Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Сборник авторских уроков "Нетрадиционные интегрированные уроки музыки"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
1
ГУ «Средняя школа №2 имени А.М. Горького» отдела образования
г.Степногорска
НА ЯРМАРКУ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ
Нетрадиционные интегрированные
уроки музыки
Швецова С.Н.,
учитель музыки
2014 год
2
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ МУЗЫКИ
Составитель: Швецова С.Н., учитель музыки
СШ №2 имени А.М. Горького, 2014г.
Предлагаемое пособие содержит разработки интегрированных уроков,
которые могут быть использованы учителями музыки при проведении
уроков и во внеурочной деятельности. Содержимое сборника позволяет
расширить кругозор знаний учителей музыки и показать межпредметную
связь музыки с разными учебными предметами: историей, литературой, ИЗО,
черчением, познанием мира и др.
Рецензент: Батанина И.Ю., руководитель ГМО учителей музыки
Рекомендовано решением школьного Совета по
инновационной деятельности ГУ «Средняя школа №2 имени А.М.
Горького» отдела образования г.Степногорска.
Протокол № 18 от « 02» февраля 2014 г.
Утверждено Экспертным советом отдела образования
города Степногорска
Протокол №___от «____» _______________ 2014 г.
3
Рецензия на сборник
«Нетрадиционные интегрированные уроки музыки»
учителя музыки СШ № 2 С.Н.Швецовой
Урок – форма организации обучения с целью овладения учащимся
изучаемым материалом. Арсенал форм уроков современного учителя не просто
обновляется под влиянием, прежде всего усиливающейся роли личности
учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных форм
преподнесения материала. Одной из таких форм является интегрированный урок.
Представленный на рецензирование сборник представляет собой разработки
именно таких уроков, разработанных с учетом современного образования.
Актуальность сборника заключается в том, что данные материалы затрагивают
разнообразные темы и могут быть интересны как начинающим, так и опытным
учителям. Данная авторская работа не создаѐт трудностей в восприятии, так как
структурирована и логически сгруппирована, красочна и разнообразна.
По представленным урокам можно судить о высоком профессионализме
автора, который владеет практикой индивидуализированн ого обучения,
применяет информационно-коммуникационные технологии в своей работе.
Самостоятельной деятельности учащихся отводится значительное количество
времени, характер этой деятельности исследовательский, творческий и
продуктивный. В практической деятельности учителя музыки Швецовой
Светланы Николаевны эти направления являются одними из основных.
Данный сборник включает в себя пояснительную записку и слова автора, где
рассматривается актуальность и значимость данного материала, направленного на
развитие творческих способностей учащихся; основную часть, где представлено
большое количество уроков музыки, интегрированных с различными, такими как
ИЗО, черчение, литература, психология, предметами. Одним из важных
положительных моментов данного сборника являе тся авторство и
апробированность.
«Нетрадиционные интегрированные уроки музыки» помогут учителям
провести необычные занятия и вместе с этим повысить у школьников мотивацию
к обучению, подвести их к решению нестандартных коммуникативных задач,
стимулируя применять полученные знания на практике.
Поставленная при создании сборника цель достигнута, задачи решены.
Использованный материал имеет практическую значимость.
Руководитель ГМО учителей музыки г.Степногорска,
учитель высшей категории Батанина И.Ю.
4
ШВЕЦОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА
Образование – высшее, ЦГПИ им. С. Сейфуллина 1982,
учитель музыки и пения
Категория – высшая
Педагогический стаж 36 лет
Заместитель директора по ВР 17 лет
2014 - победитель 1-го Международного конкурса
учителей «Мой инновационный урок» (1 место).
Центр обучения и развития, Астана
2013 - ученица заняла 3 место в 1-ом Международном
конкурсе юных вокалистов, проводимого в рамках
празднования Международного десятилетия
сближения культур по линии ЮНЕСКО в РК
5
Нетрадиционные интегрированные уроки музыки
Пояснительная записка
Мне очень нравится разрабатывать и проводить нетрадиционные
интегрированные уроки, развивающие занятия, классные часы. Это и
творчество и межпредметная связь музыки с литературой, историей, ИЗО,
психологией, физикой, черчением, познанием мира и т.д.
Интегрированные уроки проводят 2 учителя; такие уроки очень
интересны ученикам. На этих уроках показывают свое творчество, но не
только учителя, но и ученики; выступают одарѐнные в музыке дети.
Урок музыки по государственным стандартам последний год изучается
в 6 классе; но музыка продолжает присутствовать в жизни учащихся 7-11
классов как в повседневной жизни, так и в школьной через посещение
художественных кружков, проведение праздников, фестивалей, декад
музыки, КТД; участие в городских традиционных конкурсах юных талантов
«Звездный дождь» и патриотической песни «Жас Ұлан».
Музыка - это целый мир, еѐ язык понятен всем. Музыка идет по жизни
с нами всегда и везде! В старших классах можно направить встречи с
классической музыкой на профилактику суицида, вредных привычек,
мотивацию учебно-познавательной деятельности, воспитание осознанного
эстетического вкуса.
Радует, что в школе есть учителя-единомышленники, которые
поддерживают мои идеи в разработках нетрадиционных интерактивных
уроков, классных часов, развивающих занятий и вместе со мной их проводят.
