Система управления воспитательной
работой
с
опорой на школьные традиции
Важное
место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный
социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия
общества. Задача педагогов – помочь ребенку определиться в этом
обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в
многообразии и сложности сегодняшней жизни.
Естественно, ни окружающая среда общения, ни даже
семейное воспитание не помогут в полной мере адекватно
активизировать процесс социализированности подростков. Школа же
благодаря своему воспитательному потенциалу способна помочь в
определении ориентации личности каждого ученика. Этот потенциал
школы может быть реализован при соблюдении соответствующих условий,
важнейшим из которых является умение педагогов управлять процессом
воспитания учащихся и «строить» из каждого обучающего личность
социально активную, гражданственную, способную взаимодействовать с
окружающим социумом.
Развитие
воспитательной компоненты подразумевает, что школа создает условия
для самореализации и самоутверждения обучающихся, а это,
несомненно, способствует их творческому самовыражению, культурному
росту и гражданской зрелости. Ведь ребенок в процессе своей
жизнедеятельности развивается не только физически, психически и т.
д., но и социально. Причем все виды его развития проявляются в его
социальном взаимодействии не только с окружающим социумом в
школьном возрасте, но и с обществом в целом, когда он «выйдет в
большую жизнь». Качество этого взаимодействия и есть результат
воспитания.
Управление воспитательной деятельностью
имеет определённую организационную структуру. За структурными
единицами закреплены полномочия и ответственность и определены их
отношения. (Схема 1.
Педагогический
совет –
является главным, постоянно действующим коллегиальным органом
самоуправления педагогических
работников.
-
Стратегическое руководство и контроль
осуществляет директор
школы.
-
Тактическое руководство
осуществляют заместители
директора.
-
Руководители МО классных
руководителей, МО педагогов дополнительного
образования осуществляют методическую помощь и выявляют
состояние программного обеспечения.
-
Психолого-педагогическое
диагностирование педагогов и учащихся осуществляет
классный руководитель, педагог-психолог,
социальный педагог.
-
Ст вожатый
осуществляет различную совместную деятельность
учащихся, осуществляет ученическое
самоуправление.
-
Руководители кружков,
секций осуществляют оперативное управление, т. е.
действия в имеющихся условиях.
-
Родители
являются соучастниками образовательного
процесса.
Центральным элементом в данной
структуре является обучающийся, взаимодействие с которым построены по принципу
«субъект-субъектных» отношений.
Успешной реализации программы развития
воспитательной компоненты в нашей школе способствует разработанная
Программа воспитания и социализации обучающихся «Три кита: Труд,
Знание, Творчество», где отражены цели, задачи, направления работы,
этапы и методы реализации мероприятий по развитию воспитательной
системы школы; скоординированность действий всех участников
образовательного процесса: администрации, классных руководителей,
специалистов, родителей и учащихся и т.д. В качестве подпрограмм в
школе разработаны и действуют:
-
Программа «Одаренные дети»
-
Программа воспитания здорового образа
жизни «Здоровье»
-
Программа гражданского воспитания
учащихся «Мое Отечество»
-
Программа деятельности органов ученического
самоуправления
-
Программа «Воспитание культуры
толерантности обучающихся»
-
Программа оздоровительного лагеря «
Чебурашка»
-
Программы дополнительного
образования
Системный подход в управлении
воспитательным процессом, осуществляемый через конкретизацию целей
воспитания, расширение ведущих видов деятельности и реализацию
проектов, способствует повышению среднего показателя результатов
муниципального мониторинга, определяющего уровень нашей
школы.
В
основу воспитательной работы КГУ «Рублевская СШ»
положена «Единая программа
воспитания» основана на национальных,
общечеловеческих ценностях казахского
народа.
В этом документе определены цель и задачи
воспитания, которые должны быть реализованы в воспитательной работе
организаций образования.
Наша цель – воспитать добросовестного
гражданина, впитавшего в себя общечеловеческие и национальные
ценности и освоившего передовое мировое
образование.
«Біртұтас тәрбие», « Единая
программа»
Цель:воспитание трудолюбивого,
честного, сознательного, созидательного гражданина на основе
общечеловеческих и национальных
ценностей.
.
