Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз

Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.
Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.
Рис.1.Диалог при парной работе
Я думаю, что воспитывать человека - это значит знать его душу, видеть и чувствовать его индивидуальный мир. Моим педагогическим девизом на данное время являются слова К.Д.Ушинского «Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. (Интернет- ресурс http://nsportal.ru) Из числа современных научных подходов, используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях (Hattie, 2009). Последнее время многое меняется в образовании. Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение. Получаемая подобным методом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но она не усваивается прочно учениками, малополезна после завершения ее изучения и не используется в жизненных ситуациях.( Руководство для учителя стр. 110). Современное образование требует новых подходов в преподавании и обучению, именно таким является конструктивистский подход. Основная задача этого подхода – помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать нашу педагогическую практику. При планировании серии последовательных уроков я внедряла каждый из них, но не все удавалось с первого раза. Необходимо было побороть в себе стереотипы: учитель говорит больше чем ученик; учитель знает лучше, чем ученик; ученик не может допустить ошибку результат обучения – это оценка; деление детей на «слабых и сильных». Дети должны быть активными обучающимися, строить свое собственное понимание , исходя из личных исследований и социального взаимодействия. Именно в этом модуле рассматриваются вопросы «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как учиться». Обучение, основанное на основе диалога «учитель- ученик», «ученик-ученик», помогает ребенку развивать свое собственное мышление. Раньше на уроках физики я не придавала особого значения диалогу, строила свой урок в основном на монологической речи, где учитель большую часть урока говорил, объяснял новый материал, а ученики просто слушали. На первом этапе обучения я узнала, что речь учителя на уроке не должна превышать 8-10 мин и старалась придерживаться этого правила. Сейчас же я стараюсь планировать урок так, чтобы дать ученикам возможность вступить в диалог. Ведь диалог является основной формой общения. Только через диалог учащиеся обмениваются знаниями, получают новую информацию, а также диалог помогает мне узнавать, насколько мои ребята усвоили пройденный материал, на каком уровне они находятся в процессе своего обучения. Например, на уроке «Условия плавания тел» ребята сравнивали, что при выполнении одной и той же работы затрачивается разное время, ребята привели много примеров, используя свой жизненный опыт А. «тела тонут из-за массы», А «в соленой воде тела могут плавать». Вот еще один пример из беседы в группе по поводу Архимедовой силы. Л. ученик со слабым уровнем знаний говорил: «Что все тела тонут», ученица Г. имеет средний уровень знаний смогла убедить его в обратном и была права, «что не все тела тонут, тела могут еще плавать в зависимости от массы и объема».Д
Рис.2.диалог «ученик-ученик»
ети активно включаются в данный вид деятельности. Объясняя познанный материал товарищу, советуясь, выдвигая и отстаивая свою гипотезу, ребенок учится выражать свои мысли вслух. В споре, обсуждениях дети приходят к единому, правильному выводу, решению задачи. К тому же таким образом дети лучше усваивают новый материал. Диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик» теперь будут часто встречаться на моих уроках. Мой стереотип «учитель лучше знает, что нужно ученику», поменялся, когда я узнала об идеи модуля «обучение тому, как обучаться». Каждый из нас обладает индивидуальностью, и мы должны общаясь с детьми, учитывать этот факт и создать все условия, чтобы наши ученики чувствовали себя комфортно на любом уроке. Каждый мой новый урок начинался с приветствия и настроя на позитивный настрой, раньше его заменял скучный организационный момент. Такая форма организации начала урока им очень понравилась, они стали чувствовать себя свободней, в классе создалась атмосфера доверия и сотрудничества. Еще я узнала о таком умении, как умение выждать паузу 3-7 секунд. Раньше я заполняла сложившуюся тишину своим голосом, старалась, чтобы на уроке не было свободной, застойной минутки. Оказывается, если я хочу услышать «голос своих учеников», мне надо учиться владеть собой и дать возможность ученикам свободно излагать свои мысли. Когда такое будет происходить, то ученики сами по цепочке будут включаться в беседу. Теперь при ответе учащихся старалась дать им время на обдумывание, ведь у всех детей разный темп мышления, кто-то выкрикивает сразу ответ, кому-то надо время, чтобы подумать. В серии последовательных уроков применила некоторые стратегии из критического мышления, такие как: составление флипчартов, кластеров, «толстые и «тонкие» вопросы ковер идей, таблица ЗХУ, интервью , синквейн. Прием «Ковер идей» использовала на начальной стадии урока. Он позволил выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске я поместила рисунок с изображением ковра, в который мы собирали весь материал. Обмен информацией проходил по следующим этапам: сначала ребята в паре обсуждали, записывали на стикерах, затем ребята делились друг с другом известными знаниями. Раньше я не задумывалась над тем, когда ученик на мой вопрос давал правильный ответ, я считала – это уже хорошо. Я не развивала его ход мыслей дальше, ограничивалась только «тонкими » вопросами, тем самым получала на них короткие и односложные ответы. В своей практике я начала задавать детям « Толстые вопросы», которые позволяют развивать у них критическое мышление, учат их самостоятельно анализировать, сравнивать и делать выводы. Я увидела, что у некоторых детей ( В.