Семинар — тренинг для родителей "Пути
формирования бесконфликтных взаимоотношений с
детьми"
Введение
Очень часто от родителей приходится слышать, что
они не могут построить взаимоотношений со своими подрастающими
детьми, дети их не слушают и не принимают во внимание их мнение. В
школе и дома хотят, чтобы дети были «удобными», во всем слушались
взрослых. И недоумевает взрослое поколение, почему сейчас дети
стали такими непослушными и задаются вопросом, как найти путь к
бесконфликтной дисциплине.
Цель:
-
научиться понимать внутренние мотивы ребенка, помочь в построении
нормальных отношений с ребенком
-
выявить условия, необходимые для воспитания у ребенка
дисциплины;
Форма проведения: семинар-тренинг.
Категория: родители учащихся 6-х и 7-х
классов.
Ход собрания.
(Звучит спокойная музыка, стулья расставлены по
кругу)
1.Упражнение-приветствие «Я рад вас видеть
сегодня…»
(клубок передается по кругу всем родителям, постепенно его
разматывая).
-
Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой - как
сформировать позитивные отношения с детьми, как найти путь к
бесконфликтной дисциплине. Сегодня мы вместе попробуем разобраться
в этой проблеме.
Теоретическая часть.
-
Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны
порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и
разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности, уверенности.
И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то скорее всего
дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому
сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и
поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.
Правила.
(вывешиваются поочередно на
доске)
1. Правила должны быть обязательно в жизни
каждого ребенка.
2. Взрослые должны согласовать правила между
собой.
Даже если один родитель не согласен с
требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже
без ребенка обсудить разногласия.
3. При наказании ребенка лучше лишать его
хорошего, чем делать ему плохое.
4. Дайте свободу.
Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже
вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание-
это стремление выйти из-под вашей опеки.
5. Никаких нотаций
Больше всего подростков раздражают нудные
родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на
спокойный , вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и
суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и
собственные выводы.
6. Уступает тот, кто
умнее.
Костер ссоры погаснет, если в него не
подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными
эмоциями, способность понимать друг друга
исчезает.
7. Не надо
обижать.
Прекращая ссору, не стремитесь сделать больно
ребенку с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми.
Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у
вас.
При
составлении или изменении правил в вашей семье следует помнить о
таких моментах:
-
Четкая формулировка запретов, ограничений (они
должны быть выдержаны в позитивном стиле и иметь конкретный
характер).
-
Ограничения и запреты должны соответствовать
возрасту ребенка (и его опыту)
-
Ограничение должно быть
выполнимым.
Практическая часть.
Обсуждение ситуаций в
группах (родителям раздаются листки с описанием
ситуаций.).
Инструкция: «Прочтите описание каждой ситуации, определите, в
чем ошибка родителей; скажите вариант более действенного
высказывания».
1.
Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому
родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же
делай уборку в своей комнате!»
(Ответ: «
Убери в своей комнате до моего возвращения». Не следует требовать
выполнения сразу же.)
2.
Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим,
когда ты будешь нас слушаться»
(Ответ:
«Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой
вовремя»)
3.
Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно
потратишь их впустую!»
(Ответ: «
Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы.
Других денег не будет»)
4.
Родители своему ребенку: «Ты опять разбил бокал! Вечно у тебя все
из рук валится!»
( Ответ:
«Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери
все за собой и садись обедать.»)
После обсуждения ситуаций и обмена мнениями
психолог делает выводы:
-
любую информацию можно преподнести в позитивном
ключе;
-
дети, слушая , что им говорят, получают
информацию о том, как надо вести себя.
-
высказывания, способствующие повышению самооценки
ребенка, также
формируют у него и чувство ответственности.
Непослушных детей, а тем более «отбившихся от
рук», принято обвинять На самом деле в число «трудных» обычно
попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят
с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них
сильнее, чем более устойчивые дети. «Трудный» ребенок нуждается в
помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого
непослушания ребенка следует искать в глубине его
психики.
Причины отклонения в поведении
детей.
(
наглядно вывешивается поочередно на доске)
1.Борьба за
внимание.
Если ребенок не получает внимания, которое ему
так необходимо для нормального развития и эмоционального
благополучия, то он находит свой способ его получить: он не
слушается.
2. Борьба за
самоутверждение.
Это
борьба против чрезмерной родительской власти и
опеки.
3. Желание отомстить.
Дети бывают часто обижены на родителей, например,
если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (бабушка
опекун ), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В
глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности
все те же протесты, непослушание.
4. Потеря веры в собственный
успех.
Ребенок переживает неблагополучие в какой-то
одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой.
Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием
стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки
ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и
приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не
получиться». Это – в душе, а поведением он показывает: «Мне все
равно…», «Пусть буду плохим…»
Всякое отклонение в поведении - это крик о
помощи!
Все
родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и
редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают
так, а не иначе. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты,
когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.
В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени
совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда
ли?
Упражнение «Эмоциональное
восприятие».
-
Уважаемые родители! Закройте на минуту глаза и представьте, что вы
встречаете своего лучшего друга(подругу). Как вы показываете ему,
что рады, что он вам дорог, близок?.
Теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: что он
приходит из школы и вы показываете, что рады его видеть.
Представили? В чем разница? Всегда ли мы показываем нашим детям
свои чувства?
Упражнение «Чаша
чувств»
(каждый родитель по очереди вынимает из чаши
листочек с каким-либо чувством, зачитывает
вслух).
Мы
поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним
будет включать:
-
принятие
-
внимание
-
признание (уважение)
-
одобрение
-
теплые чувства.
-
понимание
-
любовь
-
доверие
-
поддержка
-
юмор
Моделируя свое отношение к детям в соответствии с
указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения
с ровесниками и другими людьми.
Вывод.
Чтение стихотворения
«Родителям…»
(решение взаимоотношений детей и родителей через
призму взаимоотношений в семье).
-Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же - никогда.
Тот лучший проповедник -
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии -
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать -
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
Памятки-рекомендации
(раздаются всем
родителям)
-
Выстраивайте позитивные отношения между Вами и
ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне.
Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон
должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к
личности.
-
Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый
должен быть дружелюбным и не выступать в роли
судьи.
-
Контроль над подростком требует особого внимания
взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.
-
Поддерживайте подростка. В отличие от награды
поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает
успеха.
-
Имейте мужество. Изменение поведения требует
практики и терпения.
-
Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен
демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к
нему как к личности.
-
Успехов Вам!
Список литературы:
-
Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 кл.
– М., 2001.
-
Кривцова Е.В., Мухаматулина Е.А. Навыки
конструктивного взаимодействия с подростками. – М.,
2004.
-
Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы
взаимодействия. –Ярославль, 2002.
-
Практическая психология образования. Под ред.
Дубровиной И.В. – М., 2000.