Это учителя: Пахомова Е.А., Мариничева Л.Ф., Литвинова А.В., Бровкина
Е.П. (психолог школы).
Из опыта работы предлагаю Вам ознакомиться с интегрированными
уроками, классным часом, развивающим занятием в 11 классе.
На уроках использованы технологии: ИКТ, личностно -
ориентированная, здоровье-сберегающая; технология интеграции.
Воспитание классической музыкой приносит душевное удовлетворение. Благо,
даруемое нам искусством, не в том, чему мы в нѐм научились, а в том, какими
мы благодаря ему становимся.
О. Уайльд
6
СОДЕРЖАНИЕ
Символы свободного Казахстана ……………………………………………… 7
«Звучащие» образы в искусстве …………………………………………… 12
По тропинкам берендеева царства …………………………………………… 19
Поющее сердце России ……………………………………………………….. 25
Звучащие образы в искусстве - Легенда о домбре ………………………….. 30
Творчество на уроках черчения ……………………………………………… 35
Целый мир для меня ………………………………………………………….. 40
Путешествие в Мультландию ………………………………………………… 43
Музыкальная терапия …………………………………………………………. 47
7
«Символы свободного Казахстана»
Участники - учащиеся 6 класса.
Цель: Воспитание казахстанского патриотизма
Задачи:
1. Знакомство с государственными символами
Республики Казахстан.
2. Расширение кругозора учащихся, формирование умения
составлять композицию рисунка.
3. Воспитание чувства гордости за свою Родину.
Оборудование: Интерактивная доска.
Видеоматериалы: презентация «Государственные символы РК», портрет
композитора Ш.Калдаякова, презентация песни «Казахстан» , презентация
песни «Менің Қазақстаным», презентация к песне «Мой Казахстан! Моя
страна!».
Ход урока:
1. Приветствие – «Здравствуйте!»
2. Звучит песня
«Казахстан» в сопровождении презентации,
исполняет ученик 6 класса Тухтаров Ербулат,
участник областного Фестиваля-конкурса
«Хочу воспеть тебя, мой Казахстан»,
посвященного 20-летию Независимости
Республики Казахстан(учащиеся класса
принимают участие в исполнении).
3. Учитель музыки – В
преддверии большого праздника нашей
страны 20-летия Независимости РК очень
важно, чтобы каждый гражданин свободного
Казахстана знал государственные символы и
уважал их.
4. Учитель ИЗО – Тема урока «Государственные символы
РК». Назовите их. (Флаг, герб, гимн).
На земле существует множество государств. И у
каждого - свои символы. Они должны объединять народ,
всех граждан, вселять в них гордость за свою страну,
веру и надежду в светлое будущее.
Каждый истинный гражданин должен быть
патриотом, то есть сыном своей земли - именно так то
8
слово переводится с греческого языка. Он любит свою
родину, свой народ и гордится ими. В этом – большая
сила. Наше государство никогда не станет цветущим и
крепким, если не будет настоящих патриотов, всем
сердцем преданных Отчизне.
Вот почему мы должны бережно, относится к
государственным символам, вот почему закон страны
обязывает всех граждан и гостей государств уважать и
чтить эти символы. Ведь за ними – судьбы многих
наших соотечественников, отжавших жизни во имя
свободы, процветания и славы нашей страны.
Государственный
флаг республики
Казахстана.
Главный
отличительный знак
нашей страны –
Государственный флаг.
Он сине-голубого
цвета. В центре флага
мы видим парящего
под золотым солнцем орла, а по краю. Где полотнище
крепится к древку, полоску казахского орнамента. Что
означают эти символы?
Голубой цвет символизирует небо. Наши далекие
предки тюрки поклонялись Небу. Они называли его
Тенгри. Считалось, что Небо породило все живое на
земле и с тех пор наблюдает за нами день и ночь. Ничто
не укроется от его всевидящего глаза. Небо-символ мира
и благополучия. А еще голубым цветом люди
обозначают честность, чистоту и верность. Поэтому
голубой фон нашего Государственного флага и
символизирует чистоту и высоту помыслов нашего
народа, пожелания мирного неба и благоденствия.
Золотое солнце, купающееся в своих лучах,
олицетворяет счастье и богатство. Ведь солнце дарит
нам тепло, рассеивает тьму, дает жизнь всему живому.
Орел – царь птиц. Он парит под самым солнцем,
ощущает его горячие ладони, чувствует высоту неба. Он
сильный. Зоркий и всемогущий. Это гордая,
вольнолюбивая птица. Всегда была символом
независимости, чести и могучей власти. В облике
степного орла на нашем знамени воплощен образ
9
свободолюбивого народа – его сила. Зоркость, стремление
всегда быть на высоте.
Казахский орнамент «кошкар муиз» - бараньи рога.
Орнамент ученые считают магическим кодом, где наши
предки зашифровали свои знания о природе и устройстве
мира. Мы забыли этот удивительный язык и теперь учимся
заново понимать его, а он говорит о вечной борьбе добра и
зла, света и тьмы, о дне и ночи, которые сменяют друг друга.
Узоры орнамента дарят нам ощущения жизни, помогают стать
лучше и чище, учить щедрости.
Автор Государственного флага – Шакен Ниязбеков.
Государственный герб.
