Материалдар / «СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

«СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Материал туралы қысқаша түсінік
для руководителей организаций дополнительного образования
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
26 Наурыз 2021
415
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ГККП «Городской Дворец школьников»








Доклад на тему :



«СИСТЕМА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»




Директор

ГККП «Городской

Дворец школьников»

Н.Мусабекова









Актобе

Современная система дополнительного образования направлена на взаимодействие с семьей, школой, социумом, предоставляя при этом возможность каждому учащемуся заниматься разными видами деятельности, обеспечивая активное включение ребенка в социальные отношения окружающей среды и возможность общения. Дополнительное образование располагает богатыми возможностями по реализации интересов детей и развитию творческих способностей. Специфика дополнительного образования дает возможность создать условия для формирования самосознания, самоопределения и самореализации ребенка в его успешной социализации в нынешней и будущей жизни. Причем процесс социализации в данной системе образования опосредован творчеством, творческой деятельностью в коллективе. Он имеет свою собственную логику развития, предполагает преодоление и снятие противоречий и может, при создании определенных педагогических условий, способствовать адаптации личности учащихся, развитию их творческих способностей. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволяет обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку его к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов. Учреждения дополнительного образования в работе с детьми на первое место ставят задачи обучения специальным знаниям и навыкам, способствующим освоению детьми социального опыта. Задачи воспитания социальной активности осуществляются не на научно-практическом уровне, а на эмпирическом. Выявлены особенности деятельности учреждения дополнительного образования по воспитанию социальной активности. Сотворчество детей и педагогов, акцентированная субъектность, координирующая роль педагога в воспитательном процессе, возможность самореализации детей в социально-ориентированной деятельности, выраженность критериально-значимых характеристик социальной активности — вот главные принципы построения педагогического процесса. Обосновано содержание воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования, отражающее многообразие направлений предметно-практических занятий, обеспечивающих развитие их мотивации и опыта социально значимой деятельности. Содержание воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования отражает многообразие направлений предметно-практических занятий с правом выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы в избранной сфере познания, обеспечивает развитие их мотивации и опыта социально значимой деятельности. Структура воспитания социальной активности показывает его социально-ориентированную направленность на организацию сотворчества детей и взрослых (педагогов и родителей) в субъектно-ориентированных формах воспитания. Деятельность педагогов по организации жизни детей с учетом общественно-хозяйственной деятельности страны носила характер конкретно-практической направленности воспитания, что имело исключительную педагогическую ценность для становления общественного воспитания. По мнению исследователей, первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию: занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования. Таким образом, опираясь на исследования ученых, констатируем, что в конце XIX — начале XX века прогрессивные деятели-энтузиасты создавали в разных городах клубы для детей, летние колонии на средства местных педагогических обществ. В это же время появился термин «внешкольная работа», но в него вкладывался другой смысл — этим словом называли культурно-просветительную работу. Е. Н. Медынский подчеркивал, что «помочь войти растущему человеку в культуру, освоить ее и сделать частью своей жизни только школьное образование не может, оно непременно должно быть дополнено внешкольными формами». С. Судзуки писал, что «единственная забота родителей- воспитать ребенка честным человеком. Этого вполне достаточно. Мы только должны добиться, чтобы у него были чистые помыслы и благородные помыслы».

Дополнительное образование - составная (вариативная) часть общего образования, сущностно -мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Различие этих двух учреждений заключается в их направленности, а именно общее образование в лице средней школы ставит своей целью дать общие и разнонаправленные знания, и, что важно, в обязательном порядке. В свою очередь дополнительное образование в лице школ искусств, кружков и секций по интересам занимается развитием личности в направлениях, соответствующих способностям и интересам учащихся. Дополнительное образование, существующее как под крышей общеобразовательных учреждений, так и отдельно от них, дает возможность школьнику искать, выбирать, использовать свои силы и творческие способности, развитие которых является одним из факторов способствующих социализации и реализации личности, позволяющих в будущем занять достойное место в обществе. Специфика дополнительного образования заключается в увеличении пространства для развития творческой, познавательной активности школьников; помощи ребенку развить и реализовать лучшие личностные качества; способствовании в решении проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Дополнительное образование, в отличие от общего, является личностно-ориентированным. Личностно-ориентированное образование - это такое образование, которое необходимо для решения проблем, значимых для личности. Оно обеспечивает возможность использования таких способов решения проблем, которые будут способствовать развитию личности, ее интеллектуального и духовного потенциала.

