Материалдар / Семинар практикум
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Семинар практикум

Материал туралы қысқаша түсінік
мұғалімдерге керек сабақ барысында
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
02 Қазан 2020
600
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Семинар-практикум

Тема:Реализация современных подходов к организации учебной деятельности учащихся как фактор повышения качества образования

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов школы в вопросах организации, управления и сопровождения учебной деятельности посредством современных подходов.

Задачи:

Актуализировать и систематизировать знания педагогов о современном и эффективном уроках.

Рассмотреть особенности проектирования и проведения эффективного учебного занятия.

Способствовать повышению качества проведения учебных занятий.

Определить единые подходы к моделированию и проектированию эффективного урока.

Ход семинара

В законе об образовании одним из основных требований к организации образовательного процесса является создание условий для развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально-значимой деятельности, обеспечение социально-педагогической и психологической поддержки обучающихся. Организация целенаправленной и системной работы по созданию креативной образовательной среды по раскрытию интеллектуального и творческого потенциала каждого учащегося требует соответствующего уровня профессионального мастерства от педагогов. Структурно-содержательной единицей такой среды является такое учебное занятие как урок.

Среди множества проблем образовательной практики особое место по-прежнему занимают проблемы, связанные с подготовкой и проведением урока:

  1. не учитываются исходные условия, в частности, уровень обучаемости и уровень обученности учащихся;

  2. недиагностично формулируются цель и задачи;

  3. уроки не являют собой системную структурно-функциональную единицу образовательного процесса;

  4. не проектируется деятельность каждого учащегося (планируется работа учащихся в классе);

  5. не предоставляются учащимся критерии оценки хода и результатов учебной деятельности;

  6. не планируется выходной контроль;

  7. результат учебной деятельности учащихся не соотносится с целеполаганием;

  8. педагог является субъектом образовательной деятельности, а учащийся – объектом;

  9. не налажено партнерское взаимодействие во время урока;

  10. нет опоры на эмпирический опыт учащихся и их потребности;

  11. плохо обеспечивается обратная связь;

  12. педагог ориентируется только на предметное содержание образования;

  13. оценивается только результат учебной деятельности, а процесс не учитывается;

  14. не делегируются учащимся полномочия контрольной и оценочной деятельности

Названные проблемы становятся для многих педагогов мотивом для оптимизации современного урока, так как при многообразии применяемых форм организации обучения (уроки, семинары, лабораторные работы, конференции и т.д.) урок остаётся основной структурно-содержательной единицей образовательного процесса.

В. Сухомлинский об уроке писал: "Урок - это зеркало общей педагогической культуры учителя, мера его интеллектуального богатства, показатель его световидения, эрудиции". Современное, быстро развивающееся объщество требует от любого процесса максимум оттдачи, качественных или количественных показателей . Так как урок – это процесс образовательнвй, то и от он должен обладать качественными и количественными показателями.

По показателям можно судить об эффективности процесса..

Какой урок мы можем назвать эффективным?

Чем он отличается от современного?

(давайте разберемся в этих понятиях)

Было проведено анкетироване пеадгогов, учащихся и их родителей.

Анкета для педагогов «Эффективный урок. Какой он?»

Эффективный урок отличается

Хорошим знанием учителя материала учебника

Опорой на субъектный опыт учащихся

Хорошим дополнительным материалом

Хорошей организацией классного коллектива (дисциплина)

Предварительной диагностикой

Напряженной работой учащихся

Рациональным и целесообразным отбором дидактических средств

Дифференцированным подходом

Большим разнообразием наглядных средств

Налаженной обратной связью

Свой вариант

Какие задачи решает эффективный урок

Самоопределение и самореализация учащихся

Совершенствование образовательного процесса

Предметная направленность обучения

Осуществление личностно-ориентированного подхода

Когнитивный подход в обучении (знаниевый)

