Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Русский язык в школах с нерусским языком обучения
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Русский язык в школах с нерусским языком обучения
Основная цель обучения предмету «Русский язык»в школах с казахским, уйгурским, узбекским, таджикским языками обучения:
-
формирование посредством языкового и речевого материала коммуникативной компетенции учащихся, основанной на закреплении знаний осистеме разноуровневых языковых средств, соблюдении норм русского литературного языка, правил речевого этикета и употребления семантически связанных языковых единиц в речевой деятельности, направленной на профессионально-ориентированные ситуации общения, осведомленности о культуре и реалиях жизни русского и казахского народов, умении пользоваться русской речью при параллельном двуязычии/полиязычии;
-
воспитание на основе тематического содержания речевого материалаязыковой личности, придерживающейся активной гражданской позиции, ориентирующейся на нравственно-духовные ценности казахстанского общества, проявляющей толерантное отношение к другим культурам, готовой к сохранению и приумножению природного богатства, ведущей и пропагандирующей здоровый образ жизни, стремящейся к созидательному труду, обладающей технологической культурой.
Соответственно предложенному в государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан в школах с казахским, узбекским, уйгурским, таджикским языками обучения предмет «Русский язык» изучается в 5 – 9 классах по 2 часа в неделю. Объем учебной нагрузки в каждом классе за учебный год по предмету «Русский язык» составляет 68 часов.
При обучении русскому языку планирование уроков строится на тематической основе, что обеспечивает планомерную подготовку учащихся к диалогическому общению и продуцированию монологического высказывания как единицы общения через обогащение словарного запаса, грамматического строя речи, представление стилистического варьирования средств при передаче одной и той же мысли в разных ситуациях.Наряду с перечисленными стратегическими задачами, направленными на формирование и совершенствование речевой и коммуникативной компетенций, взаимосвязанная работа должна вестись по повышению уровня орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговой формой работы, показывающей результат интегрированных умений, должно быть эссе в рамках программного тематического минимума.
Особенностью организации уроков русского языка будет направленность учебного материала на получение личностных, системно-деятельностных и предметных результатов.
Личностные результаты достигаются на основе учебных связных текстов, имеющих высокий воспитательный потенциал, в частности, побуждающих учащихся к обсуждению актуальных проблем современности, вырабатывающих у них активную жизненную позицию, прививающих чувство гордости за свою родину и ответственности за ее процветание, экологическую культуру. В этих целях учитель может использовать дополнительные учебные тексты по заданным темам для развития речи.
Системно-деятельностные результаты должны быть достигнуты путем формирования функциональной грамотности учащихся. Индикаторами функциональной грамотности на уроках русского языка являются: а) общая грамотность при устной и письменной реализации своих речевых и коммуникативных намерений на русском языке; б) компьютерная грамотность при поиске необходимой информации в сети Интернет, общении по электронной почте, редактировании письменного текста; в) информационная грамотность при сборе, обработке необходимой информации по теме, работе со справочными материалами; г) владение русским языком как средством общения в бытовых, учебно-научных, общественно-культурных, официально-деловых сферах общения в рамках указанных в программе тем.
Предметные результаты достигаются за счет планового освоения языкового и речевого материала на тематической основе.
Языковая компетенция. К завершению уровня основного среднего образования учащиеся должны овладеть достаточной степенью орфографической и пунктуационной грамотности. Систематическая работа по орфографии и пунктуации в 5-9 классах должна осуществляться как на уроках, так и по индивидуальной программе с каждым учащимся. Знания и умения по языковой системе находят отражение в способности учащихся анализировать изученные языковые средства как в описательном аспекте (разряд, форма и т.д.), так и в функциональном плане (стилистическая маркированность, эмоциональная окраска, этикетная значимость).
Речевая компетенция проверяется умениями аудирования, чтения, говорения, письма. На основе текстов совершенствуются данные навыки. Достигаемый уровень по аудированию – комплексное восприятие формы и содержания высказывания; по чтению – быстрое извлечение информации из текста, по говорению – умение оформить мысль в цельное высказывание соответственно орфоэпическим, грамматико-стилистическим и лексико-стилистическим нормам; по письму – выражение мысли в графической форме соответственно орфографическим, пунктуационным, грамматико-стилистическим и лексико-стилистическим нормам.
Уровень коммуникативной компетенции выявляется на основе умений учитывать статус собеседника, обстановку общения, соблюдать правила речевого этикета, вступать свободно в коммуникативный процесс в рамках заданного тематического минимума.
Этнокультуроведческая компетенция учащихся формируется на основе представления соответствующего материала в рамках каждой речевой темы: активизируются в речи пословицы и поговорки, высказывания известных личностей Казахстана и России, приводятся сведения из истории и культуры страны изучаемого языка.
Содержание работы по формированию и совершенствованию указанных компетенций конкретизируется на основе задач, приведенных в учебной программе.
Требования к соответствию Европейской системе уровней владения русским языком. Соотношение часов на изучение материала и письменные работы. Объем письменных работ.
Соответственно Европейской системе уровней владения языком (А – элементарное владение; В – самостоятельное владение; С – свободное владение) и в соответствии с государственной задачей развития полиязычия в Казахстане владение русским языком как вторым должно быть на базовом уровне – 5-7 классы и среднем уровне – 8-9 классы.
Базовый уровень подразделяется на 3 подуровня: в 5 классе необходимо освоить 1 подуровень (А 2 – А 2.2); в 6 классе – 2 подуровень (А 2 – А 2.2.1 и А 2.2.2) базового уровня; в 7 классе – 3 подуровень (А 2+) базового уровня; в 8 классе - 1 подуровень (В1 – В.1 и В. 1.2) среднего уровня; в 9 классе русским 2 подуровень (В1 + --- В .1 +) среднего уровня.
Формами письменной работы в 5-9 классах являются диктант, изложение, сочинение-эссе. В каждой четверти проводится в среднем 1 диктант (в первой четверти допускается 2 диктанта), 1 изложение или 1 сочинение-эссе. Сочинения-эссе могут быть классными и домашними.
Объем письменных работ для 5 класса: текст контрольного диктанта содержит50/60 слов; словарный диктант состоит из 10-15 слов; текст для подробного изложения включает 60-80 слов; текст для сжатого изложения увеличивается до 90-140 слов; примерный объем сочинения-эссе –0,5 страницы (175-180 слов).
Объем письменных работ для 6
класса: текст контрольного диктанта содержит 60/70 слов; словарный диктант состоит из 15-20
слов; текст для подробного изложения включает 80-90 слов; текст для
сжатого изложения увеличивается до 110-150 слов; примерный
объем сочинения-эссе
–
0,5 страницы (175-180 слов).
Объем письменных работ для 7
класса: текст контрольного диктанта содержит 70/90 слов; словарный диктант состоит из 20-25
слов; текст для подробного изложения включает 100-120 слов; текст
для сжатого изложения увеличивается до 130-180 слов; примерный
объем сочинения-эссе
–
0,5-1 страница (180-280
слов).
Объем письменных работ для 8 класса: текст контрольного диктанта содержит 90/110 слов; словарный диктант состоит из 25-30 слов; текст для подробного изложения включает 120 - 140слов; текст для сжатого изложения увеличивается до 150-200 слов; примерный объем сочинения-эссе – 1-1,5 страницы (280-350 слов).
Объем письменных работ для 9
класса: текст контрольного диктанта содержит 110/120 слов; словарный диктант состоит из 30-35
слов; текст для подробного изложения включает 140-160 слов; текст
для сжатого изложения увеличивается до 170-220 слов; примерный
объем сочинения-эссе
–
1,0-1,5 страницы (350-400
слов).
Русская литература в школах с нерусским языком обучения
Основной целью обучения предмета «Русская литература» в школе с нерусским языком обучения является приобщение учащихся к сокровищницам русской литературы как части мировой культуры путем изучения классических произведений во взаимосвязи с другими видами искусства и раскрытия русско-казахских литературных связей.