Основа нашего Государственного герба, его
сердце – шанырак. Так называется у казахов главная
деталь юрты. Основа купола – крыши.
Обычный дом начинают с заливки фундамента.
А когда собирают казахскую юрту, первым делом
поднимают в небо на специальной рогатине-бокане
шанырак. Получается, шанырак, тот же фундамент
дома, только расположенный наверху. Значит он –
символ Неба. Для казахов шанырак- знак родового
гнезда, родного дома и аула. Если в доме случилась
беда, говорят, шанырак
покачнулся. А новоселам желают: «Да будет шанырак ваш
высоким!». Поэтому изображение шанырака на
государственном гербе означает, что Казахстан – это наша
семья, наш общий год, надежный и крепкий.
По краям герба расположены крылатые кони – единороги.
Для казаха обитателя Великой степи, конь был его второй
половиной. А лучшим из лучших считался тулпар –
быстроногий скакун, который мчится, будто летит. Наши
предки изображали тулпаров крылатыми и поклонялись им
как божествам.
Почитались в древности и рога животных. Рогатый конь
считался священным животным, а по-другому – тотемом. Он
пришел из глубокой древности и сегодня, красуясь на гербе
страны, олицетворяет собой таланты и силу молодого
государства. Крылатые скакуны, обнимающие на гербе
шанырак, как бы возносят его в
10
небо, выражая тем самым веру нашего народа в светлое
будущее.
Высшей точкой герба, его завершением является
звезда. Звезды служили казаху – кочевнику верным
ориентиром в пути, с ними он связывал такие понятия,
как надежда на спасение, вера в победу и достижение
высокой мечты. Государственный герб олицетворяет
собой, вознесенный в небо надежный шанырак, силу
народа и веру в свою путеводную звезду.
Авторы Государственного герба: Шандарбек Малибеков
и Шота Валиханов.
5. Учитель музыки – Гимн, исполнение гимна…Кто
авторы гимна? Рассказ учителя о композиторе Шамши
Калдаякове.
Вам задание - На интерактивной доске текст Гимна в
эквиритмическом переводе на языке
межнационального общение.
Алтын күн аспаны, В её небе золотое солнце,
Алтын дән даласы, В её степях золотое зерно.
Ерліктің дастаны, Она поэма мужеству,
Еліме қарашы! Посмотри на мою страну!
Ежелден ер деген, В седой древности
Даңқымыз шықты ғой. Родилась наша слава.
Намысын бермеген, Никогда не терявший чести
Қазағым мықты ғой! Силён мой казахский народ!
Қайырмасы: Припев:
Менің елім, менің елім, О, мой народ! О, моя страна!
Гүлің болып егілемін, Я посаженный тобой цветок,
Жырың болып төгілемін, елім! Я твоя льющаяся песня, моя страна!
Туған жерім менің — Моя родная земля — мой Казахстан!
Қазақстаным! Открывающая путь будущим поколениям
Ұрпаққа жол ашқан, Широкая необъятная земля есть у меня.
Кең байтақ жерім бар. Сплочённая в единстве,
Бірлігі жарасқан, Независимая страна есть у меня.
Тәуелсіз елім бар. Встречает (новое) время
Қарсы алған уақытты, Как извечного друга.
Мәңгілік досындай. Наша страна счастливая,
Біздің ел бақытты, Наша страна такая!
Біздің ел осындай! Припев:
Қайырмасы: О, мой народ! О, моя страна!
Менің елім, менің елім, Я посаженный тобой цветок,
Гүлің болып егілемін, Я твоя льющаяся песня, моя страна!
Жырың болып төгілемін, елім! Моя родная земля — мой Казахстан!
Туған жерім менің —
Қазақстаным!
11
5.Звучит песня «Менің Қазақстаным» в
исполнении Нурилы Завебек кызы, ученицы 9 А
класса, дипломанта II степени областного
Фестиваля-конкурса «Хочу воспеть тебя, мой
Казахстан», посвященного 20-летию Независимости
Республики Казахстан, припев поем все вместе.
6. Учитель ИЗО проводит
викторину «Символы РК».
7. Учитель музыки – Назовите
какой язык в Казахстане является
государственным? Межнационального
общения? Слушаем песню «Отаным -
Қазақстан» на государственном языке в
исполнении Беловой Екатерины, участницы
областного Фестиваля-конкурса «Хочу воспеть
тебя, мой Казахстан», посвященного 20-летию
Независимости Республики Казахстан
8. Учитель ИЗО - Рисовать
символы нельзя. Почему?
Я предлагаю вам нарисовать рисунок на тему «Мой
свободный Казахстан», используя для составления
композиции эмблему 20-летия Независимости
Казахстана.
9. Выставка рисунков, фото на память.
10. Учитель музыки, учитель
ИЗО – Желаем вам любить свою Родину, уважать
государственные символы, быть патриотами своей
страны!
Презентация «Мой Казахстан! Моя страна!»
12
«Звучащие» образы в искусстве
(музыка+ИЗО, 6 класс)
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».
(Микеланджело
)
Цель урока: развитие творческих способностей учащихся.
Задачи урока:
Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи на примере
творчества Курмангазы и С. Романова;
развивать навык слушать и видеть, сопоставлять услышанное с
произведениями живописи;
воспитывать любовь к национальному искусству.