Целью дополнительного образования является развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности. Таким образом, в основе дополнительного образования лежат две ценности: свобода и интерес. Самореализация обучающихся в учреждениях дополнительного образования происходит за счет свободного выбора сферы деятельности, что стимулирует их интерес. Обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания. Кроме стимуляции интереса, в ситуации свободного выбора реализуется «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание. В процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно, в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. В этом случае педагог в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими словами, образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного». Педагогические технологии дополнительного образования мобильнее реагируют на изменения требований общества, тем самым обращаясь к проблеме образования уже не усредненного, массового, ученика, но выделяя в нем индивидуальность. Также более эффективно, нежели в общем образовании, внедряются социально-педагогические модели деятельности и образа жизни, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи в различных аспектах социальной жизни, обеспечение духовного и физического роста, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни. Если содержание основного образования - предметное знание, то содержание дополнительного образования и его цель - построение пространства саморазвития без заданных границ. В рамках обучения в учреждениях дополнительного образования, воспитанник осваивает специфический социальный опыт, овладевает комплексом умений (т.е. получает образование) и разрешает индивидуальные проблемы, связанные с реализацией себя в качестве субъекта данной сферы жизнедеятельности, в этом выражается индивидуальная педагогическая помощь дополнительного образования. Ценность дополнительного образования детей также заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает учащимся в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных посредством базового образования. Эмоциональная насыщенность - еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. Ее важность объясняется необходимостью противостоять «запущенности» учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие ребенка. Вместо воспитания на примерах хрестоматийных положительных образцов необходимо обращение к переживаниям и размышлениям конкретного, реально существующего человека, к его поискам, ошибкам, взлетам и падениям: тогда дети поверят в его судьбу, борьбу, идеалы. Дополнительное образование детей также выполняет важную культурологическую задачу - расширяет культурное пространство школы. Знакомство ребенка с ценностями культуры, посредством дополнительного образования, происходит с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума. Так появляется возможность «погружения» в культуру. Для этого существует множество эффективных форм и методов, которые, в частности, взяты из театральной и музейной педагогики. Культурологический подход к образованию дает возможность противостоять перенасыщению ребенка информацией и, как следствие, обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно-исторического опыта, разобщению поколений, утрате традиций. Дополнительное образование детей способствует установлению реального взаимодействия и обогащения истории и культуры. Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. Однако специфику дополнительного образования составляют не только стремление к поддержке и развитию детской творческой одаренности, но и нерешенные проблемы, сдерживающие его дальнейшее развитие. Годы становления системы дополнительного образования детей выявили целый ряд таких проблем. Основными являются сложная социально-экономическая ситуация в стране и «хронический» дефицит финансирования системы образования. Отсутствие гарантированного финансирования системы дополнительного образования естественным образом разрушает мотивацию обучающихся и педагогов к совершенствованию образовательной деятельности, негативно отражается на развитии содержания деятельности, возможности увеличения контингента обучающихся в системе дополнительного образования детей. Это же обстоятельство влияет на рост числа детей, родители которых полностью оплачивают занятия в учреждениях дополнительного образования детей. Отсутствие финансирования на приобретение средств обучения в учреждениях дополнительного образования детей вынуждает администрацию привлекать денежные средства родителей.

  За 47 лет во Дворце уже успели сложиться определённые традиции, которые чтутся всеми педагогами, обучающимися и родителями. Некоторые традиции со временем трансформируются до неузнаваемости, но, несмотря на это, не теряют своей значимости. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Посвящение в кружковцы. Ежегодно оформляется большая выставка с работами воспитанников технического и декоративно-прикладного отдела. А выпускники принимают торжественную клятву «новичков», о том, что они гордо будут носить звание обучающегося Дворца творчества детей и молодёжи.

  2. Ежегодный бал. К этому событию готовятся все отделы. Педагоги подбирают творческие номера: полонез, мазурка, менуэт, вальс. Участниками мероприятия являются все воспитанники Дворца, а самые маленькие дети клянутся в верности творчеству и готовы делать первые шаги на пути к успеху.

Творческий год всех объединений Дворца начинается с открытия и заканчивается закрытием сезона. Только здесь учебный год измеряется не отметками, а творческими номерами и выступлениями, конкурсами и соревнованиями, новыми победами и друзьями.

    Все проведённые исследования свидетельствуют о качестве образования и положительном влиянии на развитие личности воспитанников. Рассмотрим подробнее деятельность учреждения.

Достаточно популярными в нашем учреждении являются совместные мероприятия для детей и родителей. К ним можно отнести:

- открытое занятие. Занятие, на котором могут присутствовать родители.

- праздники.

соревнования.

- конкурсы.

Деятельность педагогов учреждений дополнительного образования и родителей  в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом,  помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей.

Формы взаимодействия педагога дополнительного образования и семьи.

Совместная деятельность педагога и семьи будет эффективнее тогда, когда педагог дополнительного образования будет использовать активные формы взаимодействия с семьёй своих воспитанников.

        В общении с коллективом родителей педагог дополнительного образования должен проявлять учтивость и корректность, только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в объединении мероприятиях.

