Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз

Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Рефлексия по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков
«Учитель живет до тех пор, пока учится,
как только он перестает учиться,
в нем умирает учитель».
К.Д. Ушинский
Рефлексия
из запланированной серии последовательных
уроков
Каждый педагог определяет для себя – чему он будет учить своих воспитанников. Можно учить конкретным знаниям, выдавая необходимую информацию, а можно пойти другим путём.
На своем уроке я использовала следующие модули, позволившие мне раскрыть цель урока и решить поставленные задачи: работа в группах, диалоговое обучение, различные формы оценивания (взаимооценивание, оценивание работы в группе и самооценивание). Кроме того, я применяла таблицу ЗХУ (элемент критического мышления) и ИКТ. Все это дало мне возможность разнообразить формы работы на уроке, повышать мотивацию к учебе учащихся, поднимать их самооценку и способствовало сплочению коллектива.
Целью данного урока являлось закрепить у детей представление о разделе «Механика». В классе, который я выбрала для прохождения практики, имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с языковыми барьерами , рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей таких детей. На протяжении всего урока осуществлялась их взаимосвязь через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетания письменной работы с устной и используя игровые элементы.
Я думаю, что современному обществу нужны образованные, нравственные, мобильные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозировать последствия, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Моя цель – дать детям основу, ту основу, которая будет поддерживать их всю жизнь и не даст пропасть , затеряться в этом сложном мире . Цель конструктивистского преподавания состоит в повышении мотивации учащихся, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса . И здесь проявляется роль учителя, стержневой фигуры в совершенствовании деятельности школ в обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель (Strong, Ward & Grant, 2011Руководство для учителя стр. 110). Именно на учителя возложена миссия обучить учеников тому, как учиться. Для проведения серии последовательных уроков на втором этапе курсов «Практика в школе» я выбрала 7 «Б» класс, потому что обучение физике начинается с этого класса . В 7 классе учащиеся получают общие представления о закономерностях природы, о методах ее исследования, о многообразии физических явлений.
Мне необходимо раскрыть их творческий потенциал и
повысить желание детей учиться. Я хочу проследить
за процессом обучения и проанализировать результаты
своей работы по использованию новых подходов к обучению
учащихся. Для
создания атмосферы сотрудничества в классе провела классный час, на
котором мы разработали правила работы в группе. Ведь создание
коллаборативной среды в классе предполагает сотрудничество,
взаимодействие между учащимися для успешного достижения
образовательных целей. При делении на группы возникли проблемы -
так как, в этом классе из 12 учащихся 7 девочек и 5 мальчика.
Мальчики отказывались работать в группе с девочками. Раньше работая
в группах у детей «рождался» дух соперничества, конкуренции, что
приводило к конфликтным ситуациям. Я объяснила ребятам,
что в
основе групповой работы лежит не
соревнование, а сотрудничество, которое направлено
на развитие у
детей чувства уважения к своим товарищам.
И
Рис . 1. Сотрудничество
ндивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу, тем самым развивает втоварищах чувство сплоченности. Приняли мои рекомендации, и дальнейшая деятельность по выработке правил работы в группе прошла успешно. Заслушав каждого в группе, и анализируя вместе с учениками более значимые, мы составили общие правила работы в группе, каждый член группы высказывал и писал эти правила на флипчарте. Наблюдая за тем, как ребята оформляют плакат, я заметил, что в классе много лидеров, между ними часто возникали споры, которые в итоге разрешала я. В отношениях между некоторыми учащимися наблюдаются небольшие межличностные барьеры. Флипчарт с правилами группы висел на самом видном месте класса, на протяжении всей серии последовательных уроков. Детям очень понравилось, что не я сама все придумала, а что они сами внесли вклад в такое большое дело и придерживались этих правил. Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. (Руководство для учителя, стр.119).
