Атырау облысы,
Қызылқоға ауданы, Жаңашаруа қазақ орта
мектебі
1 санатты орыс тілі
және әдебиеті пәнінің мұғалімі Сақтаған Фарида
Амангелдіқызы
Сложноподчиненные
предложения (повторение)
Цели
урока:
повторение и закрепление
знании учащихся по теме «Сложноподчиненное
предложение».
развитие умений и навыков по
определению и констриурованию сложноподчиненных предложений,
развитие устной и письменной речи учащихся;активизация их
мыслительной и творческой деятельности;
повышение интереса к русскому
языку, осуществление трудового и эстетического
воспитания.
Тип
урока: урок-повторение.
Методы: словесный,практический.
Оборудование:
использование системы
мультимедиа, слайды,схемы.
Ход
урока:
І.Организационный
момент.
Приветствие.
Постановка цели
урока.
ІІ.Вступительная
беседа.
Для того ,чтобы наша речь была
хорошей ,выразительной,богатой,мы должны уметь правильно строить
предложения.В связи с этим мы сегодня будем повторять тему
«Сложноподчиненные предложения».
ІIІ. Лингвистическая
разминка.
-
Что такое
фонетика?
-
Что такое
лексика?
-
Что такое
морфология?
-
Что такое
синтаксис?
Фонетика-это раздел науки о языке, в
котором изучаются звуки, буквы, слоги и
ударение.
Лексика-это раздел науки о языке, в
котором изучаются значение слова и употребление
слов.
Морфология- это раздел науки о языке, в
котором изучаются как части речи.
Синтаксис- это раздел науки о языке, в
котором изучаются словосочетание и
предложение.
IV. Проверка теоретических
знаний.
Работа со
схемой.
Основные виды сложных
предложений

бессоюзные
союзные

сложносочиненные
сложноподчиненные

С
придаточными обстоятельственными
С
придаточными изъяснительными
С
придаточными определительными

Времени,места,образа действия,меры и
степени,причины,цели,условия,уступки,следствия.
V.Конструирование
предложений.
Составьте
и запишите сложноподчиненные
предложения, подобрав к главной части подходящее по смыслу
придаточную часть.
-
Главная
часть
|
Придаточная
часть
|
1.Надо упорно
учиться,
|
А. ... когда уже
стемнело.
|
2.Яблони не
зацвели,
|
Б. ... если воробьи
чирикают.
|
3.Он добрался до
города,
|
В. ... как красива наша
Земля.
|
4.Мы
знаем,
|
Г. ... чтобы познать
себя.
|
5.Будет теплая
метель,
|
Д. ... потому что было
холодно.
|
-
VI.Реконструкция.
Подобрать к схемам
предложения.
-
[...], (...). 2. (...),[...].
3. [...,(...),...].
А.Деревня,где скучал Евгений,
была прелестный уголок.
Б. Когда дверь была закрыта на
ключ, Арина Петровна приступила к делу.
В. Стоит он тяжко и вздыхает,
пока не озарится восток.
Ответы:
1.В 2.Б
3.А
VІI. Тестовая
проверка.
1.Что образует грамматическую
основу предложения?
А) подлежащее и
сказуемое;
Б) главное и зависимое
слово;
В)союзы и
предложения.
2. Укажите подчинительные
союзы:
А) однако, то...не
то,зато;
Б)лишь,если,словно,чтобы,когда;
В)а,но да (в значении
но).
3. Какие предложения
называются сложноподчиненными?
А)такие предложения, в которых
простые предложения равноправны по смыслу;
Б)предложения части которых не
равноправны;
В) предложения части которых
не равноправны: одна из них главная, другая
зависимая.
4.Найдите сложноподчиненные
предложения?
А)Человек,если ему дать
свободу,творит чудеса.
Б)Весь небосвод дышал
безжалостным жаром.
В) Ожидая неприятного
разговора, я вошел в комнату.
5. Определите вид придаточного
предложения:Поэт хочет, чтобы его стихи были доступны и понятны
народу.
А)
изъяснительное;
Б)определительное;
В)обстоятельственное.
6.Укажите спп с придаточным
условным.
А)Если правильно выберешь
профессию,работаешь с удовольствием;
Б)Стало известно, что лето
будет жарко.
В)Ягоды,которые мы собрали в
лесу, оказались сочными и вкусными.
7.Определите вид спп Чтобы
познать себя, надо упорно учиться:
А)причины; Б)цели; В)
времени.
8.На какой вопрос отвечает
придаточные цели:
А) почему? Б)зачем?
В)где?
9. Какие предложения отвечают
на вопрос какой?
А)
изъяснительные;
Б)определительные;
В)обстоятельственные.
10.Укажите СПП с придаточными
времени:
А) Он проснулся тогда, когда в
избе было светло.
Б)Поля,засеянные рожью,дали
дружные всходы.
В)Живите так, чтобы каждый
день казался новым.
Ответы:
1а,2б,3в,4а,5а,6а,7б,8б,9б,10а.
9-10-5(отлично)
8-6-4(хорошо)
6-4-3(удовлетворительно)
1-3-2(неудовлетворительно)
VІIІ.Рефлекция
Выводы по сложноподчиненному
предложению
Виды сложноподчиненных
предложений
Изъяснительные придаточные
предложения
|
Определительные придаточные
предложения
|
Обстоятельственные придаточные
предложения
|
Изъясняют,дополняют,поясняют
слово со значением речи, мысли,чувства,во сприятия,находящееся в
главной части предложения
(сказуемое)
|
Определяют существительное или
местоимение в главной части
предложения
|
Обозначают
место,время,цель,причину,условие,уступки,следствие,образа
действия
|
Отвечают на падежные
вопросы
|
Отвечают на
вопросы:какой?который?чей?
|
Отвечают на вопросы
обстоятельства
|
Присоединяются
союзами,что,чтобы,как,как
будто
|
|
Присоединяются
союзами
|
Присоединяются союзными
словами:кто,что,чей,отчего,почему,зачем,как,где,когда
|
Присоединяются союзными
словами:какой,который,чей,кто,что.
|
Придаточные места
присоединяются союзными
словами:где,куда,откуда.
|
Я хочу,чтоб к штыку приравняли
перо.
|
Ум-одежда,которая никода не
износится.
|
Нет величия там,где нет
простоты,добра и правда.
|
ІX.Поурочные
оценки.
X.Задание на дом: ответы
на вопросы по теме «Сложноподчиненные
предложения»
ХI.Итоги
урока
Я предлагаю вам поделиться
своими впечатлениями.
Раздаю
листочки.
Фразы для подведения итогов
урока:
-
Главным для меня на уроке было
то,что ... .
-
Теперь я буду знать, что ...
.
-
Я хотел бы, чтобы ...
.
-
Я рад, что ...
.
-
Теперь я буду знать ...
.
-
Итогом урока считаю то, то ...
.
-
На них можете написать свое
мнение об уроке.
Что вам понравилось,что не
понравилось,усвоили ли вы тему,свои
пожелания.
Просьба:при выходе прикрепите
ваши листочки на доску.
Спасибо за
работу.
До
свидания!