Оборудование, наглядные пособия:
интерактивная доска, портреты Курмангазы и С. Романова;
репродукции графических рисунков из серии «Жизнь и
творчество Курмангазы» С. Романова, домбра; кюи Курмангазы
Ход урока:
1. Приветствие
13
2. Учитель музыки:
Накануне государственного праздника Дня Независимости
Республики Казахстан (16 декабря) поговорим о жизни и
творчестве гениального кюйши 19 века Курмангазы.
3. Учитель ИЗО:
На уроке проследим тесную взаимосвязь музыки и живописи на
примере творчества Курмангазы и художника Сахи Романова.
4. Учитель музыки:
Слово Анель, она расскажет нам о жизни и творчестве
Курмангазы.
На доске – портрет Курмангазы.
5. Учитель музыки:
До наших дней сохранились 75 кюев Курмангазы. Вспомним, что
такое кюй?
6. Учитель ИЗО:
Что общего между музыкой и живописью?
И композитор, и художник передают свое отношение к жизни,
ярко выражают чувства и эмоции.
7. Учитель музыки:
В рассказе о Курмангазы вы услышали, что он был человек
неукротимого, бунтарского нрава, за что неоднократно сидел в тюрьме.
После очередного побега из тюрьмы он узнаёт, что его жену и сына
взяли под залог. Курмангазы бросился в погоню. Ночью ему удалось
догнать отдыхающий отряд. Полнолуние мешало ему подойти ближе и
он ползёт по-пластунски со стороны луны, чтобы остаться
незамеченным. Ему удалось спасти свою семью; эпизод этот стал темой
кюя «Буктым буктым»( Сгибался да сгибался).
14
Сели как слушатели
Звучит кюй «Буктым буктым», на доске слайд –
графическийрисунок «Кази жан».
8.Учитель ИЗО:
“Кози Жан” (“О, мой Кази” ) - посвящен сыну, художник изображает
композитора, крепко прижимающим к груди сына. Глубокое
содержание кюя «Буктым буктым», отразилось в рисунке заслуженного
деятеля искусств Казахстана Сахи Романова, графика, живописца. Им
написана серия графических рисунков “Жизнь и творчество
Курмангазы”, включающая более 15 графических листов. Художник,
избрав образ Курмангазы центром композиций, вводит в каждый лист
сюжет его кюев. Так родились лучшие рисунки.
На доске портрет Сахи Романова.
Родился в Кзыл-Ординской области в
1926 г. Имя Сахи Романова широко
известно за пределами Казахстана.
Основная его специальность - художник
кино, также он известен как живописец и
график. Творчество художника, в
настоящее время находящегося в
расцвете сил, является ярким вкладом в
сокровищницу изобразительного
искусства Казахстана. Большое место в его творчестве занимала
книжная графика. Знание казахского эпоса, богатейшее воображение
и выдумка помогали ему создавать интересные и яркие графические
15
серии - "Сорок небылиц", "Алдар-Косе", "Жизнь и творчество
Курмангазы.
Работая над портретами, художник ищет активное начало в характере
каждого человека. Его портреты - это, прежде всего, выражение
стремления человека к действию, воплощение внутреннего упорства,
твердости характера. Даже в самых внешне спокойных по композиции
изображениях человека он выделяет скрытую напряженность чувств.
На доске слайд - графический рисунок
«Кайран Шешем»(О, моя мать) С. Романова.
Опишите рисунок двумя, тремя предложениями.а
этом рисунке художник изобразил мать
Курмангазы Алку под впечатлением кюя «Кайран
Шешем».
9.Учитель музыки:
История создания этого кюя такова: После долгих скитаний Курмангазы
возвращается на родину, но преследуемый людьми богача Акбаева, снова
попадает в тюрьму. Перед заключением в тюрьму он встретился с
матерью, которая пришла проститься с ним. Курмангазы впоследствии
вспоминает: «Моя мать подошла ко мне попрощаться и вдруг слёзы
неудержимо хлынули из моих глаз. Тогда мать вместо того, чтобы
оплакивать сына, дала крепкую пощёчину со словами «Я думала, что
родила мужчину, а не большого плаксивого ребёнка». Эти слова запали в
душу Курмангазы. Свои мысли о матери, своё горячее, сыновнее чувство к
ней, он, не умевший писать, мог запечатлеть только на домбре.
Сели как
слушатели
Звучит кюй
Курмангазы
«Кайран Шешем».
16
Как вы думаете, какие темы являются главными в творчестве
композиторов, художников, поэтов?
Мама и Родина очень похожи:
Мама красива, Родина – тоже.
Кюй “Сары-Арка” - главное произведение Курмангазы . Это песня о
родной земле, о ее необъятном просторе и красоте. Мелодия бурная и
стремительная, повествует о народной жизни, о том лучшем и
героическом, что заложено в народный характер. Курмангазы воплотил
в звуках своей любимой домбры голос казахского народа, голос степи.
Сели как слушатели
Звучит кюй «Сары-Арка» (Золотая степь).
10.Учитель ИЗО:
Послушали. Понравилась музыка? Нарисуйте то, что вы
услышали.(рисуют под звучание кюя «Сары- Арка»).
17
Возьмите свои наброски и покажите их друг другу и всем гостям.
