Материалдар / Роль цифровых технологий в речевом развитии учащихся начальных классов

Роль цифровых технологий в речевом развитии учащихся начальных классов

Материал туралы қысқаша түсінік
Роль цифровых технологий в речевом развитии учащихся начальных классов
Материал тегін
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

НРисунок 3 угманова Шаира Маккамбаевна

Учитель начальных классов школы-гимназии

15 имени Магжана Жумабаева,

город Туркестан,Туркестанской области








Роль цифровых технологий в речевом развитии учащихся начальных классов

Статья посвящена значению цифровых образовательных ресурсов в формировании речевых навыков у младших школьников. Осваивая основы коммуникации и участвуя в коллективных занятиях, дети активно развивают языковые умения.

В условиях стремительного развития цифровых технологий возникает необходимость модернизации методов преподавания, в том числе с использованием цифровых инструментов.

Ключевые слова:
Цифровые образовательные ресурсы, речевое развитие, младшие школьники, мультимодальные тексты, игровые технологии, изучение иностранных языков, эффективность обучения, социокультурные компетенции.

Развитие языковых навыков и овладение речью — важные этапы становления личности младших школьников. Эти процессы начинаются с первых попыток общения с окружающими и продолжаются через активное участие в коллективных играх и образовательных занятиях. Учитель иностранного языка играет ключевую роль в формировании речевых умений, организуя учебную деятельность таким образом, чтобы она способствовала совершенствованию навыков общения.

В эпоху цифровизации образовательный процесс требует внедрения инновационных методик преподавания. Современные технологии помогают не только обогатить словарный запас учащихся, но и сформировать их грамотную и связную речь, а также развить правильное произношение.

Использование цифровых ресурсов в обучении младших школьников соответствует требованиям современной педагогики, повышая эффективность учебного процесса. Интерактивные и игровые элементы способствуют повышению мотивации детей, активному вовлечению в образовательную деятельность и лучшему усвоению материала.

Цифровые образовательные ресурсы включают в себя различные мультимедийные материалы — изображения, видеофрагменты, аудиозаписи, интерактивные модели и текстовые документы, которые позволяют сделать учебный процесс более наглядным, интересным и доступным.



Развитие языковых навыков и овладение речью представляют собой важные достижения для младших детей. Формирование этих умений начинается с первых шагов в общении с окружающим миром и активного участия в коллективных занятиях и играх. Задачей учителя иностранного языка является эффективное совершенствование этих навыков через организацию учебного процесса.

Использование компьютерных технологий в обучении младших школьников соответствует требованиям современного образования и повышает эффективность учебного процесса. Цифровые образовательные ресурсы, содержащие игровые элементы, способствуют повышению интереса учеников, их мотивации и вовлеченности в обучение, а также закреплению знаний, полученных традиционными методами.

Под цифровыми образовательными ресурсами понимаются материалы, представленные в цифровой форме, такие как фотографии, видео, виртуальные модели, звукозаписи и текстовые документы, необходимые для организации учебного процесса.

Одним из явных преимуществ цифровых образовательных ресурсов является их доступность, что позволяет использовать их в любом месте и в любое время. Несмотря на то, что они не могут полностью заменить традиционные методы обучения, они служат отличным дополнением для родителей, воспитателей и учителей.

На данный момент в цифровом методическом пространстве существует множество образовательных ресурсов для детей, которые успешно интегрируются в процесс обучения младших школьников.

Применение цифровых образовательных ресурсов, содержащих разнообразные типы заданий, позволяет достичь выдающихся результатов в обучении иностранным языкам, так как они предоставляют возможность обучения и развития различных аспектов речевой деятельности в интерактивной и увлекательной форме.

Цифровые образовательные ресурсы с мультимодальным контентом успешно применяются на уроках развития речи для формирования и совершенствования различных видов речевой деятельности. Эти ресурсы направлены на развитие навыков устной и письменной речи, аудирования, чтения и социокультурных навыков. Важно отметить, что на начальных этапах обучения нецелесообразно разъединять процессы формирования умений в аудировании и говорении, так как они тесно взаимосвязаны в обучении младших школьников.

Цифровые образовательные ресурсы также могут быть использованы для обучения другим аспектам языка, таким как грамматика, лексика, навыки чтения и письма.

