Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
развивающие занятия
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАНИЙ
Система творческих развивающих заданий на уроках русского языка в школе II ступени разработаны с целью соблюдения принципа преемственности между начальным и средним звеном школы. Актуальность создания система развивающих заданий обусловлена отсутствием печатных изданий практической направленности по предмету именно с учетом указанного принципа. При этом необходимо соблюдать следующие приоритеты в учебной деятельности:
-
Вести работу так, чтобы будить мысли ученика, давать простор самостоятельным наблюдениям, суждениям и умозаключениям детей.
-
Не сообщать в готовом виде то, к чему ученики могут прийти путем собственных умственных усилий.
-
Не заниматься в течении длительного времени одним и тем же материалом и однообразными формами работы – чередовать их на протяжении недели и в течении урока.
Комплекс предлагаемых заданий составлен на основе использования принципов и приемов развивающего обучения Занкова Л.В.
1. Задания на сравнение
Цель выполнения таких заданий – научиться решать грамматические (орфографические и синтаксические) задачи по предмету и развитие аналитического мышления, коммуникативных способностей:
Найдите общие и различные черты у выделенных слов:
Я водяной, я водяной. Никто не водится со мной. Внутри меня води(-ться, -ца), что с таким води(-ться, -ца).
2. Группировка
Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение. Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отрабатывать логико-грамматические операции по классификации языкового материала:
Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки:
Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.
Решение: слова можно группировать
-
По наличию звонких, глухих согласных в начале слова
-
По родам – сущ. общего рода, мужского и женского
-
По наличию орфограмм
-
По количеству слов
Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно:
Мяки_, плач_, молодеж_, приемыш_, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_.
Варианты выполнения задания:
-
По написанию сущ. С Ь и без Ь
-
По родам – сущ. Мужского и женского рода
-
По склонениям – сущ. 2 и 3 склонения
3. Задания на обобщение.
Цель таких упражнений состоит в осмыслении понятия предмет на грамматическом уровне, обобщении знаний на основе исследуемых объектов, в развитии уровня аналитико-синтетического мышления.
Определите общее значение сгруппированных слов в каждой строчке и запишите обобщающее слово.
Храбрость, свежесть, широта, кривизна, глуш — ? (признаки).
Ходьба, просьба, стирка, чтение, работа — ? (процесс)
4. Задания на исключение лишнего.
Цель таких заданий состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построение доказательных монологических высказываний. Методика проведения такого вида задания общеизвестна, но, в отличие от традиционного, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности – предлагается такой слов, при котором «лишним» может быть любое слово из предложенных.
Найдите четвертое лишнее слово:
Сосна, клен, ясень, тополь.
Варианты ответов:
-
Сосна – хвойное дерево, остальные – лиственные.
-
Клен – один слог.
-
Ясень – начало на гласную букву, остальные – на согласную.
-
Клен – слово без орфограммы, остальные – орфограмма «безударная гласная в корне»
-
Сосна – существительное женского рода, остальные – мужского рода.
-
Сосна – существительное 1-го склонения, остальные – 2-го склонения.
Шалаш, казак, фасоль, боб.
Варианты ответов:
-
Фасоль – обычное слово, остальные – слова-палиндромы.
-
Боб – 1 слог, остальные 2 – слога.
-
Боб – начинается на звонкий согласный, остальные – на глухой.
-
Фасоль – букв больше, чем звуков, в других – одинаковое количество.
-
Фасоль – существительное женского рода, 3 склонения, все другие – мужского рода 2 склонения.
-
Боб – в этом слове орфограмма «Правописание звонких и глухих согласных в корне», у остальных – «Безударная непроверяемая гласная в корне».
Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.
Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.
Варианты ответов:
-
Объединить – это глагол, остальные – существительные.
-
Какао – среди существительных – несклоняемое существительное, другие – склоняемые.
-
Колонны – существительное множественного числа, остальные – единственного числа.
