
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Развитие словарного запаса у учащихся в рамках обновленного содержания образования
Бейсекина Б.А.
Развитие словарного запаса у учащихся
в рамках обновленного
содержания образования
2020
УДК 699.587.478
Б 619
Рецензент: Директор Республиканского творческого
Объединения «Образование и Наука»
к.п.н., доктор Ахметова Т.Ш.
Б 619
Бейсекина Бакыт Аскаровна
«Развитие словарного запаса у учащихся в рамках обновленного содержания образования» учебно-методическое пособие
Семей 2020 г. 48 стр.
© Бейсекина Б.А.
Пояснительная записка
Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию - понятийную, эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах - предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения людей), во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.
3.Для успешного общения человека, попадающего в разные социальные группы (социальные сферы), он должен владеть необходимым набором лексики, обслуживающей каждую из сфер коммуникации. Для общения в бытовой сфере человек вооружен лексикой с детства; для общения в производственной сфере он получает ее вместе с профессиональными знаниями в специальных учебных заведениях. К общению в широких сферах человек лишь частично вооружен необходимой лексикой в детстве, общаясь в семье. Основной источник обогащения его - это школа, а в ней в первую очередь данную задачу выполняет русский язык как учебный предмет.
Развитие словарного запаса у учащихся обучением через диалог – это единственная среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для развития каждого ученика проявить инициативу, самостоятельность, свободно реализовывать свои способности и потребности.
В современных условиях, когда школа решает задачу приближения преподавания к требованиям жизни, важное значение имеет работа по обогащению словарного запаса детей с интеллектуальной недостаточностью.
Важность этой проблемы объясняется крайне бедным словарным запасом и незнанием значения многих слов.
Лексическая бедность, однообразие в построении фраз не позволяют умственно отсталым детям выразительно описывать явления, предметы, ограничивают возможность логически связно и последовательно излагать свои мысли.
Обогащение словарного запаса способствует развитию операций мышления, аналитико-синтетической деятельности и значительно облегчает усвоение грамматики.
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен уметь «объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой». А также использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, для сохранения чистоты русского языка как явления культуры, для удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения, а также для увеличения словарного запаса, для расширения круга используемых грамматических средств, для развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. И с этой точки зрения словарная работа с учащимися является оптимальным средством овладения грамотной речью, так как решает одновременно несколько задач:
1.Расширение словарного запаса ученика;
2.Перевод слов из пассивного запаса в активный;
3. Правильное и грамотное умение излагать свои мысли на письме и устно.
Цель предлагаемого методического пособия состоит в том, чтобы подобрать наиболее подходящие методы и приёмы, способствующие развитию лексической стороны речи, при этом основываясь на особенности мышления и восприятия учащихся.
Развитие словарного запаса у учащихся
в рамках обновленного
содержания образования
Для успешного общения человека, попадающего в разные социальные группы (социальные сферы), он должен владеть необходимым набором лексики, обслуживающей каждую из сфер коммуникации. Для общения в бытовой сфере человек вооружен лексикой с детства; для общения в производственной сфере он получает ее вместе с профессиональными знаниями в специальных учебных заведениях. К общению в широких сферах человек лишь частично вооружен необходимой лексикой в детстве, общаясь в семье. Основной источник обогащения его - это школа, а в ней в первую очередь данную задачу выполняет русский язык как учебный предмет. Следовательно, при определении тематических групп (идеографических тем) для организации работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в V-IX классах необходимо исходить из социального заказа общества о воспитании подрастающего поколения.
Огромную роль в работе по обогащению словарного запаса учащихся играет развитие у них интереса к овладению словом, к пополнению своего личного запаса слов. Опираясь на сформированный у школьников интерес к урокам русского языка, можно успешнее решать задачи расширения их словарного запаса, в том числе формирования у них внимания к незнакомым словам в тексте - слышимом или читаемом. Отсутствие у детей интереса к незнакомым словам, невнимание к ним является одной из причин, препятствующей обогащению их словарного запаса. Нередки случаи неправильного понимания смысла текста, так как дети при его пересказе игнорируют непонятные слова или неправильно их понимают.
Цели и источники обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка.
а. Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов. Владение большим запасом слов обеспечивает учащемуся лучшее понимание читаемого, свободное, без затруднений общение в разных коллективах людей. Стремление детей пополнять свой словарный запас должно поддерживаться школой.
б. Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся должен составлять словарь-минимум. Чтобы отобрать этот словарь, необходимо, во-первых, получить достоверные данные о словарном запасе учащихся каждого школьного возраста; во-вторых, определить единицу содержания работы по обогащению словаря детей; в-третьих, выявить принципы отбора слов для словаря-минимума.
в. Важное практическое значение имеют и базовые лексикографические понятия (они введены в действующие учебники русского языка): толковый словарь, словарная статья, стилистическая помета. Знакомство с ними дает возможность ученику самостоятельно выяснять значение и сферы употребления слов.
г. Базовыми учебно-языковыми лексикологическими умениями являются:
а) толкование лексического значения известных учащимся слов;
б) определение лексического значения, в котором оно употреблено в контексте;
в) нахождение в контексте изученных лексических явлений;
г) подбор и группировка изученных лексических явлений;
д) пользование толковым словарем.
Владение этими умениями существенно способствует расширению словарного запаса слов у учащихся.
Важный источник расширения словарного запаса на уроках русского языка - межпредметный учебно-дидактический материал, который бывает неконтекстным и контекстным. В первом случае используются отдельные слова или тематические группы слов, словосочетания, предложения, отражающие содержание того или иного школьного предмета, во втором - тексты, содержащие отдельные сведения из других школьных предметов.
Учебно-дидактический межпредметный материал привлекается на уроках русского языка в качестве текстов упражнений, закрепляющих те или иные изучаемые языковые или речевые явления. Вместе с тем он позволяет учителю показать, что язык выражает все из окружающей жизни, служит самым эффективным средством общения, хранения, передачи информации, средством выражения чувств, переживаний. В начале учебного года учитель рекомендует школьникам записывать на листах непонятные слова из прочитанных книг, газет, журналов, из прослушанных радио- и телепередач. Листочки эти через какой-то промежуток времени педагог собирает, составляет небольшие тематические словники, которые можно использовать на уроках, на внеклассных занятиях, для уголка русского языка "Знаешь ли ты?", "История слов" и т.п.
Обогащение словарного запаса учащихся происходит за счет изучения однозначных и многозначных слов, синонимов, антонимов, а также омонимов и фразеологизмов.
Чтобы избежать разнообразных речевых ошибок необходимо уметь пользоваться не только толковыми словарями, но и этимологическими, топонимическими, фразеологическими, иностранных слов.
Слово – строительный материал для предложений, для связанных высказываний. От четкого, ясного понимания значения слова зависит успех обучения русскому языку и поэтому можно утверждать, что ни один урок не должен проходить без введения нового слова, без работы над значением слова и сферой его употребления.
