1.Орг. момент
СЛАЙД 1
2. ІІ. Актуализация
знаний.
СЛАЙД 2
3.
Словарная работа
СЛАЙД 3
4.Подготовительная работа по восприятию новой
темы.
5.Актуализация знаний. Постановка
проблемы.
СЛАЙД 4
СЛАЙД 5
6.
Работа над новой темой
СЛАЙД 6
СЛАЙДЫ 7-12
7.Физминутка
СЛАЙД 13
8.
Продолжение работы над новой темой.
СЛАЙД 14
СЛАЙД 15
9.Закрепление нового материала.
СЛАЙД 16
СЛАЙД 17
10.Творческая работа
СЛАЙД 18
11.Домашнее задание
12.Итог урока.
Самооценка
СЛАЙД 19
|
– Ребята, наверное, многие из вас любят сладкое,
конфеты. Сейчас я угощу конфетами, выбирайте, и те, кто выбрали
синие конфеты, займут первый стол, а те, кто выбрал красные – сядут
за второй стол, а кто
выбрал зеленые –за третий стол. Итак, первое задание
Орфографический
разбор:
Я
ш..л бер...гом лесного оз..ра и услышал в зар..слях
трос..ника ш..рох. (сделать синтаксический
разбор).
Отгадайте загадки. Запишите слова -
отгадки.
Паренёк под облаками
Ловко действует руками.
Нервы крепки, зорок
глаз.
Кто же это?… (Верхолаз)
Без разгона ввысь
взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш советский…
(Вертолёт)
И на земле, и на снегу
Я зверя выследить могу
По следу лапок и копыт .
На то и есть я
…(Следопыт)
Хоть заманчив он на вид,
но однако ядовит.
Знают люди с давних пор:
Несъедобен (Мухомор)
В течение урока вы будете сами оценивать свою
работу в оценочных листах после каждого этапа. Если вы считаете, что
справились с заданием «отлично», нарисуйте зелёную полосочку,
«хорошо» - жёлтую, «плохо»- красную.
Мы
сегодня на уроке будем проводить исследование, которое поможет
изучить новую тему. А вы все будете исследователями. Ребята, а вы
знаете, кто такие исследователи? Давайте посмотрим, как об этом
говорится в толковом словаре Ожегова: ИССЛЕДОВАТЬ- подвергнуть
научному изучению что-либо. Научиться исследовать - значит
самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. (Дети
отгадывают загадки.) Сложные слова разбираем по
составу.
Исследование 1.
- У
вас на столе лежат карточки с корнями слов и буквами О, Е.
Попробуйте построить новые слова.
Как
же можно построить новые слова? (Если два корня соединить с помощью
буквы О, получится слово водопад. Запишите это слово. Сколько в нём
корней? Два корня – вод- и –пад -
Выделите корни. Как получили это слово? Аналогичная работа ведётся с другими
корнями.
-
Как получили новые слова? (С помощью соединения 2-х
корней)
Эти
слова похожи на паровоз. Слово, как и паровоз, состоит из двух
частей. А соединительная часть – это гласные
Е или О.
Эти гласные называются соединительными.
Может быть кто-то сможет сказать, как же
называются такие слова? (Слова у которых два и корня
называются СЛОЖНЫМИ). Какая же тема сегодняшнего
урока? (Сложные слова)
- А
теперь, опираясь на тему урока, сформулируйте его
цели:
(Выяснить особенности морфемного строения сложных
слов, правописание соединительных гласных)
Давайте сравним ваши исследования с
исследованиями автора учебника. Стр. 85 (дети читают
правило)
Составьте сложные слова с помощью рисунков и
корней слов на слайде: паровоз, самовар, землекоп, ледокол,
хоровод, книголюб, сталевар.
Учитель:
1.
Он сам варит 2.Этот человек копает землю. 3.Это корабль, который
колет лёд. 4.Русский народный танец, сопровождающийся пением. 5.
Человек, который любит читать книги. 6.Человек, который варит
сталь.
(физминутка )
Исследование 2.
Наблюдение над соединительной гласной в сложных
словах. Работа с текстом
-
Почему в одних случаях в сложных словах пишется соединительная
гласная о, а в других е?
Обсуждение в парах.
