Открытый
урок русского языка
в 10 «А»
классе по теме
«Русский
язык в мировом культурном
контексте».
Цель:
осмысление понятие «язык» и «народ», движение от «слова – к
тексту», от «языка – к речи» подведение учащихся к выводу, что
«язык» – средство общения и нравственный эталон
речи.
Ход
урока.
1. Ответ по
индивидуальным заданиям по лексическому значению слов «язык» и
«народ» на основе «Толкового словаря русского языка» и
«Философского словаря».
2.
Подготовленное выразительное чтение отрывка из выступления филолога
И. Волгина «Русский язык как русский дом» (упр. №
45).
Групповая
работа:
– выделение ключевых слов,
фраз
филологические
проблемы
существование во времени и
пространстве
синонимичное историческое
понимание
средство
общения
нравственный
эталон
– работа по словарю, выяснение лексического
значения слов «эталон», «ментальность», «симпозиум», «вербальный»,
«стандартизация».
– подготовленное групповое задание по проблеме:
синонимичны ли слова «язык» и
«нация».
Вопрос к
классу:
Почему
филологов волнует проблема современного состояния
языка?
3. Работа с
текстом упр. № 49 «Русский язык и современный
социум».
Словарный
диктант –
– функционирование языка в
обществе
– информационный и событийный
мир
– социальные и глобальные
процессы
– появление
варваризмов
– СМИ заговорили на языке
топы
– молодёжный
сленг
– наступление
канцелярита
– жонглирование прецедентными
текстами
– вывод языка и речи из заколдованного
круга
В. Что определяет этот диктант? (тему,
идею, это план). Запишите 4-ый абзац
текста.
1) укажите средства связи между
предложениями;
2) определите стиль текста, обоснуйте своё
мнение;
3) составьте тезис – причина популярности
сленга.
Работа в группах. Выводится на
экран:
1. В каком
слове первый звук звонкий?
–
причина
–
шестидесятые
–
всё
–
юмор
2.
Определить связь
словосочетаний:
–
творческое
начало
–
элементы
рекламы
–
языковая
игра
–
заимствование
элементов
–
воспринимается как
явление
4.
Подведение итогов.
В. Что
знали о «языке» и что узнали? Возможно ли движение в современном
мире от «языка – к речи»?
Домашнее
задание.
1.
Самопроверка и оценка словарного
диктанта.
2.
Написание сочинения-размышления (по выбору): «Является ли средством
общения и нравственным эталоном современный язык?», «Верить ли, что
язык является существования
нации?»