Схема работы с учащимися на уроке по заданной теме:
первичное толкование слова (разъяснение, поиск значения в словаре, подбор синонима и т.п.) и повтор данного толкования учащимися; после данного образца толкования слова учащиеся должны повторить только что сказанное объяснение.
Смысл работы заключается в том, чтобы ученики смогли самостоятельно давать толкование известных всем слов, чтобы слушающие их могли точно определить, какое слово имел в виду тот, который загадал это слово.
Начиная с 5 класса применяю следующие виды работы со словом:
-
работа с разными видами словарей;
-
устное сообщение (презентация) учителя и учащегося;
-
лингвистический анализ отрывка из произведений (работа в парах, группах - по плану);
-
инсценировка текстов;
-
создание ассоциативного ряда (метопредметные связи);
-
создание рисунков, мини-сочинение, этимологическая и лексическая разминка;
-
распределительный диктант;
-
создание текста по данному рисунку;
-
редактирование текста;
-
объяснительный и графический диктант;
-
орфоэпическая разминка;
-
игра «Узнай родственника», «Убери лишнее слово»;
-
коммуникативная игра;
-
составление мини-проекта;
-
игра «Аукцион знаний», «Закончи предложение»;
-
комплексный анализ текста;
-
ответы на вопросы кроссворда и самостоятельное составление кроссворда по определённой теме;
-
тестовые задания;
-
лингвистический практикум с использованием словарей разных видов;
-
творческая работа «Практикум начинающего оратора» (работа в парах) и другие виды работы со словом.
Предложенная работа по обогащению словарного запаса учащихся дает хорошие результаты и помогает развивать их в последующих классах (с переходом в старшие классы меняется лишь список самих слов, их количество, характер трудностей).
а. Например, при изучении паронимов полезны упражнения на соотнесение слова и его значения с последующим составлением словосочетаний и предложений:
б. При подготовке к ЕГЭ использую задания из теста:
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Затопления от наводнений заторного типа, которые мало зависят от уровня водности года, следует ОЖИДАТЬ в апреле и в мае.
2. Есть проверенный метод чистки меха с коротким ворсом: загрязнённый мех нужно протереть горячим картофельным пюре, а затем тщательно ОТРЯХНУТЬ.
3. Наибольшее непонимание московских АБОНЕМЕНТОВ вызывает необходимость вносить абонентскую плату за пользование линией.
4. Новая фирма была зарегистрирована под красивым, ЗВУЧНЫМ именем.
5. РЫБОЛОВЕЦКОЕ судно вышло в открытое море.
8. Работа по обогащению словарного запаса должна продолжаться и при изучении фонетики, морфологии, орфографии, синтаксиса, стилистики. Огромную помощь в этом оказывают упражнения, которые можно разделить на два типа:
а. лексические упражнения (направлены на осознание значения слова, что очень важно для обогащения словарного запаса);
б. синтетические упражнения, с помощью которых одновременно решается несколько задач (основаны на принципе взаимосвязи различных разделов курса русского языка).
Упражнения первого типа можно применять на любом уроке в качестве «лексической пятиминутки», а упражнения второго типа привязаны к изучению той или иной темы.
Прочитайте в толковом словаре словарные статьи к следующим словам: хоккей, фигурист, стадион, олимпиада, рефери, раунд. Составьте предложения с этими словами.
Игра «Эрудит». Раскройте значение слов в следующем предложении: «Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть». (В. Г. Костомаров).
Игра «Переводчик». Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими? (Ваши аргументы убедительны. Все работали с энтузиазмом. При проверке было выявлено немало дефектов.)
Аукцион «трудных слов» (проводится устно). Побеждает тот, кто последним назовет слово с указанным в задании признаком. (Назовите слова, имеющие в своем составе исторический корень ЧАР- в значении «волшебство, колдовство». Очаровать, очарование, очаровательный, чародей, разочаровать, разочарование).
«Третий (четвертый) лишний», когда из группы слов необходимо исключить лишнее:
-
огонь, дым, пламя;
-
алфавит, азбука, чистописание;
-
бросать, кидать, ловить;
-
шалун, тихоня, озорник.
«Найди соответствие», когда нужно из трех слов исключить одно, найдя основание для объединения остальных (чем больше оснований для классификации найдено, тем лучше, тем лучше). Например, в группе слов винегрет, велосипед, гастроном лишним может быть как слово велосипед (не связано с едой), так и слово гастроном (не на букву «В»).
«Толковый» словарь». Не называя словарного слова, объясняю обучающимся лексическое значение этого слова, дети угадывают и записывают словарное слово с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас. Например,
1. Топкое место со стоячей водой (болото).
2. Собрание однородных предметов (коллекция).
3. Несколько предметов или людей, животных, расположенных близко друг от друга (группа).
4. Самое любимое время для школьников (каникулы).
5. Первый день недели (понедельник).
«Добавь гласные». Даны наборы согласных букв. Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.
вы видите группу слов объединенных одним признаком: живое – неживое.
Живые существа: КРВ (КОРОВА)
ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК)
СБК (СОБАКА)
ВРН (ВОРОНА)
Это растёт: ЧРМХ (ЧЕРЁМУХА)
РХ (ОРЕХ)
ЗМЛНК (ЗЕМЛЯНИКА)
Эти занимательные шифровки делают интересным самый скучный, на взгляд детей, материал и тем самым облегчают его запоминание и усвоение.
«Мудрый словарик»
Дописывая словарные слова, дети восстанавливают фразеологизмы, пословицы и поговорки. Посредством данного вида работы обогащается активно словарный запас обучающихся, развивается образная речь.
Как об стенку _____________(ГОРОХ).
Береги нос в большой ______________(МОРОЗ).
Корми______________(КОРОВУ) сытнее,_____________(МОЛОКО) будет вкуснее.
«Найди пару». Детям раздаются части пословиц, необходимо найти продолжение, объяснить значение и орфограммы.
-
Не спеши языком –
-
Сам пропадай,
-
Труд человека кормит,
-
Хочешь много знать –
-
По одежке встречают,
-
Грамоте учиться –
-
Не сиди сложа руки –
-
Птица красна пением,
Вторая часть пословиц:
-
торопись делом.
-
а товарища выручай.
-
а лень портит.
-
надо мало спать.
-
а по уму провожают.
-
всегда пригодится.
-
так и не будет скуки.
-
а человек умением.
Шифровка «Части слова».
Данный вид работы использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему (заморозки).
Берем приставку, как в слове ЗАБОЛЕЛ.
Корень – как в слове МОРОЗИЛКА.
Суффикс – такой же, как в слове БЕРЁЗКА.
Окончание – как в слове КОНЬКИ.
«Картинный словарь»
На сюжетных картинках за определенное время необходимо найти словарные слова и записать их, поставив ударение и подчеркнув орфограммы. Данный вид работы способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. Посмотрите на последнюю сюжетную картинку и составьте рассказ о правилах дорожного движения.