Задачами школьного курса «Русская литература» являются:
– формирование знаний об общих тенденциях развития русской литературы, связи литературного произведения с эпохой его написания;
– сообщение кратких сведений о жизни и творчестве писателей-классиков;
– развитие умений определять национально-культурное своеобразие русской, казахской и других национальных литератур;
– формирование комплекса умений и навыков анализа художественного произведения;
– развитие и совершенствование устной и письменной речи обучающихся на основе лучших образцов художественного слова через чтение и анализ художественных текстов.
Согласно Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы при обучении предмету «Русская литература» необходимо усилить работу по развитию речи учащихся при изучении и анализе художественного произведения, написании сочинений, эссе и изложений.
Важной особенностью литературного образования является включение в его содержание регионального компонента: для изучения предлагаются произведения русских писателей Казахстана. Например:
- 7 класс: Повесть М. Кабанбаева «Арстан, я и виолончель»;
- 8 класс: отрывок из романа А. Алимжанова «Гонец», стихотворение О.Сулейменова «Волчата».
- 9 класс: отрывки из романа Ю. Домбровского «Хранитель древностей».
Объем учебной нагрузки по учебному предмету составляет:
5 класс – 34 часа, из них на: чтение и изучение - 27 часов, внеклассное чтение – 4 часа, развитие речи – 3 часа;
6 класс – 34 часа, из них на: чтение и изучение – 26 часов, внеклассное чтение – 4 часа, развитие речи – 4 часа;
7 класс – 34 часа, из них на: чтение – 26 часов, развитие речи – 4 часа, внеклассное чтение – 4 часа;
8 класс – 34 часа, из них на: чтение и изучение – 27 часов, внеклассное чение – 3 часа, развитие речи – 4 часа;
9 класс – 34 часа, из них на: чтение и изучение – 26 часов, внеклассное чтение – 4 часа, развитие речи – 4 часа.
Русский язык
Цель обучения русскому языку – воспитание творчески активной языковой личности путем формирования языковой, речевой, коммуникативной компетенций на основе: (1) освоения описательной и функциональной языковой системы, норм употребления средств разных уровней, активизации последних в продуктивной речевой деятельности, обогащения словарного запаса и синтаксического строя речи; (2) овладения законами построения связного высказывания, общей культурой общения, механизмами совершенствования речи и творческого использования языка. Данная цель определена потребностью общества в повышении функциональной грамотности подрастающего поколения для его конкурентоспособности и активной социально-производственной деятельности в современном мире.
Задачами обучения в области достижения предметных результатов являются: получение и систематизация знаний о фонетике и орфоэпии, орфографии, лексике и фразеологии, морфемике и словообразовании, морфологии и синтаксисе как уровнях языковой системы; о тексте, особенностях его построения, средствах связи частей текста; функционально-смысловых типах и функциональных стилях речи, стилистической организации текста; формирование и совершенствование умений анализировать, классифицировать языковые единицы (звуки и буквы, морфемы, слово как лексическая, словообразовательная и морфологическая единица, словосочетание и предложение), использовать их с точки зрения нормативности; совершенствование орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности при оформлении текстов разных стилей и жанров; формирование и совершенствование умений создавать монологические высказывания; разворачивать и сворачивать тексты; осуществлять стилистическую корректировку в тексте и стилистическую трансформацию текста; привитие навыков соблюдения норм культуры речи (соблюдение норм произношения, словоизменения, словоупотребления, грамматического оформления речи) и культуры общения (соблюдение правил речевого этикета в разных коммуникативных ситуацияхв условиях полиязычной и межкультурной коммуникации).
