Дата: Класс: 9 |
Тема: Русская литература VIII века. Классицизм в русской литературе. М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия…» |
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся об особенностях поэзии М. Ломоносова; сформировать представление о жанровом своеобразии оды; помочь осмыслить основные мотивы оды Ломоносова; способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. |
Ожидаемый результат: кратко познакомиться с жизнью и творчеством писателя, показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа; научить анализировать текст. |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
3 мин. | I. Организационный моментЦель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы. | Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников. |
10 мин. | Проверка пройденного материала. С помощью приема «Карта бита» осуществляет проверку знаний Воспевание героев, силы и славы россии, ее величия и красоты, прославление мира («тишины») как основы всеобщего благоденствия, забота о преобразовании государства на разумных началах, восхищение наукой, всесильным разумом человека — вот основные темы поэзии Ломоносова. Он творил во многих жанрах и во всех стилях, сочинял трагедии, эпиграммы и сатирические стихи, ему даже принадлежат стихи, посвященные научным открытиям (например, обширное «Письмо о пользе стекла»), но излюбленным его жанром была ода. учащихся.
| Демонстрируют свои знания.
|
15 мин. | III. Актуализация знанийГлавное содержание литературного творчества Ломоносова — прославление родины. Ломоносов был горячим приверженцем петровских преобразований: он ратовал за рост и развитие русского национального государства, его производительных сил, науки и культуры. Во всех одах Ломоносова звучит тема Петра I, «просвещенного монарха», «отца отечества», неустанного «строителя, плавателя, в полях, в морях — героя».И еще одна тема доминирует в творчестве Ломоносова — восторженный гимн науке. По убеждению поэта, благо и слава родины — в развитии «божественных наук»: механики, химии, астрономии, географии, «науки легких метеоров» (метеорологии).А одно из лучших произведений Ломоносова — «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» — начинается прославлением «возлюбленной тишины», т. е. мира, мирной жизни.. аналитическое чтение «оды на день восшествия…» (в сочетании с пересказом отдельных отрывков, комментариями учителя)— Ода начинается прославлением «тишины», то есть мира — главного условия для созидательного труда и творчества:Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна!Поэт хвалит Елизавету за то, что в начале ее царствования прекратились войны. Затем автор переходит к воспоминаниям об отце Елизаветы, Петре I, которого он считал идеальным монархом и национальным героем. Прибегая к олицетворениям, Ломоносов | Демонстрируют знания, умения.
|
10 мин. | Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.творческая работа в парах1 группа Составьте план оды. Обратите внимание на логику переходов от Одной части произведения к другой.2 группа Каким «штилем» написана ода? Ответ аргументируйте.3 группа Какие мысли М. Ломоносова кажутся вам особенно важными | Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. |
5 мин.
| V. Итог урокаЦель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.Проводит рефлексию.-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? | На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение. |
2 мин. | VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.
| Ученики записывают в дневниках. |