Можно предложить учащимся выбрать и употребить в тексте наиболее уместные, на их взгляд, сравнения, попутно подчеркивая обстоятельства и расставляя знаки препинания.
Впереди грозовой тучи бежали на нас рваные облака, похожие на (огромных бульдогов, на каких-то сказочных птиц, на динозавров). Изредка солнечный луч, прорвавшись сквозь тучи, падал на отдаленные березы, и они вспыхивали одна за другой, как (золотые факелы, электрические лампочки, яркие свечки). Предгрозовой ветер налетал порывами, и могучие сосны гудели, как (пчелиный улей, штормовой океан, паровоз).
Необходимо формировать представление о синтаксической синонимии, которая помогает избежать однообразия синтаксических конструкций в объемных работах обучающихся. Здесь помогут упражнения на составление предложений разных типов, на замену придаточной части СПП обособленным определением, выраженным причастным оборотом или на завершение предложения обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Для учеников 5-8 классов можно предложить подобное задание в игровой форме. Уже высказывались мысли о необходимости «избавить» русский язык от заимствований и дать новым предметам и явлениям русские названия вместо иностранных. Попробуй заменить заимствованные слова русскими или образуй соответствующее русское слово (словосочетание), опираясь на значение заимствования:
бейсболка ________________________________________________
галоши __________________________________________________
айфон ___________________________________________________
степлер ________________________________________________________,
что-то еще на выбор учителя или учеников ___________________
Если ты затрудняешься в определении значения слова, обратись к словарю иностранных слов.
Еще один тип нестандартных заданий исследовательского характера – лингвистические «угадайки».
Работа над заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от «перевода с русского на русский», они должны либо восстановить «первоисточник» (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру-задачу под названием «кроссворд» (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание).
Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся – за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов – и грамматический строй речи – при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).
Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:
– угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
–расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
– разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);
– игры-задачи «Я задумал слово», «Вопрос – ответ» и др.
Формирование навыков слушания и говорения на уроках русского языка в рамках обновления
содержания образования
Умение слушать - одно из самых социально значимых и одновременно наиболее сложных коммуникативных умений. Как было уже отмечено, слушание – смысловое восприятие устного высказывания, направленное на его понимание и переработку. Стоит обратить внимание на разницу в значении слов «слушать» и «слышать». Слышать – физически воспринимать речь на слух, слушать – понимать воспринимаемую речь в результате волевого акта, включающего мыслительную деятельность. Главный критерий полноценного слушания – степень адекватности понимания услышанного.
Выделяются следующие уровни понимания текста:
Уровень фрагментарного понимания свидетельствует о несформированности умения слушать. Для уровня общего понимания характерно прежде всего понимание темы как смыслового ядра текста, которое базируется на уяснении ключевых слов-смысловых опор текста. Уровень полного понимания предполагает наличи умений совмещать слушание с несложной мнемической и логико-смысловой деятельностью.
Задания необходимо составлять с учетом
дифференциации в зависимости от уровня подготовленности детей, например, способные учащиеся смогут самостоятельно привести убедительные аргументы. При составлении заданий очень важно использовать различные формы деятельности. Умелое сочетание индивидуальной, фронтальной и групповой работы, объединение в парной работе разных по уровню подготовки учащихся, разнообразные и интересные формы контроля, комментирование оценок с указанием заметного улучшения результатов/деятельности привосприятии текста/материала на слух отдельными учащимися и т. д, будет способствовать активизации их умственной деятельности, повышению интереса к работе, личной и коллективной ответственности. Кроме того, виды и формы деятельности учащихся подробно описаны в учебных планах по каждому классу.
Например: ответить на вопрос, подготовить монологическое высказывание в жанре рассуждения (индивидуально), создать постер на основе прослушанного материала (в парах, группах) и др.
На материале одного аудио/видеоролика учащимся можно выполнить несколько заданий, поочередно после каждого прослушивания. Например, в парах пересказать содержание текста после первого прослушивания. Можно рекомендовать учащимся делать краткие записи, пометы во время слушания. Особенно это касается имён, цифр, дат, фактов. После второго прослушивания предложить учащимся составить «тонкие» и «толстые» вопросы. И третье задание: записать важную информацию, которую они в дальнейшем смогут использовать при говорении или в письменной работе. Например, в 11 классе при изучении темы «Миграция» можно дать задание в группах - обсудить и записать 3 причины миграции, опираясь на содержание прослушанного материала.
Виды заданий и формы деятельности учащихся зависят от содержания цели обучения. ИОП даёт возможность развивать следующие навыки слушания:
-понимать общее содержание текста (основную информацию, второстепенную).
Лексическую работу можно проводить до и/или после прослушивания текста. Конечно, нет смысла без предварительно лексической работы слушать текст, в котором много незнакомых слов, поэтому определить их значение необходимо заранее. Также можно предложить учащимся во время слушания записывать (в черновиках или на специальных карточках) слова, которые показались им трудными, непонятными. Дальнейшую работу с этими словами можно строить по-разному, здесь необходим дифференцированный подход – некоторые ученики смогут самостоятельно объяснить значение трудных слов или терминов, и им обязательно нужно предоставить такую возможность. Ниже учащимся предлагаются некоторые приёмы работы со словами:
самостоятельно справиться о значении слова в «Толковом словаре» или онлайн-словаре;
-прогнозировать значение слова;
-установить значение слова из контекста;
-составить предложение с этим словом (для закрепления);
-соотнести слово с его толкованием;
-привести синонимы, антонимы к слову;
-повторить и объяснить правописание слова, термина.
Подробнее остановимся на игре-стратегии «Словарь»
Проводится она следующим образом: учитель объединяет учеников класса в 3-4 группы и для всех групп быстро читает слова или выражения по теме. Их может быть не больше пяти. Учащиеся в группах работают в следующем порядке: один ученик быстро записывает слова, второй ученик дает своё понимание слова (как он предполагает), третий ищет значение слова в «Толковом словаре», четвёртый составляет предложение. Учитель должен проследить за тем, чтобы каждый ученик выполнял задание самостоятельно, не советуясь с другими. Группа представляет свою работу. Учитель подводит итоги проделанной работы и выявляет самую эрудированную группу. Игра должна проводиться быстро, учитель должен заранее объяснить условия игры и распределить задания.
Обратимся к некоторым приёмам работы, которые помогают формировать у учащихся культуру осознанного слушания.
«Только минута». Учащиеся в парах в течение минуты (в старших классах время можно увеличить до 2 минут) рассказывают друг другу о своём любимом фильме, о хобби, о путешествии и т.п. (в зависимости от изучаемой темы). Это упражнение развивает умение слушать внимательно, так как затем нужно будет рассказать друг о друге всему классу. Одно из главных условий
– постараться как можно точнее передать услышанное, используя лексику и синтаксические конструкции собеседника.
