Реализация лидерских качества
руководителя
Реализация лидерства в педагогических сообществах
возможна лишь тогда, когда руководители школ, четко убеждены в
целесообразности для них сотрудничества с другими школами. Важно
подчеркнуть, что в данном случае лидерство предполагает не только
соответствующую позицию директора школы, а создание условий для
лидерства и активности других педагогов. Причем необходимо
осмысливать понимание каждого участника важности установления
партнерства. Построение взаимовыгодных, доброжелательных отношений
и популяризация профессиональных знаний являются ключевыми задачами
лидерства.
Существует мнение о том, что лидерство может быть
развито на всех уровнях, не ограничиваясь лишь рамками вышестоящих
должностей, и будущие лидеры могут быть подготовлены посредством их
вовлечения в деятельность профессионального сообщества школ. Через
совместное управление и распределение полномочий руководитель школы
может обеспечить новые возможности для развития лидерства. Успешные
директора школ для полноценного развития педагогического сообщества
школы планируют процесс распределения полномочий между членами
группы на ранней стадии становления. Национальный колледж школьного
лидерства в 2006 году проводил исследование. В результате было
выявлено, что в профессиональных сообществах формируется, как
правило, три типа рабочих групп для осуществления функций
планирования и достижения положительных преобразований. Каждая их
этих групп предоставляет различным лицам модель для их объединения,
определения общих целей, выработки и реализации стратегических
планов по реализации реформ.
Руководящие группы направляют, управляют и
контролируют общие действия по реализации реформ, поскольку они
зачастую являются ответственными за разработку планов по
усовершенствованию функционирования сетевого сообщества, а также,
за реализацию контроля над распределением и использованием сетевых
фондов и привлечение заинтересованных лиц.
Координирующие группы регулируют деятельность
между различными структурными составляющими сетевого сообщества
школ. Координирующие группы принимают решения по проведению
совместных мероприятий между школами и внутри
сообщества.
Группы развития фокусируются на методах
усовершенствования процессов преподавания и обучения в сферах,
обозначенных как приоритетные в планах развития сообщества школ:
они вносят свой вклад в развитие сообщества, разрабатывают учебные
программы и поддерживают принятие новых стратегий
преподавания.
Успех сетевого сообщества (особенно на ранних
стадиях его функционирования) зависит преимущественно от видения,
активности и усилий тех, кто выполняет ведущие роли. Директору
школы важно понимать, что необходимо проводить поиски партнеров,
функционирующих за пределами школ – участниц конкретного сетевого
сообщества. В частности, одним из оснований служит необходимость
совершенствоваться, передавать и перенимать опыт и знания других
территориально близко находящихся сетевых сообществ. Именно
руководитель школы, сотрудничая с местными органами управления
системы образования, могут оказать помощь в установлении межсетевой
коммуникации.
Все
обучение, осуществляющееся внутри сетевого сообщества школ, должно
происходить «от имени» всех школ – участниц. Таким образом,
руководителю следует контролировать, когда одна группа учителей и
других представителей педагогической общественности приобретает
новые навыки или знания, им следует предложить информацию о
полученных результатах другим школам, чтобы последние могли также
извлечь пользу из этих навыков и знаний.
Руководителю школы необходимо постоянно
продумывать систему стимулирования участников сообщества. Это очень
важная и нужная задача, которая стоит перед директором
школы.
Одним словом, при заинтересованности лидера школы
и умения создать команду единомышленников в данном направлении
можно добиться высоких показателей. Ведь слаженная и небезразличная
работа членов педагогического сообщества позволит учителям и другим
представителям педагогической общественности не ограничивать
приобретенный практический опыт рамками отдельных школ и учиться,
сотрудничать и внедрять инновации и применять на практике
результаты исследований. Совместные исследовательские группы,
различные мероприятия по профессиональному развитию, плановые
визиты в школы, проведение организованных тренингов, коучингов
помогут группе единомышленников улучшить практику
преподавания.
По
словам бостонского реформатора: «Реформа стоит на трех китах:
профессиональном развитии, профессиональном развитии и
профессиональном развитии…». И одним из наилучших форм
профессионального развития является создание педагогического
сообщества школ.