С использованием цифровых образовательных ресурсов можно успешно обучать:

1. Русскому алфавиту. Ребенок видит графическое изображение буквы, слышит ее произношение и может повторить правильное произношение. Задания, предлагаемые в цифровых образовательных ресурсах, таких как «Русский язык для наших детей», ориентированы на закрепление зрительных образов букв и включают в себя задачи, такие как «Азбука», «Салочки», «На какую букву?» и «Собери слово».

2. Лексике. Ребенок слышит правильное произношение слова на изучаемом языке, видит изображение предмета и запоминает лексему через многократное повторение. Тематические словари и учебно-игровые задания, такие как «Едем, плывем, летим» и «Кто что делает?», также используются для изучения лексики и развития речи.

Для контроля запоминания лексических единиц можно предложить ребенку выбирать картинки после прослушивания слова или фразы.

3. Лексико-грамматическим структурам / образцам речи уделяется внимание в процессе обучения детей аудированию и говорению. Это достигается через прослушивание диалогов различной тематики, близких к реальным ситуациям общения. В этих диалогах представлены готовые образцы речи, а многократное прослушивание и обсуждение помогают усвоению лексико-грамматических конструкций. Здесь важна роль учителя или родителя, которые контролируют правильность произношения и выступают в роли партнера по общению.

Интересным заданием является прослушивание коротких предложений по образцам: «Кто + что делает + где?», «Кто + играет + с кем?», «Кто + гуляет + с кем?», и так далее. Например, после прослушивания сказки «Зимовье зверей» ребенку предлагается выбрать картинку с персонажами сказки, занимающимися чем-то. Нажав на картинку, ребенок услышать название животного и его действие, что способствует запоминанию лексико-грамматических конструкций. Эти упражнения способствуют формированию собственных высказываний и улучшению понимания лексико-грамматических структур. Привлечение ученика к активной роли в учебном процессе, в том числе через взаимодействие с цифровыми образовательными ресурсами, является эффективным методом [4,c.14].

Что касается чтения, цифровые образовательные ресурсы идеально подходят для обучения начальным навыкам чтения, предоставляя возможность организовать занятия в игровой форме. Например, для обучения чтению могут использоваться следующие интерактивные задания: собирать слова из букв, прослушивать их после сборки; вставлять буквы в слова. Задания, такие как «Собери слово», «Потерянная буква», «Шарики», «Веселый поезд», «Что лишнее?» (выбрать лишнее слово из четырех прочитанных), способствуют развитию зрительной и слуховой памяти, внимания и логики.

4. Грамматика может быть преподнесена детям младшего школьного возраста в игровой форме с использованием цифровых образовательных ресурсов. Это осуществляется через создание реальных ситуаций, в которых дети могут применять устную речь. Частое повторение игровых сценариев помогает запомнить грамматические структуры языка. Ключевым моментом является обеспечение ребенка возможностью слушать правильную русскую речь. Грамматика в этом контексте усваивается не через специальные уроки, а через естественное общение, чтение и прослушивание [5,c.87].

Таким образом, на сегодняшний день цифровые образовательные ресурсы стали неотъемлемой частью образовательной системы, занимая значимое место среди современных технологий обучения русскому языку как иностранному. Они могут использоваться как в индивидуальном, так и в групповом обучении. Интеграция аудио- и видеоматериала, текста, изображений и интерактивного контента в игровой форме с применением последних технологических достижений способствует достижению образовательных целей, таких как развитие навыков аудирования, чтения, говорения и письма.






Список использованных источников


  1. Головин Б. Н. Основы культуры речи: учебное пособие. //Б. Н. Головин// -М., 2021.

  2. Катонова Е. М. Развитие языковой и речевой способности младших школьников. // Е. М. Катонова// Пачатковая школа. — 2020. — № 6.

  3. Кукушкина О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. //Журнал «Дефектология»// — М., 2021. — № 3.

  4. Ладыженская Н. В. Риторика с применением компьютерных технологий// Начальная школа: плюс-минус. 2023. — № 4.

  5. Антипова, К. А. Развитие культуры речи младшего школьника с использованием информационно-коммуникативных технологий (на примере выпуска классной газеты) / К. А. Антипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27774/ (дата обращения: 15.01.2024).

Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі