Сборник диктантов по русскому языку
для 5-7 классов с казахским языком обучения
Составила: учительница русского языка и литературы средней школы имени №31 Илийского района, Алматинской области Садыкова Динара Жуманбаевна
Введение
«Сборник диктантов» рассчитан на учителей, работающих в 5-7 классов школ с казахским языком обучения.
Диктант - это вид
орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит
в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении
русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что
ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и
чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания,
которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и
дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов
работы при обучении правописанию.
Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при записи
которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя:
выбирается указанный материал, изменяются конструкции
продиктованных предложений, вставляются новые слова или
словосочетания и прочее. Такие диктанты не записываются дословно и
требуют активной умственной деятельности, что помогает лучше понять
и запомнить материал
Диктанты проводятся по связному тексту. Текст должен быть понятен
учащимся, интересен по содержанию и форме изложения, должен давать
новую информацию об окружающем мире, воспитывать. При работе над
диктантами с изменением текста учащиеся нуждаются в дополнительном
времени, поэтому диктовать нужно медленнее, чем обычные
диктанты.
-
Выборочный диктант - это письменная работа, в процессе которой
школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова,
словосочетания или - реже - предложения на закрепляемое
правило.
- Творческий диктант - это запись текста под диктовку с
грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим
изменением каждого предложения по заданию
учителя.
- Свободный диктант - это промежуточная работа между диктантом
и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не
записывается под диктовку, а пересказывается
свободно.
- Предупредительный
диктант-
используется в целях отработки приёмов применения правил и
направлен на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью
текста или в процессе записи (при так называемом комментированном
письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.
- Объяснительный диктант-
включает доказательство
написания орфограммы после записи предложения или текста в целом.
Данный вид диктанта представляет собой своего рода коллективную
проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В
процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие
проверки, после записи - контролируют запись выполнения
работы.
-
Самодиктант или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, зрительно или на
слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.
- Зрительно-слуховые
диктанты- начинаются с самостоятельного чтения учащимися
текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм.
Диктант с грамматическим заданием. Помимо текста диктанта, учащимся дается определенное грамматическое задание: например, подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях, обозначить род или число существительных (либо всех, либо определенного абзаца), обозначить все суффиксы прилагательных, выделить личные окончания глаголов и т.п.
Проведение диктанта с грамматическим заданием – 30–40 минут.
Контрольный диктант. Контрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием, выборочный контрольный диктант, словарный контрольный диктант и т.п.
Материалом для контрольных диктантов служат отрывки из произведений художественной литературы, изучаемой на уроках литературы или рекомендованной для внеклассного чтения. Тексты могут быть взяты и из периодической печати, но учителю следует особенно тщательно отбирать публицистический материал, так как современная пресса далека от совершенства. Материал должен быть разнообразным, обогащать речь школьников, расширять их кругозор, способствовать общему развитию учащихся и отвечать воспитательным задачам школы.
Контрольные диктанты по русскому языку 5 класс
Диктант на тему природа «Летние заботы белок»
Много забот летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые веселые белки. С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы белки.
Грамматическое задание
-
Озаглавьте текст
-
Выпишите из текста по одному словосочетанию «сущ. + прил.» и «гл. + сущ.»
-
В слове «забегают» графически объясните орфограмму в корне, подберите проверочное слово
Диктант на тему «Семья»
Семья
является источником эмоциональной поддержки, любви и заботы для
каждого члена семьи. Человек чувствует себя в безопасности и
уверенности, зная, что у него есть близкие люди, которые всегда
будут рядом и поддержат в трудную минуту.
Семья также играет важную роль в формировании личности человека.
Она передает культурные, моральные и этические ценности, которые
помогают человеку развиваться как личность.
Грамматические задания:
1 Выпишите ключевые слова
2 Определите основную мысль.
3 Подберите синонимы к слову семья.
Диктанта «Дружба»
Дружба — это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии и постоянной готовности прийти друг другу на помощь. Она является одной из вечных ценностей, имеющих большое значение для людей всех поколений и культур.
В произведении «Два друга» рассказывается о школьниках Вите и Косте, которые, несмотря на трудности, поддерживают друг друга и вместе стремятся к самосовершенствованию. Их дружба помогает им преодолевать препятствия и становиться лучше.
Грамматические задания:
1 Выпишите ключевые слова
2 Определите основную мысль.
3 Подберите синонимы к слову семья
Диктант на тему «Профессия»
Профессия водителя появилась очень давно – как только изобрели первые автомобили. Тогда водители возили знатных людей на их автомобилях. Сегодня профессия водителя намного интереснее и сложнее.
Мой папа – водитель автобуса, но водители работают не только на автобусах – они водят такси, троллейбусы, трамваи, грузовые машины, трактора.
Водитель – очень важная и нужная профессия. Благодаря водителям автобусов и троллейбусов люди вовремя приезжают на работу и вечером возвращаются домой, дети добираются до школ. Автобусы развозят людей по всему городу – каждый может доехать куда ему нужно. Если же это междугородный автобус, то он возит людей из одного города в другой.
Грамматические задания
1 Выпишите ключевые слова
2 Определите основную мысль.
3 Подберите антоним к слову- трудолюбивый .
Диктант на тему «Творчество»
Творчество – это проявление таланта одновременно с какими-то технологиями, вкусом. Ведь не зря в обществе утверждено, что в искусстве может быть человек только с творческим потенциалом.
Творчество помогает человеку, который занимается искусством, передать свои впечатление, свое отношение и видение через особую уникальную призму. Нестандартный подход, который так важен в других отраслях, помимо искусства, обязателен и необходим в искусстве.
Грамматические задания
1 Выпишите ключевые слова
2 Определите основную мысль.
3 Подберите синонимы к слову- творчество.
Диктант на тему природа «Одежда»
Существует много разных стилей, мода не стоит на месте. Постоянно изобретается что-то новое и необычное. Современные ткани и причудливые фасоны появляются каждый сезон. Кто-то наоборот предпочитает классику и простоту линий. То как вы одеваетесь, расскажет о вас больше, чем вы думаете. Одежда – это вторая кожа, для того, чтобы нравиться окружающим, нужно найти и носить то, что вам по душе. Необязательно покупать дорогую одежду, чтобы выглядеть стильно. Главное уметь правильно сочетать вещи.
Грамматические задания:
1 Выпишите ключевые слова
2 Как бы вы назвали текст
3 Составьте один тонкий и толстый вопрос.
Диктант на тему природа «Мир фонтазии»
Мир моих фантазий очень красочный. Я люблю мечтать и выдумывать невероятные вещи. Засыпая, я представляю, как гуляю по волшебному миру. Здесь очень интересно! Люди ходят в мантиях и шляпах, а в продовольственных лавках можно найти много чудесных вещей.
Иногда я настолько погружаюсь в мир своих фантазий, что перестаю слышать все вокруг. Я мечтаю в будущем написать большой рассказ о своем воображении. Мне кажется, что мир, который я выдумал, был бы интересен и другим детям. Фантазируйте, ведь это очень увлекательно
Грамматические задания
1.Озаглавьте текст;
2.Выпишите из текста по одному словосочетанию «сущ. + прил.» и «гл. + сущ.»;
3 Составьте 2 тонких и толстых вопроса .
Диктант на тему «Спорт в нешей жизни»
Спорт воспитывает характер человека. Занятие спортом укрепляет силу воли, дисциплинирует людей. Ленивый человек не станет ежедневно рано вставать, чтобы делать пробежку, обливаться холодной водой. Только сильные духом люди способны дружить со спортом. На мой взгляд, слова из песни: «В хоккей играют настоящие мужчины, трус не играет в хоккей», — именно это и подтверждают.
Нет ничего важнее здоровья человека, а чтобы быть здоровым, надо заниматься спортом. Это должен знать каждый! Недаром во всех дошкольных и школьных учреждениях и даже в вузах заложена программа физического воспитания детей и подростков. Я считаю, что девиз каждого человека должен быть таким: «Движение – это жизнь!»
Грамматические задания
1.Озаглавьте текст;
2.Выпишите из текста не менее 5 ключевых слов
3 Определите основную мысль.
Диктант на тему «Каникулы»
Мои зимние каникулы - это время, которое я всегда жду с нетерпением. Когда приходит зима, я знаю, что скоро наступят долгожданные каникулы, и я смогу насладиться зимними развлечениями и отдохнуть от школьных забот.
Во время моих зимних каникул, первым делом я обычно отдыхаю дома. Я сплю дольше, чем обычно, и наслаждаюсь уютом и теплом своего дома. Я провожу время со своей семьей, смотрю фильмы, играю в настольные игры и просто наслаждаюсь их присутствием. Зимние каникулы - это идеальное время для того, чтобы прилечь на диван с горячим шоколадом и хорошей книгой.
Грамматические задания
1.Озаглавьте текст.
2.Выпишите из текста не менее 5 ключевых слов
3 Определите основную мысль.
Контрольные диктанты по русскому языку 6 класс
Диктант на тему «В человеке все должно быть прекрасно»
Главное в человеке - его душевная красота. Она проявляется в добрых и честных поступках, сочувствии, сострадании к ближним. Рядом с таким человеком всегда собираются дети, они учатся хорошим делам, слушают мудрые советы. От человеческой красоты наш мир становится чище и светлее. На улице встречается меньше бездомных животных, пожилые люди не остаются в полном одиночестве, в обществе происходит меньше конфликтов и войн.
Грамматические задания
1. Озаглавьте текст;
2. Выпишите из текста не менее 5 ключевых слов
3. Определите основную мысль.
Диктант на тему «Птицы»
Гнездо скворец устраивает глубоко в скворечнике. Он таскает туда мох и солому. Скворца лучше всего наблюдать ранним утром в саду или на огороде. Попробуйте подбросить скворцу червяка или кусочек хлеба. Скоро птица возьмёт корм из ваших рук или даже сядет на плечо.
Сороку называют белобокой. У неё по бокам пёрышки белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные. Этим она похожа на ворону. Очень красив у сороки хвост. Он длинный и прямой. Перья на нём не просто чёрные. Они отливают зеленью. Нарядная птица сорока!
Грамматические задания
1 Озаглавьте каждый абзац.
2.Выполните синтаксический разбор первого предложения.
3 Определите тип текста.
Диктант на тему «Климат»
Во все времена года хорош русский
лес: зимой, летом, осенью
и весной.
В тихий
зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь
и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые
сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись
под тяжестью инея молодые березки.
Хорош лес
ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная
жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц.
На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются
подснежники. На кочках видишь крепкие листочки
брусники.
Грамматические
задания
1. Озаглавьте
текст.
2. Выполните синтаксический разбор
предложений:
I вариант — Во все времена
года хорош русский лес: зимой, летом, осенью
и весной.
II вариант — В тихий зимний
день выйдешь в лес на лыжах, дышишь
и не надышишься.
Диктант на тему «Чудеса света»
Одним из семи чудес света являются Висячие сады Семирамиды. Около 600 г. до н.э. на территории современного Ирака шумел древний Вавилон. Своего наивысшего расцвета город достиг при царе Навуходоносоре II. Для своей жены Семирамиды царь приказал разбить знаменитые «висячие сады». Сады размещались на четырёхъярусной площадке, напоминающей вечноцветущий зелёный холм. Основание террас было сложено из каменных блоков, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом.
Грамматические задания
-
Озаглавьте текст.