«Взять на карандаш». Предложить учащимся во время слушания аудио- или видеоматериала фиксировать отдельные слова, выражения, обороты речи, интересные факты. С этой целью также можно предложить учащимся использовать определенные символы, условные обозначения. Это приучит учащихся внимательно слушать материал, извлекать информацию, которую они затем смогут использовать при говорении и письме, сохраняя лексические, синтаксические особенности текста. Таким образом учащиеся расширяют активную лексику и обогащают свою речь.
Взаимооценивание. Взаимооценивание помогает вовлечь учеников в процесс активного слушания. Чтобы оценить звучащую речь, её необходимо очень внимательно прослушать. Развитию данного навыка способствует и работа с текстами, в которых нарушены грамматические и орфоэпические нормы. Учащиеся получают опыт оценивания устной речи.
Рефлексия после слушания. Очень важно после выполнения задания дать возможность учащимся написать о своих ощущениях, о трудностях, возникших в процессе работы. Замечено, что некоторым ученикам, особенно в первое время, слушание даётся труднее других навыков. Приведём несколько примеров рефлексии учащихся 7 класса (второй язык):
«Было немного трудно слушать, трудно запомнить и к тому же некоторые слова еле уловила».
«Навык слушания мне показался очень трудным. Я боялась не запомнить длинные и сложные слова. С первого раза я ничего не запомнила».
«Я допустил ошибки, потому что не понял и плохо слышал слова».
«Выполняя задания по слушанию, я поняла, что мне нужно развивать память».
«Я с трудом выполнил задание по слушанию. Похоже, что мне нужно тренироваться».
«Мне было трудно запоминать слова».
«Мне было трудно сосредоточиться. Переживала, что не справлюсь с заданием».
О чём говорят эти записи? О том, что не всегда учитываются интеллектуальные возможности учащихся: учитель предлагает задания с позиции своего уровня понимания - тексты кажутся вполне доступными, слова простыми и знакомыми.
Развивать речь детей – значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Этапы словарной работы можно представить так:
-
семантизация слова
-
актуализация слова
-
использование слова в речи.
Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Поэтому задача учителя - помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащихся. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления.
В.А. Добромыслов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрывать «смысл слова»; правильно понимать его значение, а для этого нужны знания приемов толкования. М.Р. Львов выделил следующие способы толкования слова: наглядный, контекстуальный, способ перестановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразования.
Объяснение слова – это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того чтобы слово стало для ученика своим; то есть вошло в активный словарь, нужна большая работа. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая работа над словами, которая планируется на каждый урок.
Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.
Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Эта тема не случайно выбрана мной как образец работы по обогащению речи младших школьников.
С целью активизации словаря работу можно представить в виде следующих основных этапов.
-
Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:
а) контекста;
б) подбора синонима или антонима;
в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;
г) описательного оборота.
2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией)
3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями) Учитель знакомит детей с готовыми словосочетаниями и предложениями, включающими в себя изучаемые слова. Некоторые из них могут быть записаны под диктовку.
-
Работа над семантическими связями слова.
Упражнения, которые учат детей выделять и усваивать парадигматические связи слов, способствуют обогащению их словаря. Такие упражнения вырабатывают умения выбирать нужное слово, точно передавать смысл высказывания, понимать оттенки значения, а также развивают речь на основе объективно существующих в лексике связей между словами.
В работе над избранной тематической группой возможны два пути, ведущие к обогащению словаря младших школьников необходимой лексикой: во первых, введение слов указанной тематической группы в упражнения учебника, во-вторых, введение дополнительных заданий с отобранной лексикой в процессе урока.
Приведу примеру некоторых заданий.
-
В каждой строке найди однокоренные слова.
добрый, чуткий, доброта;
нежный, ласковый, нежность;
отзывчивый, душевный, сердечный;
равнодушие, равнодушный, безразличный
Выпиши однокоренные слова, выдели корень. С любым из этих слов устно составь предложение.
-
Подбери однокоренные слова к словам уважение, вера, отзывчивый.
В толковом словаре найди значения этих слов и запомни.
-
За что можно уважать человека?
-
Каждый ли человек достоин уважения?
-
Определи, какой частью речи является каждое слово.
Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушный, уважение, тревожиться, добрый, честный, правда, сердечный, жестокий, гуманный.
-
Напиши слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Назови положительные качества человека. Как понимать значение слов равнодушный и добродушный.
-
Подбери прилагательные, противоположные по смыслу. Напиши. Подчеркни орфограммы.
Добрый человек – злой; честный поступок…/гуманное отношение - …; тактичный ученик; свирепый взгляд - … Слова для справок: равнодушный, лживый, невежливый, добрый.
Что общего между данными прилагательными? Чем они различаются по смыслу?
Вежливый, благовоспитанный, деликатный, корректный, общительный, обязательный, тактичный.
-
Словарный диктант.
Запиши в первый столбик слова, указывающие на то, какими должны быть люди, во второй столбик слова – какими не должны быть люди.
Добрыми, злыми, лживыми, справедливыми, честными, прилежными, учтивыми, мстительными, терпеливыми, правдивыми, милосердными, гуманными, чуткими, равнодушными, жестокими. С любым словом составь предложение.
-
Сравни значения слова верный в предложениях.
Верный товарищ никогда не оставит в беде. У Маши верный ответ.
Какие слова подходят к первому предложению, какие ко второму: надежный, преданный, точный, правильный.
-
С какими из приведенных ниже существительных можно сочетать слова жестокий и жесткий.
Человек, слова, расправа, ветер, мороз, почва, матрац, волосы, рука, поступок, сроки.
-
Напиши слова с противоположным значением и объясни их.
Жестокий - ….
Ласковый - …
Равнодушный - ….
Внимательный - …
Вежливый - ….
Послушайте рассказ.
Милосердие.
Что не увидишь в школьных коридорах?
Вот спускается по лестнице девочка с больными ногами. Сзади идут еще две девочки и торопят ее: «Ну, коряга, иди скорее!»
Вот сжался в угол черноволосый первоклассник, глаза которого, сильно увеличенные очками, полны отчаяния. А трое его одноклассников показывают на него пальцами и орут: "Косой чучмек! Чурка! Косой!»
Что вы, ребята, подумали о девочках на лестнице? О трех первоклассниках? Какие они люди? А как бы вы поступили на их месте? Какое чувство вы испытываете по отношению к больной девочке? К печальному первокласснику? Какое желание по отношению к обиженным ребятам у вас возникло? Не появилось ли у вас желание помочь им, оградить их от беды?
Это значит, что вы способны проявить милосердие, качество человека, который, жалея обиженных судьбой людей, приходит к ним на помощь сочувствием или делом, не ожидая в ответ никакой благодарности.
Запиши в словарик.
Милосердный - проявляющий милосердие, готовность помочь, простить кому-нибудь из сострадания; человеколюбие.
-
Выпиши слова, которые характеризуют человеческие отношения. Как ты понимаешь их значение?
Понимание слова зависит от многих причин, и прежде всего – от степени «нужности» этого слова ребенку. У ребенка должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова: чтобы Когда у школьника есть соответствующая мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово, использовать его в своей речи. Этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме. Занимательный материал дает возможность ученику без особого напряжения усвоить новые для него факты языка. Игры могут служить и средством повторения изученного.
