Доклад «Роль классного часа в процессе воспитания
учащихся. Из опыта работы»
«Какие дети рождаются, это ни от кого
не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались
хорошими – это в нашей власти»
Плутарх
«Искусство воспитания имеет ту
особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным,
и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем
менее человек с ним знаком, теоретически или практически.. Почти
все признают, что воспитание требует терпения..., но весьма
немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной
способности и навыка необходимы еще и специальные
знания.»
В современных условиях, на инновационно -
технологическом этапе формирования системы образования,
сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции
обновления содержания образования и воспитания. Воспитательная
работа должна стать специально организованным процессом
формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и
образцов гражданского поведения. Школа должна стать "вторым домом
детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому
ребенку"
Приоритетным направлением
в воспитательной
работе считаю
духовно-нравственное и правовое воспитание учащихся. Нравственность
должна стоять впереди и вести за собой
интеллект.
Ни один человек не рождается с определенным
уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И
в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные
ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому
нравственное воспитание - одно из важнейших направлений моей работы
в школе.
В процессе моей работы выработался
определенный стиль отношений с детьми:
· Не запрещать, а
направлять;
· Не управлять, а
соуправлять;
· Не принуждать, а
убеждать;
· Не командовать, а
организовывать;
· Не ограничивать, а предоставлять свободу
выбора.
Будучи классным
руководителем, считаю, что целью воспитательного процесса
является воспитание свободной, талантливой, физически здоровой
личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной
трудовой деятельности, которая достигается через формирование у
учащихся нравственного отношения к окружающим людям и осознание
ценности человеческой жизни, через формирование культуры
интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также
культуры сохранения собственного здоровья.
Стараюсь привлечь к активному участию в
различных школьных и классных мероприятиях ВСЕХ учащихся класса.
Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой
инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств,
которые востребованы обществом.
Классный час или «Час классного
руководителя» - одна из форм воспитательной работы, при которой
школьники под руководством педагога включаются в специально
организованную деятельность, способствующую формированию у них
системы отношений к окружающему миру.
Обычно темы классных часов приурочиваю к
каким-то памятным датам, согласую их с темами общешкольных
мероприятий, учитываю предложения учеников. Но, иногда, приходится
проводить внеплановые классные часы (если в классе возникают
непредвиденные обстоятельства) для урегулирования какого-то
конфликта.
Основное требование к классному часу – это
активное участие в нем всех учащихся; никто в классе не может
оставаться пассивным наблюдателем – всем можно найти дело при его
подготовке и проведении.
К подготовке классного часа привлекаются
учащиеся с учетом их способностей и желания. Например, при
подготовке классного часа, посвященного 70-летию ВОВ, учащиеся
самостоятельно готовили презентации, подбирали стихи и песни времен
ВОВ. Был подобран и продемонстрирован документальный фильм « Наши
земляки участники ВОВ». Учащиеся получили удовлетворение от
проведенной работы, которая способствовала формированию
духовно-нравственных и патриотических
качеств.
Можно отметить, что наиболее успешно
проходят классные часы на такие темы, как: «За что меня можно
любить?», «Интересен ли я своим сверстникам?», «Мои «можно» и мои
«нельзя», «Расскажи мне обо мне», «Умей общаться со всеми и
всегда», "Как стать счастливым?", "Кем быть?", "Каким быть?", «О
дружбе и друзьях» и другие.
На этих классных часах ученики учатся
аргументировано отстаивать свою точку зрения, изменять сложившееся
мнение, определять свое отношение к окружающему миру, осознавать
свою роль в складывающихся обстоятельствах. Так при подготовке к
классному часу на тему «О дружбе и друзьях» ученикам было
предложено написать мини-сочинения на эту
тему.
Сочинения зачитывались, заслушивались
высказывания учащихся, приводились конкретные примеры поступков.
Учащиеся высказывали свое мнение, но все согласились с тем, что
настоящий друг верный, надежный, всегда поможет в трудную
минуту.
Конечно, если пустить все на самотек, к
нужным выводам прийти сложно. Поэтому необходима направляющая роль
классного руководителя, постепенно подводящая к конкретным выводам
с которыми соглашаются все ученики.
Каждая четверть заканчивается классным
часом на тему «Подведение итогов четверти и задачи на новую учебную
четверть», где я учу детей как анализировать
результаты учебной
деятельности, так и ставить цели, искать пути их достижения.
На последней странице дневника выставляются оценки за четверть.
Подчеркиваются те оценки, которые не удовлетворяют ученика.
Учащиеся сами оценивают себя, делают выводы и предлагают пути
решения возникшей проблемы (развитие внимания, памяти, мышления).
После чего в течении следующей четверти проводятся классные часы -
тренинга, деловые
игры и
просто игры, развивающие память, внимание, мышление. Благодаря
диагностике каждый ученик постепенно познает и совершенствует
самого себя. Что является целью нашей
работы.
Как процесс педагогически управляемый,
воспитание призвано помочь личности не быть поглощенной в море
социальных влияний (зачастую негативных), найти в мире
себя.