Н
угманова Шаира Маккамбаевна
Учитель начальных классов
школы-гимназии
№
15 имени Магжана
Жумабаева,
город Туркестан,Туркестанской
области
Роль цифровых технологий в речевом развитии
учащихся начальных классов
Статья
посвящена значению цифровых образовательных ресурсов в формировании
речевых навыков у младших школьников. Осваивая основы коммуникации
и участвуя в коллективных занятиях, дети активно развивают языковые
умения.
В условиях
стремительного развития цифровых технологий возникает необходимость
модернизации методов преподавания, в том числе с использованием
цифровых инструментов.
Ключевые
слова:
Цифровые образовательные ресурсы, речевое развитие, младшие
школьники, мультимодальные тексты, игровые технологии, изучение
иностранных языков, эффективность обучения, социокультурные
компетенции.
Развитие
языковых навыков и овладение речью — важные этапы становления
личности младших школьников. Эти процессы начинаются с первых
попыток общения с окружающими и продолжаются через активное участие
в коллективных играх и образовательных занятиях. Учитель
иностранного языка играет ключевую роль в формировании речевых
умений, организуя учебную деятельность таким образом, чтобы она
способствовала совершенствованию навыков
общения.
В эпоху
цифровизации образовательный процесс требует внедрения
инновационных методик преподавания. Современные технологии помогают
не только обогатить словарный запас учащихся, но и сформировать их
грамотную и связную речь, а также развить правильное
произношение.
Использование цифровых ресурсов в
обучении младших школьников соответствует требованиям современной
педагогики, повышая эффективность учебного процесса. Интерактивные
и игровые элементы способствуют повышению мотивации детей,
активному вовлечению в образовательную деятельность и лучшему
усвоению материала.
Цифровые
образовательные ресурсы включают в себя различные мультимедийные
материалы — изображения, видеофрагменты, аудиозаписи, интерактивные
модели и текстовые документы, которые позволяют сделать учебный
процесс более наглядным, интересным и
доступным.
Развитие языковых навыков и овладение речью
представляют собой важные достижения для младших детей.
Формирование этих умений начинается с первых шагов в общении с
окружающим миром и активного участия в коллективных занятиях и
играх. Задачей учителя иностранного языка является эффективное
совершенствование этих навыков через организацию учебного
процесса.
Использование компьютерных технологий в обучении
младших школьников соответствует требованиям современного
образования и повышает эффективность учебного процесса. Цифровые
образовательные ресурсы, содержащие игровые элементы, способствуют
повышению интереса учеников, их мотивации и вовлеченности в
обучение, а также закреплению знаний, полученных традиционными
методами.
Под цифровыми образовательными ресурсами
понимаются материалы, представленные в цифровой форме, такие как
фотографии, видео, виртуальные модели, звукозаписи и текстовые
документы, необходимые для организации учебного
процесса.
Одним из явных преимуществ цифровых
образовательных ресурсов является их доступность, что позволяет
использовать их в любом месте и в любое время. Несмотря на то, что
они не могут полностью заменить традиционные методы обучения, они
служат отличным дополнением для родителей, воспитателей и
учителей.
На данный момент в цифровом методическом
пространстве существует множество образовательных ресурсов для
детей, которые успешно интегрируются в процесс обучения младших
школьников.
Применение цифровых образовательных ресурсов,
содержащих разнообразные типы заданий, позволяет достичь выдающихся
результатов в обучении иностранным языкам, так как они
предоставляют возможность обучения и развития различных аспектов
речевой деятельности в интерактивной и увлекательной
форме.
Цифровые образовательные ресурсы с
мультимодальным контентом успешно применяются на уроках развития
речи для формирования и совершенствования различных видов речевой
деятельности. Эти ресурсы направлены на развитие навыков устной и
письменной речи, аудирования, чтения и социокультурных навыков.
Важно отметить, что на начальных этапах обучения нецелесообразно
разъединять процессы формирования умений в аудировании и говорении,
так как они тесно взаимосвязаны в обучении младших
школьников.
Цифровые образовательные ресурсы также могут быть
использованы для обучения другим аспектам языка, таким как
грамматика, лексика, навыки чтения и письма.