-
Выпишите ключевые слова
3.Составьте предложение с косвенной речью
Диктант на тему
«Цивилизация»
История цивилизации началась около 5 тысяч лет
назад в разных уголках мира, но в схожих условиях. Первые
цивилизации возникли в зоне благоприятного климата в долине крупных
рек, где было все для развития земледелия, увеличения населения и
роста городов. Первые цивилизации Древнего мира достигли
впечатляющих успехов в развитии. Не менее ценным наследием являются
мифы, сказания и эпос тех древних времен, благодаря которому мы
можем многое узнать о жизни древних обществ. До сих пор
используется принцип измерения времени, появившийся в Древнем
Вавилоне, а именно деление часа на 60 минут, а минуты – на 60
секунд. Словом, история древних цивилизаций – это истоки
современного мира, вот почему на протяжении сотен лет над их
изучением трудятся лучшие умы
человечества.
Грамматические
задания:
1.Озаглавьте
текст.
2.Выпишите
ключевые слова.
3.Составьте
предложение с косвенной речью.
Диктант на тему «Язык и общение»
Несложно выяснить происхождение слова
благодарю — «благо дарю». Это слово выражает нашу признательность,
нашу радость по отношению к тому человеку, который сделал нам
добро. В каждом слове русского языка заложен огромнейший смысл.
Сегодня мы, к сожалению, перестали вкладывать в слова тот смысл,
который они должны нести. Поэтому сила слова уменьшается. Раньше за
каждым словом стоял образ. Люди
говорили
словами-образами, их слова были сильны. Люди
могли реализовывать свои намерения посредством слова. Не зря
говорят: «Слово не воробей, вылетит- не поймаешь». Нужно очень
внимательно относиться к словам, которые мы
произносим.
Грамматические задания
1. Прочитайте
текст и придумайте заголовок, отражающий тему, запишите
его.
2. Выпишите из текста ключевые
слова/словосочетания, передающие основнуюинформацию. (5-6
слов)
Диктант на тему «Герои и антигерои: реальность и миф»
Роман "Буранный полустанок" Чингиза Айтматова представляет читателю множество интересных персонажей, среди которых можно выделить как героев, так и антигероев. Эти персонажи воплощают различные моральные ценности и характеры, что делает рассказ еще более насыщенным и увлекательным.
Один из центральных героев романа - Асан, представитель старой школы, человек мудрый и мужественный. Он выступает как символ стойкости и верности принципам. Его личный подвиг во имя спасения жизни молодого человека в условиях бурана делает его истинным героем.
Грамматические задания
1.Озаглавьте текст;
2.Выпишите из текста не менее 5 ключевых слов
3.Определите основную мысль.
Диктант на тему «Планеты и спутники»
Наша планета занимает одно из первых
мест по уникальности во вселенной из-за того, что на Земле есть
жизнь. Ещё не известно, есть ли жизнь на других планетах, однако
ученые выдвинули свои исследования, что может существовать планета
с подобными условиями для зарождения
жизни.
Учитывая положение Земли в Солнечной системе,
то на планете созданы максимально благоприятные условия для
зарождения и существования жизни. Если бы наша планета была
сдвинута на несколько километров ближе или дальше к Солнцу или от
Солнца соответственно, то условия на планете были бы непригодны для
жизни.
Грамматические задания:
1.Озаглавьте текст;
2.Выпишите из текста не менее 5 ключевых слов
3. Определите основную мысль
Диктант на тему «Человек и мир техники»
Электрические приборы вошли в жизнь очень тесно, настолько тесно, что даже страшно представить, что когда-то хозяйки обходились без этого помощника, и белье нужно было стирать и полоскать вручную. Теперь стпральнаямашини решает все эти проблемы, а женщина может приготовить ужин пли сделать еще массу полезных вещей. Простые дела уже невозможно представить без чудо техники, которые окружают нас Например, взять стиральную машину. Она облегчает повседневную жизнь в несколько раз. Женщины, привыкли гладить одежды п уже давно используют утюги. Из всего того, что было сказано выше, можно сказать, что бытовые приборы есть в каждой квартире, они серьезно облегчают жизнь хозяек .Грамматические задания:
1.Озаглавьте текст;
2.Выпишите из текста не менее 5 ключевых слов
"Путешествия и достопримечательности", а также задания для проверки понимания текста.
Контрольные диктанты по русскому языку 7 класс
Диктант на тему «"Путешествия и достопримечательности»
Путешествия играют важную роль в жизни людей. Они расширяют кругозор, позволяют знакомиться с культурой и традициями других народов. Посещая различные страны и города, мы открываем для себя новые достопримечательности, узнаём об истории и архитектуре разных эпох. Например, в Казахстане можно посетить мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане, который является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Каждое путешествие обогащает нас новыми впечатлениями и знаниями, делая нашу жизнь ярче и интереснее.
Грамматические задания
1.Озаглавьте текст.
2.Определите основную мысль текста.
3.Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую из них.
4.Выпишите ключевые слова из текста.
Диктант на тему «Жара и холод»
Лето в этом году выдалось необычайно жарким. Солнце палило нещадно, и температура воздуха поднималась до сорока градусов. Люди спасались от зноя в тени деревьев или у водоёмов. Однако, несмотря на жару, многие продолжали работать на полях, собирая урожай. Жара стояла несколько недель, и земля потрескалась от засухи. Но затем погода резко изменилась. Налетели холодные ветры, и температура стремительно понизилась. Люди достали тёплые вещи, а в некоторых районах даже выпал первый снег. Такой резкий переход от жары к холоду был неожиданным и напомнил всем о непредсказуемости природы.
Грамматические задания:
1.Выпишите из текста по одному примеру следующих частей речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие.
2.Найдите в тексте сложные предложения и подчеркните главные члены в каждой части.
