Материалдар / РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Материал туралы қысқаша түсінік
доклад по обобщению педагогического опыта. На уроках биологии показана связь с предметами математика, химия, естествознание, физика, физкультура.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
13 Мамыр 2022
328
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Муратова З.Р. , учитель биологии, химии,

Северной ООШ


РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Большую роль играют межпредметные связи при обучении

любому предмету. Они, во-первых, представляют опору,

фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний,

формирования навыков и развития умений; во-вторых, позволяют

обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт и,

в-третьих, обеспечивают полноту знаний”.

(Онищук В.А.)


Предмет биология интегрирует с другими с предметами естественного цикла: физика, химия, география, естествознание, физическая культура.

Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:

-способствуют повышению мотивации учения, формированию учебной деятельности, познавательного интереса обучающихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с сточки зрения разных предметов

- способствуют развитию общеучебных умений и навыков, таких как развитие речи, формированию умения обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

- углубляют представление о предмете, расширяют кругозор и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;

-интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных предметах, позволяют обучающимся применять знания в быту, в практической деятельности.

Преподавание уроков биологии в школе формирует интерес к природе родного края, природным богатствам. Это возможно только при тесном взаимодействии учителей различных предметов, правильно организованной методической работой в школе.

Интеграция биологии с физкультурой.

Например работа над общей физической подготовкой невозможна без применения таких биологических понятий как дыхание, обмен веществ, кровообращение, пульс, давление, объем легких. Важно раскрыть обучающимся анатомические и физиологические основы физической культуры, т.е. познакомить их с жизненными процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной деятельности (физические упражнения, физическая работа).

Лабораторная работа на тему «Влияние физической нагрузки на работу сердца» проводится на уроке физической культуры, так как выполнять приседание и другие упражнения лучше в спортзале и в спортивной форме. Затем анализировать, рассуждать, делать выводы и их записывать обучающиеся продолжают на уроке биологии. Обучающиеся приходят к выводу, что изменяется деятельность сердечно-сосудистой системы при мышечной работе - учащаются ритмы сердца, увеличивается скорость кровообращения, повышается кровяное давление. Так, частота пульса после интенсивной мышечной работы подростка может достигать 200-220 уд/мин, время полного круга кровообращения крови - 8-10 с, кровяное давление 160/80 мм рт.ст. После мышечной работы кровообращение восстанавливается, т.е. достигает величины покоя (частота сердечных сокращений - 65-75 уд/мин, время полного круга кровообращения крови 22-25 с, кровяное давление - 120/70 мм рт. ст.).

Интеграция биологии с географией.



С изучения растений начинается в биологии последовательное формирование естественнонаучной картины мира. Растительный мир изучается как составная часть природы на клеточном, организменном, видовом, биогеоценотическом и биосферном уровнях организации жизни. А это прямая связь с изучением географией растительного мира. Раскрытию условий жизни растений в природе способствуют и знания учащихся из курса физической географии о литосфере, гидросфере, атмосфере, природном комплексе.

Интеграция биологии с предметом естествознание.

Растительная клетка изучается как мельчайшая частица строения организма растения, и одновременно у учащихся формируются первичные представления о клетке как элементарной структурно-функциональной единице жизни. Понять строение и процессы жизнедеятельности клетки и научно объяснить их учащиеся могут лишь тогда, когда учитель раскрывает закономерные связи строения и функций клетки, ее жизнедеятельности и внешней среды. Понятия внешней среды и условий жизни учащиеся усваивают в курсе естествознания. Внешней средой называют все, что окружает растения (солнечный свет, воздух, вода, почва, другие растения, животные и др.) , а условиями жизни - то, без чего растение не может жить (вода, воздух, свет, тепло) . Эти понятия целесообразно повторить, опираясь на знания учащихся из курса естествознания, при освещении вопроса "Растительный мир как составная часть природы".

Интеграция биологии с химическими процессами.

