Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Сабақ жоспары: «Мартышка и очки»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тема |
И.А.Крылов. «Мартышка и очки» урок 18 |
|
Цель |
закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы; познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”; развивать умение анализировать произведения, работать над композицией произведения;
|
|
Ожидаемый результат |
умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; |
|
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент. |
Приветствие детей. Быть должны всегда в
порядке: |
Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности. Р.: принимать и сохранять учебную задачу. |
Актуализация опорных знаний. Проверка д/з. |
Вчера, мы обобщили и систематизировали знания о жанре художественной литературы – сказке. - Давайте проведём конкурс на лучшее чтение наизусть отрывков из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане….» Выбор лучшего чтеца! 1 человек от группы. |
Р.: принимать и сохранять учебную задачу. К.: использовать речь для регуляции своего действия. |
Постановка цели и задач урока. Введение в тему урока. |
Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Вопросы кроссворда составлены по произведению А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…” Кроссворд на доске или индивидуально у каждого на листке. Вопросы: 2. Жанр, художественной литературы к которому, относится это произведение. (Сказка). 1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка). 3. Имя царя (Салтан). 4. Имя молодого князя (Гвидон). 5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян). - Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать (Басня). А что, же такое басня? Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носит поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басни чаще всего являются животные и растения. - Назовите признаки басни.
- Чьё имя вы вспоминаете, услышав слово, басня? -А хотите узнать, кто этот человек и почему его произведения мы продолжаем изучать? - Послушайте стихотворение Вяземского. Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят: Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. Кто догадался о ком оно? А хотите узнать кто этот человек и почему его произведения мы изучаем? Что вы помните о творчестве Крылова? Напомним биографию баснописца И. А. Крылова. Рассказывают 3 подготовленных ребёнка. И.А.Крылов родился 2-го февраля 1768 г. в Москве. Отец Крылова был армейский офицер, по обязанностям службы часто вынужден менять место своего жительства. Занятый службой, отец Крылова не имел времени заниматься воспитанием сына, и все заботы о воспитании и образовании маленького сына падали на долю его матери. Мать сама ежедневно занималась с ним, стараясь передать ему хоть те небольшие познания, которыми обладала сама. Мария Алексеевна, мать будущего баснописца, придумывала разные способы, чтобы заохотить ребёнка к учению. Так, например, когда он хорошо заучивал заданный ему урок, мать каждый раз в награду давала ему по несколько копеек. После смерти отца Иван в 10 лет начал служить переписчиком, чтобы кормить мать и младшего брата. Точно не знаем, кончал ли он какое-нибудь, хотя бы скромное учебное заведение, но знаем, что с детства и до конца жизни он непрестанно учился сам, жадно читая множество книг, и стал одним из образованнейших людей своего времени. Много помогли развитию мальчика книги, оставшиеся после отца. Книг этих был целый сундук, и молодой Крылов с усердием перечитывал их без разбора. Это усердное чтение пробудило в нем литературные наклонности, и на пятнадцатом году он сочинил первое своё произведение – комическую оперу “Кофейница”. Дедушка Крылов – великий русский поэт баснописец. Почему великий? Его басни знают не только русские. Они переведены на разные европейские языки. Почему мы говорим русский? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями. В Санкт – Петербурге в Летнем саду, в том месте, которое чаще всего посещают дети, на гранитном пьедестале поставлен памятник. Бронзовая статуя изображает Крылова в его обыкновенном сюртуке, сидящего в креслах и окруженного множеством зверей, птиц и насекомых, постоянных действующих лиц в его баснях. На барельефах изображены эпизоды из лучших его басен. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.
