Самообразование педагогов – главный ресурс
повышения профессионального
мастерства
Подготовила: Абденова Айнур Амангельдиевна,
учитель русского языка и литературы
Самообразование педагогов – главный ресурс
повышения профессионального мастерства
ЦЕЛЬ: Мотивировать педагогов к повышению уровня
профессионального мастерства через
самообразование.
Подготовила: Абденова Айнур Амангельдиевна,
учитель русского языка и литературы
«Общеобразовательной школы №
179»
ЗАДАЧА:
Познакомить педагогов с направлениями и
источниками самообразования.

Самообразование - есть необходимое условие
профессиональной деятельности педагога. Общество всегда
предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие
требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем
все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и
владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих
научных областях, различных сферах общественной жизни. Чтобы быть
ХОРОШИМ ПЕДАГОГОМ – нужно сделать большой труд. И путь к
самосовершенствованию бесконечен, только поднимаешься на одну
ступень – за ней следует другая, и так дальше. Главное, чтобы этот
труд приносил моральное и материальное удовлетворение. К этому
нужно будет стремиться.
«Век живи, век учись!» - это пословица очень
актуальна для педагогов. И мы и наши ученики живем в постоянном
пространстве и без самообразования невозможно успеть за новыми
информационными технологиями. Информационный мир открывает перед
нами множество возможностей, и часто только от нас зависит,
насколько мы сможем применить их в своей педагогической
деятельности. Кто как не мы должны быть в постоянном поиске знаний,
саморазвитии, чтобы всегда находить подход к детям, быть в курсе
тенденции образования и воспитания. В наше время высоких технологий
педагог не должен отставать от своих учеников.
Педагог должен быть – грамотно информированным
человеком! Он
должен идти в ногу со временем использовать самые современные
технологий в своей работе постоянно двигаться вперед, на одном
месте стоять нельзя, самосовершенствоваться, уметь подводить итоги
и ставить перед собой цели и задачи, постигая новые знания!
«Сильным и опытным становится педагог который умеет анализировать
свой труд» как сказал Сухомлинский В. А.
Ни
для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий
утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет.
Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к
выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического
мастерства педагогов - это самообразование.
Если ты сам захочешь, то найдешь, где и чему
будешь учиться.
На
сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг
повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение,
заочное обучение, дистанционное обучение, на курсах повышения
квалификации, семинары и т.д.
Способность к самообразованию не формируется у
педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность
определяется психологическими и интеллектуальными показателями
каждого отдельного педагога. Самосовершенствование должно быть
неотъемлемой потребностью каждого педагога. Самообразование – есть
потребность творческого и ответственного человека любой профессии,
тем более для профессий с повышенной моральной и социальной
ответственностью, каковой является профессия
педагога. Стимулирующим фактором выступает не наставления
преподавателя, а внутреннее желание, мотивация, а это — сильнейший
двигатель саморазвития. Ведь, именно такое познание наиболее
эффективно для человека — знания проходят через вас, внедряясь в
повседневную жизнь. Сфера науки значения не имеет — экономика,
иностранный язык, игра на гитаре, главное — самообразование и
саморазвитие. Знания, которые вы приобретаете самостоятельно,
обладают большей ценностью для вас, нежели обучение от других лиц.
«Считай несчастным тот день и тот час, в котором не усвоил нового и
не прибавил к своему образованию» Я. К. Каменский
Если представить деятельность учителя в области
самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать,
апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же
предметная область приложения этих глаголов?
-
Изучать и внедрять новые педагогические
технологии, формы, методы и приемы обучения
-
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене
опытом
-
Периодически проводить самоанализ своей
профессиональной деятельности
-
Совершенствовать свои знания в области
классической и современной психологии и
педагогики
-
Систематически интересоваться событиями
современной экономической, политической и культурной
жизни
-
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей
культуры.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по
самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания,
осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с
детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только
пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные,
приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с
детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и
исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в
постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость
мышления, умение моделировать и прогнозировать
воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий
потенциал.
Важным условием является правильно организованная
и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не
всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы
(испытывают затруднения в подборе и изучении методической
литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и
т.п).Самообразование не сводиться к ведению тетрадей, написанию
докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становится
стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога,
так и для развития его личности.
Источники самообразования
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная,
публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных
носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи,
концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия
В
общем случае, все источники делятся на источники знаний,
способствующие личностному росту, и источники, способствующие
профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и
другому одновременно.
• Педагог обладает развитой способностью к
рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом
учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность
человека, направленная на осмысление собственных действий, своих
внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности
и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности
возникает необходимость получения теоретических знаний,
необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и
диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических
умений анализа педагогического опыта.
К
инновационным формам углубления профессиональных знаний,
мотивирующих процесс самообразования и способствующих раскрытию
творческого потенциала человека, можно отнести такие виды
группового активного обучения, как деловые игры, «круглые столы»,
разбор проблемных ситуаций, профессионально-ориентированные
тренинги, мастер-классы. При их проведении большое внимание
уделяется личностным качествам, коммуникативным навыкам, умению
самостоятельно работать с источниками информации, анализировать их,
выявлять проблему, ставить задачи, выступать перед коллегами и
здесь от качественной самостоятельной подготовки к ним зависит как
личный успех каждого участника, так и общий результат приобретения
новых знаний для всех. Основным достоинством их является то, что
помимо целевой задачи коллеги могут общаться друг с другом,
проявлять активность, фантазию, развивать мыслительные,
коммуникативные, психологические качества, необходимые человеку в
его профессиональной деятельности. Успех же самообразования зависит
от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека,
среди которых первостепенными являются: осознание человеком
персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний;
обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями
усматривать проблемы, формулировать их, планировать
последовательные шаги поиска ответа; умение актуализировать знания,
способы деятельности, отбирать необходимые для решения вставшей
проблемы; желание решить проблему, а если необходимо, то на
переквалификацию и в свете этой задачи познание
нового.
Задания для практического
занятия
Заполните соответствующий раздел рабочей тетради:
выпишите виды (сферы), формы самообразования, определите для себя
возможные сферы самообразования или направления самообразования в
соответствии с выбранной вами специальностью (направлением
подготовки)
Задания для самостоятельной
работы
Сравните образование и
самообразование.
Объясните, почему самообразование считают само
мотивированной деятельностью? Выделите возможные мотивы
самообразования.
Приведите аргументы утверждению: «Современный
человек не может обойтись без самообразования».