Речь и
культура общения
Байшашева Кабира
Уаповна
Евразийский аграрный
колледж
Преподаватель русского
языка
Культуре речи
уделялось пристальное внимание в работах отечественных лингвистов
двадцатого столетия, таких как В. И. Чернышев, В. В. Виноградов и
т. д. Однако в других лингвистических традициях проблема
разговорной речи является частью изучения нормативной стилистики и
не выделяется в отдельную категорию. В данной статье будут
рассмотрены основные аспекты этого феномена, включая проблемы
влияния речи и культуры общения на современное поколение. Одним из
главных показателей образованности и общей культуры молодого
человека является культура речи, т. е. способность грамотно и четко
доносить свои мысли и идеи до собеседника. Это относится к нормам
не только устной, но и письменной речи. Культура речи современного
и грамотного человека – это способность грамотно использовать
различные языковые средства в любых условиях общения. В целом,
владение культурой речи может быть условно разделено на
«правильность речи» и на речевое мастерство. Культура речи не может
быть идеальной, поэтому носителям языка и
другим языковым
личностям необходимо развивать и совершенствовать, как свою манеру
общения, так и речь в целом. Отличительной чертой грамотного
человека является не только умение избегать ошибок в речи, но и
постоянное обогащение своего словарного запаса. При этом в
современном мире под культурой речи понимается не только некая
теоретическая дисциплина. Сейчас в нашем стремительно развивающимся
обществе, где одним из важнейших стимулов такого быстрого развития
является коммуникация, это еще и языковая политика, определяемая
государством и пропагандирующая языковые нормы в обществе. Базовая
роль здесь принадлежит в равной степени, как лингвистам, так и
педагогам и писателям. Речь и культура общения играют значимую роль
в формировании человека, в его становлении как личности. Язык в
этом случае является зеркалом культуры человека, т. к. он служит
своего рода показателем тех факторов и
артефактов,
которые данного индивида окружают. Однако речь является не менее
важным элементом системы культурного развития. В современном мире
она исполняет роль стержня человеческой деятельности. Поэтому без
нее невозможно общекультурное взаимодействие и овладение
профессиональными навыками [1, с. 34]. Культура личности человека
ярче и точнее всего выражается именно в его речи. Сейчас в
молодежной среде представление о человеке, как правило, формируется
во время общения с ним, т. е. в коммуникативной среде. Поэтому
воспитание культуры общения в современном обществе является одной
из его приоритетных задач. При этом необходимо заметить, что с
внедрением современных гаджетов, социальных сетей в практику жизни
личное общение становится не таким важным и полным, каким оно было
всего несколько лет назад. Молодежь гораздо легче общается и
заводит друзей в интернете, порой проводя часами в общении с
собеседником «онлайн», но при этом, ни разу с ним и не увидевшись,
и не поговорив в жизни. Именно поэтому
очень важно сформировать культуру общения того или иного человека
еще с детства, чтобы она в дальнейшем только развивалась и помогала
ему в межличностном взаимодействии. Формирование культуры общения –
процесс очень сложный и трудоемкий. Как правило, он осуществляется
в двух основных социальных институтах – в семье и школе. Задача
культуры педагогического общения состоит в том, чтобы выработать
основу общей культуры коммуникативного взаимодействия учащихся и
студентов. В семье же за это отвечают родители. Им самим в
воспитании и психологическом формировании детей помогает грамотно
выстроенная речь [2, с. 62]. В силу всего вышесказанного,
необходимо уточнить, что существует значительное количество форм и
видов общения. Выбор этих форм включает в себя
множество факторов (уровень знакомства с человеком, социальные и
общественные нормы, статус в обществе) и др. Культура обращения,
ориентированная на гуманистические ценности, включает в себя
способность выбора таких форм обращения, которые бы возвышали
человека, как в глазах окружающих, так и в его собственных глазах.
Все нормы и правила общения очень важны, они требуют к себе
бережного отношения, поскольку нарушение этих норм приводит к
непредсказуемым, но чаще всего негативным последствиям. В целом,
коммуникация и общение представляют собой многообразный процесс. Он
обусловлен, прежде всего, обоюдно направленной деятельностью,
которая включает в себя обмен мнениями, формирование некой единой
концепции, что в свою очередь приводит к восприятию и, что самое
важное, пониманию другого человека, его точки зрения. На основе
изучения теоретической литературы по данной теме можно выделить
шесть основных направлений культуры коммуникации, заключающихся в
выработке: - общительности в качестве индивидуального устойчивого
свойства личности; - высокого уровня личных взаимоотношений; -
высокого уровня развития группы; - высокого уровня
интеграции совместно направленной деятельности; - общественной
активности; - способности к быстрой адаптации в различных видах
деятельности. Подводя итог, стоит отметить, что одной из важнейших
задач воспитания современной функциональной культуры речи молодежи
является овладение ими умениями и навыками анализа сложных ситуаций
общения, прежде всего, на примерах практических упражнений по
актуальным коммуникативным сферам и ситуациям. На этой базе
соответствующие продуктивные умения и навыки могут приобретаться
самовоспитанием и воспитанием в естественной речевой
практике.
Литература:
Розенталь Д. Э.Культура речи — М.: Айрис-пресс, 2002. – 142 с.
Телия В. Н. Коммуникативная функция языка и проблема
культурно-языковой компетенции. – М., 2000. – 236
с.