Самоанализ урока
«Построение диаграмм и графиков в электронных
таблицах»
учителя ИВТ Дошумова Г.К.
Цель самоанализа: проанализировать собственную деятельность
и деятельность детей для достижения цели урока по теме: «Построение
диаграмм и графиков в электронных
таблицах».
Содержание урока предусматривает изучение нового
материала по теме «Построение диаграмм и графиков в электронных
таблицах»,
поэтому выбран тип урока – открытие новых знаний. В соответствие с
типом урока была поставлена цель, к ней три задачи,
определена структура учебного занятия.
Цель урока: формировать у учащихся целостного представления о
диаграммах и графиков посредством программы
Excel
через работу с мультимедийной
презентацией.
Задачи урока:
обучающая: обеспечить усвоение учащихся представление о
диаграмм и графиков в электронных таблицах, познакомить учащихся с
типами диаграмм, обучить построению различных типов диаграмм и
графиков (данная задача реализуется на этапе открытия новых знаний
посредством рассказа учителя, что способствует более осмысленному
представлению темы учебного занятия)
развивающая: развитие у учащихся умение создавать диаграммы и
графики в программе Exsel, логического мышления, познавательных
умений, самостоятельности (реализуется задача на этапе первичной
проверки понимания посредством просмотра видеофрагмента, а также
самостоятельному заданию различных типов
диаграмм)
воспитывающая: воспитание мотивов учения, ответственности
(реализуется данная задача на протяжении всего урока, когда
обучающиеся проявляют собственный интерес к изучаемой
теме
На организационно-мотивационном этапе создал
рабочую атмосферу в классе: с первой минуты я настроил класс на
работу, создал благоприятную обстановку. Применен метод установки,
который через конкретно предъявляемые требования позволил
установить дисциплину в классе.
Следующий этап – подготовка к активному и
сознательному усвоению материала. Этап подразумевал постановку мной
проблемного вопроса, ответ на который, дал возможность перейти к
теме урока, при этом я задавал наводящие вопросы.
Данный этап служил переходом к основному этапу
урока – изучение нового материала. Мотивация проявлялась
посредством разгадывания кроссворда.
Этап изучения нового организован во фронтальной
форме работы. На данном этапе дети внимательно слушали объяснения,
просматривали презентацию, записывали новые понятия в тетрадь. На
данном этапе применялись такие методы работы как: рассказ
(сообщение нового материала) - изложение описательного материала с
применением приемов активизации познавательной деятельности
учащихся; метод поощрения (похвала за правильный
ответ).
Таким образом, использовался метод наглядности
(просмотр презентации). Задействованы различные виды памяти:
зрительная (наглядное представление материала), моторная (ученики
ведут записи в тетради).
Так же применяется технология развития
критического мышления, а именно прием «Сравнительной характеристики
диаграмм». Рассмотрение таблицы помогало анализировать типы
диаграмм на стадии осмысления содержания.
При использовании данного приема информация не
только более активно воспринимается (прослушивается),
систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации
материала позволяет провести быстрое обсуждение, дискуссию по
спорным вопросам.
Практическая работа «Построение диаграмм и графиков в электронных
таблицах»,
учащимся предлагался видеоролик с алгоритмом построения
диаграмм.
На этапе первичной проверки понимания, детям
предлагалось выполнить тест под названием
«Диаграммы в электронных
таблицах»,
который и проверит, как учащиеся освоили данную
тему.
На этапе инструктажа домашнего задания я четко
объяснял, что необходимо выполнить самостоятельно дома, так же
ученикам предлагалось закрепить свои знания по выполнению
задания.
Последний этап – подведение итогов, ученикам
предлагается «Пятерочка», которая позволяет сделать вывод по
изученному материалу, определить основные моменты, необходимые для
запоминания и коррекции.
Отбор содержания, методов, форм и средств, для
проведения занятия осуществлялся в соответствии с целью и задачами
урока.
Таким образом, можно сказать, что при проведении
урока применялись такие принципы как:
Научности - заключается в формировании у учащихся
системы научных знаний.
Наглядности - обеспечивает формирование более
четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний. Большая роль при
использовании наглядного метода принадлежит словесным
комментариям.
Принцип систематичности и последовательности в
обучении. Данный принцип требует, чтобы знания, умения и
навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда
каждый элемент логически связывается с другими, последующее
опирается на предыдущее, готовит к усвоению
нового.
Принцип доступности. Этот принцип требует,
чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей
учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических,
моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и
психическом здоровье. При слишком усложненном содержании понижается
мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия,
резко падает работоспособность, возникает чрезмерное утомление.
Вместе с тем принцип доступности ни в коей мере не означает, что
содержание обучения должно быть упрощенным, предельно элементарным.
Опыт показывает, что при упрощенном содержании снижается интерес к
учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит
желаемого развития учебной работоспособности.
Для привлечения внимания учащихся использовалась
электронная презентация «Построение диаграмм и графиков в электронных
таблицах»,
так же изменение интонации, тембра голоса, жесты, хождение по
аудитории.
Поставленная цель была достигнута. По окончанию
урока наблюдалось положительное отношение
учащихся.
Данные принципы реализуются в комплексе, так как
только в комплексе они оказывают положительное влияние на
педагогический процесс.
Считаю, что для проведения занятия я выбрал
оптимальным темп, тембр голоса, что способствовало установлению
положительного психологического климата.
В целом можно сделать вывод, что структура урока
соответствует заявленному типу, а поставленные цель и задачи
реализованы на достаточном уровне.