О., А. Л., А.К.) хорошо развита мыслительная деятельность, остальные учащиеся испытывали затруднения так как ответы на эти вопросы требовали развития мышления.В группах работали ребята с разной степенью мотивации. А.К. имеет гуманитарный склад ума, с трудом даются предметы естественно-математического цикла. На мой урок физики она шла с неохотой, ей было не интересно решать задачи, так как они ей давались с большим трудом, контрольные работы воспринимались как «катастрофа». Но после первой групповой работы, я увидела совсем другую девочку. При рефлексии она отметила, что поверила в свои силы, в свою значимость на уроке ей стало интересно. Признаю свою ошибку в том, что эта девочка была ранее не замечена на моих уроках. Дальше я намерена уделять внимание качествам личности, особенностям ребенка, для того чтобы помочь каждому ребенку раскрыться, поверить в себя. Ребятам понравилось работать по- новому, я увидела, что работа в группе позволяет ученикам сблизиться, учит терпимее относиться друг к другу, учит умению слышать и слушать собеседника, что в ходе групповой работы, обсуждая ту или иную проблему, ученики могут прийти к единому мнению.
Прием разноуровневых вопросов «А.Б.С.», ребята применяли при изучении темы «Воздухоплавание». Применение данного элемента на уроке ребятам позволило выделить общие и различные черты Архитмедовой силы. Анализ применения разноуровневых вопросов на уроках показал результат: данный элемент критического мышления был понят учащимися без возникновения недопонимания, его применение стимулирует мыслительные и творческие способности, активизирует развитие диалога в группе.
Следующий элемент критического мышления, применяемый на уроках – это синквейн. Данный элемент критического мышления был применён на уроках по теме «Условия плавания тел», «Воздухоплавание». Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача моя – развивать творческие силы в ребенке.
На своих уроках я планирую активно применять метод критического мышления. Так как оно позволяет раскрепостить детей, работает на развитие творчества, активизацию мыслительной деятельности, то есть позволяет ученику добиваться успехов.
В преодолении стереотипов «ученик не должен ошибаться», «учитель знает материал лучше ученика» и «результат обучения - оценка» мне помог модуль «оценивание обучения и оценивания для обучения».
На своих уроках я применяла различные формы оценивания учащихся: это было оценивание по критериям, формативное, и суммативное. Конечно, научиться самой и тем более научить детей за месяц практики очень сложно. Ученик должен получить опыт самоанализа и рефлексии, стать активной стороной не только процесса обучения, но и оценивания результатов своего обучения. Соответственно я акцентировала внимание в сторону самооценивания детей. Мне необходимо было, чтобы каждый из моих учащихся смог дать оценку собственной работе. И критериальное оценивание дало мне такую возможность. В ходе работы с детьми я составила критерии оценивания. Целью данного оценивания было развитие навыков самооценивания и взаимооценивания. Мои ученики по – разному реагировали на эти критерии. На уроке учащимся заранее раздавались листы оценивания, они знали о критериях, прописанных в них.
На последующих уроках, опираясь на критерии, учащиеся работали более продуктивно, следили за точностью выполнения заданий, оформлением, были более объективны, учащиеся оценивают работу и знают, какие ошибки ими допущены, могли аргументировать свои действия при взаимооценивании своих одноклассников. Я заметила, что учащимся понравилось такое оценивание. Из всей системы оценивания в будущем хочу остановиться на критериальном оценивании. Потому что, по критериям ребята, приобретают умения, навыки, как правильно защищать презентацию, на что обращать внимание, чтобы получить хорошую оценку это дает возможность детям более глубже расширить свои знания.
Т
Рис.3. Самооценка
ехника формативного оценивания позволяют мне узнать, на какой стадии в обучении находятся мои ученики, насколько поняли изученный материал, также позволяет определить возможности улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. Раньше за неправильный ответ, я сажала на место и переадресовывала вопрос другому ученику , говоря, что ответ его не верный, могла имахнуть рукой, тем самым занижая самооценку ребенку, то сейчас я учусь выслушивать учеников до конца, давая ему возможность выговориться, и если он допускает ошибку в ответе, даю шанс подумать, перефразировать вопрос, может он и сам придет к правильному ответу. Внедрение ИКТ в образование является насущной и объективной потребностью. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационно-коммуникационных технологий. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Поскольку физика является одним из интереснейших и сложных предметов, то компьютер играет очень важную роль в понимании многих физических процессов и явлений, которые нельзя показать на опыте, я использую видеофильмы, анимации, модели.
