1.
Проверка домашнего задания
2.Актуализация жизненного опыта.
Целеполагание.
- Что вы знаете об
имени существительном?
- Что называется
именем существительным?
- Какие признаки
имен существительных вы знаете? (одуш.-неодуш.,
собств.-нариц.,имеют роды,изм. по числам и
падежам)
- Что значит
изменяется по падежам? (Изменяется по
вопросам)
- Как называется
изменение имен существительных по
падежам? (склонением)
- Какая часть
слова изменяется при изменении по падежам?
- Сколько падежей
в русском языке?
- Назовите их с
вопросами
-Послушайте интересные
сведения
-Школьники
Эстонии должны запомнить 14 падежей
- Ученики в
Финляндии 15 падежей
- Дети в
Венгрии 22 падежа
- У китайцев
существительные не склоняются и падежей в грамматике
нет.
- Каждый народ
прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача – знать
свои шесть падежей, чтобы говорить и писать легко,
грамотно и красиво.
Побуждение к
проблеме.
- Прочитайте
предложение. Найдите имена существительные в
предложении.
Автобус едет
по улице Алтынсарина и по площади
Мира.
- Определите падеж
существительных и выделите окончания в
словах по улице, по
площади. (Дательный
падеж)
- Почему в данных
словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже,
употреблены с одним предлогом?
-Какие у вас
есть предположения, гипотезы?
- Может это
зависит от рода? Какого рода эти слова,
определите.
Но оба
существительных женского рода.
- Вижу,
затрудняетесь.
- Вот на этот
вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.
6. Поиск
решения . Задание на формулировку темы урока.
Конь, вода,
Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно,
степь.
- Прочитайте
слова, найдите общее.(Существительные
в единственном числе, в именительном падеже)
- Разделите
существительные на группы, ориентируясь на
указания:
- Назовите
существительные женского рода с окончаниями - а, -
я.
(Вода,
земля)
- Назовите
существительные мужского рода с окончаниями - а, -
я.
(Юра,
Витя)
- Прочитайте
оставшиеся существительные мужского рода.
(Стол,
конь)
- Выделите в них
окончания.
- Назовите
существительные среднего рода и выделите у них
окончания.
- Вернёмся к
решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока:
почему в словах по улице, по
площади разные окончания?
(Существительное улица первого
склонения, существительное площадь третьего
склонения)
- От чего зависит
правописание окончаний имён
существительных? (от склонения
имени существительного)
Какого склонения
бывают имена существительные?
Б) 1.
Оформление тетрадей
________ноября
Классная работа
Чем дальше смотрим в будущее, тем больше
дорожим прошлым.
2. Работа по теме
урока.
А) Исследование с.4 №
1
- Рассмотрите таблицу.
Обратите внимание на род имен существительных и окончания при
изменении по падежным вопросам.
–
Что вы заметили?
–
Какой общей темой объединены
слова мама, тётя, дядя, папа?
-Просклоняйте слова.
Определите род и число существительных.
Б) Работа с правилом
с.5
-Сколько склонений есть в
русском языке?
3.Работа по
учебнику
С.5 № 2
-Изучите таблицу.
Распределите и запишите слова в 3 столбика, используя таблицу.
Выделите окончания.
Словарная
работа:
традиция
-Объясните значение слова.
Составьте предложение со словом.
Традиция–множество представлений, обрядов,
привычек и навыков практической и общественной деятельности,
передаваемых из поколения в поколение.
4. Работа над лексической
темой урока
А) С.5 № 3
-Прочитайте текст
- Определите, это
художественный или нехудожественный текст.
- Приведите свои примеры
культурного наследия.
–
Какие еще ценности вы
знаете? Материальные.
–
Что такое материальные
ценности?
Б) Игра
Поразмышляйте, какие из
предложенных слов являются культурными ценностями, а что –
материальными?
Традиции, обряды, история
народа, национальная валюта, дружба, мир, согласие, родина,
народные герои, загадки, поговорки, национальный костюм,
многонациональный народ, пословицы, земля, недра,
территория.
-Какие семейные ценности
важны для тебя и твоих близких?
Физминутка
5.Работа над
грамматической темой урока
- Изучите памятку после
текста на с.6
Б) с.6 № 4
-Допишите подходящие по
смыслу имена существительные. Определите склонение, выделите
окончания.
В) Работа с текстом с.6 №
5
-Прочитайте текст.
Определите, какой это текст (художественный или
нехудожественный).
-Определите его основную
мысль.
-Выполните задание к
тексту.
В) с.7 № 7. Самостоятельная
работа
-Дети выполняют задания к тексту.
|