КГУ
Специализированный комплекс «Жануя».
ДОКЛАД
«Развитие самостоятельности учащихся на
уроках
профессионально-трудового обучения в
Специализированном комплекс «Жануя».
Педагог-исследователь Высшего
уровня учитель-технологии:
Корниенко Т.В.
Алматы 2025г
Введение.
В обществе возрастает потребность в людях с
высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих
определенными трудовыми навыками и все более актуальным становится
подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к
самостоятельной жизни, адаптация их в обществе. Человек с
проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин
ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но
ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой
деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для
себя и окружающих.
У детей с ограниченными возможностями здоровья
познавательные интересы развиты в меньшей степени, чем в норме,
поэтому только применение специальных приемов и методов обучения и
воспитания позволяет в существенной мере преодолеть недостатки
психического развития. Большую роль в коррекции познавательных
интересов играет труд, он побуждает инициативу, заставляет работать
мозг, побуждает внимание и желание, и регулирует проявление воли.
Таким образом, он является важным орудием для развития интеллекта и
для прочного усвоения различных знаний.
Перед современным специализированным комплексом
«Жануя» стоит задача максимально подготовить и адаптировать
учащихся к условиям социума, к трудовой и производственной
деятельности. Поэтому современный выпускник специальной
(коррекционной) школы должен быть способным:
-
работать самостоятельно без помощи
руководства,
-
брать на себя ответственность, участвовать в
совместном принятии решений,
-
проявлять инициативу, принимать
решения,
-
осуществлять самостоятельные социальные контакты
в социальной среде,
-
адекватно осознавать собственные возможности и
способности.
Для того чтобы сформировать у учащихся
необходимые компетенции я определила следующую цель своей работы
- формирование и повышение уровня
сформированности навыков самостоятельной работы на уроках швейного
дела, с последующим применением этих навыков в повседневной
жизни.
Для достижения поставленной цели на уроках решаю
следующие задачи:
-
обучение учащихся навыкам планирования
работы,
-
обучение составлению отчета о выполненной
работе, анализ изделия.
-
работа над выполнением
проекта
-
работа по инструкционным и технологическим
картам
-
работа по образцу
изделия
Для того, чтобы сформировать у учащихся
необходимые компетенции большое значение уделяется развитию
самостоятельности у учащихся на уроках профессионально-трудового
обучения.
Самостоятельное выполнение практических заданий
на уроках швейного дела представляет большую трудность для
учащихся. Это выражается в неумении пользоваться инструкциями
(устными и письменными), чертежами, образцами и моделями, в
неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной
последовательности и описании процесса выполнения
изделия.
Важным фактором в воспитании у учащихся
самостоятельности в труде является привитие им навыков планирования
предстоящей работы, главным образом в отношении установления
последовательности выполнения отдельных операций по изготовлению
изделия.
Для самостоятельного выполнения трудового задания
по швейному делу выпускники специализированного комплекса, кроме
умения выполнять ручные и машинные швы должны:
-
разбираться в чертежах и рисунках программного
изделия;
-
знать контурные срезы изделий и их
названия;
-
выполнять задания по инструкции /письменной и
устной/ и по образцу.
Важным и необходимым условием является знание
учащимися технологических особенностей материалов, оборудования,
швейных машин. Несмотря на то, что учащиеся усваивают эти знания,
применение полученных знаний, умений, навыков для них представляет
значительные трудности.
Для решения этой проблемы необходимо построить
обучение таким образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные
условия для активной сознательной, а не механической работы детей
при выполнении ими практических заданий по труду, чтобы учащиеся
обдумывали и осмысливали процесс изготовления вещи или ее детали.
Сознательно выполняя практические задания по труду, дети приучаются
работать самостоятельно.
Работа, направленная на повышение активности и
самостоятельности учащихся на уроках профессионально- трудового
обучения состоит из нескольких этапов:
1. Вовлечение учащихся в практическую
деятельность.
2. Формирование мотивации к изучению данного
предмета.
3. Постепенное усложнение
заданий.
В процессе работы используются следующие
методы и приемы:
1. Метод словесного сообщения (рассказ,
объяснение, беседа, работа с учебником).
2. Наглядные методы (демонстрация приемов работы,
показ образцов и моделей, анализ условных
изображений).
3. Практические методы (упражнения, лабораторные
и практические работы).
4. Метод проектов (творческие проекты
учащихся).
В своей работе опираюсь на следующие
принципы:
-
Принцип специализированной направленности
обучения. Исправление и ослабление недостатков
психофизического развития детей, формирование обобщенных учебных и
трудовых умений и развития самостоятельности
учащихся.