18
11.Учитель музыки:
Кюи Курмангазы, работы Сахи Романова и ваши рисунки как бы
говорят: Люби жизнь, люби свободу, люби свою Родину…
Звучит стихотворение.
12.Учитель ИЗО:
Ваше домашнее задание закончить рисунок, подготовить его к
выставке, посвященной Дню Независимости Республики Казахстан.
13.Учитель музыки:
В заключении урока звучит кюй
Курмангазы «Балбрауын», который он
посвятил светлому будущему
Казахстана и счастливой жизни
молодёжи.
19
ПО ТРОПИНКАМ БЕРЕНДЕЕВА ЦАРСТВА
(музыка + литература, 6 класс)
Цель. 1.Закрепить понятия: драматическое произведение, монолог, диалог,
реплика, ремарка; ария, либретто, вокализ, опера. Знакомство с фрагментами
из оперы русского композитора Н.М. Римского-Корсакова «Снегурочка» и
весенние сказки А.Н. Островского «Снегурочка». Обучение выразительному
чтению по ролям, эмоциональному восприятию музыки.
2. Воспитывать самодисциплину, культуру слушания, исполнения,
уважение к творчеству русских классиков.
3. Развивать память, мышление, речь, исполнительские навыки,
музыкальность, расширить кругозор знаний учащихся.
Музыкальный материал
Слушание –
Н.А. Римский–Корсаков: «Ария
Снегурочки» Из оперы «Снегурочка»
«Песня Леля» из оперы «Снегурочка»
«Сцена таянья Снегурочки» из оперы «Снегурочка»
Т.С.О. – Музыкальный центр, диск.
Фортепиано, портрет композитора
Н.А. Римского–Корсакова, портрет А.Н. Островского
Выставка рисунков по произведению «Снегурочка»,
выставка книг о Н.А. Римского–Корсакове, выставка пьес
А.Н. Островского
Литература – А.Н. Островский сказка «Снегурочка»,
Учебник «Музыка» 4 кл. под редакцией Ш.Б. Кульмакова и
др.
Хрестоматия по музыке 6 кл. под редакцией композитора
Д.Б.Кабалевского
Слова приветствия
Учитель литературы
Здравствуйте дорогие ребята. Здравствуйте уважаемые гости. Мы рады
вас приветствовать на интегрированном уроке «По тропинкам Берендеева
царства». Сегодня мы очутимся в волшебном мире сказки и музыки,
созданных фантазией великого драматурга Александра Николаевича
Островского и замечательного композитора Николая Андреевича Римского-
Корсакова.
20
Весенняя сказка «Снегурочка» – произведение, которое вместило в
себя и народное предание о древнем племени берендеев, и народную сказку
о девушке-Снегурочке, и старинные русские календарные обряды.
Учитель музыки
По сказке Н. Островского «Снегурочка» Н.А. Римский – Корсаков
написал оперу «Снегурочка» (показать портрет композитора).
1 ученик
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – известный
русский композитор. Он родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине
Новгородской губернии. В детстве мальчика обучали игре на фортепиано.
Старший брат будущего композитора был военным моряком, и 12-летний
Ника тоже поступает учиться в морской корпус.
2 ученик
Окончив учебу в 1862 году. Он отправился в кругосветное
путешествие, которое продлилось 3 года. За это время юноша увидел много
стран, полюбил море, которое позже изображал в своих произведениях.
Вернувшись в П етербург, Римский-Корсаков решает заняться
композиторским творчеством.
3 ученик
В музыке Римского-Корсакова особое место занимают сказочные
сюжеты. Оперы «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Кощей
Бессмертный», «Золотой петушок», симфоническая сюита «Шахерезада» и
многие другие произведения с особой поэтичностью воплощают сказочные
образы. Сам композитор говорит: «Мой род – сказка, былина и непременно
русские». Композитор восхищался красотой народного искусства – песен,
былин, народных обрядов – и сумел в своих произведениях передать их
неповторимую прелесть.
4 ученик
В основу своей оперы «Снегурочка» композитор взял сюжет
одноименной пьесы-сказки А.Н. Островского – одного из любимых им
произведений. «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для
меня лучших поэтических обзоров, чем Снегурочка, Лель или Весна» –
писал композитор.
5 ученик
Действие оперы разворачивается в сказочном царстве берендеев, где
все добры и справедливы, а обман считается преступлением. Берендеи
поклоняются природе и Яриле-Солнцу – источнику тепла и жизни на земле.
Учитель музыки
На уроке прозвучат фрагменты из оперы Н.А. Римского-Корсакова
21
«Снегурочка». Но прежде чем слушать, давайте вспомним, что такое опера?
Ария? Вокализ? Либретто?
Учитель литературы
В прологе пьесы мы с вами встречаемся со Снегурочкой. Какой вы ее
себе представляете?
Перед слушанием записи арии Снегурочки, посмотрите инсценировку
либретто, чтобы были понятны слова при слушании.
(инсценировка 1 отрывка, запись арии Снегурочки)
1 отрывок
ВЕСНА Ах, бедная Снегурочка, дикарка,
Поди ко мне, тебя я приголублю.
Красавица, не хочешь ли на волю
С людьми пожить?
СНЕГУРОЧКА Хочу, хочу, пустите!