При разработке урока я старалась внедрить все семь модулей Программы. Старалась, чтобы урок проходил в увлекательной форме, вызывал интерес учеников, следила, чтобы на уроке был охвачен и понят весь запланированный объем материала по данной теме.Я начала урок с позитивного ролика «Доброе утро». После просмотра ролика они поделились эмоциями. С первого раза не все смогли просто друг другу улыбнуться, но после нескольких попыток, улыбка удавалась всем. Просмотр ролика очень удивил детей, так как раньше на уроках мы их не применяли. У детей поднялось настроение, а в глазах ожидание чего- то необычного. После позитивного ролика я провела опрос домашнего задания в игровой форме применяя стратегию «Да-нетка» . В этой игре дается ответ , ученик должен сделать выбор «согласен» или «не согласен». Приятно осознавать, что мои уроки и методы работы способствуют тому , что дети теснее стали общаться между собой , сдружились. После этого на интерактивной доске показывается таблица «формулы и обозначение» характеристики физической величины, каждая группа обсуждает и дает характеристику своей величины. Разделив класс по принципу «четные и нечетные числа» на 2 группы. Предложила детям изучить проиденные параграфы учебника и заполнить таблицу «формулы и обозначения» разделу «Механика» . Шаги данной работы были следующими: индивидуальное изучение текста, обсуждение в группе , сбор информации по предоставленному плану, привести примеры совершения механической работы из жизни.
В каждой группе был организатор, который целенаправленно вёл работу группы. В первой группе организаторскую функцию выполняли А. и А., во второй – В. и Р. Атмосфера сложилась дружеская, неконкурентная. Каждый ученик стремился работать в сотрудничестве с другими учащимися. Ученики с высоким и средним уровнем успеваемости на каждом этапе работы проявляли инициативу. Учащиеся любознательны, самомотивированы. Хочется отметить, что в групповой работе слабоуспевающие ученики принимают участие: начинают искать информацию, пытаются анализировать её. В атмосфере сотрудничества они раскрываются: более уверенны, непассивны, заинтересованы самим процессом работы.
Идет оценивание в лист взаимооценки. Согласна с тем, что оценивание в классе не является лишь техническим приёмом. Учитель оценивает, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ребёнка, а так же ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия (Александер, 2001)…..
А что же будет дальше на уроке? Загорелись глаза и у тех детей, которые раньше не были мотивированны к моему предмету. В стадии вызова интереса я применила тренинг «Похвали соседа», так как учащимся в группах необходимо была поддержка друзей .
Применение ИКТ помогло активизировать учебный процесс. К примеру, просмотр позитивного ролика, способствовал созданию положительной атмосферы на уроке. На этапе актуализации знаний ребятам предложила посмотреть презентацию «физика в картинках» . По ним задала вопрос: Что общего во всех этих случаях? Дети с низкой учебной мотивацией С., К., Л. просто перечислили то, что видели на картинках. На вопросы, изображенные на картинках , стихи-загадки отгадывали и выполняли дружно придерживаясь правила работы в группе. Все это способствовало обдуманному подходу к работе, способствовало развитию самостоятельного мышления. Только критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений ( Руководство для учителя стр. 165).
Я думаю, что обучение критическому мышлению позволит воспитать современного выпускника. Критическое мышление – это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Во время диалога между учениками в процессе наблюдения замечала, как они принимали во внимание альтернативные решения, менялся уровень их мышления и действий. На каждом уроке у меня был сбор релевантной информации, той информации, которая помогала мне осуществлять подготовку к урокам. Анализируя свои уроки, я делала основанные выводы и обобщения и на своем практическом опыте разрабатывала приемы и методы, позволяющие сделать мои уроки ориентированными на ученика.