Заменить одним словом следующие
словосочетания:
Ходит пешком –
Сам летает –
Измеряет землю –
Лес рубит –
Лазит по скалам -
Произнесите эти слова. На какой согласный
оканчивается первый корень?
Вывод: гласная о пишется после твёрдого
согласного;
гласная е – после мягкого согласного, ж, ш
и ц.
Комментированное письмо
Работа по учебнику (упражнение 4, стр
85)
Жизнерадостный, любознательный,
трудолюбивый.
- О
ком говорят, употребляя в речи эти слова? (о человеке с такими
чертами характера)
-
Какими чертами характера обладаете вы? (высказывания
детей)
Самостоятельная работа.
(По рядам и в парах)
Подобрать сложные слова,
обозначающие:
1 группа – черты, характеризующие человека
( лежебока, сладкоежка, водохлёб, любопытство, трудолюбие,
добродушие, жизнелюбие, пустомеля, книголюб, высокомерие,
лицемерие, добросовестность )
2
группа – природные явления ( водопад, снегопад, листопад,
землетрясение, солнцепёк, гололёд, звездопад, полнолуние, суховей,
ледоход)
3
группа – предметы домашнего обихода ( пылесос, самовар,
огнетушитель, мышеловка, овощерезка, мясорубка, рукомойник,
мухобойка)
Проверка выполненных работ. Сравнение полученных
слов.
-
Оцените свою работу.
Составь предложения из групп слов. Запиши
предложения в таком порядке, чтобы получился
текст.
сильный, вдруг, начался
снегопад
фильм, о спасении, кинолюбитель, рыбаков,
снял
на, сидели, рыболовы,
реке
два, не, дня, прекращалась,
метель
пришли, на, вертолёты, рыболовам,
помощь
Упр1, стр. 86, выписать сложные
слова.
-
Давайте оценим свою работу на уроке. Покажите полоску с выбранным
цветом (соответствие своей работе на
уроке)
Вспомните, какую задачу ставили? - Как вы
считаете, мы справились с задачей урока?
6.Самостоятельная
работа
над заданиями дифференцированного
характера.
1 уровень
Запишите известных вам литературных героев и
охарактеризуйте их , употребляя сложные слова. «Аист и
Соловей».
2 уровень
Замените словосочетания одним сложным
словом
Понижать температуру, пить чай, помогать взаимно,
любить себя , красные щёки, люди одной фамилии, принимать гостей,
резать овощи, хранить зерно, величие души, качать
воду.
3 уровень
Распределить слова в 2 столбца
в зависимости от соединительной
гласной.
Мяс…рубка, пут..шествие, общ..принятый,
тепл..любивый, слаб..вольный, картофел..чистка, птиц…фабрика,
широк..плечий , груш..видный, пар…возы, един..душие,
земл…делие.
«Синквейн»:
существительное, группы
Сложные, интересные
Сочиняют, соединяют, думают
Надо знать сложные слова.
Важно!
Подведение итогов урока. Самооценка учащимися
деятельности на уроке.
Закончи фразу:
Сегодня на уроке я узнал… Мне понравилось… Было
сложно… Было интересно…
|
Регулятивные:
реакция на звонок,
волевая саморегуляция,
самопроверка порядка на рабочем
месте
Познавательные:
Регулятивные:
управление своей деятельностью, контроль и
коррекция, инициативность и самостоятельность
Коммуникативные: речевая деятельность, навыки
сотрудничества.
Познавательные (общеучебные): самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели, знакомство с новым
словом, составление предложения.
Познавательные:
умение структурировать знания,
контролировать и оценивать
знания,
формирование умения в постановке и формулировке
проблемы.
Познавательные:
работа с информацией
Коммуникативные
планирование учебного
сотрудничества
Личностные:
осознание значимости отобранного
материала
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, в том
числе решение рабочих задач
Регулятивные:
личностные,
здоровье сберегающие.
Познавательные:
структурирование знаний, выбор наиболее
эффективных способов задач в зависимости от конкретных
условий
Личностные: формирование алгоритма своего
действия, перевод внешней речи на внутренний план, осознание
значимости умения решать учебную задачу
Коммуникативные: умение слушать и понимать
других, планировать и согласованно выполнять совместную
деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь
договариваться; планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками;
согласованность при работе в
парах;
Познавательные (общеучебные): осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
форме и самостоятельное создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового
характера
Регулятивные
|