РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
При традиционном обучении в классе нередко
основным источником информации становится учитель. При этом он не
только ее транслирует, но в большинстве случаев анализирует и
оценивает. Ученикам нередко не предоставляется права на
заблуждение. Вместе с тем в режиме технологии КМ у ученика на этапе
вызова уже возникли собственные цели и мотивы для изучения нового.
Именно это является основным стимулом развития критического и
творческого мышления.
На этапе осмысления ученик получает возможность
задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой
и новой информации учится формулировать вопросы, определяет
собственную позицию.
На этапе рефлексии происходит выведение знания на
уровень понимания и применения. Идет рефлексия своего процесса
учения. Для развития коммуникативных навыков крайне важен
непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации
своими словами позволяет лучше понять и принять
ее.
Основные функции учителя (традиционный
урок):
Информирующая (рассказать);
Контролирующая (заставить выучить);
Оценивающая (оценить усердие);
Роль учителя (урок, построенный в
ТКМ):
направляет усилия учеников в определенное
русло;
сталкивает различные суждения;
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных
решений;
дает учащимся возможность самостоятельно делать
выводы;
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже
существующих.
Используемые приёмы и стратегии технологии
позволяют все обучение проводить на основе
принципов
Технология ориентирована на воспитание у ученика
социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно
увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и
решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.
Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки
коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков
личности - необходимые условия для формирования гражданских
взглядов.
Разрушаются стереотипы традиционного
урока:
Традиционный урок:
|
Урок, построенный в
ТКМ:
|
·
На уроке нужно оценивать ученика
·
Учащийся не должен делать ошибок
·
Учитель знает, как и что должен отвечать школьник
·
Учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на
занятии
·
На вопрос, поставленный преподавателем, всегда должен быть
ответ
|
·
Учащийся сам может оценить свою деятельность
·
Учащийся имеет право на ошибку
·
Учитель допускает альтернативные варианты ответов
·
Учитель может не знать ответа на заданный учащимся
вопрос
·
Вопросы учителя могут быть началом нового получения
знаний
|
Активность субъектов процесса обучения
возрастает; этому способствует:
· Групповая работа
· Развитие навыков общения
· Ценность личности
· Различные способы оценки и самооценки
· Связь обучения с жизнью
Теоретически все просто, а на практике существуют
определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу
на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет
никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке
технология применима. Но при этом открывается огромное поле
деятельности для творческой работы учителя и
обучающихся.