Рефлексивный отчет ментора
Асыловой М.П.
Девиз хорошего наставника: « Смотри, как я
это делаю, давай сделаем это вместе, делай это лучше меня».
(Дмитрий Лео). Думаю, что именно эти высказывания отражают ту
деятельность, которую я должна была осуществить при совместной
работе с коллегой.
В целях реализации процесса менторинга необходимо было выбрать
подопечного из числа коллег моей школы. Коллега, преподаватель
географии, учитель второй категории, Касымханова Мадина Еркеновна,
просила оказать методическую помощь с целью повышения качества
знаний учащихся, а также в целях повышения заинтересованности
учащихся предметом
географии.
При беседе с коллегой я
услышала мнение, что «по-старому не только учащимся, но и самим
учителям уже преподавать не интересно». Такой подход учителя мне
очень понравился. Тогда я предложила сотруднице посетить ее
стандартные уроки. Мадине Еркеновне понравилось мое предложение. С
целью понаблюдать, я посетила уроки коллеги и заметила, что
действительно, учителю было трудно справляться в ходе урока с
дисциплиной учащихся 7 класса, дети не только не реагировали на
замечания предметника, но даже отдельные ученики намеревались
покинуть кабинет, игнорируя своего учителя. Ученик Т. запросто
собрал учебные принадлежности и демонстративно собирался покинуть
класс. Я поняла, что мне лучше вмешаться, я подошла к ученику Т. и
тихонечко шепнула ему на ухо: «Я слышала, что ты очень силен в
математике, я бы хотела посмотреть, как у тебя с географией, да и
не надо своего учителя подводить». Ученик Т. кивнул мне головой и
ответил, что не готов к уроку и не хочет участвовать в нем. Но я
думаю, что мои слова заинтересовали его, потому что он остался на
урок. Учащиеся класса вели себя свободно, некоторые позволили себе
шутить и тоже не желали участвовать на уроке, не хотели отвечать на
вопросы предметника. Такой равнодушный подход детей к предмету,
мягко говоря, ошеломил, меня, но я давно для себя решила, что это
нормальное явление, требуется срочное введение в практику коллег
новых технологий. Здесь явно требовалось повышение мотивации,
применение на уроках географии различных форм работы,
дифференцированного подхода. К тому же по вопросам коллеги я
заметила, что учитель испытывает затруднения не только в
проведении, но и при составлении поурочного
плана.
Далее мы с коллегой обсудили и назначили
время и место наших дальнейших профессиональных встреч, составили
график совместных бесед по взаимопосещению уроков, а также
составлению планов серии уроков по географии и
самопознанию.
Для того, чтобы активизировать учащихся на
уроке самопознания по теме: «Азбука общения», я предложила начать
урок с просмотра позитивного мультфильма «Просто так», далее был
проведен круг радости, чтобы дети произнесли друг другу
комплименты, комментируя положительные качества своего
одноклассника(цы), такая форма проведения урока зажгла огонь в
глазах детей, ученики 1 класса оживились, чувствовалось хорошее
настроение детей. Чтение сказки о добром волшебнике, заставило
детей задуматься, почему люди были озлоблены друг к другу. Учитель
прочитал пословицы о силе слова, дети интерпретировали их и пришли
к выводу, что использование «волшебных слов» в речи окружающих нас
людей делают всех счастливыми и радостными, а физминутки с учетом
их возрастных особенностей помогли детям зарядиться , также было
предложено использование на данном уроке «ларец добродетелей», с
использование «волшебных» слов. Использование в ходе урока
проблемных ситуаций помогло задуматься учащимся над своими
ежедневными поступками. Использование новых подходов и ИКТ на уроке
показал положительный результат, чтобы узнать эмоциональное
состояние детей, была проведена рефлексия «эмоциональное яблоко».
Дети ушли с урока с хорошим настроением. Урок понравился не только
детям, но и коллеге.
Первый урок по географии по
теме: Физико-географическое
положение, океаны и моря, омывающие берега, исследования Северной
Америки, я предложила коллеге провести в групповой форме. Вместе
составили краткосрочный план урока. Я предложила коллеге дать
отдельным учащимся опережающее задание по теме: индивидуально
составить презентацию об исследователях Северной Америки. Провести
урок в виде исследовательской
работы.
Перед началом урока учащиеся 7
класс стали отказываться от групповой формы работы, не захотели
объединяться в группы, объясняли, что не готовы к уроку, не знают
данную тему. Я успокоила их, сказав: «Вы все знаете, все умеете, в
учебнике имеется вся необходимая информация по теме урока, на уроке
никого не будет, кроме меня, вам не надо смущаться меня и покажите
мне, какие вы молодцы». Когда кабинет был подготовлен: парты
расставлены, проектор и экран установлены, а также бумажные
кораблики помогли детям объединиться в группы, в этот момент в
глазах детей появилась искорка интереса.
Предложенные иллюстрации льда,
кофе, шерсти, меди и др. предметов, при этапе «Мозгового штурма»
заставил учащихся вспомнить пройденный материал о
материках:
Лед –
Антарктида
Кофе, песок –
Африка
Какао, резина, медь – Южная
Америка.
Сумка, шерсть овцы -
Австралия
Остались на
столе кактус, джинсовая
ткань, Микки-Маус.
Вывод – это относится к
материку Северная
Америка.
На основе знаний учащихся о
материках был плавный переход в групповую работу. Коллега, видимо,
забыла о жеребьевке, она сама раздала карточки с заданиями и
определила роли участников исследовательской работы: 1 группа
-“Землемеры”, 2 группа -
«Мореходы», 3 группа - “Исследователи
берегов”, 4 группа -
“Географы”.
Учителем было четко обговорено
время для групповой работы. Каждая группа составляла постеры по
заданным заданиям. Наблюдения за работой учащихся показали, что
дети умеют работать в команде, учащиеся оперативно справились с
поставленной задачей, они уложились во времени, но были моменты,
когда двое учеников оказались вне работы, учитель не стала
вовлекать их в групповую работу, она ограничилась замечаниями по
поводу безразличного передвижения учеником по кабинету. Не было
индивидуального подхода
В ходе выступления групп
одноклассники не пытались вникнуть в информацию, которую сообщали
одноклассники. Такая же картина наблюдалась и в последующем
выступлении групп. Также было заметно, что дети не приучены
работать с физической картой мира. Выполненное опережающее задание
принесло хорошие плоды: учащиеся класса не только внимательно
слушали выступление своей одноклассницы, но и заполняли таблицу,
предложенную мной для использования на уроке, ученики заполняли
даты и события, совершенные исследователями Северной
Америки. Предложенная взаимооценка
групповой работы в виде «большого пальца» показала, что дети умеют
объективно оценивать работы друг друга.
На этапе рефлексии учащиеся заполняли экспресс-анкету. Она приятно
удивила меня: ученик, который не хотел
принимать участия в групповой работе, честно указал в анкете, что
не принимал участия в работе. Большинство
учащихся степень своего участия
указали объективно – да, а о полезности полученной информации в
ходе урока отметили высокую степень полезности. Отдельные учащиеся
написали, что любят урок
географии:
Степень
участия
да
частично
нет
нет частично
да полезность