Задачами обучения в области достижения личностных результатов являются: воспитание патриотизма, гражданственности, сознательного отношения к языку как средству общения, источнику знаний, духовной ценности и форме воплощения культуры народа; формирование умений пропагандировать активную гражданскую позицию, созидательную деятельность по охране окружающей среды; привитие высокой культуры, этических норм в общении с окружающими людьми, потребности соблюдать нормы литературного языка и правила русского речевого этикета; совершенствование умений вести дискуссии, адекватно оценивая особенности социальной среды и проявляя компетентность в распознавании антиобщественных явлений; привитие навыков непрерывного совершенствования речевой способности, ораторского мастерства.
Задачами обучения в области достижения системно-деятельностных результатов: развитие и совершенствование умений анализа, обработки, синтеза, прогнозирования, проектирования, конструирования, исследования; использования современных и новейших научных технологий в учебно-научной сферах; поиска, извлечения, отбора, систематизации информации, презентации ее разными способами; применение полученных знаний и умений в учебно-практической, научно-исследовательской деятельности, привитие навыков самоконтроля, самооценки, самокоррекции.
Курс русского языка в 10-11 классах построен с учетом реализации практической направленности и ориентации на функциональную грамотность обучающихся посредством развития и совершенствования устной и письменной речи, повышения культуры речи и формирования речевого этикета, ораторского мастерства. На комплексной основе предполагается повторение и обобщение сведений о фонетике и графике, орфоэпии, орфографии, лексике и фразеологии, морфемике и словообразовании, морфологии, синтаксисе, пунктуации, риторике, функционировании языковых единиц в текстах различных типов, стилей, жанров с учетом этнокультурного компонента и национально-культурной специфики языка в контексте диалога культур в Казахстане. Профилизация обучения в двух направления осуществляется в основном за счет профильноориентированных текстов, а также в классах общественно-гуманитарного направления большое внимание уделяется освоению языковедческих понятий и комплексному анализу текста.
Материал представлен линейно-концентрическим способом и учитывает коммуникативный подход и важнейшие дидактические принципы: научность, доступность, преемственность, последовательность и единство обучения и воспитания. Особенностью программы является подача материала по рубрикам «Для повторения», «Для изучения», «Для опережающего практического ознакомления», «Для развития речи».
При изучении предмета «Русский язык» необходимо использовать различные формы коллективной и индивидуальной работы, обсуждение проблемных вопросов, решение лингвистических задач, выполнение разных развивающих языковых заданий, самостоятельная творческая работа и др. С целью развития умений самостоятельно рассуждать, доказывать собственную точку зрения на уроках следует обучать написанию эссе. При этом следует руководствоваться риторическим (коммуникативным) пониманием аргументации.
При изучении любого языкового явления необходимо опираться на его семантическую характеристику и функциональные особенности, что способствует развитию у учащихся чувства языка, потребности совершенствовать свою речь. Следует уделять больше внимания заданиям по изучению законов построения текста, по обнаружению языковых (лексических, морфологических, синтаксических) неправильностей, по орфографическому, пунктуационному, стилистическому и жанровому анализу текста, по редактированию, трансформации, созданию текстов разных стилей, типов, жанров.
С целью повышения качества образования необходимо постоянное совершенствование методики преподавания русского языка, использование современных технологий обучения, таких, как проектная деятельность, конференции, круглые столы, дискуссии, ролевые игры, интерактивные беседы, конкурсы, олимпиады, информационные (компьютерные программы, Интернет-ресурсы) и др.
Во внеклассной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся, развития их творческих и коммуникативных способностей, культуры, самостоятельности и расширения их кругозора можно практиковать следующие виды работ: составление докладов, выступлений, рефератов с использованием электронных энциклопедий и Internet-источников; подготовка различных текстов, таблиц, рисунков, творческих работ; подготовка коллективных проектов, их презентаций; выпуск школьных и классных газет в электронном и печатном варианте; участие в научно-практических конференциях учащихся с демонстрацией выступлений в форме презентаций; участие в Интернет-олимпиадах, конкурсах по русскому языку.
Для более глубокого изучения предмета «Русский язык» учащимся можно предложить дополнительные корректировочные курсы по орфографии и пунктуации, культуре речи и риторике.
