Материалдар / Роль учителя в технологии критического мышления

Роль учителя в технологии критического мышления

Материал туралы қысқаша түсінік
Мұғалімнің сын тұрғысынан ойлау технологиясындағы ролі туралы жазылған шағын конспект.Сонымен қатар технологияның бірнеше әдістері көрсетілген.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
30 Қазан 2022
259
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

При традиционном обучении в классе нередко основным источником информации становится учитель. При этом он не только ее транслирует, но в большинстве случаев анализирует и оценивает. Ученикам нередко не предоставляется права на заблуждение. Вместе с тем в режиме технологии КМ у ученика на этапе вызова уже возникли собственные цели и мотивы для изучения нового. Именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления.

На этапе осмысления ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию.

На этапе рефлексии происходит выведение знания на уровень понимания и применения. Идет рефлексия своего процесса учения. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.

Основные функции учителя (традиционный урок):
Информирующая (рассказать);
Контролирующая (заставить выучить);
Оценивающая (оценить усердие);

Роль учителя (урок, построенный в ТКМ):
направляет усилия учеников в определенное русло;
сталкивает различные суждения;
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Используемые приёмы и стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов

  • сотрудничества,

  • совместного планирования и

  • осмысленности.

  • Вызов:

    УЧИТЕЛЬ

    · Провоцирует ученика

    · Задает вопросы

    · Создает ситуацию актуализации опыта ученика

    · Формирует мотивацию ученика

    УЧЕНИК

    · Отвечает на провокацию

    · Вспоминает все, что знает по данной теме

    · Формулирует первые гипотезы

    · Определяется в своих мотивах и целях

    Осмысление:

    УЧИТЕЛЬ

    · Предлагает опорный текст по теме

    · Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии

    · Управляет групповой динамикой

    · Поддерживает мотивацию и цели

    · Учит работать сообща

    УЧЕНИК

    · Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии

    · Участвует в групповом взаимодействии

    · Подкрепляет и делает коррекцию своих целей

    · Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации

    · Учится работать сообща

    Рефлексия:

    УЧИТЕЛЬ

    · Управляет подведением итогов

    · Ставит новые вопросы и задачи на будущее

    · Оценивает деятельность ученика

    УЧЕНИК

    · Суммирует в групповой работе весь изученный материал

    · Задает вопросы на будущее

    · Делает самооценку своей деятельности

Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов.

Разрушаются стереотипы традиционного урока:

Традиционный урок:

Урок, построенный в ТКМ:

· На уроке нужно оценивать ученика

· Учащийся не должен делать ошибок

· Учитель знает, как и что должен отвечать школьник

· Учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии

· На вопрос, поставленный преподавателем, всегда должен быть ответ

· Учащийся сам может оценить свою деятельность

· Учащийся имеет право на ошибку

· Учитель допускает альтернативные варианты ответов

· Учитель может не знать ответа на заданный учащимся вопрос

· Вопросы учителя могут быть началом нового получения знаний

Активность субъектов процесса обучения возрастает; этому способствует:
· Групповая работа
· Развитие навыков общения
· Ценность личности
· Различные способы оценки и самооценки
· Связь обучения с жизнью





Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