант:

Слова здравствуйте, добрый (день, утро,вечер), привет выступают как самостоятельные члены предложения, обычно после них ставится восклицательный знак. Вежливые слова в предложении не являются членами предложения. Наличие слов вежливости не делают предложения распространенными.

Запишите предложения, правильно расставьте знаки препинания при вежливых словах и обозначьте их графически.

Здравствуйте, мои родные!

Ребята, пожалуйста, закрывайте дверь!

Извините, кто последний?

ХІ. Подведение итогов.Рефлексия.

Так, зачем нам нужно употреблять в речи добрые и вежливые слова?

Домашнее задание.



































































Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!