Под углом зрения этих понятий важно раскрыть и процессы жизнедеятельности клетки. Учитель подчеркивает, что питание и дыхание клеток могут происходить лишь тогда, когда во внешней среде есть необходимые для этого условия: вода, воздух, минеральные вещества, свет и тепло. Из воздуха и почвы поступают внутрь клетки необходимые для питания и дыхания вещества: вода, минеральные вещества, кислород, углекислый газ и др. С этими понятиями учащиеся также знакомы из курса природоведения. Они знают, что все тела природы состоят из веществ. Учитель может поставить перед ними вопросы: является ли растение телом природы? Из чего оно состоит? Отличаются ли вещества, из которых состоит растение, от веществ неживых тел природы? Последний вопрос является для учащихся проблемным. Он позволяет учителю ввести понятие об органических веществах как веществах, которые образуются в клетках в процессе питания (сахар, крахмал) . Введение уже при изучении клетки понятий об органических и минеральных веществах позволяет избежать неопределенности понятия "питательные вещества" и определить их как органические и минеральные вещества, которые поступают в клетку и образуются в ней в процессе питания. Для объяснения вопроса о поступлении веществ в клетку важно использовать известные учащимся из курса природоведения понятия о растворимых веществах, растворении и растворах. Учитель биологии предлагает учащимся вспомнить, какие вещества называются растворимыми, какие нерастворимыми. Учащиеся вспоминают: "Если частицы вещества в воде становятся невидимыми и вместе с водой проходят через фильтр, то это вещество растворимо в воде. Если частицы плавают в воде или оседают на дно, а также задерживаются фильтром, то это вещество нерастворимо в воде". Учитель ставит новый проблемный вопрос: какие, растворимые или нерастворимые в воде, вещества поступают в клетку? На основании опыта, демонстрирующего поступление веществ в клетку, учащиеся делают выводы о том, что твердые вещества поступают в клетку только в растворенном виде, а вода растворяет минеральные соли; вода с растворенными в ней веществами (соли, сахар) поступает в цитоплазму и образует клеточный сок, заполняющий вакуоли.

Так в обучении биологии и химии учителя могут использовать следующие данные:

Тело человека массой 70 кг состоит из :

С -12,6 кг, О2-45,5 кг,Н-7кг,

Са-1.4кгК-100 г, Мд-200г, Р- 0,7 г

Основные элементы органогены – С,О,N,H, образуют сложные органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, без которых невозможна жизнь. Принцип единства химизма структуры и функции основой исследований в молекулярной биологии.



Интеграция биологии с физикой.

Говоря о движении цитоплазмы, целесообразно подчеркнуть, что движение присуще всей живой и неживой природе, и предложить учащимся привести известные им из курса физики примеры движения тел (движения тела человека, небесных тел, Земли вокруг Солнца, воздуха, воды, растений и животных) . Также проникновение веществ в клетку происходит путем физического процесса – диффузии. Это связь биологических и физико-химических процессов в природе, что позволяет связей с курсом природоведения позволяет учащимся глубже понять единство живой и неживой природы на уровне клетки.

Понятие о теплорегуляции организма является физико-биологическим по своему содержанию. При его формировании учитель опирается на понятие об удельной теплоте парообразования и другие из курса физики 8 класса. Функции органов зрения и слуха раскрываются с учетом общих представлений учащихся об оптике и звуке курса физики.

Учитель приводит установленный исследованиями факт о том, что температура венозной крови, оттекающей от работающей мышцы, выше, чем температура артериальной крови, притекающей к мышце. Он предлагает учащимся объяснить этот факт, используя знания по химии об экзотермических и эндотермических реакциях и по физике о превращении одного вида энергии в другой.

Интеграция биологии с математикой.

Например, на уроке "Движение крови по сосудам" в качестве домашнего задания учащимся предлагается задача: "Вычислите скорость крови в полых венах, зная их диаметр (около 2,5 см) , скорость крови в аорте (0,5 м/с) и диаметр аорты (около 2,5 см) ". Решая задачу, учащиеся устанавливают, что скорость крови в полых венах должна быть в 2 раза меньше, чем в аорте, то есть примерно 0,25 м/с, так как полых вен две - верхняя и нижняя, и, значит, суммарная площадь их сечения в 2 раза больше, чем площадь сечения аорты.


Систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов. В этом заключена важнейшая развивающая функция обучения биологии.

Межпредметная связь естественнонаучных дисциплин позволяет решить одну из важнейших задач – формирование личности с новым образом научного миропонимания и развитие у неё естественнонаучного мышления.



Таким образом, межпредметные связи составляют необходимое условие организации учено - воспитательного процесса как комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит дидактическим условием ее активизации, систематизации знании, самостоятельности мышления и познавательного интереса.





Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!