Игра «Кто больше напишет слов?»
Учитель называет слова, а дети записывают к ним синонимы. Кто больше подберет синонимов, тот и выиграл.
Например: Верный – преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный (в значении не подведет), испытанный;
Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность.
Игра «Наоборотки»
Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы. За каждое правильно подобранное слово дается жетон. У кого больше жетонов, тот и победитель.
Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь».
Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов, вырабатывает привычку к точному словоупотреблению.
-
С е можно делать с обувью, одеждой, а с и можно восстанавливать дружбу. (Примерять - примирять)
-
С о всегда будешь чистым и опрятным, а с а - нежным и добрым. (Полоскать – поласкать)
-
С е нужно старость уважать, а с и можно просто отдохнуть. (Поседел – посидел)
Игра «Магнит»
На магнитной доске помещен рисунок магнита, на красной половине которого нарисована лесная поляна, над цветами летают бабочки; на синей - небо с черными тучами, та же поляна, но идет дождь.
Левая часть магнита «притягивает» добрые слова, правая – слова с противоположным значением. Дети прикрепляют к магнитной доске карточки со словами.
Добрый – злой,
Деликатный – грубый
Дружба – вражда
Жестокий – добрый, гуманный
Отзывчивый – равнодушный
Таким образом, предлагаемая система работы создает возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, а следовательно, обусловливает усвоение понятий, активизирует словарь младших школьников.
Только развивая у учащихся умение наблюдать, подмечать существенное в жизни природы и общества, постоянно повышая уровень знания учащихся, можно добиться обогащение их речи. Речь учащихся развивается в единстве с развитием их мышления, расширением объема знаний. Вот почему необходимым условием успешного обучения русскому языку по обновленному содержанию является связь обучения с жизненным опытом учащихся, с тем, что они непосредственно видят вокруг себя, слышат из разговоров старших или по телевизору, узнают из книг.
Я считаю целесообразным предлагать учащимся задания, побуждающие их использовать фактические знания, полученные из разных источников (составление предложений на основе прочитанного текста на уроке, об интересном событии, которое происходит в стране, школе, об изменениях в природе и т.д.).
Развитие устной речи – задача, которая постоянно решается на уроках русского языка в 1 классе.
Для развития и воспитания этих качеств необходимо использовать различные приемы и методы преподавания и обучения, например:
1) выслушивание мнения каждого учащегося и признание важности использования для имеющихся знаний и пониманий с целью их развития (у первоклассников есть маленький, но жизненный опыт);
2) стимулирующее и развивающее обучение с помощью тщательно подобранных заданий и видов деятельности (подключить к урокам элементы игрового и занимательного характера);
3) игровая деятельность (современная методика располагает большим запасом разнообразных игровых и занимательных упражнений, заданий, материалов). Но педагогически прицельно это можно сделать, только сообразуясь с особенностями состава своего класса, своим стилем работы);
4) содание условий речевого общения на каждом уроке;
5) моделирование стратегий решения проблем на примерах, понятных учащимся (соблюдать на уроках принцип доступности):
6) поддержка обучения учащихся посредством «оценивания для обучения»;
7) поощрение исследовательской деятельности и активного обучения, основанного на исследовании;
8) осуществление дифференцированого подхода в обучении ;
9) организация индивидуальной, групповой деятельности учащихся и работы всего класса;
10) развитие у учащихся навыков критического мышления;
11) самостоятельный поиск путей решения поставленной перед учащимися проблемной ситуации;
12) самостоятельное изучение текстов, обсуждение в группе, представление классу;
13) взаимообучение учащихся;
14) практическая и творческая деятельность (создание различных видов творческих работ);
15) выполнение заданий, требующих поиска;
16) исследовательский подход (что я знаю, что хочу узнать, чему научился);
17) сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения;
18) создание условий, побуждающих учащихся к самооценке и саморазвитию, в соответствии с индивидуальными потребностями;
19) систематический мониторинг знаний учащихся.
Большое значение приобретает связь уроков русского языка с другими уроками, а также проведение экскурсий, на которых дети получают новые фактические знания и одновременно в их речь входят новые слова или уточняется смысл уже знакомых [1, с.56]
Грамматические задания, как известно, являются основой сознательного владения языком и формирования навыков грамотного письма. Важно построить урок так, чтобы изучение элементов теории способствовало осознанности практической деятельности учащихся, например, осознанному использованию предложений для выражения своих мыслей, осознанному письму слов.
Для этого необходима теснейшая связь между получением грамматических знаний, работой над развитием речи и формированием навыков письма. Как осуществить эту взаимосвязь в учебном процессе – вопрос довольно сложный. Я исхожу из того, что заучивание грамматических определений и воспроизведение их без должной опоры на речевую практику учащихся не принесет желаемых результатов.
Эффективным окажется такой путь обучения, который постоянно мотивирует и побуждает учащихся размышлять, рассуждать, применяя при этом теоретические знания, хотя и элементарные. Не выполнение по подражанию, по образцу, а поиск решения задачи, вначале в группах, позднее самостоятельно, способствует прочности и подвижности знаний, а также развитию мыслительных и коммуникативных навыков учащихся. Подготовка первоклассников к усвоению в дальнейшем грамматики русского языка состоит не только в том, чтобы усвоить элементы знаний, но и стимулировать процесс мышления (руководимое письмо и чтение), в частности умение анализировать языковой материал (слово, предложение, текст), умение синтезировать, умение сравнивать слова, предложения, учитывая их сходства и различие, умение обобщать.
Основная цель преподавания второго языка в школе – помочь учащимся улучшить языковую компетенцию. Однако существуют и другие важные цели (например, донести до учащихся тот факт. Что язык имеет духовную ценность, дает возможность проявить большую сознательность и ответственность), которые достигаются благодаря изучению второго языка. Процесс преподавания должен соответствовать изучению языка, как второго.
Использование инновационных технологий в учебном процессе позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию речевых навыков, формируются аналитические способности учащихся, повышается качество и прочность полученных знаний.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
проблемное обучение;
проектное обучение;
развитие критического мышления через чтение и письмо;
технология модульного обучения;
дифференцированный подход к обучению;
информационные технологии;
игровые технологии и др.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
1 ассоциативный ряд;
2 опорный конспект;
3 ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);
4 мозговая атака;
5 групповая дискуссия;
6 чтение с остановками и Вопросы Блума;
7 кластеры;
8 синквейн;
9 «Продвинутая лекция»;
10 эссе;
11 ключевые термины;
12 перепутанные логические цепочки;
13 медиапроектроекты;
14 дидактическая игра;
15 лингвистические карты;
16 лингвистическая аллюзия (намек);
17 исследование текста;
18 работа с тестами;
19 нетрадиционные формы домашнего задания.
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.
Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями;
- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Эссе- жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике.
Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Если ребята обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор.
Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше.