МОРОЗ А что манит тебя покинуть
терем Родительский и что у
берендеев Завидного нашла?
СНЕГУРОЧКА Людские песни.
С подружками по ягоду ходить,
На оклик их веселый отзываться: «Ау,
ау!» Круги водить, за Лелем повторять
С девицами весенних песен: «Ой, ладо
Лель!» Милей Снегурочке твоей.
Без песен жизнь не в радость
ей! Пусти, отец!
Когда зимой холодной
Вернешься ты в свою лесную
глушь,
В сумеречки тебя утешу,
Песню под наигрыш метели запою, запою
веселую! У Леля перейму и выучу скорехонько.
Ах, отец!
С подружками по ягоду ходить,
На оклик их веселый отзываться: «Ау, ау!»
Круги водить, за Лелем повторять
С девицами припев весенних песен: «Ой,
ладо Лель!» Милей Снегурочки твоей.
Без песен жизнь не в радость ей!
ВЕСНА Валит толпа веселых берендеев.
Пойдем, Мороз! Снегурочка,
прощай! Живи, дитя, счастливо!
22
СНЕГУРОЧКА Мама, счастья
Найду иль нет, а поищу.
МОРОЗ Прощай, Снегурочка, дочурка
Учитель музыки
Ребята, в исполнении какого голоса прозвучала ария? Какое
впечатление произвела на вас музыка?
Учитель литературы
Итак, Снегурочка остается с берендеями. Чем можно объяснить
желание Снегурочки остаться в Берендеевом царстве, когда им правит
Весна?
Могла ли Снегурочка полюбить кого-нибудь?
Почему? Что привлекает Снегурочку в песнях Леля?
Учитель музыки
Одна из песен Леля сегодня прозвучит на уроке в исполнении вашей
одноклассницы Сеитовой Зарины. В опере партию пастушка Леля исполняет
альт – низкий женский голос.
(Третья песня Леля)
Песня Леля написана в народном духе. Как это можно определить?
Правильно, вы услышали в песне старинные русские слова, которые сейчас
не употребляются.
Учитель литературы
Снегурочка ищет любовь, но не где ее не находит. Почему?
Немало парней потеряло покой из-за красоты Снегурочки. Но никому
не отвечало взаимностью холодное сердце Снегурочки. Наоборот, оно
приносит несчастья всем, кто ее окружает: страдает Лель, разбито сердце
Купавы, жених который, Мизгирь, влюбляется в Снегурочку.
(2 отрывок)
2 ОТРЫВОК
ЦАРЬ Снегурочка, пришла твоя пора,
Ищи себе по сердцу друга!
СНЕГУРОЧКА Где же искать его, не знаю.
ЦАРЬ Сердце скажет.
23
СНЕГУРОЧКА Молчит мое сердце.
БЕРМЯТА Великий царь, она любви не знает.
ЦАРЬ Берендей,
Кому из вас удастся до
рассвета
Снегурочку увлечь любовью, тот
Из рук царя, с великим
награжденьем
Возьмет ее и лучшим гостем будет
За царскими столами на пирах,
На празднике Ярилы.
Учитель литературы
Снегурочка хочет счастья, ищет любви, но не находит её нигде. Тогда
она обращается к матери Весне и просит дать любви, любви девичьей.
Снегурочка знает, что любовь несет ей погибель, но «любви одно мгновенье
дороже ей годов тоски и слез». Весна надевает на голову дочери волшебный
венок из полевых цветов, и Снегурочка преображается, ее душа наполняется
любовью, счастьем, надеждой. Она дарит свою любовь и сердце Мизгирю.
Посмотрите либретто окончания оперы.
(3 отрывок)
3 отрывок
МИЗГИРЬ Великий царь, твое желанье было
Законом мне, и я его исполнил:
С Снегурочкой на брак благослови,
Прости вину мою и грев на милость перемени.
ЦАРЬ Охотой ли, девица
Снегурочка, вручаешь жениху
Судьбу свою? С твоей рукою вместе
Даешь ли ты любовь ему?
СНЕГУРОЧКА О царь! Спроси меня сто раз, – сто раз
отвечу, Что я люблю его. При бледном утре
Открыла я избраннику души
Любовь свою и кинулась в объятья.
При блеске дня теперь, при всем
24
народе, В твоих глазах, великий
Берендей, Готова я для жениха и речи
И ласки те сначала повторить.
Но что со мной? Блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О мать Весна, благодарю за
радость, За сладкий дар любви!
Какая нега Томящая течет во мне!
О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь… и в сердце… и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви.
Прощайте,все
Подруженьки, прощай, жених! О
милый, Последний взгляд Снегурочки
тебе.
Учитель литературы
Как вы думаете, почему Снегурочка, зная о грозящей гибели, которую
несет ей любовь, идет ей навстречу? Почему именно Мизгиря полюбила
Снегурочка?
(звучит «Сцена таяния Снегурочки»)
Учитель музыки
Снегурочка погибает, истаивает от первых же теплых лучей летнего
солнца, услышав и полюбив людские песни, испытав теплое чувство
человеческой любви.
Какой инструмент прозвучал в конце оперы? И композитор своей
музыкой сказал нам, что Снегурочка не исчезла, а превратилась в чистый
ручеек, перешла в другую форму, слилась с природой.