Контрольно-оценочная деятельность эффективного урока включает

Самооценку

Взаимооценку

Незамедлительно выставленную отметку

Поэтапную оценку деятельности учителем

Обратную связь

Критерии эффективного урока

Частая смена видов деятельности

Групповая и фронтальная работа с учащимися

Опережающее знакомство с материалом

Фиксация результатов изученного

Строгое выполнение запланированной учебной работы

Активная мыслительная деятельности каждого учащегося

Выбор деятельности на уроке

Усвоение материала в ходе дискуссии

Осуществление проектирования предстоящей деятельности учащимися

Моделирование затруднений

Этап урока


Ученик

Учитель

Совместно

Целеполагание:

Как


Кем




Актуализация знаний

Как


Кем




Изучение материала

Как


Кем




Закрепление материала

Как


Кем




Рефлексия

Как


Кем




Анкета для учащихся «Каким Вы представляете современный урок?»

Вопрос

Ответы

Как вы думаете, что должно отличать современный урок?


Что, по вашему мнению, должны или могут сделать преподаватели, администрация, чтобы качество занятий на уроке стало более высоким?

Учителя

Администрация



Назовите предметы и укажите фамилии учителей, занятия на которых, по вашему мнению, отличаются самым высоким качеством


Обозначьте причины, которые, на Ваш взгляд, затрудняют сделать урок более эффективным


Анкета для родителей «Каким Вы представляете современный урок?»

Вопрос

Ответы

Как вы думаете, что должно отличать современный урок?


Что, по вашему мнению, должны или могут сделать преподаватели, администрация, чтобы качество занятий на уроке стало более высоким?

Учителя

Администрация



Укажите фамилии учителей, занятия которых нравятся вашим детям


Обозначьте причины, которые, на Ваш взгляд, затрудняют сделать урок более эффективным


В педагогической литературе понятие современный урок определяют следующим образом:

- современный урок – это урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентноспособного выпускника.

- современный урок – это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и учащегося, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Так какой же урок можно назвать эффективным?

Эффективный  урок можно рассматривать как личностно- ориентированную педагогическую систему, которая обеспечивает получение образования на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представляющих собой последовательность учебных и производственных модулей, самостоятельно выбираемых учеником и обеспечивающих рост его общеобразовательной подготовки и культуры, профессиональную ориентацию, уверенное вхождение в социум с учетом своих склонностей и особенностей своего развития.







Давайте рассмотрим признаки современного и эффективного урока

Современный урок

Эффективный урок

- создание необходимых учебно-материальных условий обучения;

- создание и поддержка высокого уровня познавательной активности;

- формирование и тренинг способов умственной деятельности;

- вклад в формирование личностных качеств;

- высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся;

- комплексное планирование задач;

- хорошо продуманы все этапы;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

- единство теории и практики;

- организация проблемных и поисковых ситуаций; 
- преемственность в обучении;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; 

- использование здоровьесберегающих технологий; 

- в центре внимания –конкурентноспособный выпускник; 

- умение демонстрировать методическое искусство учителя;

- урок должен быть добрым. 

- личностно-ориентированный подход;

- расширение возможностей выбора учащимися содержания, средств, форм и партнёров при осуществлении образовательной деятельности;

- тщательная предварительная диагностика, с помощью которой педагог учитывает все условия, при которых он будет проводиться, и выбирает наилучшую для данных условий стратегию обучения, направленную на получение запланированных результатов;

- хорошая предварительная подготовка, продуманный план (с учётом возможных ситуаций отступления от него);

- взаимозависимость и взаимная обусловленность всех его компонентов;

- конкретная и диагностичная постановка обучающих целей;

- ориентация на разностороннее гармоничное развитие учащихся на основе возможностей для их самоопределения и самореализации;

- полнообъёмное владение педагогом учебным материалом;

- организация, опирающаяся на обоснованные педагогикой закономерности и принципы;

- посильная и умело управляемая педагогом работа всех учащихся;

- опора на достигнутый уровень обученности и субъектный опыт учащихся;

- рациональный и целесообразный отбор всех дидактических средств;

- сотрудничество, партнёрство учителя и учащихся, дифференцированный подход к учащимся;

- хорошо налаженная обратная связь;

- рациональное использование каждой минуты урока.

- ориентация процесса обучения не на количественный, а на «качественный продукт», важнейшим критерием которого является развитие опыта учащегося и наличие самостоятельного творческого продукта;

- практическая самореализация каждого учащегося;

- переход учителя на позицию консультанта и наставника.


Эффективный урок ориентирован на реализацию концепции поддержки, сотрудничества, партнерских отношений, культивируемых в малой группе, которая играет несколько иные социальные роли, чем может играть коллектив. Кроме того, необходимая индивидуализация соединена с важным условием – группой или групповой работой. Эффективный урок и его стержень – самообразование – организованы так, что достижение результата возможно при индивидуальной деятельности, при работе с другими участниками проекта. Поэтому обучение в условиях группового обсуждения и поддержки способствует достижению более высоких результатов. Группа также создает более комфортные психологические условия: помогает повышению самооценки, расширяет личностный опыт, углубляет неформальные взаимосвязи в группе.

Эффективный урок как основная форма учебного занятия позволит разрешить следующие противоречия между:

необходимостью организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода и сложившейся образовательной практикой на основе сугубо когнитивного подхода: выпускник школы, обладая достаточной подготовкой по учебным предметам, часто не в состоянии сделать правильный выбор в условиях полипроблемного мира;

необходимостью повышения уровня обученности, личностного развитием и профессионального самоопределения учащихся и сохранения здоровья учащихся;

необходимостью совершенствования образовательного процесса и недостаточной разработанностью практикоориентированных механизмов в рамках методической работы в учреждении образования по проектированию и проведению эффективного урока;

актуальностью овладения учащимися ключевыми компетенциями и недостаточностью средств традиционного обучения для их формирования, развития и совершенствования.

Практическая часть

Каковы же компоненты эффективного урока? Как определить, что урок спланирован с точки зрения эффективности правильно?

Давайте попробуем ответить на эти вопросы.

В группах обсудите (метод «мозговой штурм») какие обязательные составляющие (компаненты) должны быть присущи эффективному уроку.

А также подумайте и ответ обоснуйте – могут ли эти компаненты выступать криериями эффективного урока? (время работы 10 минут).

КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ— показатель или система показателей, позволяющих оценить степень достижения цели (целевой функции).

КРИТЕРИЙ — (греч. criterion) показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества

ПРОЕКТ ОТВЕТА

К критериям эффективного урока можно отнести следующие компоненты:

Обучение через открытие, что предполагает активную мыслительную деятельность каждого обучающегося в течение всего урока (на возможном для него уровне).

Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности, как способности ставить цели и осуществлять свободный выбор в деятельности.

Наличие дискуссий, характеризующимися различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставления их, поиском за счёт обсуждения истинной точки зрения.

Развитие личности.

Способность обучающихся проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

Демократичность, открытость в субъектных отношениях.



Для того, чтобы эффективный урок получился необходимо развитие и совершенствование следующих компетенций педагогов:

  1. предметно-методологической компетенции (ориентация в современных исследованиях по предмету);

  2. здоровьесберегающей компетенции (умение создавать здоровьесберегающую образовательную среду);

  3. коммуникативной компетенции (практическое владение приемами эффективного общения, позволяющими осуществить взаимодействие в системе «педагог-учащийся»);

  4. психолого-педагогической компетенции (умение педагогическими способами определить уровень развития познавательных процессов учащихся, создать ситуацию успеха);

  5. медиатехнологической компетенции (владение методиками, приемами, технологиями, развивающими каждого учащегося средствами содержания учебных предметов, овладение технологиями медиаобразования);

  6. управленческой компетенции в рамках системы «педагог-учащийся» (владение управленческими технологиями, умение проектировать цели);

  7. исследовательскую компетенцию (умение осуществлять педагогическое исследование);

  8. акмеологической компетенции (способность к постоянному профессиональному совершенствованию;

  9. презентационной компетенции (трансляция собственного эффективного педагогического опыта: способность показывать, делиться своим положительным опытом, писать статьи, выступать, участвовать в конкурсах);

  10. проектной компетенции (проектирование урока);

  11. рефлексивной компетенции.

И как результат совершенствования педагогического мастерства будет соз

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!