СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАНИЙ
Система творческих
развивающих заданий на уроках русского языка в школе
II ступени разработаны с целью соблюдения принципа
преемственности между начальным и средним звеном школы.
Актуальность создания система развивающих заданий обусловлена
отсутствием печатных изданий практической направленности по
предмету именно с учетом указанного принципа. При этом необходимо
соблюдать следующие приоритеты в учебной деятельности:
-
Вести работу так, чтобы будить мысли ученика,
давать простор самостоятельным наблюдениям, суждениям и
умозаключениям детей.
-
Не сообщать в готовом виде то, к чему ученики
могут прийти путем собственных умственных усилий.
-
Не заниматься в течении длительного времени одним
и тем же материалом и однообразными формами работы – чередовать их
на протяжении недели и в течении урока.
Комплекс предлагаемых
заданий составлен на основе использования принципов и приемов
развивающего обучения Занкова Л.В.
1. Задания на
сравнение
Цель выполнения таких
заданий – научиться решать грамматические (орфографические и
синтаксические) задачи по предмету и развитие аналитического
мышления, коммуникативных способностей:
Найдите общие и различные
черты у выделенных слов:
Я водяной, я водяной. Никто
не водится со мной. Внутри меня води(-ться, -ца), что с таким
води(-ться, -ца).
2.
Группировка
Цель таких заданий состоит в
совершенствовании орфографической грамотности и развитии умения
устанавливать причинно-следственные связи между отдельными
языковыми явлениями, находить обобщенное значение. Занимаясь
группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он
должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов
ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми
явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на
группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных
точек зрения, отрабатывать логико-грамматические операции по
классификации языкового материала:
Сгруппируйте слова по
определенному признаку. Предложите несколько вариантов
группировки:
Дядя, зевака, прадедушка,
тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка,
зубрила.
Решение: слова можно
группировать
-
По наличию звонких, глухих согласных в начале
слова
-
По родам – сущ. общего рода, мужского и
женского
-
По наличию орфограмм
-
По количеству слов
Сгруппируйте слова по
нескольким признакам одновременно:
Мяки_, плач_, молодеж_,
приемыш_, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_,
роскош_.
Варианты выполнения
задания:
-
По написанию сущ. С Ь и без Ь
-
По родам – сущ. Мужского и женского
рода
-
По склонениям – сущ. 2 и 3 склонения
3. Задания на
обобщение.
Цель таких упражнений
состоит в осмыслении понятия предмет на грамматическом уровне,
обобщении знаний на основе исследуемых объектов, в развитии уровня
аналитико-синтетического мышления.
Определите общее значение
сгруппированных слов в каждой строчке и запишите обобщающее
слово.
Храбрость, свежесть, широта,
кривизна, глуш — ? (признаки).
Ходьба, просьба, стирка,
чтение, работа — ? (процесс)
4. Задания на исключение
лишнего.
Цель таких заданий состоит в
усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на
основе установления связей между отдельными его элементами,
явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний
в другие области и построение доказательных монологических
высказываний. Методика проведения такого вида задания общеизвестна,
но, в отличие от традиционного, в системе развивающего обучения она
имеет свои особенности – предлагается такой слов, при котором
«лишним» может быть любое слово из предложенных.
Найдите четвертое лишнее
слово:
Сосна, клен, ясень,
тополь.
Варианты ответов:
-
Сосна – хвойное дерево, остальные –
лиственные.
-
Клен – один слог.
-
Ясень – начало на гласную букву, остальные – на
согласную.
-
Клен – слово без орфограммы, остальные –
орфограмма «безударная гласная в корне»
-
Сосна – существительное женского рода, остальные
– мужского рода.
-
Сосна – существительное 1-го склонения, остальные
– 2-го склонения.
Шалаш, казак, фасоль,
боб.
Варианты ответов:
-
Фасоль – обычное слово, остальные –
слова-палиндромы.
-
Боб – 1 слог, остальные 2 – слога.
-
Боб – начинается на звонкий согласный, остальные
– на глухой.
-
Фасоль – букв больше, чем звуков, в других –
одинаковое количество.
-
Фасоль – существительное женского рода, 3
склонения, все другие – мужского рода 2 склонения.
-
Боб – в этом слове орфограмма «Правописание
звонких и глухих согласных в корне», у остальных – «Безударная
непроверяемая гласная в корне».