Учитель литературы
У сказок и мифов обычно хороший конец, а в сказке о Снегурочке он
трагичен. Почему А.Н. Островский не назвал свою пьесу-сказку трагедией?
Может, она заканчивается так во имя добра?
Так одновременно печально и прекрасно заканчивается весенняя
сказка и оперы «Снегурочка». А мне хотелось бы пожелать вам, встретить в
своей жизни настоящую любовь, встретить настоящее счастье.
Учитель музыки
Желаем вам добра, слышать и понимать природу.
На нашей выставке имеются книги о жизни и
творчестве Н.А. Римского – Корсакова, вы можете
25
самостоятельно с ними познакомиться.
Учитель литературы
С произведениями А.Н. Островского мы с вами будем еще
знакомиться
в старших классах, но если захотите, то в нашей библиотеке вы можете взять
и почитать его пьесы.
Оценки за работу на уроке.
«Поющее сердце России…»
(музыка + литература, 11 класс)
Тема: «Поющее сердце России…» (Песня лирика С.А.Есенина).
Цель: постичь идейно-художественное своеобразие песенной лирики
С.Есенина, подвести итоги изучения есенинского творчества
(стихотворений), показать народность песен и романсов на стихи поэта;
развивать художественное чтение учащихся, привить любовь к песенной
лирике С.Есенина; воспитывать эстетические качества у учащихся,
вызвать желание обсудить услышанное.
Оборудование: портрет, иллюстрации (фотографии) С.Есенина, эпиграфы,
портрет Г.Свиридова, телевизор, караоке, музыкальный центр, песни и
романсы на стихи С.Есенина, выставка книг «Жизнь и творчество
С.Есенина»,
плакат со списком стихотворений – песен С.Есенина.
Гений всегда народен.
Александр Блок.
… Еще я долго буду петь…
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
С. Есенин
26
ХОД УРОКА.
1. Слово учителя литературы
Всѐ есенинское творчество представляет собой единое целое –
своеобразный лирический роман, главным героем которого является поэт
Сергей Есенин. Трехчасовая программа, отпущенная нам на изучение
стихотворного наследия С.А.Есенина, не позволила глубоко и подробно
познакомиться с его наследием. Поэтому тему урока «Поэтическое сердце
России…», начатую на первом уроке, мы продолжаем под названием
«Поющее сердце России…». Он рассказал нам в своих стихах о том, как
влюблен «в поля и леса, в березы и клены, в свое деревенское небо, в
животных и цветы», одним словом, в Россию, а потомки поэта поют песни,
романсы, положенные на его стихи.
В чем же секрет песенной популярности С.Есенина? Секрет, видимо, в
том, что стихи поэта воспринимается легко, они необыкновенно певучие,
почти в каждом из них заложена своя мелодия. «Много дум я в тишине
продумал, Много песен о себе сложил», - писал С.Есенин в своих стихах.
Поэзия для него была по преимуществу песенным творчеством. Песенная
судьба есенинской лирики – наглядное свидетельство подлинно народного её
признания, подтверждающего мысли поэта:
Блажен, кто радостью
отметил Твою пастушескую
грусть.
Звени, звени, златая Русь.
2. Звучит запись фрагмента второй части поэмы «Памяти С.Есенина».
Г.Свиридов «Поет зима – аукает…»
27
3. Слово учителя музыки.
Прозвучал фрагмент из произведения Г.Свиридова «Поет зима –
аукает…». Это вторая часть поэмы «Памяти Сергея Есенина». Г.Свиридов –
советский композитор родился в 1915 году. Музыкальный деятель, Герой
социалистического труда музыкой начал заниматься с десяти лет. В течении
своей творческой деятельности проявил интерес преимущественно к
вокальной музыке на стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, У.Шекспира.
А.А.Блока и, конечно же, любимейшего поэта С.Есенина. Цикл песен «У
меня отец–крестьянин» на стихи С.Есенина. И очень яркое его произведение
вокально–символическая поэма «Памяти Сергея Есенина» для хора, солистов
и оркестра, написанная в 1956 году. Композитор обогатил поэзию С.Есенина
музыкой. Вторая часть поэмы «Поет зима – аукает…», где автор музыки
живо передает картину зимы со снежной вьюгой, снегопадом, ветром и
постепенным наступающим затишья…
4. Чтение стихотворения «Поет зима – аукает…»(ученик).
5. Слушание второй части «Поет зима – аукает…» из поэмы «Памяти
Сергея Есенина» Г.Свиридова (в записи).
6. Слово учителя литературы.
Великолепные, ни с чем не сравнимые, пейзажные зарисовки
Есениным были настолько отточены и совершенствованы, что делали
поистине открытие в русской поэзии, Природа в стихах – «звенящая,
шумная».
7. Учащиеся читают стихотворения – песни «Сыплет черемуха
снегом…», «Над окошком месяц», «Зелёная прическа…».
8. Слово учителя литературы.
Лирика С.Есенина потому и берет за живое, за самые чувствительные
28
струны сердца, что в ней выразилась вся «нежность грустной русской души».
Лирико-философские стихи поэта «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Цветы
мне говорят – прощай…», «Отговорила роща золотая» и другие полны
сокровенного, есенинского, лично пережитого им, а сколько в них
общечеловеческой доброты и сердечного тепла, которого сейчас так не
хватает на нашей планете.
