Тема
урока: "Сложносочинённое
предложение"
Вид урока: урок
получения новых знаний
Тип урока: урок
- практикум
Цель урока: 1)
познакомить учащихся с особенностями сложносочинённого предложения,
группами сочинительных союзов по
значению;
2) научить
определять ССП, научить различать виды
ССП.
Ожидаемые
результаты: умение определять вид сложного предложения, умение
различать виды сложносочиненного предложения, находить
сложносочиненные предложения в тексте; умение употреблять в речи
сложносочиненные
предложения.
Формы работы
учащихся: фронтальная, групповая,
индивидуальная.
Оборудование:
ноутбук учителя, интерактивная доска, компьютерная презентация,
таблица «Знаю – Хочу знать — Узнал», учебник, рабочие
листы.
Тема урока:
"Сложносочинённое предложение"
Вид урока: урок получения новых знаний
Тип урока: урок - практикум
Цель урока: 1) познакомить учащихся с особенностями
сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по
значению;
2) научить определять ССП, научить различать виды ССП.
Ожидаемые результаты: умение определять вид сложного предложения,
умение различать виды сложносочиненного предложения, находить
сложносочиненные предложения в тексте; умение употреблять в речи
сложносочиненные предложения.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: ноутбук учителя, интерактивная доска, компьютерная
презентация, таблица «Знаю – Хочу знать — Узнал», учебник, рабочие
листы.
Ход урока
I. Организационный этап (приветствие, деление на группы)
II. Проверка домашнего задания: упр. 20, стр. 22
Алгоритм: На что мы обращаем внимание, анализируя сложные
предложения?
Количество грамматических основ.
Определить, с помощью чего связаны части сложного
предложения
Определить, какой союз по значению соединяет части
сложного предложения.
III. Стадия вызова. Актуализация знаний.
Стратегия «Внутри - снаружи».
Да, если, ни - ни, тоже, чтобы, так как, но, зато, или, однако, и,
также, не то – не то, словно, как, а, то – то, только, либо –
либо.
- Вы догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока? У вас на
столах стоят таблички с надписями, в них - то и скрывается тема
урока. Соедините таблички. Что у нас получилось? (ССП)
Запишите, пожалуйста, её на рабочих листках.
IV. Определение цели урока
У вас в рабочих листах есть таблица «Знаю – хочу знать — узнал».
Первая колонка в ней уже заполнена. Теперь нужно заполнить колонку
«Хочу знать».
Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке? Сформулируем вопросы и
запишем их в колонку «Хочу знать».
Таблица «З - Х - У»
Знаю Хочу узнать Узнал
Что такое сложносочиненное предложение?
Какими бывают сложносочиненные предложения?
V. Первичное усвоение новых знаний
Что такое знание? Знание – это проверенная информация. И сегодня я
вас научу некоторым способам работы с информацией.
Стратегия «Пометки на полях» (Инсерт)
Прочитайте материал на листках либо на страницах 25 - 26 учебника.
Но, получение теоретической информации – не всегда интересное
занятие. Предлагаю вам изучить материал не совсем обычным способом.
Вы можете выразить своё мнение с помощью специальных знаков.
Сделайте пометки на полях:
«+» - если считаете, что это вам известно;
«V» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует
разъяснений.
Сложносочиненные предложения
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые
предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами.
Части сложно - сочиненного предложения не зависят друг от друга и
составляют одно смысловое целое.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части
предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три
основных разряда:
а) ССП с соединительными союзами (и; да (в значении и); ни..., ни;
тоже; также; не только..., но и; как..., так и);
б) ССП с разделительными союзами (то – то; не то – не то; или;
либо; то ли – то ли);
в) ССП с противительными союзами (а, но, да (в значении но),
однако, зато, но зато, только, же).
Простые предложения в составе сложносочиненного предложения
отделяются друг от друга запятыми. Запятая ставится перед
сочинительными союзами.
Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами могут
передавать различные смысловые отношения между простыми
предложениями.
- Итак, ребята, что нам уже известно?
- Что является новым?
- Что оказалось непонятным и требует разъяснений?
V. Первичная проверка понимания (с повторением темы «Сочинительные
союзы»)
1 - задание: ПРИЕМ «Исправление ошибок» (ошибки в распределении
союзов) На доске необходимо исправить ошибки, правильно распределив
союзы в таблице. По 1 ученику
Группы
сочинительных союзов
Соединительные Разделительные Противительные
и, да (=и),
ни... ни,
тоже,
также то... то,
или (иль),
либо... либо,
не то... не то, а, но, да (=но),
зато, однако,
не только... но и
то ли... то ли
V. Первичное закрепление (работа в группе)
Я надеюсь, что материал сегодняшнего урока стал понятен всем.
Теперь, зная группы сочинительных союзов, вам предстоит выполнить
следующее задание. Выпишите номера сложных предложений, на листе А4
составьте графическую схему одного из них.
1 - группа 2 - группа 3 - группа
ССП с соединительными союзами ССП с разделительными союзами ССП с
противительными союзами
1. Тут раздался лёгкий свист, и соловей умолк.
2. То слишком морозит, то моросит дождь.
3. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил
свою.
4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё - таки обойдёт.
5. Взошло солнце и озарило все вокруг своим ярким светом. (ПП)
6. Туман лежал белой колыхающейся гладью у его ног, но над ним
сияло голубое небо.
7. Шептались душистые зеленые ветви, золотые лучи солнца тоже
звенели ликующим торжеством победы
Вывод. Сложносочиненное предложение – это такое сложное союзное
предложение, в котором два и более простых предложения связаны
между собой по смыслу, интонацией и сочинительными соединительными,
сочинительными противительными или сочинительными разделительными
союзами.
VI. Практическое использование полученных теоретических
сведений.
Лингвистическое моделирование. (индивидуальная работа)
Из простого распространенного предложения образуйте
сложносочиненное, используя необходимые по смыслу союзы.
Образец: Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать
пение птиц. — Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать
пение птиц.
1 - группа: 1. Несмотря на сильное переутомление, спать не
хотелось.
2. Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем
непроходимы.
2 - группа: 1. Пришла осень и покрыла позолотой деревья в
парке.
2. Птицы были кем - то напуганы или вовсе покинули эти места.
3 - группа: 1. Ветер стряхивает снег с сосен и покрывает поляну его
серебристыми блестками.
2. Выглянул месяц и осветил деревья в саду своим холодноватым
светом.
VII. Работа по картине: Любое знание лучше запомнится, если оно
отрабатывается на практике. Составьте сложносочиненные предложения
по картине.
VII. Рефлексия.
Ребята, у нас осталась незаполненной третья графа таблицы. Что же
мы должны в неё написать
Знаю Хочу узнать Узнал
Что такое сложносочиненное предложение?
Какими бывают сложносочиненные предложения?
ССП делятся на:
ССП с соединительными союзами,
ССП с противительными союзами,
ССП с разделительными союзами.
IX. Домашнее задание: упражнение 26, стр. 26