П
рис.2 . Игра «Рыболов»
ри выполнении этой работы я наблюдала за саморегуляцией своих учеников. Саморегуляция учебной деятельности – это специфическая регуляция, осуществляемая учеником как субъектом деятельности. В процессе наблюдения за учащимися при групповой работе чувство безразличия к обучению было преодолено, ребята включились в работу, были активными, вели внутри группы диалогическую беседу. Диалогическая беседа «ученик-ученик» развивалась лучше, чем «учитель- ученик». При такой организации учебного процесса мои ученики находились в постоянном взаимообучении. Совместная беседа учеников в группе принесла большую пользу. Данный процесс позволил моим ученикам выражать своё понимание темы, они учились понимать, что у других учеников могут быть разные идеи, учились приводить аргументы. Мне же как учителю понять на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения. (руководство для учителя).Желание учеников качественно выполнить задание по составлению флипчарта непроизвольно определило лидеров группы. Такими являются ученики с высокой учебной мотивацией Р. С., Н. К., В. О., Ж. М.. Ученики с высоким и средним уровнем успеваемости на каждом этапе работы проявляли инициативу. Учащиеся любознательны, самомотивированы. В двух группах защита флипчартов осуществлялась учениками с высокой учебной мотивацией, они владеют хорошим словарным запасом, смогли аргументировать свои идеи. Хочется отметить, что в групповой работе слабоуспевающие ученики С. К., К. М., Л. М. стали принимать участие: искали информацию, пытались анализировать её. В атмосфере сотрудничества они стали непассивными, и заинтересованы самим процессом работы . В каждом классе можно найти учеников академически одаренных. На моем уроке таким учеником является А. Л., он отличается от ребят в классе мышлением высокого уровня. На уроках мне нужно выявлять эти «таланты» и развивать сильные стороны ребенка с целью повышения мотивации к изучению предмета. Эту задачу я поставила на будущее. На уроке я предоставила возможность А. самостоятельно сделать выводы по условиям совершения механической работы. И у него это отлично получилось. Далее как я применяла на уроке модуль « ОдО и ОО». Во время прохождения практики пришло понимание того,что оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся учащиеся в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня. (Руководство для учителя стр.174). После защиты флипчартов спикеры группы давали конструктивное оценивание работы каждого члена группы и группы в целом. Здесь я применила прием формативного оценивания: похвала - «Ты меня приятно удивил», «Молодец, ты хорошо справился с заданием» «Я в тебя верила» и аплодисменты. «Давайте похлопаем тому, кто справился с заданием». Не легко было спикерам давать оценку, потому что у детей нет навыка оценивания . В результате оценивания работы групп наблюдалось нежелание друг друга обидеть. Поэтому в дальнейшем я планирую модуль оценивание для обучения применять на своих уроках, почитать дополнительную литературу, работать над критериальным оцениванием, я понимаю, что все это будет работать на развитие познавательного интереса к моему предмету. Оценивание должно быть гуманным, этого принципа я буду придерживаться в своей дальнейшей практике. Самым важным моментом урока было закрепление . Дети в группах самостоятельно составляли по картинкам условие задачи, я не ожидала, что дети придумают оригинальные условия и справятся с решением задачи. На вопрос «Достигли ли мы цели, какие поставили в начале урока»? ребята отвечали, перебивая друг друга, мне пришлось напомнить о правилах работы в группе. В конце урока я провела эмоциональную рефлексию «Древо знаний» .У
Рис.3. Древо знаний
чащиеся на стикерах свободно выразили свои мысли и чувства. Считаю, цели урока мы достигли. Я и ребята были вполне удовлетворены выполненной работой, могу с уверенностью сказать , что первый урок получился. Конечно, есть определенные трудности, одним из них является вовлечение всех учащихся в учебный процесс. У некоторых моих учеников слабая мотивация , нет творческого мышления, не умеют аргументировать выбранную позицию. Но это и не их вина, ведь мы (учителя) требовали от них только воспроизводить учебный материал. Сами ставили репродуктивное мышление, а конвергентным мышлением, к сожалению, мы и сами не обладаем. Моя задача разить такой тип мышления у себя и у своих учеников. Для этого я буду вовлекать в учебный процесс всех детей, развивать умения аргументировать свою позицию, способствовать раскрепощению детей, создавая им благоприятную и комфортную обстановку внутри класса, раскрывать способности учащихся, учить учиться и применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Я решила ,что мне еще надо работать над оцениванием, развивать навыки работы в паре, в группе , учить составлять вопросы открытого и закрытого порядка. Буду чаще применять на уроке работу с таблицами. Ребята при данной работе читают и осмысливают, учатся выделять главное. Работа с кластером систематизирует знания учащихся. Требуется научить ребят придерживаться правил работы в группе. Общение с учениками способствует развитию в учениках саморегулирования. Осуществление контроля над своим обучением, способность к рассуждению о нем и чувство уверенности в том, что они способны усовершенствовать свое обучение, является положительным результатом.
Использованная литература:
1.Руководство для учителя (третий базовый уровень)
2. Интернет – ресурс (http://eidos.ru/)
3. Выготский Л.С. педагогическая психология.- М.: Педагогика,1994.-479с.
2