|
К.: формулировать собственное мнение и позицию; П.: осуществлять анализ объектов; строить речевое высказывание в устной форме. Р.: принимать и сохранять учебную задачу; |
Изучение новой темы. Работа до чтения. |
Посмотрите на доску и постарайтесь прочитать название произведения Крылова, с которым мы познакомимся сегодня на уроке: МААРТЫШИК И ИОЧК. - Поднимите руку, кто видел мартышку? - Где вы ее видели? Расскажите о ее повадках. (Любопытная, любит гримасничать, подвижная) -Чтобы текст басни нам был понятен, давайте уточним значение некоторых слов. Словарная работа: Мартышка-маленькая обезьяна. Дюжина -12. Полдюжины -6. Нанижет –оденет подряд на нитку, проволоку. Невежда –необразованный, несведущий человек. К худу клонит- к плохому клонит. Познатней – знать, буржуазия, богачи. Невежда -грубый, невоспитанный человек. Слушаем аудиозапись басни И. А. Крылова. -Постарайтесь увидеть картины, которые рисует автор. |
Р.: принимать и сохранять учебную задачу. П.: находить нужную информацию в тексте. К.: формулировать собственное мнение и позицию. |
Работа после чтения. |
- Какие мысли, чувства вызвала у вас басня? 3) Чтение про себя. - Прочитайте басню, обратите внимание на композицию. I. Завязка. II. Развитие действия. III. Кульминация. IV. Развязка. - Прочитайте первую часть. Как она называется? - Прочитайте вторую часть. Как она называется? - Прочитайте третью часть. Как она называется? - Прочитайте четвертую часть. Как она называется? - А как называется следующая часть? - Замените слово мораль синонимом. (Нравоучение). - Прочитайте мораль. - В чем аллегоричность этой басни? (Мартышка олицетворяет собой – невежду). |
К.: формулировать собственное мнение и позицию. |
Физминутка. |
Представляю детям музыкальную физ.минутку и прошу повторять действия персонажей. |
Л.: Ориентация на ЗОЖ. Р.: принимать и сохранять учебную задачу. |
Работа после чтения. Работа на понимание. |
Работа над языком басни. - Сейчас поработаем над языком басни. - Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи. - Зло не так большой руки. - Что это означает? - Не так уж большое горе. - Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки” - Купить, достать, приобрести. - Прочитайте развитие действия. Какие средства художественной выразительности встретились? - Очков с полдюжины себе она достала – приобрела 6 штук очков. - Очки не действуют никак – не помогают. - Подберите синоним к слову, нанижет – наденет. - Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились? - Проку на волос нет – очень мало пользы. - Подберите синонимы к словам: прок – польза
- Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, хватила – швырнула, бросила. - Встали ребята. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите как можно схватить друг друга за руки. Повернитесь лицом ко мне. Покажите, как Мартышка хватила очки о камень. - Как понимаете выражение, брызги засверкали – разлетелись на мелкие кусочки, похожие на капли воды. - Прочитайте мораль. Назовите фразеологические обороты. - Цены не зная ей – чем полезна вещь, для чего нужна вещь. - К худу клонит – говорит плохо о ней. - То он ее еще и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода. - Подберите синоним к слову, познатней – богаче, выше титулом. 5) Выделение главной мысли произведения. - Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения? - Тему. - В каких строчках заключена идея басни? - В морали. - Прочитайте. Работа в группах. Выберите нравственные качества человека, которые высмеивает И.А. Крылов в басне "Мартышка и очки". (Учащиеся получают карточки, где выделяют нравственные качества) Проверка работы. Самоуверенность ложь лень неблагодарность жадность глупость скупость эгоизм невежество зазнайство хвастовство назойливость |
Р.: определяют, о чем идет речь в басне. П.: строить речевое высказывание в устной форме, находить нужную информацию в тексте. |
Работа в группах. |
Работа в группах. - Первая группа готовится проинсценировать басню. - Вторая группа, выразительно читает басню. - Третья – составляет диафильм. Проверка. - Прочитайте выразительно басню. - Какие кадры диафильма нарисовали ? - А теперь посмотрим инсценирование.. - Над каким жанром художественной литературы мы работали на уроке? - Что такое басня?
|
|
5. Рефлексия. |
-Что запомнилось на уроке? - Что понравилось? -Что не понравилось? |
Л.: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Информация о домашнем задании |
|
Р.: принимать и сохранять учебную задачу. |