9. Звучит романс «Отговорила роща золотая» на музыку
Г.Пономаренко
в исполнении учителя литературы.
10. Слово учителя литературы.
Невозможно не поблагодарить С.А.Есенина за стихотворение «Письмо
матери». Особенно дорог и близок для поэта неповторимый, святой образ
Матери. Все чаще видится сыну, находящемуся вдали от родного дома,
одинокая скорбная материнская фигура на дороге за околицей села. В своих
письмах-посланиях он обращается к матери как единственно надёжному
другу и заступнику от всех житейских невзгод и тревог.
11.Чтение стихотворения «Письмо матери» под аккомпанемент музыки.
12. Слово учителя литературы.
В жизни поэта-гуманиста было и «нравственное падение» его
лирического героя в «Москве кабацкой» («Я московский озорной гуляка»).
Но мир прекрасен! Происходит духовное возрождение, пробуждения и
утверждение в душе и сердце вновь светлого чувства любви и надежды. От
стихов «Сыпь гармоники. Скука. Скука…», вошедших в сборник «Стихи
скандалиста» до цикла стихов «Любовь хулигана» поэт как бы заставляет
своего героя «Москвы кабацкой» пройти круги Дантова ада, и з
«Божественной комедии» Данте, по которым он конце концов, настойчиво
преодолевая в своей душе всё чуждое, наносное, поднимается на ту
духовную высоту, с которой открывается счастливая суть бытия жизни и
смерти, добра и зла, вечности и бессмертия. Стихотворением «Не жалею, не
зову, не плачу…» завершает поэт книгу «Москва кабацкая».
13.Звучит романс на слова С.Есенина и музыку Г.Пономаренко «Не
жалею, не зову, не плачу…» в использовании учителя музыки.
14. Слова учителя литературы.
29
С.Есенин почувствовал себя «просветленным». Он весь в творческих
исканиях, в напряженном поэтичном труде. «Работается и пишется мне
дьявольски хорошо. Я скоро завалю Вас материалом», - говорил поэт.
Знающий свою работу, он написал поэмы «Русь советская», «Русь
уходящая», цикл стихов «Персидские мотивы», куда вошли стихотворения–
песни «Слышишь – мчатся сани, слышишь – сани мчаться…», «Никогда я не
был на Босфоре…».
15. Чтение стихов учащимися из цикла «Персидские мотивы».
16. Слово учителя литературы.
«Имел он в себе песенное дарование, великую песенную силу в себе
носил», - писал Л.Леонов.
Больше всего он любил русские песни. За ними он проводил целые
вечера и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Он знал песню,
как теперь редко кто знает, и любил ее – грустную, задорную, старинную,
современную. В стихотворении о русской песни «Ты запой мне ту песню,
что прежде» обращался поэт к своей сестре Шуре. («Ты запой мне ту песню,
что прежде…»). Популярности стихотворений–песен «Ты меня не любишь,
не жалеешь…», «Есть одна хорошая песня у соловушки…», «Клен ты мой
опавший, клен заледенелый» и других способствуют их главное ритмическое
течение, простой язык.
17. Чтение стихотворений – песен, выше перечисленных, учащимся.
18. Заключительное слово учителя литературы.
Итак, многие стихи С.Есенина стали песнями, романсами. И эта
вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
… Еще я долго буду петь…
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой
прозвенеть.
19. Итог урока.
20. Домашнее задание – поэма «Анна Снегина»
30
«Звучащие образы в искусстве - Легенда о домбре»
(музыка + ИЗО, 6 класс)
Цель урока: развитие творческих способностей учащихся.
Задачи урока:
Научить воплощать свои эмоции от увиденного и услышанного с
помощью техники ИЗО - коллаж; анализировать полученную
информацию, продолжить обучение по программе 7 модулей (работа в
группах, критическое мышление); развивать музыкальный слух,
логическое мышление,
творчество, эстетический вкус, внимание; расширить кругозор знаний
учащихся; воспитывать патриотизм, любовь к национальному
искусству,
толерантность, эмпатию, культуру слушания, исполнения.
Оборудование, наглядные пособия:
интерактивная доска; презентации: «Легенда о домбре» в сопровождении
кюя и симфонической поэмы Г. Жубановой «Аксак кулан»; «История
коллажа»; портреты композиторов: Кетбуги, Г. Жубановой; казахский
народный инструмент домбра; мультфильм «Аксак кулан», физминутка
«Солнышко лучистое» (презентация), материалы для составления коллажа:
флипчарты, картинки, клей, цветные маркеры, цветная бумага.
Ход урока:
Приветствие
УЧИТЕЛЬ ИЗО. Тренинг «Электрический ток»
Тема нашего урока «Звучащие образы в искусстве - Легенда о домбре»
(на интерактивной доске)
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ
Говорят, что есть на свете такая волшебная птица – Птица –музыка. И
пролетала однажды над Землей эта птица. Летела она высоко-высоко в небе,
а иногда опускалась ниже к Земле, и снова взмывала вверх. И там, где
Птица-Музыка опускалась ниже, люди становились другими: они начинали
петь песни, создавать музыкальные инструменты и играть на них. Они пели,