Проводя уроки на практике, я узнала о новых возможностях ИКТ. Здесь предоставляются широкие горизонты снятия видео урока, интервью у учеников, которые мы снимали на видеокамеру, а затем, с ребятами просматривали и проводили рефлексию по уроку. Если раньше на своих уроках запрещала пользоваться сотовыми телефонами, то сейчас узнала, как можно использовать его возможности - во время выполнения лабораторной работы ребята пользовались функцией «секундомер» и так же спикер-таймер «хранитель времени» в группе засекал время на выполнение задания. На практике с помощью компьютера и проектора демонстрировала ребятам тренинги, позитивные видеоролики, просмотр способствовал поднятию настроения.
В своей практике, уделяла внимание изучению личностных, психологических и возрастных особенностей учащихся, что является одним из путей самопознания, самоопределения, самосовершенствования. Этот путь изучения согласуется с модулем «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Саморегуляция оказывает огромное значение для обучения, так как ребенок с низкой саморегуляцией не может полностью влиться в процесс обучения. Вот тут на помощь мне придут те знания, которые получила на курсах, о мотивации детей, о развитии саморегуляции. Этим ученикам я планирую в дальнейшем создать «подмостки» для того чтобы провести их по ЗБР « зона ближайшего развития» и позволить им выполнять задания, которые они не смогли бы выполнить самостоятельно. При планировании своих уроков, при составлении заданий, вопросов, учитывала возрастные особенности школьников, чтобы обеспечить уровень доступности материала. А также при показе позитивных роликов, при проведении тренингов выбирала соответствующие возрасту учеников 7 класса. Главной потребностью учителей, учеников, родителей должна быть потребность в самообразовании их детей, которая реализуется не только в стенах школы, здесь ей дается только старт. От школы зависит, на каком уровне ресурсов и своих потребностей выйдет в жизнь будущий гражданин, на этапе неудовлетворения физиологических потребностей, или это будет достойный человек, желающий самовыражения в цивилизованном мире. Модули «Обучение одаренных и талантливых» и «Лидерство и управление» были интегрированы мной в серию последовательных уроков, через активные формы работы (парная, групповая, исследовательская). Раньше в классе в ходе урока я опиралась на «сильно мотивированных» учеников, не обращая должного внимания на ребят слабо мотивированных, практика мне дала понять, что необходимо создать условия, чтобы ребята раскрылись и показали себя с лучшей стороны. Именно работа в группах способствовала к проявлению лидерства. Хотелось бы отметить лидерские качества выше упомянутой ученицы Г., которая не смотря на низкий уровень знаний, контролировала и направляла работу группы, а также она с удовольствием презентовала флипчарт. Это является доказательством того, что не только ребята с высоким уровнем мотивации могут проявлять лидерские качества. Лидерами в классе выступали ребята, которые защищали работы групп. Лидеры помогают организовать работу на уроке, организовать работу групп, правильно распределят роли каждого члена группы. Результатом этого является – в работе задействованы все учащиеся, повышается мотивация школьников. Обязательным условием развития одаренности является формирование у ребенка чувства успешности. Академическая одаренность проявляется на уроке физики у В.О.. Его успех на уроке достигнут благодаря превосходной памяти, и быстроте мышления. При выполнении лабораторной работы привлекала его для помощи и обучения других учеников. Во время изучения нового материала В.О. выступал в роли эксперта, выполнял опережающие задания. При планировании уроков, буду составлять задания дифференцированно, чтобы привлечь внимание как учащихся с высокой степенью обученности, так и с низкой. В этом мне поможет методика таксономия Блума. Буду стараться и в дальнейшем способствовать развитию лидерства у учащихся, и давать детям возможность проявлять себя. Хочу сказать, что учитель должен быть всегда в поиске раскрытия у учеников талантов, возможностей. Размышляя о семи модулях, я хочу сказать, что настало время мыслить и действовать по-новому. Программа, основанная на конструктивистских подходах, поможет учителям изменить свое отношение к обучению, вселить уверенность ребенку овладеть желанием учиться, быть ответственным за свое образование. Внедрение новых подходов в обучении положительно влияют на учебную и эмоциональную сферу детей.
Использованная литература
-
Руководство для учителя 2012 год
-
Интернет- ресурс http://nsportal.ru
-
Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.
PAGE \* MERGEFORMAT 1