Главные формы взаимодействия педагога дополнительного образования с семьёй, которые мы используем в своей работе, индивидуальные и групповые.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, день открытых дверей, творческие представления. Групповые формы работы уместны для организации просветительской работы с родителями, для встреч с администрацией ДДТ по самым насущным проблемам, к примеру, организация поездок на конкурсы и фестивали.

Чтобы групповые формы общения родителей и педагога были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских встреч и других форм взаимодействия с ДДТ.

Для этого в конце учебного года на итоговом родительском собрании я предлагаю родителям примерное тематическое планирование работы с семьёй на следующий год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле в творческом объединении и организовать будущие встречи максимально эффективно. Родители отмечают те формы взаимодействия которые им наиболее интересны и в которых они смогли бы принять участие, проявить себя. Затем анализирую ответы родителей и на их основе планирую участие родителей в жизни коллектива на новый учебный год.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и ДДТ даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями.

Групповые формы работы с семьёй, их разнообразие помогают родителям выбрать тот вид общения с педагогом дополнительного образования, который для них наиболее приемлем.

Самой распространённой формой работы с родителями являются родительские собрания. Родительские собрания  я провожу 2-3 раза в год, в зависимости от особенностей детей, их возраста, контингента родителей.

В ходе первой встречи с родителями, я довожу до их сведения сроки проведения родительских собраний, других видов сотрудничества на учебный год. Это очень здорово даёт понять родителям, что ДДТ целенаправленно занимается с их детьми и уделяет  сотрудничеству с семьёй  большое внимание.

Первое родительское собрание является организационное и проводится в начале сентября. Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностью родителей, педагога дополнительного образования, ДДТ, актуальностью обсуждаемой темы. Последнее родительское собрание является итоговым и проводится в мае. В его задачу входит подведение итогов развития детского коллектива за определённое время. Итоговое родительское собрание можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. В нашем объединении это бывают турпоходы, показы достижений детей и т.п.

Любое родительское собрание требует тщательной подготовки. Нужно помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог дополнительного образования его планирует, пишет своеобразный сценарий. К родительским собраниям я часто готовлю диагностический материал для родителей.

Большое внимание уделяю формированию традиций в проведении родительских собраний. Это позволяет вызвать интерес к собраниям у родителей, ответственность и потребность участия в делах коллектива. Например, постоянные рубрики: «Книжная полка родителей», «Обсудите вместе с ребенком» и т.п.

Очень важным для педагога является мнение родителей по проведенному родительскому собранию. Поэтому я ввожу в содержание родительских собраний элементы рефлексии. Это и устное мнение родителей, и письменный анализ результатов собрания.

Огромное значение в сотрудничестве творческого объединения и семьи имеют встречи, как творческие, так и деловые, например, с администрацией ДДТ. К примеру, хороший эффект даёт встреча родителей на творческих отчетных показах фильмов, созданных детьми в учебном году. Это огромный стимул для сотрудничества детей и родителей. В нашем объединении такие встречи стали традицией, и родители с нетерпением ждут их каждый год.

Большое значение в работе педагога дополнительного образования имеет индивидуальная работа с родителями. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, участие родителей в съёмках.

Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей и по инициативе педагога дополнительного образования. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдения педагога за ребенком, проблемы общения ребенка с детьми, педагогом, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.

Существует определённая этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной беседы с семьей.

  • родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме;

  • время консультации или беседы должно быть четко оговорено;

  • родители не должны ждать под дверью своей участи;

  • необходимо четко формулировать цели консультации, её актуальность;

  • необходимо дать возможность родителям высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме;

  • в ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме;

  • если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Каждая консультация или беседа должна педагогом тщательно анализироваться.

Огромную роль в сотрудничестве с семьёй играет привлечение родителей к общему делу. В нашем объединении это участие родителей в съёмках фильмов. Родители могут играть роли, помогать в организации съёмок, в предоставлении съёмочных мест и т.п. От того, насколько слаженно и ответственно подходят к своей деятельности родители, зависит атмосфера в детском коллективе, взаимоотношения родителей не только со своими детьми, но и с другими, общение взрослых и детей. Порой это помогает ребёнку найти контакт с ребятами, если до того не ладилось.

Чёткая и хорошо отлаженная работа педагога дополнительного образования  с семьёй приносит свои плоды. Дети всегда рады тому, что их родители участвуют в их жизни, что они им не безразличны. Надо отметить, что активное участие родителей в деятельности творческого объединения стимулирует к действию и самого педагога дополнительного образования.

Главное в работе с семьёй – родители и дети вместе, взрослые видят достижения детей за год, радуются успехам друг друга.                                  

Список литературы:

  1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования.- М., ВЛАДОС,2001

  2. Концептуальные основы развития дополнительного образования детей в Республике Казахстан – Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования.-Астана, 2012

  3. Научно-методический и педагогический журнал «Білім к

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!