-
Костюм – существительное 3 склонения, остальные – женского.
5. Учебная лингвистическая задача.
Цель выполнения таких заданий состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности (дидактический принцип методики Л.В. Занкова), в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в выполнении речевой активности на основе сравнения, анализа, и синтеза при описании изучаемого объекта.
Это особый тип упражнений по русскому языку, выполнение которых протекает в два (и более) действия в условиях самостоятельной деятельности учащихся, включающей:
-
Анализ внутрипредметных связей языка;
-
Рассуждение-доказательство;
-
Вывод;
-
Поэтапный самоконтроль;
-
Проверку решения.
Вначале формулируется задача:
К какой части речи относится выделенное слово? Докажите. Спишите, расставляя знаки препинания в диалоге. Что создает комический эффект (почему смешно)?
Часовой! Который час
Первый ваше благородье!
Давно ли
Часа с полтора ваше благородье.
Д. Калюжный
Затем предлагается выполнить стимулирующее задание, оцениваются результаты операций, поощряются правильные решения, анализируются ошибки. Если в структуре запрограммирован поэтапный контроль, то проанализировать выполнение, не допустив при этом ошибок, смогут и сами ученики. С этой целью им предлагается карточка № 1.
Карточка № 1.
Часовой – имя существительное, потому что… 1)… . 2). … 3). …
Почему смешно? Чем вызван комический эффект? (такую же форму имеет имя прилагательное часовой (-ая, -ое), оно обозначает признак (какой?), изменяется по родам, в предложении выступает как определение. Имя существительное образовалось из прилагательного и обозначает человека, стоящего на часах (т.е. на посту). Вопрос «Давно ли?» можно понять двояко: как уточняющий время (первый час) и как относящийся к времени пребывания на посту часового. Спрашивающий имеет в виду первое, а отвечающий – второе. Этим (многозначностью) и вызван комический эффект.
Поэтапное решение этой задачи формирует у школьников учение сопоставлять части речи, их морфологические признаки, использовать внутрипредметные связи для доказательства и самоконтроля. В основе этого задания – приемы сравнения, анализа и синтеза, способствующие развитию делать умозаключения, выявлять черты сходства и различия в изучаемых явлениях.
6. Лингвистический эксперимент.
К лингвистическому эксперименту нужно относиться как к средству, которое развивает «умение вникать в детали, воспроизводить оценку значения отдельных языковых элементов в речевом целом…»
Цель проведения лингвистического эксперимента состоит в открытии новой грани изучаемого лингвистического явления, в развитии аналитических способностей учащихся, обеспечении разностороннего воздействия на интеллект учащегося с помощью активной речемыслительной деятельности:
Одушевленными или неодушевленными являются слова кукла, покойник?
В этом случае создается проблемная ситуация, в процессе решения которой ученики склоняют указанные имена существительные, сопоставляют падежные окончания и с помощью учителя делают вывод о том, что у одушевленных существительных совпадают окончания в родительном и винительном падежах множественного числа, а у неодушевленных – в именительном и винительном множественного числа.
Таким образом, может быть реализован исследовательский подход в обучении, т.е. на практике воплощается идея «обучение через открытие».
7. Задания по аналогии.
Такие задания основываются на сравнении. При это мученики выделяют признаки и объектов и устанавливают сходства и различия между ними.
Цель выполнения этого вида заданий – в получении прочных знаний по изучаемой теме, совершенствовании умения систематизировать их, в развитии логического мышления, творческой и познавательной активности учеников.
Дополните начатые цепочки до 4-5 слов по трем признакам одновременно. Признаки подбора слов определите самостоятельно. Запишите слова, выделяя окончания.
Лесников, грибников, … …
Вокзалы, салюты, … …
Объяснение, объединение, … …
Ученики самостоятельно подбирают слова по трем признакам, учитывая:
-
Наличие определенных орфограмм;
-
Категорию числа имен существительных;
-
Падежные формы существительных.