Объем учебной нагрузки
составляет: 10
класс ОГН – 68 часов (2 часа в неделю), 11 класс ОГН – 68 часов (2
часа в неделю); 10 класс ЕМН – 34 часа
(1 час в неделю), 11 класс ЕМН – 34 часа (1 час в
неделю).
На изучение предмета в 10 классе ОГН выделено 68 ч., из них 15 ч. – развитие речи. Контроль знаний: 7 часов, из них 3 часа – диктанты, 2 часа – сочинение, 1 час – изложение, 2 часа – тестирование. Объем контрольных диктантов – 175-200 слов, с грамматическим заданием – на 10-20 слов меньше (в зависимости от сложности и объема грамматического задания). Примерный объем текста для подробного изложения – 380-420 слов, сжатого изложения, итоговых, контрольных изложений – на 30-60 слов больше. Примерный объем сочинений в 10 классе: 3,5-4,0 страницы.
На изучение предмета в 11 классе ОГН выделено 68 ч., из них 15 ч. – развитие речи. Контроль знаний: 2 часа – диктанты, 1 час – изложение, 2 часа – сочинение, 2 часа – тестирование. Объем контрольных диктантов – 190-220 слов, с грамматическим заданием – на 10-20 слов меньше (в зависимости от сложности и объема грамматического задания). Примерный объем текста для подробного изложения – 400-450 слов, сжатого изложения, итоговых, контрольных изложений – на 30-60 слов больше. Примерный объем сочинений в 11 классе: 4,0-4,5 страницы.
На изучение предмета в 10 классе ЕМН выделено 34
ч. (1 час в неделю), из них 7 ч. – развитие речи. Контроль знаний:
5 часов – диктанты, 1 час – изложение, 1 час – сочинение, 1 час –
тестирование. Объем контрольных диктантов – 175-200 слов, если
диктант дается с грамматическим заданием, то объем диктанта следует
уменьшить на 10-20 слов (в зависимости от сложности и объема
грамматического задания). Примерный объем текста для подробного
изложения – 380-420 слов. Для сжатого изложения, а также для
итоговых, контрольных и экзаменационных изложений объем текста
может быть увеличен на 30-60 слов. Примерный объем сочинений в 10
классе:
3,0-3,5 страницы.
На изучение предмета в 11 классе ЕМН выделено 34
ч. (1 час в неделю), из них 5 ч. – развитие речи. Контроль знаний:
6 часов, из них 2 часа – диктанты,
2 часа – сочинение, 1 час – изложение, 1 час – тестирование. Объем
контрольных диктантов – 190-220 слов, с грамматическим заданием –
на
10-20 слов меньше (в зависимости от сложности и объема
грамматического задания). Примерный объем текста для подробного
изложения – 400-450 слов, для сжатого, итогового, контрольного
изложения – на 30-60 слов больше. Примерный объем сочинений в 11
классе: 3,5-4,0 страницы.
Русская литература
В условиях поликультурного государства Казахстан необходимо трактовать художественные произведения в культурологическом, этнографическом, психологическом, общечеловеческом аспектах и усилить сравнительно-исторический и типологический подходы к изучению художественных текстов и художественных миров разных национальных литератур.
Цельобучения предмету в старших классах – расширение читательского кругозора в области русской и мировой литературы, формирование активной личностной позиции по отношению к духовным ценностям искусства слова, развитие аналитических и творческих способностей через постижение и интерпретацию художественных текстов.
Критерии литературного развития учащихся определяют формы и направленность процесса изучения литературных произведений. Изучение текстов включает: освоение их событийно-тематического содержания, умение чувствовать и понимать словесно-образную ткань произведения; понимание авторской позиции; способность осознавать (в степени, соответствующей жизненному опыту учащихся) идейно-художественный, социально-исторический и духовно-эстетический смысл произведения в целом. У обучающихся должно быть развито представление о специфике литературы в ряду других искусств и культуре читательского восприятия художественного текста, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса.
Содержание литературного образования курса «Русская классическа