Материалдар / Роль компьютерной этики в современном информационном пространстве

Роль компьютерной этики в современном информационном пространстве

Материал туралы қысқаша түсінік
В информационной деятельности человека основным средством работы является компьютер, поэтому соблюдение этических норм становится чрезвычайно актуальным. Каждый, кто работает с компьютерной информацией, должен отчетливо осознавать свою ответственность за сохранение необходимой степени ее конфиденциальности.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
11 Маусым 2022
200
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


Роль компьютерной этики в современном информационном пространстве


Байдилдаева Жулдуз Женисовна

Преподаватель специальных дисциплин



Этика - философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Первоначально смыслом слова «этос»  было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.
Выработанные этикой понятия  милосердие, справедливость, дружба, солидарность, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.
В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует.
Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
Этика также подразумевает в себе соблюдение этических норм.
Этические нормы - это отношения, базирующиеся на общечеловеческих ценностях, нормах и правилах поведения. Этические нормы регулируют поведение людей и их отношения в повседневной жизни по сложившимся традициям и внутренним законам общества. Этические нормы дополняют собой юридические, что позволяет эффективнее регулировать человеческие отношения.
В информационной деятельности юридические законы пока не всегда возможно применить. Но определенные понятия о том, "что такое хорошо и что такое плохо", все же существуют, и постепенно складываются этические нормы. 

Этичность поведения не имеет «верхних» границ. Правилам поведения в общественных местах учат с детства. Виртуальное общение отличается от общения, которое происходит в реальной жизни. Как легко бывает общаться с малознакомыми людьми, которые наверняка вам больше не встретятся. В таком общении исчезает зависимость, предубеждение, контакт начинается «с чистого листа». Примерно то же самое происходит и при общении в сети: собеседникам вас не видно, они не знают ваших достоинств и недостатков, никого не интересует ваше положение в обществе. Все изначально равны между собой. Это раскрепощает, но везде нужна мера.


Компьютерная этика


В самом общем смысле компьютерная этика занимается исследованием поведения людей, использующих компьютер, на основе чего вырабатываются соответствующие нравственные предписанияи своего рода этикетные нормы.

Само употребление выражения «компьютерная этика» весьма условно, эта дисциплина очень молода, она появилась на рубеже 70-х — 80-х гг. XX столетия, и наряду с ней употребляются такие термины, как «информационная этика», «киберэтика».
Компьютерная этика представляет собой область междисциплинарного исследования и включает рассмотрение технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов.

Проблемы, анализируемые в ней, условно можно разделить на несколько классов:
проблемы, связанные с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессионалов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники;
проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова применительно к области информационных технологий; группа проблем, связанных споявлением компьютерных преступлений, определением статуса, то есть преимущественно правовые проблемы.

Принципы, разработанные в рамках компьютерной этики:

privacy (тайна частной жизни) — право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в нее органов власти и других людей; accuracy (точность) — соблюдение норм, связанных с точным выполнением инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честным и социально-ответственным отношением к своим обязанностям;

property (частная собственность) — неприкосновенность частной собственности — основа имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права;

accessibility (доступность) — право граждан на информацию, ее доступность в любое время и в любом месте.

Сетевой этикет


Сетевой этикет - это некоторое количество базовых правил поведения в сети.

Сетевой этикет регулирует:

  • Правила обмена сообщениями по электронной почте.

  • Стилистику сетевой коммуникации при коллективных обсуждениях.

  • Общие правила написания публикуемых текстов в сети и пр.

Понятие «сетевой этикет» появилось с появлением первой сетевой услуги – электронной почты.Важно соблюдать правила сетевого этикета для того, чтобы не попасть в неприятное положение или не нарушить правовые нормы, для того, чтобы не доставить неприятности партнерам по общению в Интернете.Чтобы не попадать в неприятные положение и не нарушать определенные нормы, общаясь с кем-либо в Интернете, следует знать о правилах сетевого этикета и соблюдать их.

Нельзя делать тех вещей, которые не поощряются в любом цивилизованном обществе:

  • употреблять ненормативную лексику;

  • оскорблять людей;

  • воровать;

  • умышленно пытаться что-то сломать;

  • призывать к свержению существующего строя;

  • не стоит присылать свои коммерческие предложения;

  • отправлять инструкции, объясняющие, как совершить незаконные действия;

  • публиковать личные письма без согласия их авторов;

  • затевать или продолжать дискуссию на отвлеченную тему в местах, не предназначенных для этого.

Правила:

  • Придерживайтесь тех же принципов, что и в реальном общении.

  • Вы общаетесь с реальным человеком – не забывайте.

  • Думайте о чувствах других людей.

  • Представьте, будто вы общайтесь в реальности, и следите тем же принципам при общении.

