Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства
Подготовила: Абденова Айнур Амангельдиевна, учитель русского языка и литературы
Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства
ЦЕЛЬ: Мотивировать педагогов к повышению уровня профессионального мастерства через самообразование.
Подготовила: Абденова Айнур Амангельдиевна, учитель русского языка и литературы
«Общеобразовательной школы № 179»
ЗАДАЧА:
Познакомить педагогов с направлениями и источниками самообразования.
Самообразование - есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Чтобы быть ХОРОШИМ ПЕДАГОГОМ – нужно сделать большой труд. И путь к самосовершенствованию бесконечен, только поднимаешься на одну ступень – за ней следует другая, и так дальше. Главное, чтобы этот труд приносил моральное и материальное удовлетворение. К этому нужно будет стремиться.
«Век живи, век учись!» - это пословица очень актуальна для педагогов. И мы и наши ученики живем в постоянном пространстве и без самообразования невозможно успеть за новыми информационными технологиями. Информационный мир открывает перед нами множество возможностей, и часто только от нас зависит, насколько мы сможем применить их в своей педагогической деятельности. Кто как не мы должны быть в постоянном поиске знаний, саморазвитии, чтобы всегда находить подход к детям, быть в курсе тенденции образования и воспитания. В наше время высоких технологий педагог не должен отставать от своих учеников.
Педагог должен быть – грамотно информированным человеком! Он должен идти в ногу со временем использовать самые современные технологий в своей работе постоянно двигаться вперед, на одном месте стоять нельзя, самосовершенствоваться, уметь подводить итоги и ставить перед собой цели и задачи, постигая новые знания! «Сильным и опытным становится педагог который умеет анализировать свой труд» как сказал Сухомлинский В. А.
Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Если ты сам захочешь, то найдешь, где и чему будешь учиться.
На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, заочное обучение, дистанционное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.
Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога. Стимулирующим фактором выступает не наставления преподавателя, а внутреннее желание, мотивация, а это — сильнейший двигатель саморазвития. Ведь, именно такое познание наиболее эффективно для человека — знания проходят через вас, внедряясь в повседневную жизнь. Сфера науки значения не имеет — экономика, иностранный язык, игра на гитаре, главное — самообразование и саморазвитие. Знания, которые вы приобретаете самостоятельно, обладают большей ценностью для вас, нежели обучение от других лиц. «Считай несчастным тот день и тот час, в котором не усвоил нового и не прибавил к своему образованию» Я. К. Каменский
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
-
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
-
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
-
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
-
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
-
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
-
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п).Самообразование не сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становится стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Источники самообразования
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
К инновационным формам углубления профессиональных знаний, мотивирующих процесс самообразования и способствующих раскрытию творческого потенциала человека, можно отнести такие виды группового активного обучения, как деловые игры, «круглые столы», разбор проблемных ситуаций, профессионально-ориентированные тренинги, мастер-классы. При их проведении большое внимание уделяется личностным качествам, коммуникативным навыкам, умению самостоятельно работать с источниками информации, анализировать их, выявлять проблему, ставить задачи, выступать перед коллегами и здесь от качественной самостоятельной подготовки к ним зависит как личный успех каждого участника, так и общий результат приобретения новых знаний для всех. Основным достоинством их является то, что помимо целевой задачи коллеги могут общаться друг с другом, проявлять активность, фантазию, развивать мыслительные, коммуникативные, психологические качества, необходимые человеку в его профессиональной деятельности. Успех же самообразования зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека, среди которых первостепенными являются: осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний; обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать проблемы, формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа; умение актуализировать знания, способы деятельности, отбирать необходимые для решения вставшей проблемы; желание решить проблему, а если необходимо, то на переквалификацию и в свете этой задачи познание нового.
Задания для практического занятия
Заполните соответствующий раздел рабочей тетради: выпишите виды (сферы), формы самообразования, определите для себя возможные сферы самообразования или направления самообразования в соответствии с выбранной вами специальностью (направлением подготовки)
Задания для самостоятельной работы
Сравните образование и самообразование.
Объясните, почему самообразование считают само мотивированной деятельностью? Выделите возможные мотивы самообразования.
Приведите аргументы утверждению: «Современный человек не может обойтись без самообразования».