Ашық сабақ, ҚМЖ, көрнекілік, презентация жариялап
2 млн. ₸ табыс табыңыз!
0 / 1
Материалға шағымдану
Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Шағым жылдам қаралу үшін барынша толық ақпарат жіберіңіз
Сіздің сұранысыңыз сәтті жіберілді!
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
1 бонус = 1 теңге
Бонусты сайттағы қызметтерге жұмсай аласыз. Мысалы келесі материалды жеңілдікпен алуға болады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Түсінікті
2024-2025 оқу жылына арналған
қысқа мерзімді сабақ жоспарларын
Жүктеп алғыңыз келеді ме?
Риторика и жанры
Материал туралы қысқаша түсінік
Материал для факультативных занятий
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады.
Толығырақ
22 Желтоқсан 2017
388
0 рет жүктелген
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тема: Риторика и жанрыЦели и задачи: познакомить учащихся с курсом риторики как науки о красноречии, убеждении и воздействии на аудиторию; познакомить учащихся с ораторским мастерством риторов Древней Греции и Древнего Рима, объяснить их взгляды на теорию красноречия. «Риторика – наука о мысли и речи, учение об убедительной,украшенной, эффективной и уместной речи, о воспитанииличности через речь».В.АннушкинХод урока
Итак, становление риторики как науки произошло в Древней Греции в У веке до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. В Древней Греции человеку приходилось довольно часто выступать с публичными речами – в народном собрании, в суде, на многолюдных праздниках и дружеских встречах.Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться и в Древнем Риме. Римляне тоже высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли.В средневековой риторике господствующим жанром становится церковное красноречие. Цитирование и ссылка на авторитеты становятся основными элементами выступлений.Древнерусское красноречие рождается на основе взаимодействия развитой народной устно-речевой традиции и античных, византийских риторических образцов.Риторика как искусство красноречия оформилась на Руси с ХУ11 в., а в ХХ в. стала наукой. Лучшие традиции славянской риторики развивали русские и украинские риторы.Прочитать. Какие выводы о характере русского народного речевого идеала можно сделать на их основе?
- Вступительное слово учителя.
Итак, становление риторики как науки произошло в Древней Греции в У веке до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. В Древней Греции человеку приходилось довольно часто выступать с публичными речами – в народном собрании, в суде, на многолюдных праздниках и дружеских встречах.Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться и в Древнем Риме. Римляне тоже высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли.В средневековой риторике господствующим жанром становится церковное красноречие. Цитирование и ссылка на авторитеты становятся основными элементами выступлений.Древнерусское красноречие рождается на основе взаимодействия развитой народной устно-речевой традиции и античных, византийских риторических образцов.Риторика как искусство красноречия оформилась на Руси с ХУ11 в., а в ХХ в. стала наукой. Лучшие традиции славянской риторики развивали русские и украинские риторы.Прочитать. Какие выводы о характере русского народного речевого идеала можно сделать на их основе?
- Язык поит и кормит, и спину порет.
- Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем.
- Петь хорошо вместе, а говорить – порознь.
- Много наговорено, да мало переварено.
- Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай.
- Кстати промолчать, что большое слово сказать.
- От приветливых слов язик не отсохнет
- 5. Лингвистический практикум
- Пользуясь словарём иностранных слов, составить словосочетания или предложения со следующими словами:
- адаптация, альянс, альтернатива, антипод, беспрецедентный, брифинг, геноцид, декларация, дестабилизация, диссидент, догматизм, доктрина.
- ІІІ. Итоги урока.
- Возвращаясь к эпиграфу урока:
- - что же такое риторика,
- - почему мы говорили в течение урока о слове,
- - как вы понимаете «воспитание личности через речь»
- Междометия и другие части речи
- Цели: показать значение междометий в роли других частей речи; развивать умение отличать междометия от других частей речи, от звукоподражательных слов.
- Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, анализ предложений.
- Ход урока
- I. Лингвистическая разминка
- - Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знакипрепинания, сделайте синтаксический разбор, определитечасти речи, укажите их роль в предложении.
- К...манда стояла (на)смертъ но увы пропустила мяч... в самом конце ма...ча.
- (Команда стояла насмерть, но, увы, пропустила мяч в самом конце матча.)
- II. Проверка домашнего задания
- Упражнение 421: чтение вариантов текста с добавлением междометий.
- В это время фонетический разбор, разбор слова по составу, словообразовательный и морфологический разбор трое учеников выполняют на доске.
- III. Анализ предложений
- - Сопоставим предложения и определим роль и значение омонимичных слов.
- 1)0 тихий Амстердам с певучим перезвоном старинных колоколен! (К.Д. Бальмонт.)
- О чем ты воешь, ветер ночной? (Ф.И. Тютчев.)
- О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная! (А.А. Григорьев.)
- Комментарий. В первом предложении О - усилительная частица при обращении, она не отделяется от обращения запятой. Во втором предложении О - предлог. В третьем - междометие.
- 2) Далече грянуло ура.
- Ура, мы ломим, гнутся шведы! (А.С. Пушкин.) Комментарий. В первом предложении междометие ураупотребляется в значении существительного-подлежащего. Во втором - собственно междометие, выражающее восторг, душевный подъем, взлет.
- 3) Гляди-ка, за год ты ого-го как вырос!Ого-го! Отзовитесь!
- Комментарий. В первом предложении междометие ого*го употребляется в значении наречия-обстоятельства, во втором собственно междометие, выражающее призыв, побуждение.
- Вывод: междометия могут выступать в роли разных членов предложения, хотя по сути они не являются членами предложения.
- IV. Звукоподражательные слова
- 1. Задание: привести примеры звукоподражательных слов. (Мяу, гав-гав, му-му, хрю-хрю, чик-чирик, дзинь, бац, чмок и т. д.)
- 2. Беседа.
- Интересно, что звукоподражания неодинаковы в разных языках. Вы, наверное, знаете, что «по-английски» кошка, например, говорит мью-мью, а собака - бау-вау.
- - Как вы думаете, от чего зависит разница в звукоподражании в разных языках? (От фонетических особенностей каждого языка.)
- - Какие чувства, настроения выражают звукоподражания? (Сами по себе они не выражают ни чувств, ни настроений, а лишь пытаются передать различные звуки. Чувства и настроения может создать лишь интонация, с которой звукоподражания произносятся.)
- - Иногда звукоподражательные слова относят к междометиям, однако они составляют особую группу. Попробуем это доказать.
- 3. Анализ текста.
- - Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знакипрепинания, сделайте синтаксический разбор, определитечасти речи, укажите их роль в предложении.
- Кчему (бы) (не, ни) готовил свое подр...зделениеБлохин, такого соперн...ка (не, ни) он, (не, ни) его игроки явно (не, ни) ож...дали. Да и кто ож..дал(то)? Вот (уж) воист...ну (не, ни)истовые пр...тив-ники лиш... мельканье в глазах да «вжик-вжик» в ушах.
- Комментарий. К чему бы ни готовил свое подразделение Блохин, такого соперника ни он, ни его игроки явно не ожидали. Да и кто ожидал-то? Вот уж воистину неистовые противники -лишь мельканье в глазах да «вжик-вжик» в ушах.
- Обратим особое внимание на разнообразие частиц (и формообразующих, и смысловых), предлогов, союзов и звукоподражательное слово. Оно выступает в роли существительного-подлежащего. Об этой роли звукоподражательного слова говорит, в частности, однородное с ним подлежащеемельканье.
- 4. Разбор предложений.
- Бокал сказал «дзинь!» и разбился.
- А щука бух в воду!
- Ночью на болоте слышно только лягушачье ква-ква.
- Комментарий. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения:«дзинь!» - в роли дополнения, бух - в роли сказуемого, ква-ква - в роли подлежащего.
- 5. Вывод.
- Звукоподражательные слова, в отличие от междометий, не выражают чувств, настроений, побуждений, они лишь передают звуки окружающего мира. Звукоподражательные слова обычно выступают в роли каких-либо членов предложения.
- Домашнее задание
- Выписать из художественных произведений предложения с междометиями; выучить фрагменты стихотворений с междометиями наизусть.
Материал ұнаса әріптестеріңізбен бөлісіңіз
Ашық сабақ, ҚМЖ, көрнекілік, презентация
жариялап табыс табыңыз!
Материалдарыңызды сатып, ақша табыңыз.
(kaspi Gold, Halyk bank)