|
Дата: Класс: 9урок 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тема:Движение – неотъемлемая часть материи. Материальная точка. Система отсчета. Относительность движения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Цель урока: Знают понятия материальной точки, определение механического движения, системы отсчета. Знают алгоритм решения задач на относительность движения. ввести понятия: механическое движение, траектория путь; доказать, что покой и движение - понятия относительные; обосновать необходимость введения идеализированной модели - материальной точки, системы отсчета. Ожидаемый результат: умение аргументировать собственную точку зрения, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
наглядности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3 мин. |
I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. |
Ученики осмысливают поставленную цель. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
5 мин. |
II. Проверка домашней работы. Что изучает кинематика? динамика? В чем заключается главная задача механики? Какие явления должны уметь объяснять? Проблемный эксперимент. - Какое тело падает быстрее: лист бумаги или книга? - Какое тело падает быстрее: развернутый лист бумаги или такой же лист, сложенный в несколько раз? Почему не вытекает вода из дырки в банке, когда банка падает? Что произойдет, если на край листа бумаги поставить бутылку с водой и резко дернуть в горизонтальном направлении? Если тянуть за бумагу медленно? 2. Примеры покоящихся и движущихся тел. Демонстрации. О Скатывание шарика по наклонной плоскости. О Движение шарика вверх по наклонной плоскости. О Движение тележки по демонстрационному столу. |
Ученики отвечают на вопросы учителя. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
20 мин. |
III. Актуализация знаний Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки. Задание: По методу «ДЖИГСО» изучают новый материал.
Всякое движение относительно. Это означает, что одно и то же тело одновременно и движется, и покоится. Движется относительно одних тел и одновременно покоится относительно других. Мы все, земляне, можем покоиться относительно своего письменного стола и одновременно всегда движемся относительно Солнца.
В задачах на относительность движения часто приходится пользоваться правилом сложения скоростей. Правило сложения скоростей:
скорость тела относительно
НСО скорость ПСО относительно НСО
Это правило применимо только к классическим скоростям, т.е. скоростям, значительно меньшим скорости света в вакууме (т.е. к скоростям порядка 106 м/с и меньше).
1) Если система отсчета и тело в ней движутся в одном направлении, то
Например, если поезд движется со скоростью 16 м/с относительно вокзала, а пассажир по ходу поезда бежит со скоростью 2 м/с относительно полок вагона, то скорость пассажира относительно вокзала равна 18 м/с.
2) Если система отсчета и тело в ней движутся в противоположных направлениях, то
Например, если в предыдущем примере пассажир будет бежать навстречу ходу поезда, то скорость, с которой он будет удаляться от вокзала, будет равна 14 м/с.
3) Если в подвижной системе отсчета, движущейся со скоростью относительно неподвижной системы, тело станет двигаться со скоростью относительно подвижной системы под углом к направлению ее движения, то для определения модуля скорости тела относительно неподвижной системы придется применить теорему Пифагора или теорему косинусов — в зависимости от величины угла (рис. 10 а и б).
Рисунок 10
Например, если скорость течения v0 =1 м/с, а лодка переплывает реку со скоростью v1 = 2 м/с относительно воды перпендикулярноберегу (рис. 10), то скорость лодки относительно берега будет, согласно теореме Пифагора, равна
!
а
Е
Таким образом, если вам нужно переплыть реку как можно быстрее, значит, надо грести перпендикулярно течению.
4) Если два тела сближаются или удаляются друг от друга, т.е. движутся в противоположных направлениях со скоростями v1 и v2относительно неподвижных объектов, то их скорость v относительно друг друга будет по модулю равна сумме их скоростей относительно неподвижных объектов:
Задание для группы:
1 группа: Два тела движутся равномерно во взаимно перпендикулярных направлениях со скоростями 3 м/с и 4 м/с. Их скорость относительно друг друга равна…
1) 2 м/с 2) 3,5 м/с 3) 5 м/с 4) 7 м/с
2 группа: Два автомобиля движутся по взаимно перпендикулярным дорогам. Скорость первого автомобиля относительно дороги v, а модуль скорости второго автомобиля относительно первого равен v. Чему равна скорость второго автомобиля относительно дороги?
1) 0,5v 2) 3v 3) v 4) 2v
3 группа: Два автомобиля движутся по прямым шоссе со скоростями 15 м/с и 20 м/с. Угол между шоссе составляет 600. Модуль относительной скорости автомобилей примерно равен…
1) 5 м/с 2) 18 м/с 3) 25 м/с 4) 35 м/с
4 группа: Два поезда движутся навстречу друг другу со скоростями 36 км/ч и 54 км/ч. Длина первого поезда 40 м, длина второго 50 м. В течение какого времени поезда будут проезжать мимо друг друга?
1) 10,5 c 2) 2,4 с 3) 8,4 с 4) 3,6 с |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
10 мин. |
IV. Закрепление урока. По методу «Броуновское движение» проводит закрепление урока. Ответьте на вопросы письменно (да или нет): - Можно ли считать Луну материальной точкой: - при расчете расстояния от Земли до Луны? - при измерении ее диаметра? - при посадке космического корабля на ее поверхность? - при определении скорости ее движения вокруг Земли? - Можно ли считать человека материальной точкой, если он: - идет из дома на работу? - выполняет гимнастические упражнении? - совершает путешествие на пароходе? - А при измерении роста человека?
|
Ученики делают внутренний и внешний круг. Демонстрируют свои знания. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
5 мин. |
V.Итог
урока. Этап рефлексии:
Стратегия «Телеграмма»
- Чему научил вас
урок? |
Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. |
фишки
стикеры |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2 мин. |
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. |
Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
дополнительная информация |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся |
оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? |
межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
рефлексия. были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? |
Проводит рефлексию. -Какую цель мы поставили сегодня на уроке? -Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Итоговая оценка Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
ЖИ арқылы жасау
ЖИ арқылы жасау
Бөлісу 1 - айлық Материал тарифі-96% жеңілдік 00 05 00 ҚМЖ
Ашық сабақ
Тәрбие сағаты
Презентация
БЖБ, ТЖБ тесттер
Көрнекіліктер
Балабақшаға арнарлған құжаттар
Мақала, Эссе
Дидактикалық ойындар
және тағы басқа 400 000 материал
Барлық 400 000 материалдарды шексіз жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз 1 990 ₸ 49 000₸ 1 айға қосылу Материалға шағымдану Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз Жариялаған: Алмаева Раушания ЖолтаевнаШағым жылдам қаралу үшін барынша толық ақпарат жіберіңіз Сборник краткосрочных планов
Тақырып бойынша 11 материал табылды
Сборник краткосрочных плановМатериал туралы қысқаша түсінік
мұғалімдерге бір бірімен бөлісу
Материалдың қысқаша нұсқасы
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||

!! Если в условии сказано, что лодка
переплывает реку по
время t, за
которое лодка переплывет реку шириной Н, двигаясь с этой скоростью, можно найти как отношение этой
ширины к скорости лодки относительно
берега:













