Ход урока
1.Оргмомент
2. Целевая
установка
Мы прочитали роман А. С. Пушкина «Евгений
Онегин». Через книгу автор ведет с нами диалог, говорит с
читателями о том, что его волнует, что тревожит его душу,
приглашает своего читателя к размышлению.
Как вы думаете, над чем нас с вами приглашает
поразмышлять А. С. Пушкин, когда мы с вами читаем его
роман?
Роман слагался долго. Поэт сам указал срок – 7
лет 4 месяца 17 дней (мая 1823 по сентябрь 1830), сказав с
восторгом: «Это лучшее мое произведение». С этими словами нельзя не
согласиться. Поэт ставил перед собой задачу – изобразить целую
историческую эпоху, за вымышленными героями, судьбами, картинами
быта и нравов показать жизнь народа. Белинский позднее определит
его словами: «Энциклопедия русской жизни»
Жанр – роман в стихах, т.е.лиро-эпическое
произведение, где лирическое и эпическое равноправны, где автор
свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям 2
сюжетные линии: Онегин – Татьяна, Онегин –
Ленский.
Роман состоит из 8 глав, в каждой есть своя
кульминация.
Действие развивается с 1819 по 1825год. Именно в
это время, насыщенное большими политическими событиями в истории
России и Европы, складывался и сложился тип ч-ка, подобного герою
пр-ия.
1 глава День
Онегина. (1 глава – история болезни души
Онегина)
5.Постановка проблемного
вопроса
-Каким вам представляется Онегин? На какие мысли
о жизни, о человеке он вас навёл?
Какое из предложенных ниже высказываний, на
ваш взгляд, больше всего подходит для характеристики Евгения
Онегина?
- «Молодость, здоровье, богатство, соединённые с
умом, сердцем:
Чего бы, кажется, больше для жизни и счастья?»
(В. Белинский).
- «…Страдающий эгоист… его можно назвать эгоистом
поневоле…» (В. Белинский).
- «…Это бездельник, потому что он никогда ничем
не занимался, человек, лишний в той сфере, в которой находится…»
(А. Герцен).
- «Человек определяется тем, каков он наедине со
своей совестью» (О. Волков).
Высказывание строят в 4
этапа: Прием
«Попс-формулы»
1) изложите свою
мысль: «Я считаю,
что…»;
2) объясните причину появления этой
мысли: «Потому
что…»;
3) приведите аргументы в поддержку вашей
позиции: «Например…»;
4) сделайте
вывод: «Таким
образом,…».
-
-Как начинается 1
глава?
-
-Чем недоволен
Онегин?
-Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один
день из жизни героя?
Проснётся за полдень, и
снова
До утра жизнь его
готова,
Однообразна и
пестра,
И завтра то же, что
вчера
2 глава «Лед и пламень» (Онегин и
Ленский)
Вопрос 2 главы:
-Как Онегин ведет себя в
деревне (Сознание превосходства над людьми в деревне
укрепилось. Не занимают разговоры помещиков о вине, псарне, родне.
Старается уединиться)
Почему Онегин чуждается соседей, но сближается
с Ленским?
-Кто из героев: Онегин или Ленский – вам более
близок? Почему?
- Как понять слова автора «от делать нечего
друзья»?
Анализ 3-4
глав
Какими чертами наделяет автор
Ольгу?
Почему Ленский полюбил
Ольгу?
-
Почему поэт не наделяет Татьяну внешней
красотой? (ее красота в обаянии, самобытности натуры,
гармонии сердца и ума)
-
Какие строки позволяют судить об особом,
трогательном отношении автора к
Татьяне? (эпитет МИЛАЯ, уменьшительно -ласкательные
слова
-
Сопоставление образов Татьяны
и Ольги
-Почему так мгновенно и неожиданно вспыхивает
любовь ее к Онегину?
-Похожа ли она на любовь Ольги к
Ленскому?
-Почему Татьяна решилась написать
Онегину? Как вы относитесь к ее
поступку?
-Любит ли Татьяна Онегина
по-настоящему?
Почему Онегин не ответил на чувства
Татьяны?
Почему Онегин покидает деревню? (он потрясен
смертью Ленского, ведь он ради мнения «глупцов готов убить на
поединке друга». Он бежал из деревни, томимый поздним и бесполезным
раскаянием и тоской)
Что изменилось в судьбе
Татьяны?
Чье
письмо, по вашему мнению, более трагично? Прочему? Чем
заканчивается встреча героев?
|