3.Объясните постановку запятых в предложении: «Люди спасались от зноя в тени деревьев или у водоёмов».
4.Подберите синонимы к словам «нещадно» и «резко».
Диктант на тему «Культура : характер и личность.»
Осень. Уже не хочется выкупаться, не тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замерзла, но жизнь в ней замирает. Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. На гладкой поверхности тёмной воды иногда выскакивают пузыри. Это голодные рыбёшки ждут, не упадёт ли кузнечик или муха.
Ветер шевелит жёлтыми листочками. Вот какой-нибудь окажется в воде. Жадные рыбы схватят листочек, утащат в воду, но скоро он вынырнет обратно.
А бросьте в воду горсточку крошек. Какая поднимется возня! Толкаются, кружатся, борются за пищу рыбки. Посмотришь через минуту и ничего не увидишь. Спокойна тёмная вода.
Грамматические задания:
1.Выполните морфемный разбор слов: "водяные", "окажется".
2.Сделайте синтаксический разбор предложения: "Лягушки зарылись в почву до весны."
Диктант на тему «Здоровый образ жизни: спорт и здоровое питание»
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это совокупность привычек и поведения, направленных на поддержание и укрепление здоровья. Он включает в себя рациональное питание, регулярную физическую активность, отказ от вредных привычек и соблюдение режима дня.
Основные компоненты здорового образа жизни:
Правильное питание. Сбалансированный рацион обеспечивает организм необходимыми веществами, поддерживает иммунитет и предотвращает развитие многих заболеваний.
Физическая активность. Регулярные упражнения укрепляют сердечнососудистую систему, улучшают настроение и повышают общий тонус организма.
Грамматические задания:
1.Найдите и подчеркните в тексте слова, связанные с темой "здоровый образ жизни".
2.Составьте план текста, выделив основные компоненты здорового образа жизни.
Диктант на тему «Национальные традиции и праздники»
«Национальные традиции и праздники являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они отражают исторические события, обычаи и верования, передаваемые из поколения в поколение. В Казахстане одним из главных праздников является Наурыз — праздник весны и обновления природы, отмечаемый 22 марта. В этот день принято готовить национальные блюда, посещать родственников и устраивать народные гуляния. Другим важным праздником является День независимости, отмечаемый 16 декабря, который символизирует суверенитет и единство страны. Соблюдение национальных традиций и праздников способствует сохранению культурного наследия и укреплению национальной идентичности.»
Грамматические задания:
1.Лексическая работа: объяснить значение слов «неотъемлемый», «суверенитет», «идентичность».
2.Грамматический анализ: найти в тексте сложные предложения и определить их виды.
3.Творческое задание: написать короткое эссе (100–120 слов) на тему «Моё отношение к обычаям и традициям своего народа» или «Традиции моей семьи».
Диктант на тему «Хобби и свободное время»
"Хобби играет важную роль в жизни каждого человека. Оно помогает развивать творческие способности, улучшать настроение и расширять кругозор. Существует множество видов хобби: коллекционирование, спорт, музыка, рисование, чтение и многие другие. Каждый может найти занятие по душе, которое приносит радость и удовлетворение. Важно уделять время своему увлечению, ведь оно способствует личностному росту и помогает справляться со стрессом."
Грамматические задания:
1. Подберите синонимы к словам: "важную", "развивать", "улучшать", "расширять", "уделять".
2. Найдите в тексте прилагательные и определите их степень сравнения.
3.Выделите в тексте сложные предложения и определите их тип (сложносочиненные или сложноподчиненные).
Диктант на тему "Музыка в нашей жизни"
Музыка играет важную роль в нашей жизни, сопровождая нас в различных ситуациях и влияя на наше эмоциональное состояние. Она способна вдохновлять, успокаивать, объединять людей и служить средством самовыражения.
Музыка окружает нас повсюду. Она звучит дома, на улице, в транспорте, в магазинах и на концертах. Разнообразие музыкальных жанров позволяет каждому найти что-то по душе: классическая музыка, рок, джаз, поп, фолк и многие другие. Музыка способна передавать эмоции и настроения, рассказывать истории без слов. Она объединяет людей разных культур и возрастов, становясь универсальным языком человечества. Музыка сопровождает нас в радостные и трудные моменты жизни, поддерживает и вдохновляет на новые достижения.
Грамматические задания:
1.Найти и подчеркнуть в тексте прилагательные, описывающие музыку и её влияние на человека.
2.Определить виды сложных предложений в тексте и объяснить их использование.
Диктант на тему "День Победы: никто не забыт, ничто не забыто"
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года и продолжалась до 9 мая 1945 года. В эти тяжёлые годы советский народ проявил невероятное мужество и стойкость, защищая свою Родину от фашистских захватчиков. Миллионы солдат и офицеров отдали свои жизни за свободу и независимость нашей страны.
Каждый год 9 мая мы отмечаем День Победы, отдавая дань памяти тем, кто сражался на фронте и трудился в тылу. В этот день по всей стране проходят торжественные мероприятия: парады, возложения цветов к памятникам, встречи с ветеранами. Мы помним и чтим подвиг наших предков, благодаря которым сегодня живём под мирным небом.
Фраза "Никто не забыт, ничто не забыто" стала символом вечной памяти о героях войны. Она напоминает нам о том, что мы должны бережно хранить историю и передавать её следующим поколениям. Память о Великой Отечественной войне объединяет нас и учит ценить мир и свободу.
Грамматические задания:
1.Найдите в тексте и выпишите словосочетания с числительными, запишите их словами.
2.22 июня 1941 года – двадцать второе июня тысяча девятьсот сорок первого года.