  • Уважайте мнение и время других людей. Прежде чем отправить сообщение, думайте: нуждается ли в нем получатель. Не заставляйте собеседника напрасно тратить время.

  • Сохраняйте лицо. Отдавайте себе отчет о том, что вы говорите.

  • Осмысливайте содержание своего письма, помните о правилах грамматики.

  • Уважайте право на частную переписку.


Этикет для электронной почты


При переписке по электронной почте помните о некоторых правилах: Приветствуйте собеседника в начале письма и прощайтесь в конце. По электронной почте можно обращаться к незнакомым людям, но при условии что адрес был опубликован его владельцем. Удобно, когда письма пользователя заканчиваются краткой «подписью», однако эта подпись не должна быть длиннее 4-5 строк.

При переписке по электронной почте:

  • Пишите кратко, грамотно и аккуратно.

  • Отвечая на сообщение, необходимо цитировать его наиболее существенные места.

  1. Хорошим тоном считается указание темы письма.

  2. Принято при ответе на письма указывать в поле темы Re: исходная тема, или настроить почтовую программу так, чтобы эта пометка автоматически появлялась.

  3. При цитировании выделяйте фразу знаками <xxxx> и отделяйте от ваших слов строкой.

  4. Выделенный БОЛЬШИМИ БУКВАМИ текст, считается несдержанным выражением, криком, давлением на собеседника.

  5. Принято подписывать официальные письма, сообщая о себе должность, ФИО, уведомлять о полномочиях, представительстве.

  6. Вежливо писать грамотно.

  7. Отправляя вложенные файлы, потрудитесь узнать, сможет ли абонент получить их.

Этикет для общения в чате, форуме, телеконференции


Правила хорошего тона предполагают знакомство – регистрацию.

Выбирайте псевдоним (ник) не шокирующий чувства других собеседников.

Обращаясь конкретно к кому-либо, пишите в начале строки ник.

Текст БОЛЬШИМИ БУКВАМИ также чаще всего не приемлем.

Не забывайте поздороваться и попрощаться.

Не употребляйте грубых слов и выражений в тексте.

Участие в телеконференции. Будьте предельно вежливы. Отправлять сообщения на телеконференцию нужно только по теме конференции.. Не писать в сообщении на телеконференцию ничего такого, чего вы не написали бы на открытой почтовой открытке. Перед тем, как написать на телеконференцию, подумайте, а будет ли ваше сообщение интересно другим. Не используйте телеконференцию для переписки с одним человеком. До отправки своего первого письма на телеконференцию внимательно прочтите все сообщения, уже опубликованные в ней, чтобы разобраться, кто и о чем именно здесь говорит Необходимо помнить, что сообщения, направляемые на телеконференцию, рассматриваются как публикации, и на них распространяются авторские права. Не задавайте частных вопросов (о возрасте, поле, работе и пр.).

При общении в синхронном режиме. Никогда не пишите в конференции то, что вы не сказали бы человеку в лицо при личной встрече. Никогда не говорите то, что вы не хотели бы услышать от других в свой адрес. Не используйте нецензурные выражения. Не переполняйте экран, в котором происходит чат, своими сообщениями – дайте возможность высказаться и другим. Не пытайтесь быть тем, кем вы на самом деле не являетесь. Не задавайте вопросы, ответы на которые могут потребовать личную информацию о других людях.


Нарушение норм этики или неэтичное поведение


Неэтичное поведение можно кратко охарактеризовать как переход на личности, который создаёт конфликтную атмосферу и напряжённость. Примерами тому являются:

  • Грубый, агрессивный стиль общения («А мне вообще плевать на то, что вы думаете по этому поводу»).

  • Предвзятость, навешивание «ярлыков» на оппонентов («националист», «сталинист» и др. — то есть подмена критики тех или иных суждений личными выпадами против человека, высказывающего их).Менторский тон в комментариях к правкам («Убрал бред», «Удаление мусора»).

  • Нападки на участников из-за допускаемых ими ошибок в орфографии или грамматике (если, разумеется, речь не идёт о сознательном внесении в статьи безграмотных дополнений или исправлений).

  • Замечания, содержащие текст, вроде «Не хочу переходить на личности, но…», «Не сочтите за грубость, но…».Сознательное передёргивание фактов и фальсификации.

  • Обвинения оппонентов во «лжи» или «клевете» (такие обвинения, даже если они справедливы, скорее усугубят проблему, чем разрешат её).Использование ненормативной лексики.Данные нарушения зачастую применяются при общении людей в социальных сетях, форумах, электронных письмах и других способах общения в Сети Интернет.


Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически именно мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми.

Когда люди занимаются информационной деятельностью, а их основным средством работы является компьютер, соблюдение этических норм становится чрезвычайно актуальным. Каждый, кто работает с компьютерной информацией, должен отчетливо осознавать свою ответственность за сохранение необходимой степени ее конфиденциальности.






































Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