Педагогический коллектив нашей школы
работает над проектом развития образовательного учреждения на
основе лучших школьных традиций. Такой подход в свое время высоко
оценивал Макаренко А.С.: “Воспитать традиции, сохранить их –
чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, где нет
традиций, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы,
которые я наблюдал – это школы, которые накопили традиции”. Эта
задача особенно актуальна сейчас, когда в нашем обществе размыты
идеологические устои и многие традиции были забыты. В условиях,
когда государство отступило от единой политики, появилось множество
“моделей”, технологий и теорий, мы работаем над развитием
собственного опыта для получения лучших
результатов.
В школе с богатой историей долгие годы
существуют добрые культурные традиции, непреходящее значение
которых в том и состоит, что они приобщают молодое поколение к
культуре и историческому прошлому.
Изучение традиций позволило сделать
вывод о том, какие традиционные дела, формы и методы воспитательной
работы обладают значимым воспитательным потенциалом и большим
интересом для школьников и социума. В основу каждой системы
традиций у нас заложены целевые установки, способствующие
формированию у детей базовой
культуры.
За годы существования наша школа не
только накопила продуктивный опыт работы по воспитанию детей, но и
смогла успешно превратить этот опыт в традицию и стать неотъемлемым
и важным звеном социума. Строя свою модель школы, мы стремились,
придать ей неповторимый вид. Это дало педагогическому коллективу
толчок в творческих поисках и совершенствовании всех сторон
школьной жизни. Именно с учителей началось моделирование нашей
школы. Оказалось, что наш коллектив обладает не только огромным
профессиональным, но и колоссальным творческим
потенциалом.
Неравнодушны и ребята, они принимают
участие во всех делах школы, сами планируют и координируют свою
деятельность и творчество, поддерживают сложившиеся годами традиции
школы, которые сохраняют вечное ценное: преемственность поколений,
любовь и уважение к истории родной школы, а также способствуют
повышению рейтинга школы в образовательном пространстве
.
Мы считаем
наиболее эффективным методом воспитательной работы систему ключевых
общешкольных дел. Это дела, которые педагоги планируют,
разрабатывают, проводят и анализируют вместе с детьми, т. е. они
организованы по принципу КТД – коллективных творческих дел (по
методике И.П.Иванова).
Коллективное творческое дело имеет огромное
влияние как на личность каждого человека, на класс, который
является первичным коллективом, так и на весь большой
ученическо-учительский коллектив школы. Это подтверждают результаты
диагностики, анализ КТД в классных коллективах и самоанализ
участников.
Большое значение творческие дела имеют для
педагогов. Они выводят их из замкнутого мира преподавания одного
предмета, приобщают к общим действиям с коллегами, открывают
широкие возможности для взаимодействия, взаимо дополнения,
педагогической рефлексии. Ключевые дела – это главные общешкольные
дела, которые задают годовую программу воспитательной деятельности
и образуют одну из основных традиций школы. В этих делах по-разному
участвуют все ученики школы, все учителя, родители . На всех этапах
взрослые и дети выступают вместе как равноправные партнёры, что
создаёт атмосферу общей уверенности и ответственности. Это, как
правило, яркие события в жизни детско-взрослого школьного
коллектива.
Основные
коллективные дела в школе традиционны и повторяются из года в год.
Однако каждый год меняются содержание и форма их проведения. В
рамках четкой системы общешкольных дел каждый класс и педагог имеют
большую свободу выбора. Коллективные творческие дела стараются
проводить на высоком идейном, эмоциональном и организационном
уровне. Они становятся традициями, которые бережно передаются из
поколения в поколение.
Таким
образом, коллективные творческие дела как крупные воспитательные
акции создают в школе периоды повышенного эмоционального
напряжения положительной направленности, яркие события школьной
жизни, подготовленные сознательно и осуществленные большинством,
содержат в себе ценные нравственные ориентиры, на которых строится
жизнь этого большинства, позволяют перевести ценности системы в
личные ценности каждого из ее участников.
Управленческая деятельность заместителя директора
по ВР заключается в планировании, организации, контроле и
корректировке и анализе, что отражено в конкретных документах.
(приказ, план, положение, справка, приказ).
Таким
образом, воспитательная система не стоит на месте, а динамично
развивается вместе со школой.
Инструментом отслеживания успешности развития
воспитательной системы является школьный мониторинг. Анализ его
результатов за прошлый учебный год позволил выявить
проблемное
поле в
организации воспитательной работы:
-
Не
совершенная система деятельности ученического
самоуправления.