3. 9 мая 1945 года – девятое мая тысяча девятьсот сорок пятого года.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Сборник диктантов по русскому языку для 5-7 классов с казахским языком обучения
Сборник диктантов по русскому языку для 5-7 классов с казахским языком обучения
Сборник диктантов по русскому языку
для 5-7 классов с казахским языком обучения
Составила: учительница русского языка и литературы средней школы имени №31 Илийского района, Алматинской области Садыкова Динара Жуманбаевна
Введение
«Сборник диктантов» рассчитан на учителей, работающих в 5-7 классов школ с казахским языком обучения.
Диктант - это вид
орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит
в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении
русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что
ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и
чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания,
которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и
дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов
работы при обучении правописанию.
Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при записи
которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя:
выбирается указанный материал, изменяются конструкции
продиктованных предложений, вставляются новые слова или
словосочетания и прочее. Такие диктанты не записываются дословно и
требуют активной умственной деятельности, что помогает лучше понять
и запомнить материал
Диктанты проводятся по связному тексту. Текст должен быть понятен
учащимся, интересен по содержанию и форме изложения, должен давать
новую информацию об окружающем мире, воспитывать. При работе над
диктантами с изменением текста учащиеся нуждаются в дополнительном
времени, поэтому диктовать нужно медленнее, чем обычные
диктанты.
-
Выборочный диктант - это письменная работа, в процессе которой
школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова,
словосочетания или - реже - предложения на закрепляемое
правило.
- Творческий диктант - это запись текста под диктовку с
грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим
изменением каждого предложения по заданию
учителя.
- Свободный диктант - это промежуточная работа между диктантом
и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не
записывается под диктовку, а пересказывается
свободно.
- Предупредительный
диктант-
используется в целях отработки приёмов применения правил и
направлен на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью
текста или в процессе записи (при так называемом комментированном
письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.
- Объяснительный диктант-
включает доказательство
написания орфограммы после записи предложения или текста в целом.
Данный вид диктанта представляет собой своего рода коллективную
проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В
процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие
проверки, после записи - контролируют запись выполнения
работы.
-
Самодиктант или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, зрительно или на
слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.
- Зрительно-слуховые
диктанты- начинаются с самостоятельного чтения учащимися
текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм.
Диктант с грамматическим заданием. Помимо текста диктанта, учащимся дается определенное грамматическое задание: например, подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях, обозначить род или число существительных (либо всех, либо определенного абзаца), обозначить все суффиксы прилагательных, выделить личные окончания глаголов и т.п.
Проведение диктанта с грамматическим заданием – 30–40 минут.
Контрольный диктант. Контрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием, выборочный контрольный диктант, словарный контрольный диктант и т.п.
Материалом для контрольных диктантов служат отрывки из произведений художественной литературы, изучаемой на уроках литературы или рекомендованной для внеклассного чтения. Тексты могут быть взяты и из периодической печати, но учителю следует особенно тщательно отбирать публицистический материал, так как современная пресса далека от совершенства. Материал должен быть разнообразным, обогащать речь школьников, расширять их кругозор, способствовать общему развитию учащихся и отвечать воспитательным задачам школы.
Контрольные диктанты по русскому языку 5 класс
Диктант на тему природа «Летние заботы белок»
Много забот летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые веселые белки. С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы белки.
Грамматическое задание
-
Озаглавьте текст
-
Выпишите из текста по одному словосочетанию «сущ. + прил.» и «гл. + сущ.»
-
В слове «забегают» графически объясните орфограмму в корне, подберите проверочное слово
Диктант на тему «Семья»
Семья
является источником эмоциональной поддержки, любви и заботы для
каждого члена семьи. Человек чувствует себя в безопасности и
уверенности, зная, что у него есть близкие люди, которые всегда
будут рядом и поддержат в трудную минуту.
Семья также играет важную роль в формировании личности человека.
Она передает культурные, моральные и этические ценности, которые
помогают человеку развиваться как личность.
Грамматические задания:
1 Выпишите ключевые слова
2 Определите основную мысль.
3 Подберите синонимы к слову семья.
Диктанта «Дружба»
Дружба — это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии и постоянной готовности прийти друг другу на помощь. Она является одной из вечных ценностей, имеющих большое значение для людей всех поколений и культур.
В произведении «Два друга» рассказывается о школьниках Вите и Косте, которые, несмотря на трудности, поддерживают друг друга и вместе стремятся к самосовершенствованию. Их дружба помогает им преодолевать препятствия и становиться лучше.
Грамматические задания:
1 Выпишите ключевые слова
2 Определите основную мысль.
3 Подберите синонимы к слову семья
Диктант на тему «Профессия»
Профессия водителя появилась очень давно – как только изобрели первые автомобили. Тогда водители возили знатных людей на их автомобилях. Сегодня профессия водителя намного интереснее и сложнее.
Мой папа – водитель автобуса, но водители работают не только на автобусах – они водят такси, троллейбусы, трамваи, грузовые машины, трактора.
Водитель – очень важная и нужная профессия. Благодаря водителям автобусов и троллейбусов люди вовремя приезжают на работу и вечером возвращаются домой, дети добираются до школ. Автобусы развозят людей по всему городу – каждый может доехать куда ему нужно. Если же это междугородный автобус, то он возит людей из одного города в другой.
Грамматические задания
1 Выпишите ключевые слова
2 Определите основную мысль.
3 Подберите антоним к слову- трудолюбивый .
Диктант на тему «Творчество»
Творчество – это проявление таланта одновременно с какими-то технологиями, вкусом. Ведь не зря в обществе утверждено, что в искусстве может быть человек только с творческим потенциалом.
Творчество помогает человеку, который занимается искусством, передать свои впечатление, свое отношение и видение через особую уникальную призму. Нестандартный подход, который так важен в других отраслях, помимо искусства, обязателен и необходим в искусстве.
Грамматические задания
1 Выпишите ключевые слова
2 Определите основную мысль.