5-минутное эссе обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся.
Для учебных проектов важно:
1 определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности;
2 обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;
3 выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;
4 сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;
5 опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста);
6 осуществить практическое выполнение плана проекта;
7 подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания:
- творческая работа;
- лингвистическое исследование текста;
- подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по литературным произведениям;
- рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;
- художественное чтение;
- инсценировка художественного произведения;
- исторический комментарий к произведениям (слайд – шоу);
- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
- продолжение неоконченных произведений;
- наблюдение за природой (фото и видеосъемка);
- подготовка словарных диктантов;
- составление вопросника к зачету по теме;
- составление конспекта, опорных таблиц;
- презентации (обзор героев произведения, биография писателя);
- письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
На уроках русского языка и литературного чтения слово является не столько единицей обсуждения ученика и учителя, сколько предметом пристального внимания и изучения с точки зрения художественной ценности и грамматико-морфологической принадлежности.
Сегодня чрезвычайно велико значение развития творческих способностей личности. Важно развитие чувственного восприятия и фантазии, без чего невозможно развитие творческого потенциала ребенка.
Однако для учителя-словесника пробудить внимание учащихся к слову – значит сделать первый шаг на пути раскрытия и развития творческих способностей, задатков детей.
Творчество затрагивает самые глубинные, самые сокровенные стороны человеческой личности. Детское литературное творчество, хотя и носит ученический характер, не является исключением. Если в работах логического типа ребенок учится понимать и словесно выражать заключенные в произведении мысли и чувства, то задания творческого характера призваны прежде всего способствовать тому, чтобы эти мысли и чувства были поняты ребенком и как бы «заново пережиты». В каждом ребенке есть стремление проявить свое индивидуальное, творческое начало. Но чтобы тяга к литературному творчеству не пропала, необходимо педагогическое воздействие на ребенка, работа по выявлению и улучшению его творческого потенциала.
В попытках создать художественные произведения ребенок на практике овладевает выразительными средствами языка, приобретает индивидуальный опыт творческой деятельности. И самое главное – в творческом опыте школьника формируются эстетические ценностные ориентации, и реализуется одна из задач современного воспитания – воспитание творческой личности.
Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа – одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.
Методы и приемы творческой работы:
1.Сочинение сказок, былин, песен, стихотворений (на заданные рифмы и на свободные темы).
2. Сочинение рассказов и сценок.
3. Инсценирование текста.
4. Составление киносценария.
5. Устное словесное рисование.
6. Иллюстрирование произведения.
7. Пересказы с творческими дополнениями:
- продолжить сюжет;
- рассказать, что случилось с героями дальше;
- пересказать произведение от лица одного из персонажей.
8. Лингвистический эксперимент.
9. Изложение с творческими заданиями.
10. Игры и викторины: “Кто это?” (угадай героя, автора, название произведения и т.п.).
11. Лабораторная работа с текстом художественного произведения (на уроках русского языка).
12. Работа с черновыми рукописями произведения.
13. Творческие диктанты.
14. Художественное рассказывание.
Все эти методы и приемы позволяют решать следующие задачи: во-первых, выявить учащихся, чей творческий потенциал высок, и строить с ними работу по-особому; во-вторых, создавать ситуации успеха для слабоуспевающих учащихся, творческие работы которых помогают им раскрепоститься, почувствовать себя уверенно; в-третьих, подвести учащихся к мысли о том, что творчество – это удивительная вещь, ведь если человек научится ему в одной области, то сможет творчески относиться ко всему на свете.
Дидактические материалы
Упражнения на обогащение словарного запаса
-
Упражнение 1. Замените одним словом из четырёх букв:
-
Приятель - …(друг),
-
Солдат - …(боец),
-
Противник - …(враг),
-
Работа - …(труд),
-
Шагать - …(идти).
-
Упражнение 2. Замените словосочетание одним словом:
-
Храбрый человек - …(храбрец),
-
Богатый человек - …(богач),
-
Сильный человек - …(силач),
-
Весёлый человек - …(весельчак).
-
Упражнение 3. Найдите спрятавшееся слово.
-
Хлев (лев), столб (стол), удочка (дочка), цель (ель), коса (оса).
-
Упражнение 4.
Назови одним словом.
-
Как называется крупный населённый пункт? (Город).
-
Как одним словом можно назвать жителей одной страны? (Народ).
-
Как называется главный город в стране? (Столица).
-
Упражнение 4.
Замените одним словом:
-
Промежуток времени в 60 минут. (Час).
-
Военнослужащий, стоящий на посту. (Часовой).
-
Аппарат для полёта в космос. (Ракета).
-
Человек, который летал в космос. (Космонавт).
-
Предприятие, где делают машины.(Завод).
-
Небесное светило. (Солнце).
-
Ступеньки, ведущие вверх. (Лестница).
-
Растение, растущее на болоте. (Тростник).
Упражнения со словарными словами.
-
Выписать 3-5 слов с безударной гласной о или а (город, лопата, молоко; платок, работа, сахар, стакан);
-
Выписать слова с ь в середине слова (пальто, коньки).
-
Упражнение 1.
Задания для работы со словарём.
-
Выписать слова на тему «Школа» (учитель, ученик, тетрадь, пенал, карандаш); названия птиц или животных (сорока, ворона, воробей, собака, заяц, медведь);
-
Выписать 4-5 слов, начинающихся с буквы п, например: пенал, петух, пальто или с буквы в: воробей, валенки.
-
Упражнение 2.
Ответы на вопросы (вопросы пишутся на доске).
-
Кто учит детей? (Учитель) Кто готовит уроки? (Ученик) Кто живёт в лесу? (Медведь) Кто верный друг человека? (Собака)
-
Учащиеся записывают ответы одним словом или развёрнутыми предложениями.
-
Прилетела ворона. Ребята помогают птицам пережить зиму.)
-
Упражнение 3.
Составление маленьких рассказов на темы:
-
«Учебные вещи». (Я беру свои учебные вещи. Карандаш и ручку кладу в пенал. Тетради лежат в папке.)
-
«Наш класс». (Наш класс просторный и светлый. В классе всегда чисто. Дежурный следит за порядком. Мы любим свой класс.)
-
«Наши друзья». (Мы любим птиц. Делаем для них кормушки. Витя посыпал зерна. Вот сел воробей
-
Упражнение 4.
Загадки на темы: «Учебные вещи», «Одежда», «Растения», «Посуда», «Животные» и др.
-
Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш)
-
птица эта – одного с берёзой цвета. (Сорока)
-
Где живёт он? – В самой чаще, самой-самой настоящей. Там гуляет, там и спит, там детей своих растит. (Медведь)
-
Это что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы – уши больше головы? (Заяц)
-
Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, ночью к порогу. (Сапоги).
-
Упражнение 5.
Выборочный диктант. Дети записывают только словарные слова.
-
( Мальчик чистит пальто. Москва – всем городам мать.)
-
Упражнение 6 .