-
Принцип воспитывающей и развивающей
направленности обучения. Формирование у школьников нравственных
представлений и понятий.
-
Принцип научности и
доступности. Знания, которые необходимо усвоить учащимся не
должны противоречить объективным научным знаниям, обучение должно
быть построено с учетом реальных возможностей
учащихся.
-
Принцип систематичности и последовательности в
обучении. Знания, которые учащиеся приобретают в школе,
должны быть приведены в определенную логическую систему для того,
чтобы можно было ими пользоваться, т. е. более успешно применять на
практике.
-
Принцип связи обучения с
жизнью. Предполагает опору в обучении на жизненный опыт
детей и подготовку их к самостоятельной жизни.
-
Принцип наглядности в
обучении. Привлечение различных наглядных средств в процесс
усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и
навыков. Обогащение учащихся чувственным познавательным опытом,
необходимым для полноценного овладения абстрактными
понятиями.
-
Принцип сознательности и
активности. Понимание учащимися изучаемого учебного
материала: сущности усваиваемых понятий, смысла трудовых действий,
приемов и операций. Сознательное усвоение знаний и навыков
обеспечивает успешное применение их в практической деятельности,
предотвращает формализм, способствует превращения знаний в
устойчивые убеждения.
-
Принцип индивидуального и дифференцированного
подхода. Учет индивидуальных особенностей учащихся в
учебном процессе с целью активного управления ходом развития их
умственных и физических возможностей.
-
Принцип прочности усвоения знаний, умений и
навыков. Предполагает углубление и закрепление осмысленных
знаний и превращение умений в навыки.
Грамотный коррекционно-педагогический подход
предполагает изучение сформированности навыков самостоятельной
деятельности умственно отсталых учащихся при специально
организованном исследовании.
По результатам диагностики были сформированы три
группы учащихся с разным уровнем сформированности навыков
самостоятельной деятельности и разработана система заданий,
упражнений для самостоятельного выполнения разных групп
детей.
Работа по развитию у учащихся самостоятельности и
активности на уроках швейного дела ведется по следующим
направлениям:
1.Формирование умения давать словесный отчет о
проделанной работе, после выполнения задания. Рассказать о способе
выполнения предстоящей работы.
2.Усвоение навыков составления плана
выполнения задания (устно и письменно).
3.Обучение умению выполнять задания по образцу
(готовому изделию и рисунку).
Приучаю учащихся сознательно подходить к
выполнению заданий. В начале каждой темы на первом уроке объясняю
способ выполнения задания, способы обработки, применение. Затем
предлагается проанализировать последовательность
выполнения, составляется коллективный план
работы.
После этого учащимся предлагается приступить к выполнению задания.
Следующий этап – составление отчета о проделанной
работе.
Формирование умения давать словесный отчет о проделанной работе
способствует запоминанию детьми программного материала, а значит,
способствует воспитанию у них умения быть самостоятельными при
выполнении трудовых операций.
Результатом своей работы считаю результаты
сравнительной педагогической диагностики учащихся, повышения уровня
сформированности навыков самостоятельности. Хорошую успеваемость по
швейному делу .
Заключение:
Исправление недостатков развития у детей с ООП
происходит медленно и неравномерно. Поэтому очень трудно заметить
изменения в развитии мыслительных процессов, в формировании волевых
и других качеств личности.
Моя цель – необходимость подготовки и адаптации
девочек к самостоятельной жизни в социуме, помочь им осознать свою
женскую роль в этой жизни, роль созидательницы своего дома,
хранительницы очага, красоты, традиций.
Литература
-
Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во
вспомогательной школе /Под ред. - М.: Школа-пресс,
1994.
-
Выгодский Л. С. Избранные психологические
исследования. Мышление и речь. - М.: Из-во АПН РСФСР,
1959.
-
Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников
вспомогательной школы к профессиональному труду. /'/ Дефектология.
1986. N6.
-
Крылов А. М. Учет индивидуальных особенностей
учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во
вспомогательной школе.// Дефектология. 1993. N5.
-
Мирский С. Л. Особенности профессионального
обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение,
1966.
-
Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового
обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение,
1988.
-
Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся
вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика,
1990.
-
Мирский С. Л. Коррекционная направленность
трудового обучения во вспомогательных школах. // Дефектология.
1986. N1.
-
Федосов С. Г. Трудовое обучение в 9 классе
вспомогательной школы с учетом технологии базового предприятия.
//Дефектология. 1987. N4.
-
Шинкоренко В. А. О развитии элементов
конструктивной деятельность учащихся вспомогательной школы на
уроках труда. // Дефектология. 1982. N2.