-
Не
развита система ученического самоуправления в начальной
школе.
-
Не высокий
результат победителей и призеров в городских конкурсах и
соревнованиях из числа конкурсов департамента.
-
Отсутствие
системы в работе МО классных руководителей.
С целью решения данных проблем были
поставлены воспитательные задачи, отражающие управленческие
решения:
•
Продолжить
работу по повышению научно-теоретического уровня педагогического
коллектива в области воспитания
детей.
•
Повысить роль
ученического самоуправления в жизнедеятельности школы и класса,
развивать у ребят самостоятельность, инициативу, ответственное
отношение к делу.
•
Продолжить
обновлять и развивать систему работы по охране здоровья учащихся.
Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся,
для воспитания стремления к здоровому образу
жизни.
•
Развивать
внеурочную деятельность учащихся, направленную на формирование
нравственной культуры, их гражданской
позиции.
•
Повысить учебную
мотивацию путем интеграции общего и дополнительного
образования.
•
Формировать у
обучающихся культуру межличностных отношений,
толерантность.
•
Создавать
условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по
вопросам воспитания учащихся.
Таким образом, планируя работу, мы учитываем не
только традиционные мероприятия и дела школы, но и проблемы,
выявленные в результате анализа воспитательной работы, тем самым
реализуя цикл управленческих функций, позволяющий добиться
эффективности воспитательной работы
иложение 1
Творческие и
спортивные достижения обучающихся МОСШ №3 за 2010-2011 учебный
год
Творческие и
спортивные достижения обучающихся МБОУ «СОШ №3» за 2011-2012
учебный год
№
|
Название
конкурса
|
Организаторы конкурса
|
Педагог
(рук-ль)
|
Рез-т
|
Ученик,
класс
|
-
|
III городской
фестиваль-конкурс песни и танца «Славянское подворье»
|
Интернет портал «Свободный
ветер»
|
Мурадова Г.М.
|
Победители в номинации «Стрит
шоу»
|
Хореографический коллектив «Вива
денс»
|
-
|
III городской
фестиваль-конкурс танца «Ты звезда танцпола»
|
Интернет портал «Свободный
ветер»
|
Мурадова Г.М.
|
II
|
Хореографический коллектив «Вива
денс»
|
-
|
III открытый конкурс колыбельной
песни
«Баю-Бай
|
ЦНК
|
Сонина Н.И.
|
II
|
Вокальная группа «Школьные
романы»
|
-
|
Городской конкурс творческих работ
«Новогодняя игрушка»
|
Департамент образования
|
Трегубова Л.А.
Арсланова Э.М.
|
II
Поощрительный приз
|
Касимова
Камила, 5в
Баянов
Никита, 1г
|
-
|
Городская многоуровневая интеллектуальная
игра, посвященная 40-лети города
|
МБУ «Дворец искусств»
|
Фролова И.К.
Кураш Л.Б.
|
II
|
Команда
8-10х классов
|
-
|
Городской конкурс туристской песни «Поющие
сердца»
|
Департамент образования
МОСШ №10
|
Шевчук А.А.
|
III
|
Вокальная группа
«Амадеус»
|
-
|
Городской конкурс туристской
фотографии
|
Департамент образования
МОСШ №10
|
Мартынова Л.В.
|
I
I
|
Ищенко
Светлана, 11а
Соколова
Софья, 6б
|
-
|
Городской фестиваль детского и юношеского
творчества: «Самотлорские роднички»
|
Департамент образования
|
Сонина Н.И.
Чувакова Н.Б.
|
II
II
|
Вокальная группа «Школьные
романы»
Арангулова Лина
|
-
|
Городской конкурс творческих работ,
посвященный празднику светлой Пасхи
|
Храм РХ
Православная гимназия
|
Кичерман Т.Д.
Сидорова М.И.
|
I
III
II
|
Тарасевич Наталья, 3в
Сергеева
Алена,3в
Худякова
Полина,3а
|
-
|
Городской конкурс «Радуга
творчества»
|
ЦДТ
|
Касьяненко А.А.
|
I
|
Долба
Алиса, 3б
|
-
|
Городской конкурс «Русь
мастеровая»
|
ЦДТ
|
Нейман А.И.
|
III
|
Коллективная работа
«Чум»
|