3 Подберите синонимы к слову- творчество.
Диктант на тему природа «Одежда»
Существует много разных стилей, мода не стоит на месте. Постоянно изобретается что-то новое и необычное. Современные ткани и причудливые фасоны появляются каждый сезон. Кто-то наоборот предпочитает классику и простоту линий. То как вы одеваетесь, расскажет о вас больше, чем вы думаете. Одежда – это вторая кожа, для того, чтобы нравиться окружающим, нужно найти и носить то, что вам по душе. Необязательно покупать дорогую одежду, чтобы выглядеть стильно. Главное уметь правильно сочетать вещи.
Грамматические задания:
1 Выпишите ключевые слова
2 Как бы вы назвали текст
3 Составьте один тонкий и толстый вопрос.
Диктант на тему природа «Мир фонтазии»
Мир моих фантазий очень красочный. Я люблю мечтать и выдумывать невероятные вещи. Засыпая, я представляю, как гуляю по волшебному миру. Здесь очень интересно! Люди ходят в мантиях и шляпах, а в продовольственных лавках можно найти много чудесных вещей.
Иногда я настолько погружаюсь в мир своих фантазий, что перестаю слышать все вокруг. Я мечтаю в будущем написать большой рассказ о своем воображении. Мне кажется, что мир, который я выдумал, был бы интересен и другим детям. Фантазируйте, ведь это очень увлекательно
Грамматические задания
1.Озаглавьте текст;
2.Выпишите из текста по одному словосочетанию «сущ. + прил.» и «гл. + сущ.»;
3 Составьте 2 тонких и толстых вопроса .
Диктант на тему «Спорт в нешей жизни»
Спорт воспитывает характер человека. Занятие спортом укрепляет силу воли, дисциплинирует людей. Ленивый человек не станет ежедневно рано вставать, чтобы делать пробежку, обливаться холодной водой. Только сильные духом люди способны дружить со спортом. На мой взгляд, слова из песни: «В хоккей играют настоящие мужчины, трус не играет в хоккей», — именно это и подтверждают.
Нет ничего важнее здоровья человека, а чтобы быть здоровым, надо заниматься спортом. Это должен знать каждый! Недаром во всех дошкольных и школьных учреждениях и даже в вузах заложена программа физического воспитания детей и подростков. Я считаю, что девиз каждого человека должен быть таким: «Движение – это жизнь!»
Грамматические задания
1.Озаглавьте текст;
2.Выпишите из текста не менее 5 ключевых слов
3 Определите основную мысль.
Диктант на тему «Каникулы»
Мои зимние каникулы - это время, которое я всегда жду с нетерпением. Когда приходит зима, я знаю, что скоро наступят долгожданные каникулы, и я смогу насладиться зимними развлечениями и отдохнуть от школьных забот.
Во время моих зимних каникул, первым делом я обычно отдыхаю дома. Я сплю дольше, чем обычно, и наслаждаюсь уютом и теплом своего дома. Я провожу время со своей семьей, смотрю фильмы, играю в настольные игры и просто наслаждаюсь их присутствием. Зимние каникулы - это идеальное время для того, чтобы прилечь на диван с горячим шоколадом и хорошей книгой.
Грамматические задания
1.Озаглавьте текст.
2.Выпишите из текста не менее 5 ключевых слов
3 Определите основную мысль.
Контрольные диктанты по русскому языку 6 класс
Диктант на тему «В человеке все должно быть прекрасно»
Главное в человеке - его душевная красота. Она проявляется в добрых и честных поступках, сочувствии, сострадании к ближним. Рядом с таким человеком всегда собираются дети, они учатся хорошим делам, слушают мудрые советы. От человеческой красоты наш мир становится чище и светлее. На улице встречается меньше бездомных животных, пожилые люди не остаются в полном одиночестве, в обществе происходит меньше конфликтов и войн.
Грамматические задания
1. Озаглавьте текст;
2. Выпишите из текста не менее 5 ключевых слов
3. Определите основную мысль.
Диктант на тему «Птицы»
Гнездо скворец устраивает глубоко в скворечнике. Он таскает туда мох и солому. Скворца лучше всего наблюдать ранним утром в саду или на огороде. Попробуйте подбросить скворцу червяка или кусочек хлеба. Скоро птица возьмёт корм из ваших рук или даже сядет на плечо.
Сороку называют белобокой. У неё по бокам пёрышки белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные. Этим она похожа на ворону. Очень красив у сороки хвост. Он длинный и прямой. Перья на нём не просто чёрные. Они отливают зеленью. Нарядная птица сорока!
Грамматические задания
1 Озаглавьте каждый абзац.
2.Выполните синтаксический разбор первого предложения.
3 Определите тип текста.
Диктант на тему «Климат»
Во все времена года хорош русский
лес: зимой, летом, осенью
и весной.
В тихий
зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь
и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые
сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись
под тяжестью инея молодые березки.
Хорош лес
ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная
жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц.
На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются
подснежники. На кочках видишь крепкие листочки
брусники.
Грамматические
задания
1. Озаглавьте
текст.
2. Выполните синтаксический разбор
предложений:
I вариант — Во все времена
года хорош русский лес: зимой, летом, осенью
и весной.
II вариант — В тихий зимний
день выйдешь в лес на лыжах, дышишь
и не надышишься.
Диктант на тему «Чудеса света»
Одним из семи чудес света являются Висячие сады Семирамиды. Около 600 г. до н.э. на территории современного Ирака шумел древний Вавилон. Своего наивысшего расцвета город достиг при царе Навуходоносоре II. Для своей жены Семирамиды царь приказал разбить знаменитые «висячие сады». Сады размещались на четырёхъярусной площадке, напоминающей вечноцветущий зелёный холм. Основание террас было сложено из каменных блоков, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом.
