Этапы урокаФормы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг. момент.Игровой прием с целью деления на группы «Собери пословицы» | Учитель: Доброе утро, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Дети: Да!Учитель: Тогда вперед!Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. (ССП)Куда река пошла, там и русло будет. (СПП)Хочешь есть калачи - не лежи на печи. (БСП)
На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «СП с разными видами связи». Сегодня мы продолжим работать над этой сложной темой. В связи с этим, подумайте, какие цели мы должны поставить перед собой в начале урока?
Оформление тетрадей. | - Приветствие учащихся- Вытягивают листочки с пословицами- Рассаживаются по группам- Настрой на урок- Рапорт дежурного- Определяют, по какому принципу разделились на группы
- Ставят перед собой цели урока Мы должны ………..-закрепить знания по пройденным темам-уметь составлять сложные предложения с разными видами связиДля чего мы изучаем тему сложное предложение в разделе синтаксис?- для грамотного построения предложений
Запись в тетрадях |
ІІ. Стадия вызова 1.«Мозговой штурм».
| СП с разными видами – это……На сколько частей членится Сп?Что нужно сделать, чтобы правильно расставить знаки препинания? 4. Какие знаки препинания ставятся между простыми предложениями в СП с разными видами связи? | 1.Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.2. Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно.3. Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.4. Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.5. Иногда два, три и более простых предложения могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой. 6. Так же между БСП возможны запятая, тире и двоеточие |
ІІІ. Стадия осмысления. Работа с карточками
«Письмо по кругу» | 1) сочинение и подчинение.Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).2) сочинение и бессоюзная связь.Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).
3) подчинение и бессоюзная связь.Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).Для сильных учащихсяРусский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. (И.С. Тургенев)
Для слабых учащихся Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы (на доске).Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
«Окружающая среда» | (И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)Схема этого предложения: (Но – сочинительный союз.)Схема этого предложения:
(Когда – подчинительный союз.)Схема этого предложения:
(СП с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить а именно ). Первая часть – СПП с придаточным степени, которое относиться к указательному слову так в главном. Вторая- ПП, осложненное однородными членами.)
Составляют сложные предложения по темам «Лес – это…», «Воздух - природный дар», «Вода источник жизни» |
Закрепление | Каждому ученику раздаю тест, состоящий из 5 вопросов | Выполняют тестовые работы |
Д/з | 1)Выписать из художественной работы по одному предложению по темам «ССП», «СПП», «БСП»2) Повторить билеты №22, 23, 24 |
|
Оценивание | Выставление оценок | Спикеры групп зачитывают баллы |
Подведение итогов урока. Рефлексия. |
|
|