Ответы на вопросы:
-
Чем рубят дрова? (Топором) Что растёт на грядке? (Морковь, огурец) Чем копают грядки? (Лопатой) Куда едут ребята летом? (В лагерь) Какой день недели первый? (Понедельник) Какой день недели последний? (Воскресенье) Что ученик кладёт в портфель? (Пенал, тетрадь) Кто живёт в лесу? (Заяц, лисица) Каких домашних животных вы знаете? (Корова, собака).
-
Упражнение 7. Комментированное письмо (или выборочный диктант).
-
Нет в мире краше Родины нашей. Человек без родины, что соловей без песни. Москва – всем городам мать. Два медведя в одной берлоге не уживутся. Корми корову сытнее, молоко будет жирнее.
-
Упражнение 8. Задание на классификацию предметов:
-
Записать слова, обозначающие названия деревьев, названия птиц, овощей, машин, посуды, одежды и т. др.;
-
Записать дни недели в нужном порядке;
-
Записать названия зимних, весенних, летних, осенних месяцев (или всех месяцев года).
-
Упражнение 9.
Задание для работы со словарём.
-
Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? Или что?
-
Выписать 5-6 слов, обозначающих предметы;
-
Выписать слова, обозначающих признаки предметов;
-
Выписать слова, обозначающие орудия труда (топор, молоток), названия овощей (морковь, помидор, картофель), названия ягод (земляника, малина).
-
Упражнение 10.
Игры из занимательной грамматики:
«Первый слог потерялся»:
-
… радь (тетрадь)
-
… нал (пенал)
-
… бака (собака)
-
… хар (сахар)
«Собери слоги»:
-
бе, за, рё (берёза)
-
де, ный, жур (дежурный)
-
воч, ка, де (девочка)
-
ки, ва, лен (валенки)
«Угадай слово» (для этой игры используют слоговые карточки). Игра проводится так: показываю карточку с первым слогом нужного для усвоения слова: мо…(учащиеся пишут слово мороз или молоко), пе… (пенал или петух), са… (сапоги или сахар) и т. д.
«Из каких слов выпали гласные?»:
-
м…ш…н… (машина)
-
з…в…д (завод)
-
л…с…ц… (лисица)
-
м…л…к… (молоко)
-
с…б…к… (собака)
-
г…р…д (город)
-
д…р…г… (дорога)
-
Упражнение 12.
-
Написать 5-6 слов, начинающихся с буквы п (с, т и т.д.), которые являются именами существительными (пальто, посуда, пшеница, пассажир, победа).
-
Упражнение 11. Дописывание пропущенных слов:
-
Главный город нашей Родины - …(Москва).
-
Береги нос в большой … (мороз).
-
Декабрь год кончает, …(январь) начинает.
-
Упражнение 15. Подобрать однокоренные слова к словам вокзал, автомобиль, трактор, комбайн, поезд (привокзальная, автомобильная, трактор, комбайнер, поездный).
-
Упражнение 13. Выписать из словаря 5 имён существительных 1-го склонения (победа, погода, берёза, библиотека, ягода).
Для запоминания слов рекомендуется использовать следующие задания и вопросы.
-
Самостоятельное чтение слова ребенком.
-
Прочтение слова учителем «орфографически».
-
Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, следует ему воспользоваться словарем).
-
Орфографическая работа над словом:
-
постановка ударения, выделение простым карандашом трудной буквы,
-
звукобуквенный анализ слова,
-
деление слова на слоги и на слоги для переноса.
-
-
Заучивание правописания данного слова:
-
подбор однокоренных слов,
-
составление словосочетания, предложения с этим словом,
-
подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
-
-
Запись слова в орфографический словарик.
-
Составление рассказа из блока словарных слов
-
Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
-
Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).
-
Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
-
по родам;
-
по числам;
-
по склонениям;
-
с непроверяемой и проверяемой гласной;
-
одушевленные или неодушевленные предметы;
-
по тематике;
-
по частям речи.
-
-
Заменить одним словом (сообщение по телеграфу -…, килограмм-это тысяча…, огородное растение, растущее кочаном – это…).
-
Придумывание словосочетаний со словарными словами
-
Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
-
Подбор однокоренных слов.
-
Разбор слов по составу.
-
Запись слов с разными предлогами (с тарелкой, без тарелки, в тарелке)
-
Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
-
Образовать новое слово при помощи суффикса (ладонь-ладошка, морковь-морковка).
-
Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, ру..кий, Ро…ия, ба...ейн, Мо…ква).
-
Письмо по памяти.
-
Устный диктант всех слов. Проговаривание слов «орфографически».
-
Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).
-
Заменить синонимами (чёрный-белый) или антонимами (восток-запад).
Все эти задания помогут ребёнку лучше запомнить словарные слова. Но учителю ещё нужно помнить, что существует процесс забывания детьми написания этих слов и поэтому важно создать своеобразную систему повторения. Работа с этими словами должна продолжаться на протяжении всего учебного года. Отдельные приёмы необходимо включать как можно чаще в процесс обучения.
Например:
-
Прочитайте словарные слова «по цепочке».
-
Прочитайте словарь хором.
-
Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй) слог.
-
Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.
-
Назовите соседей слова….
-
Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).
Используемые приемы способствуют развитию речи и орфографической зоркости у младших школьников. Результатом применения данной методики является грамотное письмо.
Материалом для развития речи при проведении таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, ребусы, загадки, кроссворды и многое другое.
Загадки
-
В поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (Сахар)
-
Если ты его отточишь-нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж. Что же это? (Карандаш) -
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? (Тетрадь) -
До чего же скучно, братцы, на чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног, чтобы сам я бегать мог. (Рюкзак) -
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Загадки на сообразительность.
-
Какая птица из яйца родится, а яйца не несёт? (Петух)
-
Какая птица из сорока букв? (Сорока)
-
Что в начале года весит 200граммов, а в конце—30граммов? (Календарь)
Кроссворд (4 класс)
По горизонтали:
2. Сто одёжек и все без застёжек.
4. Временем рассеваю, временем собираю, сам сыт бываю и людей кормлю.
7. Комната, где учатся дети.
8. Без окон, без дверей, полна горница людей.
9. Второй месяц осени.
По вертикали:
1. Летит птица орёл, несёт в зубах огонь.
3. Не сторожем стоит, а всех рано будит.
5. Хитрая, рыжая с пушистым хвостом, любит кур.
6. Он в альбоме выполнен акварельными красками.
(Ответы. По горизонтали: 2.Капуста. 4.Хлебороб. 7.Класс. 8.Огурец. 9.Октябрь. По вертикали: 1.Ракета. 3.Петух. 5.Лисица. 6.Рисунок.)
Пословицы, поговорки, скороговорки
-
Одежда лучше новая, а друг – старый.
-
Сначала думай, потом говори.
-
Аппетит приходит во время еды.
-
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
-
Тот герой, кто за Родину горой.
-
Декабрь – хвостик года.
-
Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
-
Проворонила ворона воронёнка
Игра «Угадай слово»
-
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста.