Исключите из цепочки
лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось
только одно слово. Причину исключения каждого слова
обоснуйте.
Колонны, костюм, рожь,
объединить, какао, школа.
Варианты ответов:
-
Объединить – это глагол, остальные –
существительные.
-
Какао – среди существительных – несклоняемое
существительное, другие – склоняемые.
-
Колонны – существительное множественного числа,
остальные – единственного числа.
-
Костюм – существительное 3 склонения, остальные –
женского.
5. Учебная
лингвистическая задача.
Цель выполнения таких
заданий состоит в освоении теоретического языкового материала на
высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности
(дидактический принцип методики Л.В. Занкова), в развитии умения
последующего практического применения теории при анализе языковых
явлений, а также в выполнении речевой активности на основе
сравнения, анализа, и синтеза при описании изучаемого
объекта.
Это особый тип упражнений по
русскому языку, выполнение которых протекает в два (и более)
действия в условиях самостоятельной деятельности учащихся,
включающей:
Вначале формулируется
задача:
К какой части речи
относится выделенное слово? Докажите. Спишите, расставляя знаки
препинания в диалоге. Что создает комический эффект (почему
смешно)?
Часовой!
Который час
Первый ваше
благородье!
Давно ли
Часа с полтора ваше
благородье.
Д.
Калюжный
Затем предлагается выполнить
стимулирующее задание, оцениваются результаты операций, поощряются
правильные решения, анализируются ошибки. Если в структуре
запрограммирован поэтапный контроль, то проанализировать
выполнение, не допустив при этом ошибок, смогут и сами ученики. С
этой целью им предлагается карточка № 1.
Карточка №
1.
Часовой – имя
существительное, потому что… 1)… . 2). … 3). …
Почему смешно? Чем вызван
комический эффект? (такую же форму имеет имя прилагательное часовой
(-ая, -ое), оно обозначает признак (какой?), изменяется по родам, в
предложении выступает как определение. Имя существительное
образовалось из прилагательного и обозначает человека, стоящего на
часах (т.е. на посту). Вопрос «Давно ли?» можно понять двояко: как
уточняющий время (первый час) и как относящийся к времени
пребывания на посту часового. Спрашивающий имеет в виду первое, а
отвечающий – второе. Этим (многозначностью) и вызван комический
эффект.
Поэтапное решение этой
задачи формирует у школьников учение сопоставлять части речи, их
морфологические признаки, использовать внутрипредметные связи для
доказательства и самоконтроля. В основе этого задания – приемы
сравнения, анализа и синтеза, способствующие развитию делать
умозаключения, выявлять черты сходства и различия в изучаемых
явлениях.
6. Лингвистический
эксперимент.
К лингвистическому
эксперименту нужно относиться как к средству, которое развивает
«умение вникать в детали, воспроизводить оценку значения отдельных
языковых элементов в речевом целом…»
Цель проведения
лингвистического эксперимента состоит в открытии новой грани
изучаемого лингвистического явления, в развитии аналитических
способностей учащихся, обеспечении разностороннего воздействия на
интеллект учащегося с помощью активной речемыслительной
деятельности:
Одушевленными или
неодушевленными являются слова кукла, покойник?
В этом случае создается
проблемная ситуация, в процессе решения которой ученики склоняют
указанные имена существительные, сопоставляют падежные окончания и
с помощью учителя делают вывод о том, что у одушевленных
существительных совпадают окончания в родительном и винительном
падежах множественного числа, а у неодушевленных – в именительном и
винительном множественного числа.
Таким образом, может быть
реализован исследовательский подход в обучении, т.е. на практике
воплощается идея «обучение через открытие».
7. Задания по
аналогии.
Такие задания основываются
на сравнении. При это мученики выделяют признаки и объектов и
устанавливают сходства и различия между ними.
Цель выполнения этого вида
заданий – в получении прочных знаний по изучаемой теме,
совершенствовании умения систематизировать их, в развитии
логического мышления, творческой и познавательной активности
учеников.
Дополните начатые цепочки
до 4-5 слов по трем признакам одновременно. Признаки подбора слов
определите самостоятельно. Запишите слова, выделяя
окончания.
Лесников, грибников, …
…
Вокзалы, салюты, …
…
Объяснение, объединение, …
…
Ученики самостоятельно подбирают слова по трем
признакам, учитывая:
-
Наличие определенных орфограмм;
-
Категорию числа имен существительных;
-
Падежные формы существительных.