Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Риторика и жанры
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тема: Риторика и жанры
Цели и задачи: познакомить учащихся с курсом риторики как науки о красноречии, убеждении и воздействии на аудиторию; познакомить учащихся с ораторским мастерством риторов Древней Греции и Древнего Рима, объяснить их взгляды на теорию красноречия.
«Риторика – наука о мысли и речи, учение об убедительной,
украшенной, эффективной и уместной речи, о воспитании
личности через речь».
В.Аннушкин
Ход урока
-
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы
приступаем к изучению раздела русского языка - риторике как науке о
мысли и слове. Зачем необходима риторика современному
человеку?
В современном обществе множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.п. В условиях возросших возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение. ХХ1 век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, то есть ведущую роль будут играть культура, духовность, утверждающие достоинство и ценность человеческой личности, а значит, без риторики как науки об искусстве красноречия нам не обойтись
Риторическое воспитание и образование практически вы получали, начиная с 5 класса, и продолжается оно до окончания школы. Это работа на уроках словесности и литературы, когда вы знакомились с единицами речевой деятельности, со стилистикой языка, типами речи, речевыми жанрами и т.п. Особая роль риторики как учебного предмета в старших классах состоит в обобщении, совершенствовании и систематизации на новом уровне всех тех знаний и умений, которые были получены прежде. Риторика призвана дать полное представление о риторическом каноне как целостной системе действий на пути от мысли к слову, помочь обрести и совершенствовать умения и навыки анализа, самоанализа и самоконтроля вашего речевого поведения. Оформление записи в тетрадях: темы, основных понятий раздела, эпиграфа (с. 154 учебника).
ІІ. Риторика – наука о мысли и речи
Работа с учебником: чтение учителем текста упражнения №179.
Задания.
1. Определить стиль текста, жанр, тип речи, тему и основную мысль;
2. Найти в тексте ответы на вопросы:
- почему люди выражают своё преклонение перед словом?
- как оценивали слово в древности и как относится к слову наш современник, умеет пользоваться им?
- какая наука даёт ответ на вопрос: в чём сила воздействия живого слова, врождённый ли это дар или результат длительного и кропотливого труда?
3. Прочитать высказывания выдающихся людей и пословицы о слове (упр. 180), дополнить их своими примерами по теме «Слово в жизни человека».
4. На основе приведённых и подобранных примеров составить и записать «Кодекс речевого поведения» - самостоятельная работа с последующим прочтением некоторых примеров и их комментарием.
5. Лингвистический практикум
Пользуясь словарём иностранных слов, составить словосочетания или предложения со следующими словами:
адаптация, альянс, альтернатива, антипод, беспрецедентный, брифинг, геноцид, декларация, дестабилизация, диссидент, догматизм, доктрина.
ІІІ. Итоги урока.
Возвращаясь к эпиграфу урока:
- что же такое риторика,
- почему мы говорили в течение урока о слове,
- как вы понимаете «воспитание личности через речь»
ІУ. Домашнее задание: упр. 180-181;
Термины «риторика»: в греческом языке retorike – «ораторское искусство», в латинском orator, orare – «говорить»,, в старославянском – «витийство», в русском – «красноречие» - все эти понятия синонимичны.
«Я понял ещё, что все люди как в жизни, так и на сцене говорят ужасно. Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вместо Ш произносим ПФА, вместо Л говорим УА. Согласная С у нас звучит как ЦС, а Г превращается у некоторых в ГХА. Прибавьте к этому оканье, аканье, шепелявость, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и всякое косноязычие. Слова с подменёнными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа».
А если прибавить сегодняшний молодёжный сленг, когда литературная речь заменяется придуманными словами и наделёнными своим лексическим значением!
- По образцу словарной статьи составьте собственное толкование лексических значений слов:
беспредел, зависнуть, крутой, клёвый, классный, тормозить, тусоваться, кинуть.
- Подберите и запишите аргументы, подтверждающие истинность тезиса:
«Наверное, можно скрыть своё происхождение, образование и прочее, но большинству людей это не удаётся – их выдаёт речь» (Д.Паркинсон)
5) Слово учителя
Риторика включает два основных раздела: общую риторику и частную риторику. Определения читаем на с.163 учебника. Прокомментируйте эти определения.
Так каковы особенности и в чём различия ораторского искусства Древней Греции и Древнего Рима?
Итак, становление риторики как науки произошло в Древней Греции в У веке до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. В Древней Греции человеку приходилось довольно часто выступать с публичными речами – в народном собрании, в суде, на многолюдных праздниках и дружеских встречах.
Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться и в Древнем Риме. Римляне тоже высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли.
В средневековой риторике господствующим жанром становится церковное красноречие. Цитирование и ссылка на авторитеты становятся основными элементами выступлений.
Древнерусское красноречие рождается на основе взаимодействия развитой народной устно-речевой традиции и античных, византийских риторических образцов.
Риторика как искусство красноречия оформилась на Руси с ХУ11 в., а в ХХ в. стала наукой. Лучшие традиции славянской риторики развивали русские и украинские риторы.
Прочитать. Какие выводы о характере русского народного речевого идеала можно сделать на их основе?