Если я – … (капуста) -
Кто альбом раскрасил наш?
Ну, конечно, … (карандаш) -
Чик-чирик!
К зёрнышку прыг.
Клюй, не робей!
Кто же это? ... (воробей) -
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйся дикими
Алыми… (гвоздиками)
Игра - подсказка
_ а _ а _ _ а _ (карандаш)
_ а _ _ _ _ (пальто)
_ о_ о _ о (молоко)
_ о_ _о_ _ _ _ (космонавт)
Шутливые стихи
Что за ли?
Что за мон?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут: «Лимон»,
Сразу станет кисло!
Г.Сапгир «Ли-мон»
Взял Егор в углу топор,
Стал чинить Егор забор,
Потерял Егор топор,
Вот и ищет до сих пор…
Поищи и ты топор.
И. Дельянов «Считалка»
Жила-была Муха-чистюха.
Всё время купалася Муха.
Купалась она в варенье,
В отличном клубничном варенье.
В понедельник–в вишнёвой наливке.
Во вторник–в томатной подливке.
В среду–в лимонном желе.
В четверг–в киселе и смоле.
В пятницу–в простокваше,
В компоте и манной каше…
Б. Заходер
«Муха-цокотуха»
Письмо по памяти
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Вдруг забили барабаны.
Прибежали обезьяны.
(К.
Чуковский)
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром.
(С. Есенин)
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд.
(К.
Чуковский)
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
(И. Суриков)
Осторожно ветер
Из калитки вышел.
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше.
(М.
Исаковский)
Фразеологизмы.
Без году неделя (совсем недавно).
Белая ворона (необычный человек, который сильно выделяется среди других людей).
Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).
Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).
Этимологический анализ
Слова: телефон, телеграф, телевизор, телескоп.
Первая часть слов теле- пришла в русский язык из греческого языка и обозначает «далеко».
Слова: демонстрация, депутат, делегат, декорация.
Во всех этих словах присутствует приставка де-.
Варианты заданий для работы со словарями синонимов и антонимов.
1. Прочитайте синонимические ряды к слову плохой и объясните, чем они различаются между собой.
ПЛОХОЙ, дурной, некачественный, неудовлетворительный, нехороший, устар., разг. худой, разг. дрянной, разг., шутл. неважнецкий, разг. неважный, разг. негодный, разг. нестоящий, разг., презр. поганый, разг. скверный, разг. сниж. аховый, разг. сниж., груб., бран. говенный, разг.сниж., груб., бран. дерьмовый,разг. сниж., пренебр. никудышный, разг.сниж.,презр. паршивый, разг. сниж. фиговый, разг.сниж., пренебр., бран. хреновый, жарг. лажовый, жарг. туфтовый, жарг. фуфловый.
ПЛОХОЙ, дурной, нехороший, скверный, разг. худой
ПЛОХО, дурно, некачественно, неудовлетворительно, нехорошо, устар., разг. худо, разг., шутл. неважнецки, разг. неважно,разг., презр. погано, разг. скверно, разг.сниж., презр. паршиво, разг. сниж. фигово, разг.сниж., пренебр. хреново
2. Расположите синонимы к слову прекрасный так, чтобы каждый последующий обозначал большую степень проявления признака, затем сопоставьте получившийся результат с тем, который предложен в словаре.
Прекрасный, отличный, первостатейный, замечательный, перворазрядный, великолепный, отменный, первоклассный, превосходный, роскошный первосортный.
ПРЕКРАСНЫЙ, великолепный, замечательный, отличный, отменный, первоклассный, перворазрядный, первосортный, первостатейный, превосходный, роскошный, разг.классный, разг. мировой, разг., ирон. распре
красный, разг. шикарный, разг. сниж. мировецкий, разг. сниж. обалденный, разг. сниж.офигенный, разг. сниж. офигительный, жарг.балдежный, жарг. здоровский, жарг. кайфовый, жарг. клевый, жарг. неслабый, жарг. нехилый, жарг. ништяковый, жарг. отпадный, жарг. суперный, жарг. суперский
ПРЕКРАСНО, великолепно, замечательно, отлично, отменно, первоклассно, первосортно, превосходно, роскошно, разг. редкостный, феноменальный, книжн. необычайный, книжн. экстраординарный
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, незаурядно, необыкновенно, необычно, особенно, редко, редкостно, феноменально, книжн. необычайно, книжн. экстраординарно
3. Какие слова необходимо исключить из синонимического ряда и почему? Проверьте себя по словарю. • Учитель, педагог, математик, преподаватель, химик.
• Опять, снова, вновь, обратно.
4. Подберите синонимы к словам краткость, краткий. Проверьте по словарю, все ли возможные синонимы вы включили. Значения каких слов, встретившихся в словаре, вам не совсем ясны?
КРАТКОСТЬ, афористичность, конспективность, лаконизм, лаконичность, немногословность, однословность, односложность, сжатость, скупость, книжн. лапидарность
КРАТКИЙ, афористический, афористичный, конспективный, короткий, лаконический, лаконичный, немногословный, однословный, односложный, сжатый, скупой, телеграфный, книжн. лапидарный
КРАТКО, афористично, вкратце, конспективно, коротко, лаконически, лаконично, немногословно, однословно, односложно, сжато, скупо, сокращенно, телеграфно, книжн. Лапидарно.
Задания по словарю антонимов русского языка
(автор М.Р.Львов)
1.Выпишите из пословиц антонимы. Найдите их в словаре.
• Трус умирает сто раз, смелый живет вечно.
• Молод годами, да стар делами.
• Язык длинный, мысли короткие.
2. Найдите словарные статьи с приведенными антонимами и выпишите примеры, которые там встречаются. Что необходимо учитывать при поиске в словаре нужной словарной статьи?
Родина – чужбина, много – мало, большое – малое, родной – чужой.
3. Найдите среди иллюстративного материала в словаре примеры на антитезу. Выпишите их.
Список использованной литературы
-
Агаркова Н.Г. Обучение письму как основа речевого развития младшего школьника. –М., 1990.
-
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Яровенко В.А. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе. – Воронеж, 2008.
-
Зименкова Л.В. Большая книга загадок. – М., 2008.
-
Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. М., 1993.
-
Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. –М., 1994.
-
Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. –М., 1975.
-
Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки, стихи : Справочник школьника. – СПб, 2008.
-
Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.
Содержание
Пояснительная записка ........................................................................ 3
Развитие словарного запаса у учащихсяв рамках обновленного
содержания образования ...................................................................... 5
Формирование навыков слушания и говорения на уроках
русского языка в рамках обновления
содержания образования .................................................................... 14
Дидактические материалы ................................................................. 32
Список использованной литературы …............................................ 46
Бейсекина Бакыт Аскаровна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа имени Н.Баймуратова»
с.Карагайлы, Бескарагайского района ВКО
«Развитие словарного запаса у учащихся
в рамках обновленного содержания образования»
учебно-методическое пособие
Семей 2020 г. 48 стр.
50

