Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Сказка как средство познавательного развития детей младшего школьного возраста
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тулешова Ш.Д - воспитатель
Актюбинского областного
специального комплекса
Сказка как средство познавательного развития детей младшего школьного возраста
«Сказка — это зернышко, из которого прорастает
эмоциональная оценка ребенком
жизненных явлений»
В. А. Сухомлинский.
Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Из сказочных образов черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость.
Примеряя роль главного (конечно же!) героя на себя ребенок,
во- первых, четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения; показывает, каким он видит решение проблем; сам (!) выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.
Во- вторых, подбирая примеры сказок, мы можем: акцентировать внимание ребенка на конкретной — сиюминутной ситуации;
корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;
помочь ему избавиться от той или иной привычки
показать, что существует и другая линия поведения — возможность добиться желаемого результата.
Сказка не ругает, не кричит, не читает какие-то непонятные взрослые морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и дает ответ на любой вопрос! И вместе с тем помогаем крохе, обнаружившему в своем окружении несправедливость или обман, другие какие-то отрицательные качества, находить в себе силы противостоять им с достоинством и добром.
Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные
интеллектуальные навыки:
- образное мышление;
- активную речь;
- внимание;
- умение связно выразить мысль;
- творческие способности и фантазию;
- все виды памяти;
- умение правильно использовать мимику.
Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.
«У сказки есть счастливая возможность самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой перелетать через пропасти, охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать великий оптимизм, она сразу лишится всего: и мудрости, и чувства справедливости, и дара воображения и предвидения»
С. Я. Маршак
Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить — это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка. Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств. На эту связь указывал и Л. С. Выготский, отмечая, что «с деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств». Единство в развитии чувств и фантазии приобщает ребенка к духовному богатству, накопленному человечеством. Сказка же — это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию. Фантастический, загадочный мир влечет к себе не только взрослых, он всегда был объектом пристального внимания детей всех времен и народов. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает его и себя. Ведь именно из этой сокровищницы малыш черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором он еще не умеет задумываться.
К. И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность — эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гармонизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».
Дети всегда открыты для сказки, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним. В сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, особенностям народной культуры, к повадкам животных, что стимулирует познавательный интерес к окружающему миру. А сами слова «сказка», «чудо», «волшебство» обладают особым значением и раздвигают рамки обыденной реальной действительности. Жанр сказок является самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.
Сказочные герои так горячо любимы детьми. Они всегда добрые, честные, справедливые, щедрые, смекалистые и простые. Они на сказочном языке донесут до разума крохи, как правильно поступать. И их дети послушаются с радостью, примеряют на себя их характер, попытаются подражать, запомнить правильные схемы взаимодействия между людьми, модели морального и социального поведения, отношения к природе. Все глубоко и познавательно в сказке.
Возьмем некоторые из сказок и рассмотрим их более подробно. Вот например:
- сказка «Репка» развивает у детей умение быть дружными, трудолюбивыми;- сказка «Бобовое зернышко» учит, что забота о близких поощряется;
- сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить;
- сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» учат слушаться родителей, старших;
– сказки «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка» рассказывают, что трудолюбие всегда вознаграждается;
- сказки «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел» говорят, что мудрость восхваляется;
- сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду, но, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; - сказка «Колобок» изначально кажется нам трагической, ведь ее главный герой погибает. Но если разобраться, то колобок рожден, чтобы быть съеденным. Это хлеб, пирожок, и в конце сказки он выполняет свое предназначение. Сказка учит нас принятию своего предназначения. Она также о тщеславии. А еще несет сакральный смысл о мироздании: Колобок олицетворяет Солнце, его путь — это путь дарующего и питающего Солнца;
- сказка «Курочка ряба» где речь идет о подарке судьбы («золотое яйцо») и о том, что делают с ним неподготовленные люди. О случайностях, которые обычно происходят закономерно («мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось», о любви к ближнему («не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам новое яичко, не золотое, а простое») и о разбившейся мечте или надежде («яичко разбилось»);
- сказки «У страха глаза велики», хитрость
- в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» высмеивают такие черты характера как страх и трусость.
Каждая сказка несет в себе глубокий смысл и наставления. С точки зрения психоанализа сказки — это матрицы типичных психологических проблем детей. Сказка устроена так, что ребенок легко отождествляется кем-то из ее персонажей и через воображаемые приключения приобретает опыт разрешения конфликтов. Именно поэтому она обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом. Но учит сказка не в лоб, как басня. Мораль не свойственна сказке. Ее советы скрыты, часто неоднозначны, предлагаемые решения многослойны. В личностном плане сказка развивает образное, ассоциативное, творческое мышление, логику, память, внутренний стержень, умение самостоятельно делать выбор, обогащает словарный запас, прививает правильные жизненные принципы, качества, вектор движения.
В социальном плане — учит взаимодействию с миром, людьми, животными, помогает ребенку адаптироваться в обществе, выбрать оптимальную линию поведения, т. к. сказка показывает альтернативные и эффективные способы оценки ситуации и действий.
В философском плане — обучает различению плохого и хорошего. Даже казалось бы, плохой для всех человек может искренне любить кого-то и совершить добрый, благородный поступок. А хороший — оступиться.
В политическом плане — развивает патриотизм. Сначала нужно пропитать ребенка родным опытом предков, а потом можно переходить к чтению сказок народов Мира. Это приучает растущего человека интересоваться их мудростью, логикой, образом жизни, позволяет ему почувствовать и оценить многообразие Мира — расширить горизонт.
Список литературы
Белобрыкина, О. А. /«Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. /Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина М., 2011.
Божович Л. И. / О духовном развитии и воспитании детей /
Бородич А. М. /Методика развития речи детей/ - М., 2012