Грамматические задания
-
Озаглавьте текст.
-
Выпишите ключевые слова
3.Составьте предложение с косвенной речью
Диктант на тему
«Цивилизация»
История цивилизации началась около 5 тысяч лет
назад в разных уголках мира, но в схожих условиях. Первые
цивилизации возникли в зоне благоприятного климата в долине крупных
рек, где было все для развития земледелия, увеличения населения и
роста городов. Первые цивилизации Древнего мира достигли
впечатляющих успехов в развитии. Не менее ценным наследием являются
мифы, сказания и эпос тех древних времен, благодаря которому мы
можем многое узнать о жизни древних обществ. До сих пор
используется принцип измерения времени, появившийся в Древнем
Вавилоне, а именно деление часа на 60 минут, а минуты – на 60
секунд. Словом, история древних цивилизаций – это истоки
современного мира, вот почему на протяжении сотен лет над их
изучением трудятся лучшие умы
человечества.
Грамматические
задания:
1.Озаглавьте
текст.
2.Выпишите
ключевые слова.
3.Составьте
предложение с косвенной речью.
Диктант на тему «Язык и общение»
Несложно выяснить происхождение слова
благодарю — «благо дарю». Это слово выражает нашу признательность,
нашу радость по отношению к тому человеку, который сделал нам
добро. В каждом слове русского языка заложен огромнейший смысл.
Сегодня мы, к сожалению, перестали вкладывать в слова тот смысл,
который они должны нести. Поэтому сила слова уменьшается. Раньше за
каждым словом стоял образ. Люди
говорили
словами-образами, их слова были сильны. Люди
могли реализовывать свои намерения посредством слова. Не зря
говорят: «Слово не воробей, вылетит- не поймаешь». Нужно очень
внимательно относиться к словам, которые мы
произносим.
Грамматические задания
1. Прочитайте
текст и придумайте заголовок, отражающий тему, запишите
его.
2. Выпишите из текста ключевые
слова/словосочетания, передающие основнуюинформацию. (5-6
слов)
Диктант на тему «Герои и антигерои: реальность и миф»
Роман "Буранный полустанок" Чингиза Айтматова представляет читателю множество интересных персонажей, среди которых можно выделить как героев, так и антигероев. Эти персонажи воплощают различные моральные ценности и характеры, что делает рассказ еще более насыщенным и увлекательным.
Один из центральных героев романа - Асан, представитель старой школы, человек мудрый и мужественный. Он выступает как символ стойкости и верности принципам. Его личный подвиг во имя спасения жизни молодого человека в условиях бурана делает его истинным героем.
Грамматические задания
1.Озаглавьте текст;
2.Выпишите из текста не менее 5 ключевых слов
3.Определите основную мысль.
Диктант на тему «Планеты и спутники»
Наша планета занимает одно из первых
мест по уникальности во вселенной из-за того, что на Земле есть
жизнь. Ещё не известно, есть ли жизнь на других планетах, однако
ученые выдвинули свои исследования, что может существовать планета
с подобными условиями для зарождения
жизни.
Учитывая положение Земли в Солнечной системе,
то на планете созданы максимально благоприятные условия для
зарождения и существования жизни. Если бы наша планета была
сдвинута на несколько километров ближе или дальше к Солнцу или от
Солнца соответственно, то условия на планете были бы непригодны для
жизни.
Грамматические задания:
1.Озаглавьте текст;
2.Выпишите из текста не менее 5 ключевых слов
3. Определите основную мысль
Диктант на тему «Человек и мир техники»
Электрические приборы вошли в жизнь очень тесно, настолько тесно, что даже страшно представить, что когда-то хозяйки обходились без этого помощника, и белье нужно было стирать и полоскать вручную. Теперь стпральнаямашини решает все эти проблемы, а женщина может приготовить ужин пли сделать еще массу полезных вещей. Простые дела уже невозможно представить без чудо техники, которые окружают нас Например, взять стиральную машину. Она облегчает повседневную жизнь в несколько раз. Женщины, привыкли гладить одежды п уже давно используют утюги. Из всего того, что было сказано выше, можно сказать, что бытовые приборы есть в каждой квартире, они серьезно облегчают жизнь хозяек .Грамматические задания:
1.Озаглавьте текст;
2.Выпишите из текста не менее 5 ключевых слов
"Путешествия и достопримечательности", а также задания для проверки понимания текста.
Контрольные диктанты по русскому языку 7 класс
Диктант на тему «"Путешествия и достопримечательности»
Путешествия играют важную роль в жизни людей. Они расширяют кругозор, позволяют знакомиться с культурой и традициями других народов. Посещая различные страны и города, мы открываем для себя новые достопримечательности, узнаём об истории и архитектуре разных эпох. Например, в Казахстане можно посетить мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане, который является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Каждое путешествие обогащает нас новыми впечатлениями и знаниями, делая нашу жизнь ярче и интереснее.
Грамматические задания
1.Озаглавьте текст.
2.Определите основную мысль текста.
3.Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую из них.
4.Выпишите ключевые слова из текста.
Диктант на тему «Жара и холод»
Лето в этом году выдалось необычайно жарким. Солнце палило нещадно, и температура воздуха поднималась до сорока градусов. Люди спасались от зноя в тени деревьев или у водоёмов. Однако, несмотря на жару, многие продолжали работать на полях, собирая урожай. Жара стояла несколько недель, и земля потрескалась от засухи. Но затем погода резко изменилась. Налетели холодные ветры, и температура стремительно понизилась. Люди достали тёплые вещи, а в некоторых районах даже выпал первый снег. Такой резкий переход от жары к холоду был неожиданным и напомнил всем о непредсказуемости природы.
Грамматические задания:
1.Выпишите из текста по одному примеру следующих частей речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие.
2.Найдите в тексте сложные предложения и подчеркните главные члены в каждой части.