С использованием цифровых образовательных
ресурсов можно успешно обучать:
1. Русскому алфавиту. Ребенок видит графическое
изображение буквы, слышит ее произношение и может повторить
правильное произношение. Задания, предлагаемые в цифровых
образовательных ресурсах, таких как «Русский язык для наших детей»,
ориентированы на закрепление зрительных образов букв и включают в
себя задачи, такие как «Азбука», «Салочки», «На какую букву?» и
«Собери слово».
2. Лексике. Ребенок слышит правильное
произношение слова на изучаемом языке, видит изображение предмета и
запоминает лексему через многократное повторение. Тематические
словари и учебно-игровые задания, такие как «Едем, плывем, летим» и
«Кто что делает?», также используются для изучения лексики и
развития речи.
Для контроля запоминания лексических единиц можно
предложить ребенку выбирать картинки после прослушивания слова или
фразы.
3. Лексико-грамматическим структурам / образцам
речи уделяется внимание в процессе обучения детей аудированию и
говорению. Это достигается через прослушивание диалогов различной
тематики, близких к реальным ситуациям общения. В этих диалогах
представлены готовые образцы речи, а многократное прослушивание и
обсуждение помогают усвоению лексико-грамматических конструкций.
Здесь важна роль учителя или родителя, которые контролируют
правильность произношения и выступают в роли партнера по
общению.
Интересным заданием является прослушивание
коротких предложений по образцам: «Кто + что делает + где?», «Кто +
играет + с кем?», «Кто + гуляет + с кем?», и так далее. Например,
после прослушивания сказки «Зимовье зверей» ребенку предлагается
выбрать картинку с персонажами сказки, занимающимися чем-то. Нажав
на картинку, ребенок услышать название животного и его действие,
что способствует запоминанию лексико-грамматических конструкций.
Эти упражнения способствуют формированию собственных высказываний и
улучшению понимания лексико-грамматических структур. Привлечение
ученика к активной роли в учебном процессе, в том числе через
взаимодействие с цифровыми образовательными ресурсами, является
эффективным методом [4,c.14].
Что касается чтения, цифровые образовательные
ресурсы идеально подходят для обучения начальным навыкам чтения,
предоставляя возможность организовать занятия в игровой форме.
Например, для обучения чтению могут использоваться следующие
интерактивные задания: собирать слова из букв, прослушивать их
после сборки; вставлять буквы в слова. Задания, такие как «Собери
слово», «Потерянная буква», «Шарики», «Веселый поезд», «Что
лишнее?» (выбрать лишнее слово из четырех прочитанных),
способствуют развитию зрительной и слуховой памяти, внимания и
логики.
4. Грамматика может быть преподнесена детям
младшего школьного возраста в игровой форме с использованием
цифровых образовательных ресурсов. Это осуществляется через
создание реальных ситуаций, в которых дети могут применять устную
речь. Частое повторение игровых сценариев помогает запомнить
грамматические структуры языка. Ключевым моментом является
обеспечение ребенка возможностью слушать правильную русскую речь.
Грамматика в этом контексте усваивается не через специальные уроки,
а через естественное общение, чтение и прослушивание
[5,c.87].
Таким образом, на сегодняшний день цифровые
образовательные ресурсы стали неотъемлемой частью образовательной
системы, занимая значимое место среди современных технологий
обучения русскому языку как иностранному. Они могут использоваться
как в индивидуальном, так и в групповом обучении. Интеграция аудио-
и видеоматериала, текста, изображений и интерактивного контента в
игровой форме с применением последних технологических достижений
способствует достижению образовательных целей, таких как развитие
навыков аудирования, чтения, говорения и письма.
Список использованных
источников
-
Головин Б. Н. Основы культуры речи: учебное
пособие. //Б. Н. Головин// -М., 2021.
-
Катонова Е. М. Развитие языковой и речевой
способности младших школьников. // Е. М. Катонова// Пачатковая
школа. — 2020. — № 6.
-
Кукушкина О. И. Компьютерные технологии в
контексте профессии: обучение студентов. //Журнал «Дефектология»//
— М., 2021. — № 3.
-
Ладыженская Н. В. Риторика с применением
компьютерных технологий// Начальная школа: плюс-минус. 2023. — №
4.
-
Антипова, К. А. Развитие культуры речи младшего
школьника с использованием информационно-коммуникативных технологий
(на примере выпуска классной газеты) / К. А. Антипова. — Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С.
11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27774/ (дата обращения:
15.01.2024).