-
Язык поит и кормит, и спину порет. -
Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем. -
Петь хорошо вместе, а говорить – порознь. -
Много наговорено, да мало переварено. -
Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай. -
Кстати промолчать, что большое слово сказать. -
От приветливых слов язик не отсохнет -
5. Лингвистический практикум
-
Пользуясь словарём иностранных слов, составить словосочетания или предложения со следующими словами:
-
адаптация, альянс, альтернатива, антипод, беспрецедентный, брифинг, геноцид, декларация, дестабилизация, диссидент, догматизм, доктрина.
-
ІІІ. Итоги урока.
-
Возвращаясь к эпиграфу урока:
-
- что же такое риторика,
-
- почему мы говорили в течение урока о слове,
-
- как вы понимаете «воспитание личности через речь»
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Междометия и другие части речи
-
Цели: показать значение междометий в роли других частей речи; развивать умение отличать междометия от других частей речи, от звукоподражательных слов.
-
Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, анализ предложений.
-
Ход урока
-
I. Лингвистическая разминка
-
- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания, сделайте синтаксический разбор, определите
части речи, укажите их роль в предложении. -
К...манда стояла (на)смертъ но увы пропустила мяч... в самом конце ма...ча.
-
(Команда стояла насмерть, но, увы, пропустила мяч в самом конце матча.)
-
II. Проверка домашнего задания
-
Упражнение 421: чтение вариантов текста с добавлением междометий.
-
В это время фонетический разбор, разбор слова по составу, словообразовательный и морфологический разбор трое учеников выполняют на доске.
-
III. Анализ предложений
-
- Сопоставим предложения и определим роль и значение омонимичных слов.
-
1)0 тихий Амстердам с певучим перезвоном старинных колоколен! (К.Д. Бальмонт.)
-
О чем ты воешь, ветер ночной? (Ф.И. Тютчев.)
-
О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная! (А.А. Григорьев.)
-
Комментарий. В первом предложении О - усилительная частица при обращении, она не отделяется от обращения запятой. Во втором предложении О - предлог. В третьем - междометие.
-
2) Далече грянуло ура.
-
Ура, мы ломим, гнутся шведы! (А.С. Пушкин.) Комментарий. В первом предложении междометие ураупотребляется в значении существительного-подлежащего. Во втором - собственно междометие, выражающее восторг, душевный подъем, взлет.
-
3) Гляди-ка, за год ты ого-го как вырос!
Ого-го! Отзовитесь! -
Комментарий. В первом предложении междометие ого*го употребляется в значении наречия-обстоятельства, во втором собственно междометие, выражающее призыв, побуждение.
-
Вывод: междометия могут выступать в роли разных членов предложения, хотя по сути они не являются членами предложения.
-
IV. Звукоподражательные слова
-
1. Задание: привести примеры звукоподражательных слов. (Мяу, гав-гав, му-му, хрю-хрю, чик-чирик, дзинь, бац, чмок и т. д.)
-
2. Беседа.
-
Интересно, что звукоподражания неодинаковы в разных языках. Вы, наверное, знаете, что «по-английски» кошка, например, говорит мью-мью, а собака - бау-вау.
-
- Как вы думаете, от чего зависит разница в звукоподражании в разных языках? (От фонетических особенностей каждого языка.)
-
- Какие чувства, настроения выражают звукоподражания? (Сами по себе они не выражают ни чувств, ни настроений, а лишь пытаются передать различные звуки. Чувства и настроения может создать лишь интонация, с которой звукоподражания произносятся.)
-
- Иногда звукоподражательные слова относят к междометиям, однако они составляют особую группу. Попробуем это доказать.
-
3. Анализ текста.
-
- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания, сделайте синтаксический разбор, определите
части речи, укажите их роль в предложении. -
Кчему (бы) (не, ни) готовил свое подр...зделениеБлохин, такого соперн...ка (не, ни) он, (не, ни) его игроки явно (не, ни) ож...дали. Да и кто ож..дал(то)? Вот (уж) воист...ну (не, ни)истовые пр...тив-ники лиш... мельканье в глазах да «вжик-вжик» в ушах.
-
Комментарий. К чему бы ни готовил свое подразделение Блохин, такого соперника ни он, ни его игроки явно не ожидали. Да и кто ожидал-то? Вот уж воистину неистовые противники -лишь мельканье в глазах да «вжик-вжик» в ушах.
-
Обратим особое внимание на разнообразие частиц (и формообразующих, и смысловых), предлогов, союзов и звукоподражательное слово. Оно выступает в роли существительного-подлежащего. Об этой роли звукоподражательного слова говорит, в частности, однородное с ним подлежащеемельканье.
-
4. Разбор предложений.
-
Бокал сказал «дзинь!» и разбился.
-
А щука бух в воду!
-
Ночью на болоте слышно только лягушачье ква-ква.
-
Комментарий. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения:«дзинь!» - в роли дополнения, бух - в роли сказуемого, ква-ква - в роли подлежащего.
-
5. Вывод.
-
Звукоподражательные слова, в отличие от междометий, не выражают чувств, настроений, побуждений, они лишь передают звуки окружающего мира. Звукоподражательные слова обычно выступают в роли каких-либо членов предложения.
-
Домашнее задание
-
Выписать из художественных произведений предложения с междометиями; выучить фрагменты стихотворений с междометиями наизусть.
-