3.Объясните постановку запятых в предложении: «Люди спасались от зноя в тени деревьев или у водоёмов».
4.Подберите синонимы к словам «нещадно» и «резко».
Диктант на тему «Культура : характер и личность.»
Осень. Уже не хочется выкупаться, не тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замерзла, но жизнь в ней замирает. Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. На гладкой поверхности тёмной воды иногда выскакивают пузыри. Это голодные рыбёшки ждут, не упадёт ли кузнечик или муха.
Ветер шевелит жёлтыми листочками. Вот какой-нибудь окажется в воде. Жадные рыбы схватят листочек, утащат в воду, но скоро он вынырнет обратно.
А бросьте в воду горсточку крошек. Какая поднимется возня! Толкаются, кружатся, борются за пищу рыбки. Посмотришь через минуту и ничего не увидишь. Спокойна тёмная вода.
Грамматические задания:
1.Выполните морфемный разбор слов: "водяные", "окажется".
2.Сделайте синтаксический разбор предложения: "Лягушки зарылись в почву до весны."
Диктант на тему «Здоровый образ жизни: спорт и здоровое питание»
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это совокупность привычек и поведения, направленных на поддержание и укрепление здоровья. Он включает в себя рациональное питание, регулярную физическую активность, отказ от вредных привычек и соблюдение режима дня.
Основные компоненты здорового образа жизни:
Правильное питание. Сбалансированный рацион обеспечивает организм необходимыми веществами, поддерживает иммунитет и предотвращает развитие многих заболеваний.
Физическая активность. Регулярные упражнения укрепляют сердечнососудистую систему, улучшают настроение и повышают общий тонус организма.
Грамматические задания:
1.Найдите и подчеркните в тексте слова, связанные с темой "здоровый образ жизни".
2.Составьте план текста, выделив основные компоненты здорового образа жизни.
Диктант на тему «Национальные традиции и праздники»
«Национальные традиции и праздники являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они отражают исторические события, обычаи и верования, передаваемые из поколения в поколение. В Казахстане одним из главных праздников является Наурыз — праздник весны и обновления природы, отмечаемый 22 марта. В этот день принято готовить национальные блюда, посещать родственников и устраивать народные гуляния. Другим важным праздником является День независимости, отмечаемый 16 декабря, который символизирует суверенитет и единство страны. Соблюдение национальных традиций и праздников способствует сохранению культурного наследия и укреплению национальной идентичности.»
Грамматические задания:
1.Лексическая работа: объяснить значение слов «неотъемлемый», «суверенитет», «идентичность».
2.Грамматический анализ: найти в тексте сложные предложения и определить их виды.
3.Творческое задание: написать короткое эссе (100–120 слов) на тему «Моё отношение к обычаям и традициям своего народа» или «Традиции моей семьи».
Диктант на тему «Хобби и свободное время»
"Хобби играет важную роль в жизни каждого человека. Оно помогает развивать творческие способности, улучшать настроение и расширять кругозор. Существует множество видов хобби: коллекционирование, спорт, музыка, рисование, чтение и многие другие. Каждый может найти занятие по душе, которое приносит радость и удовлетворение. Важно уделять время своему увлечению, ведь оно способствует личностному росту и помогает справляться со стрессом."
Грамматические задания:
1. Подберите синонимы к словам: "важную", "развивать", "улучшать", "расширять", "уделять".
2. Найдите в тексте прилагательные и определите их степень сравнения.
3.Выделите в тексте сложные предложения и определите их тип (сложносочиненные или сложноподчиненные).
Диктант на тему "Музыка в нашей жизни"
Музыка играет важную роль в нашей жизни, сопровождая нас в различных ситуациях и влияя на наше эмоциональное состояние. Она способна вдохновлять, успокаивать, объединять людей и служить средством самовыражения.
Музыка окружает нас повсюду. Она звучит дома, на улице, в транспорте, в магазинах и на концертах. Разнообразие музыкальных жанров позволяет каждому найти что-то по душе: классическая музыка, рок, джаз, поп, фолк и многие другие. Музыка способна передавать эмоции и настроения, рассказывать истории без слов. Она объединяет людей разных культур и возрастов, становясь универсальным языком человечества. Музыка сопровождает нас в радостные и трудные моменты жизни, поддерживает и вдохновляет на новые достижения.
Грамматические задания:
1.Найти и подчеркнуть в тексте прилагательные, описывающие музыку и её влияние на человека.
2.Определить виды сложных предложений в тексте и объяснить их использование.
Диктант на тему "День Победы: никто не забыт, ничто не забыто"
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года и продолжалась до 9 мая 1945 года. В эти тяжёлые годы советский народ проявил невероятное мужество и стойкость, защищая свою Родину от фашистских захватчиков. Миллионы солдат и офицеров отдали свои жизни за свободу и независимость нашей страны.
Каждый год 9 мая мы отмечаем День Победы, отдавая дань памяти тем, кто сражался на фронте и трудился в тылу. В этот день по всей стране проходят торжественные мероприятия: парады, возложения цветов к памятникам, встречи с ветеранами. Мы помним и чтим подвиг наших предков, благодаря которым сегодня живём под мирным небом.
Фраза "Никто не забыт, ничто не забыто" стала символом вечной памяти о героях войны. Она напоминает нам о том, что мы должны бережно хранить историю и передавать её следующим поколениям. Память о Великой Отечественной войне объединяет нас и учит ценить мир и свободу.
Грамматические задания:
1.Найдите в тексте и выпишите словосочетания с числительными, запишите их словами.
2.22 июня 1941 года – двадцать второе июня тысяча девятьсот сорок первого года.
3. 9 мая 1945 года – девятое мая тысяча девятьсот сорок пятого года.
шағым қалдыра аласыз













